Научная статья на тему 'Пилатес - как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата'

Пилатес - как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1835
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИТНЕС / СИСТЕМА ПИЛАТЕС / ГИПОДИНАМИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / ОСТЕОХОНДРОЗ / СКОЛИОЗ / МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС / ДИСБАЛАНС / ГИБКОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна, Мельникова Татьяна Игоревна

Статья посвящена проблемам здоровья студентов и организации занятий в группах специального медицинского отделения. Авторы практическим путем обосновывают эффективность занятий по системе Пилатес в качестве профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, и усовершенствование учебно-тренировочного процесса в вузе со студентами специального медицинского отделения. В ходе исследований установлено, что оздоровительная система Пилатес направлена на растяжение и укрепление мышц всего тела, улучшение баланса, мышечной силы, гибкости и осанки, и является эффективным профилактическим средством против травм при занятиях фитнесом и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна, Мельникова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilates - as a form of prevention of injuries and violations of a support-moving apparatus

The article is devoted to the problems of students' health and the organization of classes in groups of a special medical department. The authors practically substantiate the effectiveness of the Pilates training as a prophylaxis of locomotor system diseases, and improvement of the educational process in the university with students of a special medical department. During the research it was established that the Pilates health system is aimed at stretching and strengthening the muscles of the whole body, improving balance, muscle strength, flexibility and posture, and is an effective preventive tool against injuries in fitness and sports.

Текст научной работы на тему «Пилатес - как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата»

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). -С. 166-168.

2. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.

3. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

4. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев, О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138-141.

5. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

REFERENCES

1. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.

2. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.

3. Ponimasov, O.E., Novoseltsev, O. V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

4. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofit-nes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.

5. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

УДК 796.011.3

ПИЛАТЕС - КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ И НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблемам здоровья студентов и организации занятий в группах специального медицинского отделения. Авторы практическим путем обосновывают эффективность занятий по системе Пилатес в качестве профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, и усовершенствование учебно-тренировочного процесса в вузе со студентами специального медицинского отделения. В ходе исследований установлено, что оздоровительная система Пилатес направлена на растяжение и укрепление мышц всего тела, улучшение баланса, мышечной силы, гибкости

и осанки, и является эффективным профилактическим средством против травм при занятиях фитне-сом и спортом.

Ключевые слова: инновационные технологии, фитнес, система Пилатес, гиподинамия, здоровый образ жизни, профилактика, остеохондроз, сколиоз, мышечный тонус, дисбаланс, гибкость, координация.

PILATES - AS A FORM OF PREVENTION OF INJURIES AND VIOLATIONS OF A

SUPPORT-MOVING APPARATUS

Lada Vladimirovna Morozova, the senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Tatiana Igorevna Melnikova, the senior teacher, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the problems of students' health and the organization of classes in groups of a special medical department. The authors practically substantiate the effectiveness of the Pilates training as a prophylaxis of locomotor system diseases, and improvement of the educational process in the university with students of a special medical department. During the research it was established that the Pilates health system is aimed at stretching and strengthening the muscles of the whole body, improving balance, muscle strength, flexibility and posture, and is an effective preventive tool against injuries in fitness and sports.

Keywords: innovative technologies, fitness, Pilates, inactivity, healthy lifestyle, prevention, oste-ochondrosis, scoliosis, muscle tone, imbalance, flexibility, coordination.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы строить педагогический процесс, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические и личностные особенности студентов. По статистике на первом месте заболеваний у студентов - это заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА): сколиоз, остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, другие заболевания в спинном, шейном отделах позвоночника. Двигательные нарушения имеют разную этиологию, степень выраженности, сопутствующие заболевания, вторичные заболевания [6].

Молодые люди в студенческие годы наиболее подвержены гиподинамии. Весь учебный процесс в вузе выстроен таким образом, что больше половины времени суток, студенты проводят в аудитории в сидячем положении, и за компьютером. Физические упражнения в течение дня практически отсутствуют. Все это сказывается в первую очередь на здоровье.

Цель исследования - на основе теоретического анализа специальной методической литературы и практического опыта обосновать целесообразность использования системы Пилатес как формы профилактики заболеваний ОДА и предупреждение спортивных травм.

Объект исследования - учебно-тренировочные занятия специального медицинского отделения по дисциплине «Физическая культура» в Северо-Западном институте управления (СЗИУ РАНХиГС).

Предмет исследования - средства и методы системы Пилатес, корригирующие нарушения ОДА.

Нами были поставлены следующие задачи:

• проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

• определить эффективность и положительные стороны техники упражнений системы Пилатес;

• разработать комплексы упражнений на основе системы пилатес для коррекции нарушений ОДА.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Северо-Западном институте управления (СЗИУ) РАНХиГС ежегодно проводится медицинский осмотр. По данным осмотра, в 2016/17 учебном году участвовало 2030 первокурсников, с целью определения уровня состояния здоровья студентов, и распределения их по группам здоровья. Нами был проведен анализ заболеваний по результатам медицинского осмотра (в %) и тестирование.

По результатам медицинского смотра стала актуальна задача поиска современных методов и средств оздоровления и профилактики травм ОДА.

В процессе изучения научно-методической литературы выяснилось, что большинство авторов, изучающих проблемы опорно-двигательного аппарата, руководствуются традиционными методами и средствами профилактики и реабилитации [1, 2, 3, 4].

При организации учебно-тренировочных занятий в высших учебных заведениях со студентами специального медицинского отделения (СМО) используются средства и методы, направленные на общефизическую подготовку: оздоровительное плавание, аквааэробика, суставная гимнастика, корригирующая гимнастика, дозированная ходьба, фитбол и другие.

В связи с этим, актуален вопрос о внесении корректив в учебный процесс со студентами СМО. Специалисты сектора физической культуры и спорта СЗИУ с 2015/16 учебного года в программу профилактики нарушений ОДА включили систему Пилатеса.

Систему тренировок с одноименным названием, Джозеф Пилатес придумал в период первой мировой войны. Целая система реабилитационных мер, инновационных для того времени была разработана Д. Пилатесом для раненых с повреждениями опорно-двигательного аппарата.

В настоящее время оздоровительная система Пилатес рекомендована для людей всех уровней физической подготовки. Это щадящий и безударный вид физической нагрузки, особенно если есть ограничения в подвижности суставов, боли или травмы. Пи-латес от других видов фитнеса отличает значительная степень адаптивности при различных ограничениях.

Пилатес - это система упражнений, улучшающая осанку, снимает мышечное напряжение, смягчает болевой синдром при грыжах межпозвонковых дисков, снижает риск травм, как во время силовых тренировок, так и при бытовой деятельности.

При выборе системы Пилатес для занятий со студентами СМО мы руководствовались положительными воздействиями на ОДА:

• коррекция осанки;

• улучшение подвижности и гибкости позвоночника;

• обеспечение мышечного тонуса;

• укрепление костно-мышечного аппарата;

• профилактика травматизма;

• улучшение баланса и координации движений;

• снижение болевого синдрома;

• сохранение и улучшение плотности костной ткани.

Пилатес - это методика, укрепляющая глубокие мышцы туловища. Особенностью данной методики является направленное воздействие на окружающие позвоночник мышцы: поперечную мышцу живота, мышцы тазового дна и глубокие постуральные мышцы спины. Они по своим функциям являются стабилизирующими, которые поддерживают позвоночник, и его поясничный отдел, которые наиболее подвержены травмам при активных движениях.

Мышечный дисбаланс является основной причиной травм и хронических болей в позвоночнике. Отдельные виды спорта дают одностороннюю нагрузку на мышцы, а Пила-тес как раз помогает восстановить необходимый баланс в организме человека. Грамотно подобранные упражнения (комплексы) улучшают постуральную мышечную асимметрию,

уменьшая тем самым износ костной ткани в результате неравномерной нагрузки на межпозвонковые диски и суставы, и при занятиях спортом, и при таких нарушениях как лордоз, кифоз, сколиоз, косолапость. Из-за нарушений осанки приобретаются двигательные стереотипы, для устранения которых требуется длительная работа с задействованием компенсаторных механизмов по восстановлению осанки.

Оздоровительная система Пилатес основана на упражнениях в выравнивании позвоночника, которые пропорционально зависят от количества повторений в единстве с разумом, телом и правильным дыханием. Постепенность увеличения нагрузок, подготавливает мышцы для более безопасных и эффективных движений, являющие неоценимой профилактикой для восстановления после травм и профилактики заболеваний ОДА.

Предложенные комплексы в СМО при заболеваниях опорно-двигательного аппарата составлены из плавных движений, которые растягивают, укрепляют мышцы, достигая согласованной деятельности всех отделов организма. В комплексы были включены упражнения, выполняемые из разных исходных положений: из основной стойки и сидя, из упора сидя и лежа, из положения лежа на животе, на спине, или на боку, в зависимости от степени нарушений ОДА и характера перенесенного заболевания.

Занятия индивидуально проводились и в группах, которые отличались последовательностью упражнений, исходными положениями, сложностью и вариантами выполнения. Комплексы по системе Пилатес выполняются безостановочно и в медленном темпе.

При конструировании комплексов специалисты руководствовались основными шестью принципами - центрирование; концентрация; контроль; точность; дыхание; вытяжение.

Постановка дыхания по системе Пилатеса способствует напряжению брюшной зоны, и человек стремится максимально раскрыть грудную клетку, снабжая достаточно организм кислородом, тем самым укрепляя межреберные мышцы. Выполнение упражнений на выдохе, человек плавно и бережно вводит мышцы в состояние напряжения.

Изучение базовой техники движений - это довольно длительный процесс, формирующий осознанный подход к занятиям и своего тела. Благодаря однообразности, монотонности система Пилатеса достаточно эффективна и приемлема на любых заболеваниях.

Безусловно, обучение строилось на самых простых вариантах, постепенно усложнялась и дополнялась. Занятия по системе Пилатеса начинались с 2 раз в неделю по 25-30 минут, постепенно увеличивались до 4-5 раз в неделю, продолжительностью в 40-60 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проанализировав результаты медосмотров, начиная с 2012/13 уч. года по 2016/17 год, мы наблюдаем неутешительную картину роста числа заболеваний ОДА (рисунок 1).

39,3

38,7

□ОДА ПВСД □ Миопия 41.4

И Другие

41,8

22 7 21 2 22,7 _1_ 16,8 ■-•

ГП

21,8

22,1

17,4

21,5 17,1 2°,°

ТЕ

19,7 17,6 20,9

ГТЕ

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Рисунок 1 - Результаты медицинского осмотра студентов СЗИУ

Так с 2012/13 по 2015/16 учебные годы студентов с нарушениями ОДА возросло на 2,5%. С каждым годом увеличивается не только число нарушений ОДА, но и увеличивается разнохарактерность заболеваний и травм. Самыми распространенными нарушениями ОДА среди студентов являются: неправильная осанка, сколиоз, остеохондроз,

плоскостопие. Увеличилось количество студентов с перенесенными травмами ОДА и с последующими осложнениями двигательного режима: переломы конечностей, компрессионные переломы позвоночника, травмы колена, растяжения и разрывы связок и т.д.

В начале и в конце учебного года, после внедрения системы Пилатеса в практические занятия СМО, был определен уровень физического состояния студентов СМО. В эксперименте участвовали 11 юношей и 13 девушек, студенты СМО 1 курса факультета социальных технологий (ФСТ) из групп: 1304; 1305; 1310 и 1311. В таблице 1 представлены средние статистические данные до и после эксперимента.

Таблица 1 - Средние статистические показатели физического развития, функциональной и физической подготовленности студентов СМО____

№ п/п Показатели Период обследования Девушки (п=13) р Юноши (п=11) р

Физическое развитие

1. ЖЕЛ, л до 2,745±0,057 р <0,05 3,373±0,063 р <0,05

после 3,209±0,062 3,636±0,053

2. Динамометрия, кг правой

до 23,300±0,122 р <0,05 36,336±0,265 р <0,05

после 26,115±0,200 39,464±0,301

левой до 19,500±0,155 р <0,05 35,336±0,242 р <0,05

после 21,538±0,343 36,891±0,242

3. Экскурсия грудной клетки, см до 4,838±0,096 р <0,05 6,655±0,104 р <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после 5,954±0,105 7,991±0,064

Функциональная подготовленность

1. Артериальное давление, мм. рт. ст. систолическое

до 117,000±0,645 р>0,05 125,909±0,457 р>0,05

после 113,923±0,571 123,636±0,534

диастолическое до 76,308±0,447 р>0,05 85,364±0,570 р>0,05

после 70,615±0,449 76,545±0,606

2. ЧСС в покое, уд/мин до 79,308±0,691 р>0,05 83,364±0,816 р>0,05

после 69,000±0,993 65,273±0,939

3. Проба Генча, с до 21,000±0,866 р <0,05 29,000±0,800 р<0,05

после 32,077±1,139 42,364±1,151

Физическая подготовленность

1. Поднимание туловища из положения лежа, раз до 30,385±0,693 р <0,05 46,818±1,047 р <0,05

после 40,231±1,001 53,727±0,789

2. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (дев. с колен), раз до 10,846±0,873 р <0,05 29,091±0,964 р <0,05

после 16,769±1,001 37,818±1,535

3. Гибкость, см до 8,454 ±0,401 р>0,05 4,591±0,534 р <0,05

после 12,492±0,535 4,955±0,508

4. Подтягивание на перекладине (дев. на низкой), раз до 6,308±0,505 р <0,05 3,000±0,469 р <0,05

после 7,769±0,474 5,182±0,526

В результате педагогического эксперимента было установлено, что изменения показателей физической и функциональной подготовленности имело положительную направленность. Так, например, показатель физического развития ЖЕЛ у девушек увеличился с 2,745±0,057 до 3,209±0,062. Изменения результата данного теста носили достоверный характер (р <0,05). У юношей ЖЕЛ увеличился с 3,373±0,063 до 3,636±0,053(р <0,05).

У занимающихся в группах по системе Пилатес произошел значительный прирост показателей в силовых нормативах. Так, количество поднимания туловища из положения лежа у девушек значительно увеличился с 30,385±0,693 до 40,231±1,001(р <0,05). У юношей соответственно с 46,818±1,047 до 53,727±0,789. Также, как и у девушек изменения результата данного теста носили достоверный характер (р <0,05). В тесте на сгибание-разгибание рук, в упоре лежа (девушки с колен) изменения результатов и у девушек, и у юношей носили достоверный характер (р <0,05).

Анализируя эффективность занятий в СЗИУ по физической культуре в специальном медицинском отделении по предложенной нами организации, можно сделать следующие

выводы, что система Пилатес:

• способствует формированию мышечного корсета; избавляет от суставных болей;

• устраняет болевой синдром в позвоночнике; ликвидирует мышечный дисбаланс;

• повышает уровень физической подготовленности;

• улучшает гибкость, суставную подвижность и координацию движений;

• увеличивает объем легких.

Проведенные нами исследования позволяют констатировать, что занятия по системе Пилатес способствует развитию адаптационных возможностей студентов и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко, В.Б. Фитнес-технологии в физическом воспитании : учеб. пособие / В.Б. Зинченко, Ю.О. Усачов. - Киев : Изд-во Национального авиационного университета, 2011. - 152 с.

2. Кирьянова, Л.А. Аквааэробика и использование тренажеров на занятиях по физической культуре студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова, С.К. Рукавишникова // Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта : сборник материалов междунар. научно-практической конф. М-ва образования и науки РФ ; Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск, 2015. - С. 151-156.

3. Морозова, Л.В. Инновационный подход в организации занятий для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 128-135.

4. Морозова, Л.В. Аквааэробика-одна из форм оздоровления студентов специальной медицинской группы / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2014. - Том 5. - Выпуск 2 (14). - С. 219-221.

5. Ретивых, Ю.И. Применение комплексной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у студентов / Ю. И. Ретивых // Материалы междунар. научно-практической конференции "Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации". 8-10 апреля, 2009 г. / Минский гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2009. - Т. 2. - С. 536-539.

6. Частные методики адаптивной физической культуры : учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Советский спорт, 2009. - 608 с.

REFERENCES

1. Zinchenko, V.B. and Usachov, Yu.O. (2011), Fitness technologies in physical training: studies. settlement, Publishing house of the National aviation university, Kiev.

2. Kiryanova, L.A., Morozova, L.V. and Rukavishnikova, S.K. (215), "Aqua aerobic and use of exercise machines on classes in physical culture the students having diseases of the musculoskeletal device", Current problems ofphysiology, physical culture and sport: collection of materials of inter. scientific and practical conf, Publishing house the Ulyanovsk state. pedagogic university, Ulyanovsk, pp. 151-156.

3. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2015), "Innovative approach in the organization of occupations for students of special medical group with diseases of the musculoskeletal device", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 128-135.

4. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2014), "Aqua aerobics-one of forms of improvement of students of special medical group", Scientific works of Northwest institute of management of a RANEPA, Volume 5, Issue 2 (14), pp. 219-221.

5. Retivykh, Yu.I. (2009), "Application of a complex technique of correction of violations of the musculoskeletal device for students", Materials of inter. of the scientific and practical conference "Physical Training and Sport in an Education System as a Factor of Physical and Spiritual Improvement of the Nation " on April 8-10, 2009, Publishing house the Minsk state university of physical cultures, Minsk, Vol. 2, pp. 536-539.

6. Ed. Shapkova, L.V. (2009), Private techniques of adaptive physical culture: the textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.