Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИН ЗАРУБЕЖНОГО КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИН ЗАРУБЕЖНОГО КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
корпорация / корпоративное право / доктрина

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильфанова Р.Р.

В настоящем научном исследовании автором рассматриваются правовые доктрины, применяемые за рубежом, и их потенциальное значение для российской судебной практики. Подчеркивается необходимость включения этих идей в российскую правовую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF FOREIGN CORPORATE LAW DOCTRINES IN RUSSIAN LAW ENFORCEMENT PRACTICE

In this scientific study, the author examines legal doctrines applied abroad and their potential significance for Russian judicial practice. The necessity of including these ideas in the Russian legal system is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИН ЗАРУБЕЖНОГО КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 341

Гильфанова Р.Р.

магистрант 2 курса Набережночелнинский институт Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИН ЗАРУБЕЖНОГО КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: в настоящем научном исследовании автором рассматриваются правовые доктрины, применяемые за рубежом, и их потенциальное значение для российской судебной практики. Подчеркивается необходимость включения этих идей в российскую правовую систему.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное право, доктрина.

Преемственность зарубежного опыта свидетельствует об активном использовании общности капитала в различных правовых формах объединения лиц. На протяжении последних двадцати лет распространенными для российского бизнеса стали паевые инвестиционные фонды - обособленные имущественные комплексы, состоящие из имущества, переданного учредителями в доверительное управление управляющей компании и полученного в процессе такого управления.

Очевидно, что фонд как совокупность имущества является объектом права и не является юридическим лицом. Вместе с этим учредители паевых инвестиционных фондов составляют гражданское сообщество, созданное с целью управления имуществом (активами). Факт участия учредителей в корпоративной структуре подтверждается инвестиционным паевым

сертификатом - ценной бумагой, удостоверяющей размер их доли в праве собственности на активы фонда.

Сравнительный анализ российских и американских фондов говорит об общих подходах. Во-первых, созданы для квалифицированных (например, общие фонды банковского управления или хедж-фонды) и иных инвесторов (к примеру, фонды недвижимости — квартирные паевые инвестиционные фонды).

Во-вторых, представляют собой правовую конструкцию объединения всевозможных активов инвесторов (акций, долей уставного капитала общества, корпоративных и государственных облигаций, недвижимости, художественных ценностей и т.д.). В-третьих, обеспечивается секюритизация (защищенность) имущества, переданного в траст (фонд), от третьих лиц, в том числе кредиторов. Данные обстоятельства подтверждают, что трастовые (фондовые) корпорации выступают востребованной моделью объединения капиталов инвесторов.

По нашему мнению, необходимо отметить тенденцию к сближению корпоративного законодательства Европейского Союза и России. Это объясняется тем, что оба этих субъекта обладают схожими правовыми системами, а ЕС остается одним из основных торговых партнеров России, несмотря на введение санкций с обеих сторон.

Сближение законодательства происходит в таких областях, как классификация юридических лиц, учреждение и регистрация компаний, регулирование деятельности акционерных обществ и корпоративное управление.

Важным фактором, способствующим развитию корпоративного законодательства, стало появление масштабного вызова в виде пандемии коронавируса, затронувшей не только российскую, но и мировую экономику.

Ограничения, которые были введены на федеральном и субъектном уровне в Российской Федерации, стали препятствием для руководства в корпоративном секторе. Закрытие границ, запрет на участие в масштабных собраниях и даже объявление "нерабочих дней" привели к невозможности проведения очных встреч. Законодательство оказалось неспособным

регулировать возникающие правовые отношения из-за отсутствия соответствующих норм, которые указывали на необходимость очного присутствия.

Для регулирования данной ситуации был издан уже упоминавшийся ранее Федеральный закон «Об особенностях корпоративного регулирования в 2020 году». Также были внесены поправки об увеличении срока проведения собраний, приостановления действия некоторых норм. Аналогичные меры были приняты за рубежом, позволяющие проводить онлайн-конференции, объявляющий банкротный мораторий, а также продляющие сроки проведения годового собрания.

Пандемия выявила недостатки в корпоративном законодательстве и задачу их устранения. Однако, положительным аспектом является то, что онлайн формат встреч показал себя чрезвычайно удобным и соответствующим современному обществу.

Еще одним популярным вопросом среди ученых является цифровая трансформация (диджитализация) корпоративного права. Так, например, считается возможным использование информационно-цифровых технологий, в том числе блокчейна при ведении Единого реестра юридических лиц, оформления учредительных документов юридического лица, реализации эффективного корпоративного управления, определения статуса локальных корпоративных актов и порядка их применения, голосования в корпорациях, обеспечения кибербезопасности организации.

На наш взгляд, развитие корпоративного законодательства в направлении, аналогичном иностранному, является необходимым. В настоящее время Российское законодательство отстает в области цифровизации, в то время как этот вопрос становится все более актуальным во всем мире. Также стоит обратить внимание на предложения о создании "цифровых корпораций", которые выстраиваются на основе классической правовой модели с применением высокотехнологичных инструментов для регулирования корпоративных отношений.

Если законодательство в сфере корпоративного права продолжит развитие в этом направлении, то можно сказать, что данная модель корпорации может стать «корпорацией будущего».

Поскольку корпоративное право выступает важным составляющим в регулировании деятельности, осуществляемой в экономической сфере, то следует учитывать, что от эффективности корпоративного законодательства зависят, как экономический рост внутри государства, так и выход экономики на высокий мировой уровень.

Также важно продолжить концепцию сближения корпоративного законодательства России и ЕС путем рецепции некоторых положений из законодательства последнего, поскольку оно является более развитым в сфере корпоративного права.

Начавшаяся в 2008 г. реформа гражданского законодательства провозгласила необходимость использования в отечественном праве лучших зарубежных практик. В связи с этим в российское гражданское и корпоративное право вводятся новые институты и инструменты, известные иностранным правопорядкам (опционный договор, заверения и гарантии, возмещение потерь, эстоппель, корпоративный договор, введение разных типов акций и т. д.).

В отечественное корпоративное право на уровне законодательных инициатив проникают новеллы, призванные повысить привлекательность инвестиций в российские компании (оборотоспособность отдельных корпоративных правомочий, умножение видов корпоративных активов, отказ от деления акций на категории и введение большего разнообразия типов акций и т.д.).

Применяя внедрение успешных решений развития корпоративного законодательства зарубежных стран постепенно и последовательно, Российская Федерация открывает новые перспективы для отечественных корпораций как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

Анализируя состояние корпоративного законодательства в различных странах мира, делаем следующие выводы: уровень развития этой области

значительно разнится. В США, а также в англоязычных и европейских странах, нормы о корпорациях были закреплены в законодательстве уже давно, и даже была проведена попытка унификации правил. В то же время, страны-участники ЕАЭС только начинают формировать корпоративное законодательство.

Чтобы оценить примерный уровень корпоративного законодательства членов ЕАЭС, важно отметить, что в некоторых правовых системах даже отсутствует понятие "корпорация", и принципы, регулирующие корпоративные юридические лица в этих государствах, были установлены еще в Модельном гражданском кодексе СНГ.

Согласно международному законодательству, корпорации представляют собой сложные структуры, которые связываются с привлечением капитала и других ресурсов, их юридическая природа отличается от других организаций и обладает множеством аспектов управления.

Подобно Российской Федерации, различные страны предлагают множество классификаций, основанных на их законодательстве, которые позволяют систематизировать корпорации по определенным критериям. Анализируя различные виды корпораций, мы можем сделать некоторые выводы: все зарубежные корпорации являются юридическими субъектами, созданными на основе объединения лиц с общими интересами и предоставляющих свое имущество (капитал) для их функционирования.

Необходимо учитывать особенности зарубежного законодательства и правопорядка, включая различия даже внутри одной страны. Например, в США, помимо федерального законодательства, отдельные штаты имеют право регулировать соответствующие правоотношения с учетом особенностей организационно-правовых форм лиц.

Российская Федерация, вступая в контакт с зарубежным опытом и применяя успешные практики в развитии корпоративного законодательства, может успешно создать механизм для развития отечественных корпораций, отвергая неэффективные решения и стремясь к совершенству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об инвестиционных фондах: федер. закона от 29 ноября 2001 г. №2 156-ФЗ: [в ред. от 01.10.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 49. - Ст. 4562.;

2. Бердегулова Л.А., Алексеев Ю.Г. Правовое регулирование процедуры учреждения корпораций в странах ЕС, Англии и США: сравнительно-правовой анализ / Л.А. Бердегулова, Ю.Г. Алексеев // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 6 (198). - С. 237.;

3. Дудченко А.В., Одинец Н.В. Сравнительно-правовой анализ корпораций России, Англии и США / А.В. Дудченко, Н.В. Одинец // Сфера услуг: инновации и качество. - 2021. - № 54. - С. 127.;

4. Локтионова М.А. Сравнение формирования корпораций в США и России: финансовый аспект / М.А. Локтионова // Экономическая безопасность: концепция, стандарты. - 2017. - № 1. - С. 68.;

5. Самусенко Д.Н. Крупнейшие корпорации зарубежной Европы как важнейшие участники глобализации мирового хозяйства / Д.Н. Самусенко // Вопросы экономических наук. - 2020. - № 6 (106). - С. 16-17.

Gilfanova R.R.

Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)

APPLICATION OF FOREIGN CORPORATE LAW DOCTRINES IN RUSSIAN LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Abstract: in this scientific study, the author examines legal doctrines applied abroad and their potential significance for Russian judicial practice. The necessity of including these ideas in the Russian legal system is emphasized.

Keywords: corporation, corporate law, doctrine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.