ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Майор внутренней службы А. О. УДОДЕНКО, заместитель начальника отдела исполнения наказаний УОИНИО ФСИН России
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫМИ К ОГРАНИЧЕНИЮ СВОБОДЫ УСТАНОВЛЕННЫХ СУДОМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА
В соответствии со ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ) закреплено положение о том, что для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных к ограничению свободы УИИ вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198.
16 июля 2012 года система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) была за-
регистрирована в органах Роскомнадзора России как федеральная государственная информационная система (электронный паспорт ФГИС № ФС-77120261).
В настоящее время в качестве основных средств электронного надзора и контроля осужденных к ограничению свободы в УИИ используются стационарные и мобильные контрольные устройства, которые были закуплены и поставлены в УИИ в комплектах с электронными браслетами (далее - ЭБ):
стационарное контрольное устройство (далее - СКУ) - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещения о попытках снятия и повреждения ЭБ и иных нарушениях;
мобильное контрольное устройство (далее -МКУ) - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным
устройством, для отслеживания его местонахождения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/ОР8.
В соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) при назначении наказания в виде ограничения свободы суд в обязательном порядке возлагает на осужденного следующие ограничения: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, а также не менять место жительства или пребывания без согласия УИИ. По результатам анализа судебной практики, в отношении порядка 70 % осужденных суды также устанавливают следующие ограничения: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования.
В настоящее время в целях контроля обязательных ограничений - не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, а также не менять место жительства или пребывания без согласия УИИ - последние используют МКУ.
Для контроля ограничения - не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток - УИИ используют СКУ.
Основная разница между двумя контрольными устройствами заключается в том, что при помощи МКУ инспектор на электронной векторной карте пульта мониторинга, который имеется в каждой УИИ, может устанавливать зоны ограничений и запретов, при входе либо выходе из которых система фиксирует нарушения так называемых зональных ограничений. Например, если лицу, осужденному по ст. 134 УК РФ, судом назначено наказание в виде двух лет
ограничения свободы и установлены ограничения в виде запрета выезжать за пределы территории муниципального образования, в котором проживает осужденный, а также запрет приближаться к дошкольным и школьным образовательным учреждениям ближе чем на 150 метров. В целях эффективного контроля за соблюдением осужденным установленных ограничений инспектор УИИ применяет МКУ. На электронной векторной карте населенного пункта инспектор, он же - оператор СЭМПЛ, графическим способом устанавливает специальные зоны в форме кругов и многоугольников произвольной формы без ограничения их размеров и геометрии, где территория муниципального образования обозначается как «охранная зона», то есть территория, которую осужденному запрещено покидать. Внутри «охранной зоны» также графическим способом очерчиваются все дошкольные и школьные образовательные учреждения, к которым в соответствии с приговором суда осужденному запрещено приближаться, - они называются «запретная зона».
Процесс контроля за выполнением осужденными установленных ограничений осуществляется СЭМПЛ в автоматическом режиме с выводом тревожных сообщений на пульт мониторинга в УИИ. Отчет с координатами о местонахождении подконтрольного лица формируется автоматически через заданный промежуток времени с последующей архивацией отчетных сведений в файл, который хранится в течение заданного промежутка времени на сервере территориального органа ФСИН России и может быть использован сотрудником УИИ в любое время.
Стационарное контрольное устройство - идеальный вариант при осуществлении контроля за установленным судом
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ограничением: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, а также при осуществлении контроля за лицами, находящимися под домашним арестом. СКУ обеспечивает непрерывный прием и идентификацию сигналов ЭБ и определение нахождения подконтрольного лица по месту жительства, оповещает о попытках снятия и повреждениях ЭБ и иных нарушениях. В случае выхода осужденного за пределы зоны действия СКУ на пульт мониторинга УИИ незамедлительно поступает тревожный сигнал о нарушении расписания присутствия ЭБ. В случае когда осужденному либо лицу, находящемуся под домашним арестом, судом разрешено покидать жилище в установленное время, инспектор в программе мониторинга может установить промежуток времени, когда СЭМПЛ не будет реагировать на отсутствие подконтрольного лица в контролируемой СКУ зоне. Таким довольно несложным образом программное обеспечение СЭМПЛ позволяет программировать контроль установленных ограничений индивидуально для каждого конкретного осужденного.
СЭМПЛ обеспечивается возможность сотруднику УИИ в соответствии с его полномочиями получать, формировать и выводить на печать отчеты о нарушениях подконтрольных лиц и иных событиях в системе, о работоспособности СЭМПЛ в целом и отдельных контрольных устройств.
Одной из удобных и часто используемых функций контрольных устройств СЭМПЛ является возможность при помощи МКУ/СКУ осуществлять двустороннюю голосовую связь сотрудника УИИ с подконтрольным лицом. При этом и в том, и в другом случае реализуется возможность инициирования вызова как со стороны сотрудника, так и со стороны подконтрольного лица.
Сведения о нарушениях подконтрольных лиц, полученные при помощи СЭМПЛ, используются сотрудниками УИИ при применении в установленном порядке мер взыскания и направления в суд представлений для принятия решения о дальнейшем порядке отбывания наказания.
За период исполнения УИИ наказания в виде ограничения свободы по учетам УИИ прошло более 107 тыс. осужденных данной категории, из которых, начиная с 2011 года, электронный контроль СЭМПЛ использовался в отношении более чем 30 тыс. осужденных.
Только в 2012 году по учетам УИИ территориальных органов ФСИН России прошло более 36 тыс. осужденных к ограничению свободы. На 1 июня 2013 года на учетах УИИ состояло 28 тыс. осужденных к ограничению свободы, из которых под электронным контролем находились 10 тыс. человек. Для их контроля используются: 5325 МКУ и 4465 СКУ.
При помощи средств электронного мониторинга было выявлено 12 400 нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. По результатам собранных при помощи электронных средств доказательств 1120 осужденных были направлены в места лишения свободы, 2047 осужденным по представлениям УИИ вменены дополнительные ограничения.
После подписания 18 февраля 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым постановления Правительства Российской Федерации № 134 «Об утверждении перечня и порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого и обвиняемого в месте исполнения
меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» с 1 марта 2013 года УИИ разрешено применение электронных средств контроля СЭМПЛ в отношении лиц, находящихся под домашним арестом.
По состоянию на 1 июня 2013 года из 1200 подозреваемых и (или) обвиняемых, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, и состоящих на учете УИИ электронное оборудование СЭМПЛ используется для контроля 534 человек (472 - СКУ, 62 - МКУ). Всего же за три месяца, с марта 2013 года, под электронным контролем СЭМПЛ находились 852 подозреваемых и (или) обвиняемых, прошедших по учетам УИИ.
На сегодняшний день более 60 стран мира активно используют электронный мониторинг как альтернативную меру наказания и содержания под стражей. Чаще всего электронные браслеты устанавливаются на определенный срок, а иногда являются альтернативой тюремному заключению.
За период неполных двух лет после создания СЭМПЛ наша страна не просто вступила в клуб высокотехнологичных и развитых стран, чьи пенитенциарные службы используют электронный мониторинг, - по своей структуре, количеству охваченных учреждений и субъектов электронного надзора
и контроля наша страна лидирует среди стран Евросоюза. В преддверии подписания Меморандума о сотрудничестве между ФСИН России и Службой исполнения наказаний Министерства юстиции и общественной безопасности Королевства Норвегии норвежские коллеги посетили одну из московских УИИ, а также управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России. Основной целью визита норвежских коллег явилось подробное знакомство с практикой ФСИН России в организации электронного мониторинга осужденных, а также лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Со слов норвежских технических специалистов, они были удивлены масштабами применения и функциональными возможностями СЭМПЛ ФСИН России.
Таким образом, использование электронных средств позволяет сотрудникам УИИ не только осуществлять контроль за местонахождением подконтрольного лица в любое время суток, что значительно влияет на уровень совершения повторных преступлений и правонарушений со стороны осужденных без изоляции от общества, но и существенно повышает статус отечественной пенитенциарной системы в глазах иностранных коллег. ф