Научная статья на тему 'Контроль уголовно-исполнительных инспекций за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста: проблемы и пути их решения'

Контроль уголовно-исполнительных инспекций за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1170
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ЗАПРЕТ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / CONTROL / PENAL INSPECTION / SUSPECTED PERSON / ACCUSED PERSON / MEASURE OF RESTRAINT / HOUSE ARREST / RESTRICTION / PROHIBITION / AUDIOVISUAL / ELECTRONIC AND OTHER TECHNICAL MEANS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышева Диана Валентиновна

в статье рассматриваются проблемы осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими установленных судом запретов и (или) ограничений; предлагаются пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENAL INSPECTIONS CONTROL OVER SUSPECTED OR ACCUSED PERSONS UNDER SENTENCE OF HOUSE ARREST: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

in the article the author considers problematic issues of penal inspections' control over suspected or accused persons under sentence of house arrest, over observation of prohibitions and/or restrictions, suggests ways of solving the problems.

Текст научной работы на тему «Контроль уголовно-исполнительных инспекций за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста: проблемы и пути их решения»

3431 ^ D.V. CHERNYSHOVA

ББК 67.410.207

Ч-49

PENAL INSPECTIONS' CONTROL OVER SUSPECTED OR ACCUSED PERSONS UNDER SENTENCE OF HOUSE ARREST: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

Annotation: in the article the author considers problematic issues of penal inspections' control over suspected or accused persons under sentence of house arrest, over observation of prohibitions and/or restrictions,

suggests ways of solving the problems. Key words: control, penal inspection, suspected person, accused person, measure of restraint, house arrest, restriction, prohibition, audiovisual, electronic and other technical means of control.

ДИАНА ВАЛЕНТИНОВНА ЧЕРНЫШЕВА, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник (НИИ ФСИН России) E-mail: [email protected].

КОНТРОЛЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ ИЛИ ОБВИНЯЕМЫМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ СУДОМ ИЗБРАНА МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ДОМАШНЕГО АРЕСТА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация : в статье рассматриваются проблемы осуществления контроля уголовно-исполнительными

инспекциями за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими установленных судом запретов и (или) ограничений;

предлагаются пути решения этих проблем. Ключевые слова: контроль, уголовно-исполнительные инспекции, подозреваемый, обвиняемый, мера пресечения, домашний арест, ограничение, запрет, аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. которыми уголовно-исполнительные инспекции

№ 420-ФЗ « О внесении изменений в Уголовный (далее - УИИ) являются учреждениями, испол-

кодекс Российской Федерации и отдельные за- няющими уголовные наказания в отношении лиц,

конодательные акты Российской Федерации»1 осужденных без изоляции от общества, а также

скорректированы основания и порядок приме- меру пресечения в виде домашнего ареста. нения к подозреваемым и обвиняемым меры Статья 107 Уголовно-процессуального кодек-

пресечения в виде домашнего ареста. Соответ- са Российской Федерации (УПК РФ) закрепля-

ствующие положения применяются в Российс- ет, что домашний арест в качестве меры пре-

кой Федерации с 1 января 2012 г. сечения избирается по судебному решению в

Указом Президента Российской Федерации отношении подозреваемогоили обвиняемого при

от 30 марта 2012 г. № 3512 осуществление фун- невозможности применения иной, более мягкой

кции по контролю за нахождением лиц, подо- меры пресечения и заключается в нахождении

зреваемых либо обвиняемых в совершении пре- подозреваемого или обвиняемого в полной либо

ступлений, в местах исполнения меры пресе- частичной изоляции от общества в жилом по-

чения в виде домашнего ареста и за соблюде- мещении, в котором он проживает в качестве

нием ими наложенных судом запретов и (или) собственника, нанимателя либо на иных закон-

ограничений возложено на Федеральную служ- ных основаниях, с возложением ограничений и

бу исполнения наказаний. (или) запретов и осуществлением за ним конт-

Постановлением Правительства Российской роля. С учетом состояния здоровья подозрева-

Федерации от 23 апреля 2012 г. № 360 «О некото- емого или обвиняемого местом его содержа-

рых вопросах деятельности уголовно-исполни- ния под домашним арестом может быть опре-

тельных инспекций»3 внесены изменения в По- делено лечебное учреждение. становление Правительства Российской Федера- Анализ статистических данных позволяет

ции от 16 июня 1997 г. № 7294, в соответствии с говорить о значительно возросшем за последний

год количестве лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Так, в 2012 г. на исполнение в УИИ поступило 2222 постановления (определения) судао домашнем аресте5, в то время как за 2011 г., по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, такая мера пресечения была избрана в отношении 181 человека6.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации суд, учитывая данные о личности подозреваемого или обвиняемого и фактические обстоятельства при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения, может ему запретить и (или) ограничить:

1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общение с определенными лицами;

3) отправку и получение почтово-телеграф-ных отправлений;

4) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом законодатель предусматривает; что подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудниковправоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом (УИИ), дознавателем, следователем О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует уголовно-исполнительную инспекцию.

В целях осуществления контроля за подозреваемым или обвиняемым УИИ может использовать аудиовизуальные электронные и иные технические средства контроля, перечень и правила применения которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений». К ним относятся:

1) средства персонального надзора и контроля: браслет электронный, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, ретранслятор, персональный трекер;

2) устройство аудиовизуальногоконтроля;

3) технические средства и устройства региональных информационных центров: сервер мо-

ниторинга, сервер аудиовизуальногоконтроля, стационарный пульт мониторинга, мобильный пульт мониторинга.

Постановлением определено, что при установлении судом в отношении подозреваемого или обвиняемого запрета на выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, УИИ вправе применять электронный браслет вместе со стационарным контрольным устройством, ретранслятор и устройство аудиовизуального контроля.

Если подозреваемому или обвиняемому не запрещено или разрешено в установленное время находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, УИИ вправе применять электронный браслет вместе с мобильным контрольным устройством, ретранслятор, персональный трекер и устройство аудиовизуального контроля. Следует отметить, что установка последнего устройства в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста возможна лишь при условии получения письменного согласия лиц, проживающих совместно с подозреваемым или обвиняемым в качестве собственника или нанимателя либо на иных законных основаниях.

В связи с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего организацию контроля за рассматриваемой категорией лиц, домашний арест исполняется УИИ в соответствии с Разъяснениями ФСИН России по осуществлению контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (далее - Разъяснения ФСИН России).

Во исполнение п. 3.1 Разъяснений ФСИН России уголовно-исполнительная инспекция при организации контроля за выполнением запретов и (или) ограничений, возложенных на подозреваемогоили обвиняемого по решению суда, взаимодействует с органами прокуратуры Российской Федерации, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами предварительного следствия федеральных органов исполнительной власти, судами, учреждениями здравоохранения и иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией.

В целях обеспечения контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им установленных судом запретов и (или) ограничений УИИ:

- не реже двух раз в неделю проводит проверки по месту жительства (лечебного учреждения) подозреваемого или обвиняемого в любое время суток (за исключением ночного времени). Дополнительная проверка нахождения подозреваемого или обвиняемого по месту жительства (лечебного учреждения) или пребывания в период действия домашнего ареста производится с использованием средств телефонной связи при их наличии, не реже двух раз в неделю, с отражением результатов в месячной ведомости контроля;

- не реже двух раз в месяц запрашивает сведения о поведении подозреваемого или обвиняемого по месту его жительства (лечебного учреждения), работы и (или) учебы;

- при разрешении судомподозреваемомуили обвиняемому находиться в определенное время вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и установлении судом мест, которые ему разрешено посещать, не реже двух раз в месяц посещает указанные места с целью проверки исполнения подозреваемым или обвиняемым установленных судом запретов и (или) ограничений, с отражением результатов в месячной ведомости контроля;

- ведет учет телефонных разговоров подозреваемого или обвиняемого по информации, поступившей из органа дознания или предварительного следствия, суда, а также от подозреваемого или обвиняемого;

- после установления факта нарушения подозреваемым или обвиняемым установленных запретов и (или) ограничений незамедлительно направляет в орган дознания или предварительного следствия, в производстве которого находится уголовное дело, уведомление о нарушении подозреваемым или обвиняемым установленных запретов и (или) ограничений;

- при нарушении подозреваемым или обвиняемым условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста после назначения судебного разбирательства в течение трех суток направляет в суд представление об изменении меры пресечения.

Следует отметить, что при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста наиболее остро стоит проблема осуществления контроля УИИ за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов и (или) ограничений на общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При

этом, как свидетельствует официальная статистика, практически каждый подозреваемый или обвиняемый подвергается судом всем этим запретам и (или) ограничениям либо некоторым из них. Так, в 2012 г. из 2222 подозреваемых или обвиняемых 1886 было запрещено и (или) ограничено общение с определенными лицами, 1801 - использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, 1734 - отправление и получение почтово-телеграфных отправлений7.

Представляется, что исполнение указанных запретов и (или) ограничений может осуществляться в том числе путем опроса соседей; наложения ареста на почтово-телеграфные отправления; прослушивания и записи переговоров; запроса и получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; отключения домашнего (мобильного) телефона и доступа к сети Интернет, однако это становится невозможным, если подозреваемый или обвиняемый проживает не один (например, с семьей).

Вместе с тем следует отметить, что при современном развитии мобильной телефонной связи и сети Интернет проконтролировать реальное исполнение подозреваемым или обвиняемым перечисленных запретов весьма затруднительно, тем более что судебное постановление об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста не дает оснований для ограничения конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Механизм реализации запретов и (или) ограничений конституционных прав предусмотрен положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в рамках проведения предварительного расследования - по основаниям и в порядке ст. 165, 185, 186, 186.1 УПК РФ) и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - ст. 6 Закона).

Пункт 1.6 Разъяснений ФСИН России предусматривает, что УИИ при установлении судом запретов и (или) ограничений на отправку и получение почтово-телеграфных отправлений, а также на использование средств связи и сети Интернет в день поступления постановления (определения) суда обращается в орган предварительного следствия по вопросу направления им в суд ходатайства, по основаниям и в порядке, предусмотренных УПК РФ. Однако,

как показывает практика, далеко не по всем такого рода обращениям УИИ в орган предварительного следствия принимаются положительные решения.

На основании изложенного и в целях повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за лицами, в отношении которых судом избра-

на мера пресечения в виде домашнего ареста, представляется необходимымпринять нормативный правовой акт, который регламентировал бы порядок осуществления контроля не только за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, но и за соблюдением ими установленных судомзапретов и (или) ограничений.

1 См.: Российскаягазета. 2011. 9 дек.

2 См.: О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний утвержденное УказомПрезидента РоссийскойФедерации от 13 октября 2004 г. №2 1314: Указ Президента Рос. Федерации от 30 марта 2012 г. № 351 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2012. № 14. Ст. 1615.

3 См.: Российская газета. 2012. 2 мая.

4 См.: Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативов их штатной численности: Постановление Правительства Рос. Федерации от 16 июня 1997 г. №2 729 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 25. Ст. 2947.

5 См.: Учет УИИ подконтрольных лиц, которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста, в регионах РоссийскойФедерации (по состоянию на 27.12.2012 г.).

6 См.: Домоседы. Под домашний арест отправлено почти две тысячи человек. URL:http://www.rg.ru/2012/ 12/13/аге5Лап1у.Ь1т1.

7 См.: Учет УИИ подконтрольных лиц, которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста, в регионах РоссийскойФедерации (по состоянию на 27.12.2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.