Научная статья на тему 'Применение электронного мониторинга осужденных без изоляции от общества на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы'

Применение электронного мониторинга осужденных без изоляции от общества на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ (СЭМПЛ) / ELECTRONIC MONITORING SYSTEM OF THE CONTROLLED ENTITIES (SAMCP) / ELECTRONIC AND OTHER ENGINEERING MEANS OF CONTROL / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / PENAL AND EXECUTIVE INSPECTION / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ / AUDIOVISUAL / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / HOUSE ARREST / LIBERTY RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Удоденко А.О.

Автором рассматривается опыт ФСИН России по внедрению системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Приводятся нормативные правовые акты, регламентирующие данное направление деятельности, анализируется статистическая информация. Делается вывод о перспективности и экономической обусловленности использования данного вида контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Удоденко А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of monitoring of the convicts without social isolation at the contemporary reformation of the penal service

The author examines the experience of Russian Federal Penitentiary Service to implement the system of electronic monitoring of the controlled persons (SAMCP). He gives normative legal acts regulating this activity and analyzes statistical information. The author gives the conclusion about the viability and economic conditionality of using this type of control.

Текст научной работы на тему «Применение электронного мониторинга осужденных без изоляции от общества на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы»

А. О. УДОДЕНКО заместитель начальника отдела исполнения наказаний

УОИНИО ФСИН России, майор внутренней службы

A. O. UDODENKO

Применение электронного мониторинга осужденных без изоляции от общества на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы

Application of monitoring of the convicts without social isolation at the contemporary reformation of the penal service

Аннотация. Автором рассматривается опыт ФСИН России по внедрению системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Приводятся нормативные правовые акты, регламентирующие данное направление деятельности, анализируется статистическая информация. Делается вывод о перспективности и экономической обусловленности использования данного вида контроля.

Ключевые слова: система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), уголовно-исполнительные инспекции, аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, ограничение свободы, домашний арест.

Annotation. The author examines the experience of Russian Federal Penitentiary Service to implement the system of electronic monitoring of the controlled persons (SAMCP). He gives normative legal acts regulating this activity and analyzes statistical information. The author gives the conclusion about the viability and economic conditionality of using this type of control.

Key words: electronic monitoring system of the controlled entities (SAMCP), penal and executive inspection, audiovisual, electronic and other engineering means of control, liberty restrictions, house arrest.

В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации происходит активное внедрение в практическую деятельность территориальных органов ФСИН России современных технических средств, обеспечивающих должный контроль за порядком отбывания осужденными различных видов уголовных наказаний. В последние годы все более широкое применение находят виды наказаний, не свя-

занных с лишением свободы. Для контроля за поведением и передвижением осужденных к таким видам наказаний необходимо постоянное наблюдение. Правоохранительными органами многих государств в таких случаях применяются системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ).

В Концепции развития УИС РФ до 2020 года [1] в разделе «Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и постпени-

тенциарная адаптация» отмечено, что в целях обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 [2].

В 2010 году ФСИН России начала внедрение СЭМПЛ в деятельность уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ, инспекция) на территории всех субъектов Российской Федерации, которое удалось осуществить практически за два года. По состоянию на 1 апреля 2014 года федеральная государственная информационная система «Система электронного мониторинга подконтрольных лиц», зарегистрированная органами Роскомнадзора России 16.07.2012 № ФС-77120261 функционирует в 2337 уголовно-исполнительных инспекциях 80 территориальных органов ФСИН России. В настоящее время ФСИН России проводит мероприятия по развертыванию СЭМПЛ на территории Крымского федерального округа.

С 2012 года на инспекции возложена функция контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений [3].

В связи с вступлением в силу со 2 марта 2013 года постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» инспекции получили право использовать электронные браслеты для контроля лиц, находящихся под домашним арестом [4].

В настоящее время инспекциями для обеспечения дистанционного надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы, а также контроля лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего аре-

ста, в качестве основных средств электронного мониторинга используются:

1. Стационарное контрольное устройство (далее - СКУ) - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещения о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях.

При помощи СКУ инспекции осуществляют контроль следующих видов ограничений:

■ не изменять место жительства или пребывания без согласия УИИ;

■ не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток.

2. Мобильное контрольное устройство (далее - МКУ) - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного вне мест, оборудованных СКУ для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ОР8/ГЛОНАСС.

МКУ позволяет осуществлять контроль следующих видов ограничений:

■ не изменять место жительства или пребывания без согласия УИИ;

■ не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;

■ не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

■ не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;

■ не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования.

3. Браслет электронный - электронное устройство, надеваемое на осужденного в целях его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

Функционирование подсистемы сбора, хранения и обработки информации осу-

ществляется посредством регионального сервера мониторинга, включающего серверное, компьютерное и коммуникационное оборудование, а также необходимое специальное программное обеспечение. Для обеспечения доступа сотрудников инспекций к региональному серверу мониторинга с информацией

0 выполнении осужденными предписанных ограничений в каждой УИИ устанавливается стационарный пульт мониторинга. Это компьютер со специальными программами, а также телекоммуникационное оборудование и инструменты.

В 2013 году по учету УИИ территориальных органов ФСИН России прошло более 63 тыс. осужденных к ограничению свободы и 5900 лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. На 1 января 2014 года на учете УИИ состояло 32 654 осужденных к ограничению свободы и 1822 подозреваемых и (или) обвиняемых, находящихся под домашним арестом, из них под электронным контролем СЭМПЛ находились 15 195 (6668 МКУ и 8527 СКУ) осужденных к ограничению свободы и 1147 (1317 - СКУ, 130 -МКУ) подозреваемых и (или) обвиняемых под домашним арестом. Из находящегося в территориальных органах исправного оборудования СЭМПЛ используется 88 %. [5, 6].

При помощи средств электронного мониторинга УИИ было выявлено 18 825 нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. По результатам собранных при помощи электронных средств доказательств 2458 осужденных были направлены в места лишения свободы, 5898 осужденным по представлениям УИИ вменены дополнительные ограничения.

Всего с июля 2011-го по 1 апреля 2014 года под электронным контролем СЭМПЛ находилось более 40 тыс. осужденных к ограничению свободы. Кроме того, с марта 2013-го по

1 апреля 2014 года под контролем СЭМПЛ находились более 2500 подозреваемых и (или) обвиняемых, прошедших по учету УИИ.

В ходе контроля УИИ за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, сотрудниками УИИ выявлено более 2000 нарушений, из них 1215 -при помощи СЭМПЛ (60 %).

Результаты проведенного УОИНИО ФСИН России анализа эффективности электронного мониторинга показали, что уровень повторной преступности среди осужденных, контроль за которыми осуществлялся при помощи СЭМПЛ в 2013 году, составил 1,25 % (304 чел.). Между тем среднероссийский уровень повторной преступности всех осужденных к ограничению свободы, прошедших по учету УИИ в 2013 году, - 1,78 % (1123 чел.)

Исходя из этого можно констатировать, что использование электронных средств контроля способствует профилактике повторных преступлений, останавливая осужденных в электронных браслетах от совершения повторных преступлений.

Также необходимо отметить, что находящихся под контролем СЭМПЛ осужденных, злостно уклоняющихся и скрывающихся от контроля УИИ, в три раза меньше, чем осужденных, к которым не применяются технические средства надзора и контроля.

Таким образом, электронный мониторинг -одна из наиболее эффективных мер контроля, которая стимулирует осужденного к правопо-слушному поведению, поскольку подконтрольное лицо знает, что нарушение им возложенных судом ограничений будет своевременно выявлено и мера реагирования обязательно последует.

В 2014 году в рамках мероприятий по развитию и модернизации СЭМПЛ основным производителем и поставщиком оборудования для СЭМПЛ - ФГУП ЦИТОС ФСИН России были представлены новые образцы контрольных устройств. С их помощью инспекции смогут вести мониторинг подконтрольных лиц в закрытых помещениях. Такую техническую возможность производитель назвал «локальное позиционирование».

Она будет востребована инспекциями при контроле находящихся под домашним арестом лиц в тех случаях, когда местом домашнего ареста судом указано лечебное учреждение. При использовании СКУ с локальным позиционированием сотрудники УИИ будут получать информацию о выходах подконтрольного лица из палаты, в которой лечится подозреваемый или обвиняемый и его перемещениях по лечебному учреждению. Также такое устройство актуаль-

но при обеспечении контрольных и надзорных функций в отношении осужденных, отбывающих наказания в колониях-поселениях и исправительных центрах ФСИН России, осужденных к лишению свободы, трудоустроенных с выездом на объекты (персональное или групповое оповещение о перемещении в границах рабочих зон).

В целях совершенствования механизмов работы инспекций путем внедрения прогрессивных инновационных технологий с использованием современных автоматизированных технических средств ФСИН России подготовлен и направлен в Минюст России проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», предусматривающий осуществление периодической регистрации осужденных к ограничению свободы и условно осужденных с использованием технических средств, позволяющих проводить ее дистанционно.

В настоящее время около 30 % осужденных, состоящих на учете в УИИ, проживают в сельской местности. Порядка 10 % осужденных проживают в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, расстояние от места жительства этих осужденных до районных центров (мест дислокации УИИ) составляет от 50 до 500 километров. Так, например, во многих районах Красноярского края транспортное сообщение осуществляется преимущественно воздушным путем. В летнее время возможно сообщение речным, а зимой - автомобильным транспортом по зимним дорогам, при этом стоимость билета на пассажирский транспорт для проезда от места проживания к месту дислокации УИИ колеблется от 100 до 5000 рублей.

Вместе с тем в большинстве отдаленных населенных пунктов имеют место проблемы с трудоустройством, что обусловлено дефицитом рабочих мест и незаинтересованностью работодателей в приеме на работу осужденных, которым будет необходимо предоставлять два-три дня для поездок в УИИ на регистрацию. Подавляющее большинство осужденных не располагают денежными средствами и не имеют возможности являться на регистрацию в установленные судом сроки.

Согласно закону за неявку на регистрацию в УИИ условно осужденному выносится предупреждение, что впоследствии влечет за собой отмену условного осуждения и направление в места лишения свободы.

Использование электронного оборудования позволит упростить процедуру регистрации для осужденных в отдаленных населенных пунктах, что особенно актуально для лиц, состоящих на учете в группе риска, а также оперативно получать информацию о неявке подучетных на регистрацию и своевременно принимать меры по установлению их местонахождения.

В настоящее время отмечается необходимость осуществления удаленной электронной регистрации в 1800 населенных пунктах (административно-территориальные образования, где отсутствуют УИИ), в которых проживает более 30 тыс. осужденных, имеющих обязанность являться в УИИ на регистрацию.

Для осуществления УИИ удаленной электронной регистрации осужденных к наказанию в виде ограничения свободы предлагается использовать модернизированное СКУ для удаленной регистрации подконтрольных лиц с применением электронных браслетов, а для условно осужденных предлагается использовать модернизированное СКУ с применением видеорегистрации.

Применение удаленной электронной регистрации условно осужденных и осужденных к ограничению свободы позволит снизить количество нарушений, связанных с неисполнением обязанности являться на регистрацию (неявкой на регистрацию) осужденными, проживающими в удаленных населенных пунктах, активизировать профилактическую работу с данной категорией лиц, направленную на недопущение с их стороны повторных правонарушений и преступлений.

В целях осуществления контрольных функций ФСИН России за использованием инспекциями оборудования СЭМПЛ в ноябре 2012 года в управлении организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России установлено оборудование, которое позволяет вести контроль за применением электронных средств в любой из 80 УИИ территориальных

органов ФСИН России. Хочу отметить, что техническая возможность контроля со стороны профильного управления ФСИН России за порядком осуществления инспекциями электронного мониторинга подконтрольных лиц заметно повлияла на его качество.

В качестве следующего шага модернизации СЭМПЛ ФСИН России планируется создание верхнего уровня СЭМПЛ - центра анализа и мониторинга федерального уровня со следующими функциями:

■ наблюдение - удаленный мониторинг и контроль за качеством и стабильностью функционирования оборудования СЭМПЛ, как отдельно по выбранному учреждению, так и по региону, либо одновременно во всех территориальных органах ФСИН России;

■ проверка - удаленный контроль за порядком использования подчиненными учреждениями оконечного оборудования СЭМПЛ для надзора и контроля осужденных к ограничению свободы, а также иных категорий лиц, для контроля которых будет использоваться оборудование СЭМПЛ;

■ учет - сбор, формирование и предоставление необходимой статистической информации об использовании СЭМПЛ учреждениями территориальных органов УИС, как отдельно по выбранному учреждению, так и по региону, либо одновременно во всех (81) территориальных органах ФСИН России;

■ анализ - аналитическая обработка, в том числе с помощью средств автоматизации, моделирование проблемных ситуаций, сценариев их разрешения и визуализации информации.

Таким образом, ФСИН России не останавливается на достигнутом, изыскиваются все новые возможности развития электронного мониторинга подконтрольных лиц.

Создание СЭМПЛ верхнего уровня станет новым этапом развития электронного мониторинга ФСИН России и использования высоких технологий при исполнении наказаний в Российской Федерации.

Уверен, что добиваться максимально эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, можно только при условии использования современных достижений технического прогресса. ^

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03 2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» // Российская газета. -2010. - 7 апр.

3. УПК РФ в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 107 // СЗ РФ. - 2011. № 50. Ст. 7362.

4. Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» (вместе с Правилами применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений) // СЗ РФ. - 2013. № 8. Ст. 838.

5. Анализ статистической отчетности по форме ФСИН-1 раздела 16 «Деятельность уголовно-исполнительных инспекций», утв. приказом ФСИН России от 28.11.2012 № 555 «Об утверждении форм статистической отчетности ФСИН-1 и ФСИН-2 "Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы" и инструкций по их заполнению и представлению"».

6. Форма ФСИН-1 [Электронный ресурс] / доступ из АИС «Статистика УИС» ФСИН России (дата обращения: 01.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.