Научная статья на тему 'Современные меры пресечения в деятельности уголовно-исполнительных инспекций'

Современные меры пресечения в деятельности уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО -ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / ЗАПРЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОФИЛАК ТИКА ПРЕСТ УПЛЕНИЙ / PENAL INSPECTIONS / PREVENTIVE MEASURES / HOUSE ARREST / PROHIBITION OF CERTAIN ACTIONS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамсунов Салих Хабибович, Лакина Ирина Александровна

В статье рассматриваются меры пресечения, контролируемые уголовно-исполнительными инспекциями: домашний арест, запрет определенных действий. Представлена статистическая информация об исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста. Предложены рекомендации по проведению профилактической работы с подозреваемыми (обвиняемыми). По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что основной целью современной уголовной и уголовно-исполнительной политики является обеспечение сдерживания преступности путем повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и в период исполнения мер пресечения с акцентом на подготовке личности к постадаптационному периоду, а также формирования положительного отношения осужденных к трудовой занятости и получению образования, создания семейных отношений, развития законопослушного поведения. Проведение подобных мероприятий будет способствовать повышению качества социальной направленности современных мер пресечения, контролируемых уголовно-исполнительными инспекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамсунов Салих Хабибович, Лакина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PREVENTIVE MEASURES IN THE ACTIVITIES OF PENAL INSPECTIONS

The article is devoted to the preventive measures controlled by penal inspections: house arrest, prohibition of certain actions. The statistical information on execution of preventive measures in the form of house arrest is provided. Recommendations on carrying out preventive work with suspects (accused) are offered. According to the results of the study, it is concluded that: the main purpose of modern criminal and penal policy is to ensure the deterrence of crime by improving the efficiency of social and psychological work in places of detention; preparation of the individual for the post-adaptation period, as well as the formation of a positive attitude of convicts to employment and education; the creation of family relations; the development of law-abiding behavior. Such measures will help to improve the quality of social orientation of modern preventive activity controlled by penal inspections.

Текст научной работы на тему «Современные меры пресечения в деятельности уголовно-исполнительных инспекций»

УДК 343.847:343.852

DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.071-075

САЛИХ ХАБИБОВИЧ ШАМСУНОВ,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-1, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАКИНА, научный сотрудник НИЦ-3, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Для цитирования

Шамсунов, С. Х. Современные меры пресечения в деятельности уголовно-исполнительных инспекций / С. Х. Шамсунов, И. А. Лакина // Человек: преступление и наказание. -2019. - Т. 27(1-4), № 1. - С. 71-75. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1. 071-075.

Аннотация. В статье рассматриваются меры пресечения, контролируемые уголовно-исполнительными инспекциями: домашний арест, запрет определенных действий. Представлена статистическая информация об исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста. Предложены рекомендации по проведению профилактической работы с подозреваемыми (обвиняемыми). По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что основной целью современной уголовной и уголовно-исполнительной политики является обеспечение сдерживания преступности путем повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и в период исполнения мер пресечения с акцентом на подготовке личности к постадаптационному периоду, а также формирования положительного отношения осужденных к трудовой занятости и получению образования, создания семейных отношений, развития законопослушного поведения. Проведение подобных мероприятий будет способствовать повышению качества социальной направленности современных мер пресечения, контролируемых уголовно-исполнительными инспекциями.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, меры пресечения, домашний арест, запрет определенных действий, профилактика преступлений.

© Шамсунов С. Х., Лакина И. А., 2019

(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Основной целью уголовной политики является обеспечение сдерживания преступности, результаты которой напрямую зависят от законодательных норм, практики применения закона, назначения справедливого наказания и его исполнения [1, с. 294].

Уголовную политику не следует рассматривать без связи с уголовно-исполнительной политикой, поскольку в некоторой части они являются следствием друг друга. Требование о стабильности уголовной и уголовно-исполнительной политики, о снижении численности осужденных лиц, содержащихся в местах лишения свободы, реформировании и улучшении деятельности уголовно-исполнительной системы отражено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

С каждым последующим периодом изменения форм преступного поведения населения страны, криминализации или декриминализации санкции статей уголовного законодательства, способа удовлетворения потребностей как групповых, так и индивидуальных ожиданий, качества обеспечения безопасности государства, эффективной борьбы с последствиями преступности переориентируются и основные направления уголовной политики государства.

Как говорил Э. Дюркгейм, преступность - это нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно [2, с. 39]. Преступление выражается в совершении деяния, наносящего ущерб правам и свободе гражданина, законным интересам организаций, безопасности собственности и государства в целом, что приводит к формулированию норм уголовного законодательства, определению особенностей их применения и исполнения. Некоторые представления о сути рассматриваемого явления можно получить, систематизировав мнение ряда исследователей в данной сфере. Согласимся с точкой зрения, что преступления совершаются во всех обществах всех типов: не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности, борьбой с нею, последствиями, вытекающими как после отбытого срока наказания осужденным, так и после истечения срока назначенной меры пресечения. Нельзя также исключать, что любая мера пресечения оказывает негативное влияние на подозреваемого (обвиняемого) еще до вынесения решения суда о назначении наказания.

Теория и практика применения наказаний и мер пресечения определила классификацию мер государственного принуждения. Традиционно она представлена двумя группами: связанные с изоляцией (лишением свободы) личности; не связанные с изоляцией (лишением свободы) личности [3, с. 289].

В настоящее время с целью социальной направленности правоприменения органами следствия (дознания) применяются новые меры пресечения, являющиеся альтернативными заключению под стражу, что является достаточно актуальным в современных условиях. К таким мерам пресечения относятся: домашний арест (далее - арест) -введен в действие Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ; запрет определенных действий (далее - запрет) - введен в действие Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ. Считаем, что к рассматриваемым мерам пресечения можно употребить формулировку «меры пресечения с частичной изоляцией», поскольку запреты на передвижение с учетом времени суток и место исполнения меры пресечения являются обязательными.

Исполнение рассматриваемых мер пресечения возложено на учреждения Федеральной службы исполнения наказаний. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) как учреждения, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, непосредственно осуществляют контроль за данной категорией подучетных лиц.

Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу (ст. 105.1 УПК РФ). Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может возложить следующие запреты:

1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение (ч. 1 ст. 107 УПК РФ).

Сегодня получила распространение идея использования инструмента уголовной политики не столько для охраны прав и свобод граждан, законных интересов организаций, правоохраняемых интересов государства или для предупреждения совершения преступлений, сколько для достижения целей социальной интеграции. Данное мнение подтверждается нормой ст. 43 УК РФ: «...наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости...». Считаем, что для поддержания доверия к государству, веры в справедливость применяемых мер уголовно-правового, уголовно-процессуального воздействия введенные в действие меры пресечения в виде залога и ареста призваны отразить рассматриваемое направление уголовной политики в широком смысле.

Подтверждением тому является статистика, свидетельствующая о том, что мера пресечения в виде ареста с каждым годом становится все более применимой в работе правоохранительных органов по определенным категориям преступлений. На конец отчетного периода на учете в УИИ лиц, находящихся под домашним арестом, состояло:

в 2013 г. - 1822 чел., 2014 - 2730, 2015 - 4215, 2016 - 5642, в 2017 г. - 6753 чел. Наблюдается существенная тенденция возрастания численности лиц, состоявших на учете в УИИ с данной мерой пресечения с 2013 по 2017 год, на 73,01 % (или в 3,7 раза).

О перспективах применения меры пресечения в виде запрета говорить еще достаточно рано, так как с момента принятия вышеуказанного Федерального закона прошло чуть больше половины года. Практика назначения и исполнения меры пресечения только формируется. Сейчас идет один из этапов становления правоприменительной деятельности, который характеризуется возникающими проблемными вопросами, спорными ответами на них и внештатными ситуациями, которые требуют оперативного принятия решения. Для объективной оценки рассматриваемого вопроса весьма проблематично обратиться к имеющейся практике исполнения подобных мер пресечения, поскольку ранее в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации сходные вопросы не подвергались дискуссиям. Однако определенные положительные моменты пока исключать не стоит. Очевидно, что законодатель предпринял попытку оптимизации имеющихся мер пресечения, которые не связаны с изоляцией подозреваемого (обвиняемого) лица от внешнего мира.

Предполагается, что, минуя условия изоляции, которые являются основополагающими при мере пресечения в виде заключения под стражу, при аресте или запрете подозреваемый (обвиняемый) находится в привычных для себя условиях - месте проживания, что обеспечивает социальную интеграцию, о которой мы говорили выше. Подобный подход обеспечивает неразрывную связь контролируемого лица с институтами семьи, образования, религии, частной собственности и другими, если это не противоречит установленным запретам.

Нельзя забывать, что присутствует и обратная сторона мер пресечения, альтернативных заключению под стражу и другим, которые контролируются уголовно-исполнительными инспекциями. С учетом личности подозреваемого (обвиняемого), тяжести совершенного общественно опасного деяния не исключается возможность совершения им преступления в период исполнения меры пресечения. Так, разрешение на выход из места исполнения меры пресечения в установленное время, отраженное в постановлении суда об избрании ареста или запрета, может подтолкнуть обвиняемого (подозреваемого) к противоправным действиям. Возможен формальный подход к установлению личности преступника в момент принятия решения судом о назначении меры пресечения, сведение личных счетов подозреваемого (обвиняемого) с потерпевшим, наличие алкогольной (наркотической) зависимости. При таких обстоятельствах риск совершения преступления контролируемым лицом может увеличиться в разы. С целью недопущения подобных ситуаций нельзя игнорировать проведение с данной категорией подучетных лиц дополнительной профилактической работы, одной из форм которой может выступать проведение психологом бесед, консультаций с обвиняемым (подозреваемым) в период исполнения меры пресечения в виде ареста или запрета. В связи с этим представляется, что ближайшей целью формулирования основных направлений современной уголовной и уголовно-исполнительной политики является разработка задач и подходов к сдерживанию преступности путем повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и в период исполнения мер пресечения, при этом необходимо акцентировать внимание на подготовке личности к постадаптационному периоду. Предполагается формирование положительного отношения к трудовой занятости и получению образования, созданию семейных отношений, развитию законопослушного поведения. Проведение подобных мероприятий

может способствовать повышению качества социальной направленности современных мер пресечения, контролируемых уголовно-исполнительными инспекциями.

Библиографический список

1. Зубкова В. И. К некоторым вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4). № 3. С. 294-298.

2. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. Современные буржуазные теории : сб. ст. : пер. с англ. М., 1966. С. 39-44.

3. Усеев Р. З. От условий свободы к условиям изоляции личности в системе наказаний и мер пресечения // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4). № 3. С. 289-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.