Научная статья на тему 'Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста'

Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4136
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ / DISORDERS OF POSTURE / CHILDHOOD / PHYSICAL EXERCISES / PRESCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданова Галия Нагимовна, Шевлякова Полина Феодосиевна, Богданова Регина Флюровна

Изучено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей. Предложены эффективные средства профилактики нарушений осанки в соответствии с поставленными задачами выделенных периодов организации лечебнооздоровительных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданова Галия Нагимовна, Шевлякова Полина Феодосиевна, Богданова Регина Флюровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CORRECT POSTURE OF PRESHLOOLERS BY USING PHYSICAL EXERCISES

The influence of physical exercise on the formation of correct posture in children. Offered effective means of prevention of infringements of a bearing in accordance with the tasks allocated to periods organization of therapeutic sessions.

Текст научной работы на тему «Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста»

2. Виноградов И.Г. Силовая тренировка для студентов вузов: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005. 48 с.

3. Люташин Ю.И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 169 с.

4. Пирназарова Н.Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток: на примере ритмической гимнастики: дис. ...канд. пед. наук. Новосибирск, 2007. 189 с.

Бакшева Татьяна Витальевна, канд. пед. наук, доц., fksportamail.ru, Россия, Ставрополь, Северо-Кавказский федеральный университет

ATHLETIC GYMNASTICS IN THE CONTEXT OF APPLIED PHYSICAL EDUCATION

STUDENTS

T. V. Baksheva

In the article considered the problems of improving the content of applied physical culture of students - future social workers. And revealed the necessity of the introduction of means of athletic gymnastics and the best ways to use them in physical education students. On the basis of the research the author proved the effectiveness of the organization of employment by athletic gymnastics as a backbone structure, and composition of the different components of the logical sequence of athletic gymnastics strength training program announced in applied physical culture of students

Key words: applied physical training, university students, future social workers, athletic gymnastics.

Baksheva Tatyana Vitalevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, fksportamail. ru, Russia, Stavropol, North-Kavskazsky Federal University

УДК 796.011:373.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Н. Богданова, П.Ф. Шевлякова, Р.Ф. Богданова

Изучено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей. Предложены эффективные средства профилактики нарушений осанки в соответствии с поставленными задачами выделенных периодов организации лечебно-оздоровительных занятий.

Ключевые слова: нарушение осанки, детский возраст, физические упражнения, дошкольные учреждения, занятия в бассейне.

По данным статистики 15-17 % дошкольников имеют нарушения осанки, в 7-9 лет - у каждого третьего ребенка, а среди школьников процент возрастает до 80 %. Значение правильной осанки трудно

переоценить. Она формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка и легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов

Цель исследования: изучить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей.

Задачи работы:

1. Определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.

2. Оценить эффективность физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

Основой правильной осанки является здоровый позвоночник -именно он опора всего организма. Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечнососудистую, дыхательную, органы пищеварения, мышечный и связочный аппарат всего организма [1, 3, 4].

Осанка - привычная непринужденная поза человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Правильная осанка характеризуется вертикальным положением головы и остистых отростков, горизонтальным уровнем надплечий, симметричным расположением углов лопаток, симметричными треугольниками талии, физиологическими изгибами позвоночника, правильной формой грудной клетки и живота, наклоном таза, одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей [1, 2].

Причины нарушения правильной осанки у детей:

• слабость естественного мышечного корсета ребенка,

• снижение двигательной активности;

• несоответствие мебели весо-ростовым показателям ребенка,

• увлечение компьютерными играми;

• длительное сидячее положение;

• плохая организация рабочего и игрового пространств.

В подведомственных дошкольных учреждениях проведен углубленный медосмотр 8814 детей. Отставание в физическом развитии выявлено у 205 (2,34 %) детей, нарушение осанки - у 324 (3,67 %) дошкольников.

В детском саду коррекционного вида были дети с различными отклонениями в состоянии здоровья. Нами оценивалось физическое развитие детей подготовительной группы методами наружного осмотра и

антропометрических измерений. При наружном осмотре оценивались осанка, формы костного скелета: грудная клетка, спина, живот, нижние конечности, состояние мускулатуры, кожных покровов и жироотложения. У 4 детей подготовительной группы выявлены нарушения осанки. У 3 детей была сутуловатость и у одного ребенка - сколиоз грудного отдела позвоночника. У других детей были изменения формы спины: круглая, плоская.

Нарушения осанки у детей были вызваны слабым физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки, а не следствием обменных заболеваний или ортопедической патологии. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Поэтому при составлении комплексов лечебной гимнастики и физкультурного занятия в них включались общеразвивающие упражнения и упражнения корригирующего характера.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки являются систематические занятия физической культурой. Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

1) обучение навыкам правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

2) укрепление мышц туловища и конечностей;

3) нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

4) целенаправленная коррекция имеющихся нарушений осанки.

В основе применения ЛФК лежат три основных направления -корригирующая, симметричная и асимметричная гимнастика.

Применялись следующие упражнения: дыхательные упражнения; общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры); упражнения на тренажерах или упражнения на равновесие; упражнения с использованием различных видов снарядов (флажки, мячи, кубики, кегли, массажеры).

Такие упражнения и физкультминутки рекомендуются при длительных педагогических занятиях или длительной умственной деятельности. Перерывы хорошо делать каждые 4560 мин, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения, упражнения для туловища, спины, кистей рук и упражнения для глаз [2-4].

Для исправления дефектов осанки использовались определенные упражнения, которые подбирались в соответствии с видами нарушения осанки. Дыхательные и общеразвивающие упражнения использовались при всех видах нарушений осанки. Они способствуют улучшению дыхания, органов кровообращения, трофических процессов. Упражнения выполнялись из различных исходных положений, для всех мышечных групп, с предметами или без них.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) применялись: прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с

наклоном спины; растягивание мышц спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; укрепление мышц спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При боковом искривлении позвоночника (С- и S-образный сколиоз): подбирались специальные упражнения для мобилизации позвоночника, упражнения для коррекции деформации и удержания коррекции. Пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот.

Исходное положение лежа на животе. Голова в упоре на подбородок, руки в позе коррекции: левая вверх, правая в сторону ладонью к полу, левая нога отведена до угла 15 градусов. Приподнимаем голову, плечи, руки, левую ногу, кисти рук сжаты в кулак. Удерживаем положение с напряжением на 4 счета 6-8 раз. Выполняем медленно и следим за дыханием. Сгибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Лежа на спине. Руки в позе коррекции: левая -вверх, правая - в сторону. Сгибание и разгибание левой ноги в тазобедренном и коленном суставах на 6 счетов («насос») 6-8 раз.

Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет. Активно использовались упражнения на равновесие: ласточка, перешагивание через препятствия, «бой на бревне», ножницы и велосипедные упражнения.

Эффективность ЛФК заключается в целенаправленной коррекции, имеющегося нарушения осанки, укреплении мышечного корсета и нормализации трофических процессов в мышцах. Хороший эффект коррекции осанки был получен у детей, занимающихся в плавательном бассейне. Также специально подбирали комплекс упражнений с учетом степени деформации позвоночника. При кифозе необходимо больше плавать на спине. Широко использовались упражнения, оказывающие легкое вытягивающее воздействие на позвоночник, способствующие укреплению мышц живота и спины, вызывающие расширение грудной клетки и улучшающие жизненную емкость легких и тренирующих дыхательный аппарат. Температура воды в бассейне была комфортной, не ниже 28-30 градусов. Организация лечебно-оздоровительных занятий проводилась с сентября по июнь и предусматривала решение задач по периодам.

Задачи подготовительного периода:

1) повышение уровня физического развития;

2) выработка правильной осанки, приобретение навыков держаться на воде, выполнять специальные упражнения.

Задачи основного периода:

1) укрепление мышечного корсета;

2) стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки путем дозированных плавательных нагрузок и специальных упражнений в воде;

3) совершенствование техники плавания, выполнение специальных упражнений.

Задачи заключительного периода:

1) стойкое закрепление результатов лечения и оздоровления;

2) повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития;

3) поддержание хорошего уровня физического развития и функциональных способностей, приобретенных в основном периоде.

При оценке эффективности занятий использованы пробы Ромберга, Штанге, Генча, тесты на силовую выносливость, тест Адамса, тест на гибкость позвоночника.

Все дети, обучающиеся в плавательном бассейне, улучшили свое физическое развитие, добились поддержания позвоночника в правильном положении, правильной осанки, хорошо укрепили мышечно-связочный аппарат, значительно улучшили функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем. Занятия в бассейне позволили эффективно выполнять самые различные упражнения с нагрузкой на позвоночник для улучшения осанки в сочетании с приобретением навыков плавания.

Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Для формирования навыков правильной осанки необходимо соблюдать ряд условий: правильное чередование занятий и отдыха, правильное рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости, систематическое развитие и укрепление мускулатуры спины, брюшного пресса. Обязательно следить за правильной осанкой не только вовремя занятий ЛФК, играх на компьютерах, но и во время приема пищи, сидя за столом при рисовании, уроках письма.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых выявлены какие-либо отклонения. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать сохранения её, оберегать их от непосильных нагрузок.

Необходимо использовать комплекс физических упражнений: утренняя гимнастика, дыхательные, корригирующие, общеразвивающие упражнения и подвижные игры в работе с детьми. Обязательно обучать педагогический коллектив детских садов, самих родителей и детей систематическому применению комплекса специальных гимнастических упражнений, занятий в бассейне, необходимости внедрения физической

культуры для укрепления здоровья, улучшения осанки и повышения иммунитета.

Выводы. Раннее выявление и коррекция нарушений осанки в детском возрасте приносит более заметные успехи при выполнении комплекса физических упражнений, регулярных занятий в бассейне. Занятия физическими упражнениями значительно улучшили осанку, повысили физическую активность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям.

Список литературы

1. Волков И.П., Букреев А.П. Правильная осанка человека - ключ к здоровью и долголетию. Минск: Полымя, 2004. 172 с.

2. Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 51-54.

3. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: учеб. пособие. Минск: НМ Центр, 2000. 240 с.

4. Котешева И.А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика. М.: Эксмо, 2004. 208 с.

Богданова Галия Нагимовна, д-р мед. наук, проф., elenaart-7l2@yandex.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Шевлякова Полина Феодосиевна, зав. отделением, elenaart- 7l2@yandex. ru, Россия, Уфа, дет. поликлиника № 2,

Богданова Регина Флюровна, аспирант, elenaart- 7l2@yandex. ru, Россия, Уфа, Башкирский медицинский университет

THE FORMATION OF CORRECT POSTURE OF PRESHLOOLERS BY USING PHYSICAL

EXERCISES

G.N. Bogdanova, P.F. Shevliakova, R.F. Bogdanova

The influence of physical exercise on the formation of correct posture in children. Offered effective means of prevention of infringements of a bearing in accordance with the tasks allocated to periods organization of therapeutic sessions.

Key words: disorders of posture, childhood, physical exercises, preschools.

Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, elenaart- 7l2@yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Shevliakova Polina Feodosievna, head of the department, elenaart- 7l2@yandex. ru, Russia, Ufa, health clinic № 2,

Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 7l2@yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Medical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.