начальник отдела НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы
научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат политических наук, капитан внутренней службы
О некоторых проблемах применения электронных средств контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста
On some issues of electronic control device usage for the search of suspects or defendants in the places of execution of the sentence in the form of house imprisonment
г. А. БУРМАКИН G. A. BuRMAKIN
А. Ш. гАБАрАЕВ
A. SH. gabarayev
Аннотация. Рассмотрены вопросы правового регулирования и некоторые проблемы применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) при осуществлении контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Ключевые слова: домашний арест, уголовно-исполнительные инспекции, наказания без изоляции от общества, СЭМПЛ, электронный браслет.
Abstract. The author considers issues of legal regulation and some problems of monitoring persons under control with the help of electronic ankle tracking device while the search of the suspect or the offenders' sentence servicing in the form of house arrest and of observance of the bans and (or) restrictions imposed by court.
Key words: house arrest, criminal and executive inspections, punishments without isolation from society, electronic ankle tracking device, an electronic bracelet.
Политика гуманизации, проводимая в контексте взятых на себя Россией международных обязательств (в 1990 году приняты Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), в которых провозглашена важность и необходимость применения альтернативных наказаний) проявляется прежде всего в увеличении предусмотренных
Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.
Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-испол-
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
нительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» введено в действие наказание в виде ограничения свободы. В рамках реализации основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] для обеспечения дистанционного надзора за лицами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (УИИ) с 2010-2012 годы поэтапно вводилась в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций» функция по осуществлению контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений путем индивидуальной идентификации и проверки местонахождения в установленных местах (в том числе по сигналам ОР8/ГЛОНАСС) была возложена на уголовно-исполнительные инспекции.
Распоряжение ФСИН России от 15.08.2012 № 401-р «О порядке ввода в эксплуатацию системы электронного мониторинга подконтрольных лиц и постановке оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц на балансовый учет территориальных органов ФСИН России» обязывало начальников территориальных органов УИС ввести в эксплуатацию региональные подсистемы системы электронного мониторинга подконтрольных лиц до 17.08.2012.
В настоящее время оборудование СЭМПЛ внедрено в деятельность УИИ всех территориальных органов ФСИН России1 и применяется в отношении:
1 Исключение составляет ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, где указанное оборудование только внедряется в связи с вхождением в состав России данного территориального органа 14.03.2014.
- осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 60 УИК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы);
- подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста (в соответствии с ч. 10 ст. 107 УПК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».
С 01.01.2017 оборудование СЭМПЛ может применяться и в исправительных центрах в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ2 (в соответствии со ст. 6019 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 553 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам»).
Порядок осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими нало-
2 30.12.2013 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 431-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий применение положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части исполнения наказания в виде принудительных работ с 01.01. 2017.
женных судом запретов и (или) ограничений утвержден приказом Минюста России, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России от 11.02.2016 № 26 / 67 / 13 / 105 / 56. Так, в соответствии с п. 18 приказа уголовно-исполнительная инспекция для обеспечения контроля за нахождением лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в месте исполнения данной меры пресечения и за соблюдением им наложенных запретов и (или) ограничений принимает в установленном порядке решение о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля к лицу, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Согласно ведомственным статистическим данным ФСИН России, на учете в УИИ в 2015 году состояло 13 252 подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых судом была вынесена мера пресечения в виде домашнего ареста (в 2014 году - 9 180). Оборудование СЭМПЛ в 2015 году применялось для контроля 10 420 лиц (в 2014 году -6 721), находящихся под домашним арестом, что составило 78,6 % (в 2014 году - 73,2 %) от численности лиц, состоявших на учете в УИИ и находящихся под домашним арестом [2].
В соответствии с Комплексным планом научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2015 год ФКУ НИИ ФСИН России было проведено исследование и подготовлен аналитический обзор «Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста» [3].
Исследование практики применения оборудования СЭМПЛ в деятельности УИИ при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста показало, что данное оборудование снижает, во-первых, уровень повторной преступности среди подозреваемых или обвиняемых, а во-вторых, количество нарушений ими запретов и (или) ограничений, наложенных судом.
Так, в 2014 году (по результатам проведенного исследования) показатель нарушений среди лиц, к которым применялись электронные средства контроля, составил 12,87 %; сре-
ди лиц, к которым они не применялись, он равнялся 22,33 %. То есть наблюдаются те же положительные тенденции, что и при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы с применением оборудования СЭМПЛ.
В то же время при применении УИИ электронных средств контроля к подозреваемым или обвиняемым в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста имеются некоторые проблемы.
Проведенный ФКУ НИИ ФСИН России в 2015 году опрос 80 начальников УИИ территориальных органов ФСИН России показал, что, несмотря на имеющуюся результативность работы СЭМПЛ, в целом ее эффективность находится пока на недостаточно высоком уровне и требуется ее дальнейшая техническая модернизация. Срок службы оборудования невысок. Ввиду частых поломок и отсутствия запасных расходных материалов большое количество электронных средств контроля, требующих ремонта, зачастую скапливается в УИИ. Опрошенные руководители указали также на низкое качество программного обеспечения СЭМПЛ, невысокий уровень подготовки сотрудников, выполняющих функции администраторов и операторов данной системы, и т. д. [3].
В первом полугодии 2015 года всеми территориальными органами ФСИН России получены модернизированные электронные браслеты, и в настоящее время УИИ активно их используют. «Основное преимущество модернизированных электронных браслетов заключается в увеличении мощности встроенной аккумуляторной батареи, которой, как заявлено производителем, должно хватать на семь лет работы устройства, в отличие от трех лет работы предыдущей модели. Более того, в новой модели электронных браслетов полностью изменена конструкция крепления ремня и замка, благодаря чему производителям удалось исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности ремня» [4]. В остальном, в том числе и по техническим характеристикам, модернизированные электронные браслеты практически идентичны моделям предыдущей версии и в полной мере позволяют сотрудникам УИИ эффективно осуществлять свои функции.
Еще одной проблемой является взыскание с лиц, состоящих на учете в УИИ, материаль-
НАучНЫй РАзДЕл
ного ущерба в случаях повреждения (утраты) ими комплектующих частей оборудования СЭМПЛ, например с тех, кто не имеет постоянного источника дохода либо имущества, на которое может быть обращено взыскание.
«В ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не решен вопрос о привлечении к ответственности подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, за отказ от применения УИИ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, а также в случае умышленного повреждения либо уничтожения ими применяемых технических средств. Повреждение, утеря либо уничтожение технических средств контроля способствуют уклонению от исполнения наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В связи с этим в целях усиления функций контроля, а также повышения эффективности применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля в отношении подозреваемых и обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, предлагается ст. 107 УПК РФ дополнить положениями, устанавливающими ответственность подозреваемых или обвиняемых за отказ от применения в отношении них технических средств контроля, а также за совершение умышленных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к ним технических средств» [5].
В заключение необходимо отметить, что в целях совершенствования данного направления деятельности УИИ и в соответствии с
Комплексным планом научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2017 год ФКУ НИИ ФСИН России запланирована подготовка проекта инструкции «Порядок возмещения ущерба, причиненного при повреждении (утрате) аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора и контроля за поведением осужденных, подозреваемых или обвиняемых, состоящих на учете в УИИ». ^
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ от 25.10.2010 № 43, ст. 5544.
2. Сводный отчет ФСИН России о работе уголовно-исполнительных инспекций за 2015 год // Форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15. Доступ из АИС «Статистика УИС».
3. Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста : аналитический обзор. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2015.
4. Подводя итоги : интервью с начальником УОИНИО ФСИН России генерал-майором внутренней службы Е. Л. Зарембинской // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 6. С. 4.
5. Ермасов Е. В., Бурмакин Г. А., Габараев А. Ш. Вопросы совершенствования и практика реализации меры пресечения в виде домашнего ареста в деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Уголовное право. 2016. № 1.