УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343
Н.С. Малолеткина*
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДУЧЕТНЫХ ЛИЦ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Статья посвящена актуальным вопросам применения системы электронного мониторинга подучетных лиц в уголовно-исполнительной системе РФ, включающим определенную открытую форму наблюдения за таким видом наказания, как ограничение свободы, и такую меру уголовно-правового характера, как домашний арест.
Автором изучается нормативно-правовая база для использования электронных браслетов в отношении осужденных, основные функциональные возможности элементов характеристик системы электронного мониторинга подучетных лиц, обязанности по применению системы уголовно-исполнительными инспекциями. В работе рассматривается довольно-таки новая модель контроля за некоторыми категориями осужденных, не связанных с реальным отбыванием наказания в местах лишения свободы, которая требует определенных доработок и совершенствования на местном уровне.
Определяются проблемы по финансированию закупок необходимого количества технических средств на должном уровне, предлагается создать специальный отдел по ремонту оборудования с установлением конкретных сроков.
Ключевые слова: система электронного мониторинга, уголовно-исполнительная система, электронный браслет, осужденный.
Развитие общественных отношений в сфере противодействия преступности в уголовно-исполнительной системе и повышения эффективности применения новых приемов и средств привело к введению в эксплуатацию, а также функционированию системы электронного мониторинга подучетных лиц (далее - СЭМПЛ) на территории РФ с 28.05.2012.
Применение данной системы обеспечивает дистанционный надзор за определенными категориями осужденных и контроля выполнения предписанных им ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах, в том числе по сигналам ГЛОНАСС, используя средства персонального надзора и контроля, а также технические средства и устройства региональных информационных центров, совокупность которых составляет рассматриваемая нами система.
Электронный мониторинг (electronic tagging, electronic monitoring) — это форма нетайного наблюдения за подконтрольными лицами (подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными к ограничению свободы, в зарубежных странах — также условно осужденными к лишению свободы или условно-досрочно освобожденными гражданами из мест лишения свободы).
В российском государстве существует привлекательная возможность снижения количества заключенных в местах лишения свободы путем применения к лицам, нарушившим закон, наказаний, не связанных с лишением свободы, в сочетании с электронным наблюдением за подконтрольными лица-
* © Малолеткина Н.С., 2017
Малолеткина Наталья Сергеевна (levkovka707@mail.ru), кафедра государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Российская Федерация, г. Самара, ул. Рыьльская, 24 в.
Малолеткина Н.С. Применение системы электронного мониторинга подучетных лиц в уголовно-исполнительной системе
ми — это должно со стороны государства рассматриваться как одно из наиболее перспективных направлений реформирования национальной системы уголовной юстиции.
На сегодняшний день имеется нормативно-правовая база для использования электронных браслетов в отношении осужденных. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 83) впервые за новейшую историю государства был закреплен принцип использования технических средств надзора и контроля. Благодаря указанной правовой норме появилась возможность многоцелевого применения технических средств по разным направлениям деятельности по исполнению наказаний, включая профилактику и пресечение побегов осужденных. Кроме того, ст. 60 УИК РФ предусматривает для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных использование уголовно-исполнительными инспекциями аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ [1]. Для реализации этих норм применяются электронные средства мониторинга. Однако, несмотря на его широкую распространенность в современных пенальных практиках, электронный мониторинг все равно характеризуется новизной, особенно по сравнению с другими, более традиционными уголовно-правовыми мерами.
Одним из важных вопросов, требующих своего решения при осуществлении электронного мониторинга подконтрольных лиц, является техническое обеспечение, причем на всех этапах осуществления такой деятельности, от проектирования системы до обеспечения ее непрерывной и безаварийной работы. Отмечается, что СЭМПЛ должна отвечать определенным требованиям, связанным, в частности, с ее назначением и функциональными возможностями; основными функциями (функциями мониторинга, управления, обеспечения безопасности, хранения информации и сопряжения с внешними информационными системами); составными частями и принципами действия [2, с. 30].
Функциональные возможности элементов характеристик СЭМПЛ позволяют гибко конфигурировать их состав при реализации задач надзора за подконтрольными лицами по определению их местонахождения и соблюдению ими установленных ограничений [3, с. 61].
В уголовно-исполнительной системе обязанность по применению СЭМПЛ возложена на уголовно-исполнительные инспекции (далее — УИИ). Существует ряд проблем в части применения самой системы, требующих однозначного решения. Это значительное количество вышедших из строя модифицированных электронных браслетов до истечения их гарантийного срока эксплуатации, второй фактор — высокий прирост числа подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых судом была избрана та или иная мера пресечения.
В то же время Лукьянец A.B. в своем выступлении сообщил, что с декабря 2016 года ситуация с электронными браслетами медленно, но верно выправляется [4, с. 7]. При использовании электронного оборудования и программного обеспечения со стороны сотрудников УИИ допускаются многочисленные нарушения. Несмотря на неоднократные указания и разъяснения ФСИН России, имеются многочисленные факты прикрепления к стационарным контрольным устройствам охранных зон, что не предусмотрено для работы с данным типом оборудования.
Более того, контрольные устройства часто используются без установки каких-либо ограничений. Совсем недопустимым является применение к подконтрольным лицам заведомо неисправного либо поврежденного оборудования СЭМПЛ, а применять надо — именно в этой части возникают трудности у сотрудников и вопрос: «A что делать?».
Для решения существующих в данной части рассматриваемых проблем предполагаем, что следует осуществлять финансирование закупок необходимого количества установленных технических средств на должном уровне, а также создать специальный отдел по ремонту вышеперечисленного оборудования с установлением конкретных сроков. Также предлагаем передать в ночное время суток контроль за осуществлением надзора в дежурные части ОВД. В случае поступления сообщения о нарушении обязанностей подозреваемым (обвиняемым), к которому применена какая-либо мера пресечения, группа немедленного реагирования выезжает на место жительства подучетного с последующим его задержанием до выяснения обстоятельств.
На мониторе компьютера, на котором установлена СЭМПЛ, имеющиеся карты не совсем соответствуют местности в действительности. Целесообразным было бы рассмотреть вопрос о возможности закупки ведомству услуг по доработке и обновлению картографического обеспечения функционирования оборудования СЭМПЛ: электронные карты должны отображать подробное нахождение каждого муниципального образования в доме, в котором проживает контролируемое лицо, а также всех жилых и нежилых зон, прилегающих административных единиц. Кроме того, карты должны иметь четкие названия улиц, нумерацию домов и наименование организаций, находящихся в каждом доме. Электронные карты должны быть с изменяющимся масштабом от дома до населенного пункта.
Таким образом, для полноценной деятельности службы обработки данных СЭМПЛ необходимо решить некоторые вопросы по возможностям программного обеспечения СЭМПЛ для удобства и скорости работы операторов, что позволит сотрудникам УИИ выполнять свои прямые обязанности более четко и быстро, а самое главное — качественно.
В заключение необходимо отметить, что применение электронных браслетов в российской уголовно-правовой практике, несомненно, является положительной тенденцией, однако применение элект-
ронных браслетов сопряжено с рядом проблем не только правового, но и организационного характера, которые требуют научного осмысления и практического разрешения, в частности, они связаны с технической недоработкой средств контроля, отсутствием запасных расходных материалов, низким качеством программного обеспечения СЭМПЛ, увеличением количества ложных тревожных сообщений, невысоким уровнем подготовки сотрудников, выполняющих функции администратора и оператора системы, слабым уровнем организации самого мониторинга, иногда формальным подходом к применению СЭМПЛ и т. д., что подрывает авторитет самой уголовно-исполнительной системы. Хотя бы частичное решение указанных проблем позволит развивать тематику применения СЭМПЛ на другом уровне в сфере продуктивного исполнения мер пресечения.
Поэтому система развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по контролю над нахождением подконтрольных лиц требует переосмысления и формирования новых процедур надзора, в том числе и электронных технологий.
Библиографический список
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
2. Овчинников Ю.Г. Использование электронных технических средств как метод надзора при применении домашнего ареста и ограничении свободы // Российский следователь. 2010. № 8. С. 30—33.
3. Голубцова К.И. Организационное обеспечение использования в деятельности уголовно-исполнительных инспекций системы электронного мониторинга // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2017. С. 60—63.
4. Лукьянец Е.В. Основные итоги деятельности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Материалы VII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, территориальных органов ФСИН России. СПб., 2017. С. 6—8.
References
1. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 08.01.1997 g. N 1-FZ [Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 08.01.1997 № 1-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1997, no. 2, Article 198 [in Russian].
2. Ovchinnikov Yu.G. Ispol'zovanie elektronnykh tekhnicheskikh sredstv kak metod nadzora pri primenenii domashnego aresta i ogranichenii svobody [Use of electronic means as a method of supervision in the application of house arrest and restriction of freedom]. Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator], 2010, no. 8, pp. 30—33 [in Russian].
3. Golubtsova K.I. Organizatsionnoe obespechenie ispol'zovaniia v deiatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsii sistemy elektronnogo monitoringa [Organizational support for the use in the activity of criminal-executive inspections of the system of electronic monitoring]. In: Iuridicheskaia nauka i praktika. Al'manakh nauchnykh trudov Samarskogo iuridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal science and practice. Almanac of scientific works of Samara Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Samara, 2017, pp. 60—63 [in Russian].
4. Lukyanets E.V. Osnovnye itogi deiatel'nosti po ispolneniiu ugolovnykh nakazanii, ne sviazannykh s izoliatsiei osuzhdennykh ot obshchestva [Main results of activities on execution of criminal punishments not connected with isolation of convicted persons from society]. In: Materialy VII Vserossiiskogo soveshchaniia rukovoditelei ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsii, ispravitel'nykh tsentrovipodrazdeleniipo kontroliu za ispolneniem nakazanii, ne sviazannykh s izoliatsiei ot obshchestva, territorial'nykh organov FSIN Rossii [Materials of VII all-Russian meeting of heads of the criminal-executive inspections, correctional centres and units for control over execution of punishments not connected with isolation from society, territorial bodies of the FSIN of Russia]. SPB., 2017, pp. 6—8 [in Russian].
Малолеткина Н.С. Применение системы электронного мониторинга подучетных лиц в уголовно-исполнительной системе
N.S. Maloletkina*
APPLICATION OF THE SYSTEM OF ELECTRONIC MONITORING OF THE REGISTERED PERSONS IN THE PENAL SYSTEM
The article is devoted to the topical issues of the application of the electronic monitoring system of accountable persons in the penitentiary system of the Russian Federation. Including a certain open form of monitoring such form of punishment as restriction of liberty and a measure of a criminal-legal nature — house arrest.
The author studies the legal framework for the use of electronic bracelets for convicts, the main functional capabilities of the elements of the electronic monitoring system of accountable persons, the responsibilities for the application of the system by the criminal executive inspections. The paper also considers a new model of control over certain categories of convicts that are not related to the actual serving of punishment in places of deprivation of liberty, which requires certain improvements and improvements at the local level.
Problems are identified in financing the purchase of the necessary amount of technical equipment at the proper level, it is proposed to establish a special department for repair of equipment with the establishment of specific deadlines.
Key words: electronic monitoring, correctional system, electronic bracelet, convicted.
* Maloletkina Natalia Sergeevna (levkovka707@mail.ru), Department of State and Legal Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24 v, Rylskaya Street, Samara, 443022, Russian Federation.