Научная статья на тему 'Правовое регулирование паевых инвестиционных фондов в России и Украине'

Правовое регулирование паевых инвестиционных фондов в России и Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL MARKET / COLLECTIVE INVESTMENTS / MUTUAL FUND / SECURITIES / ASSET MANAGEMENT / PROPERTY MANAGEMENT COMPANY / FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осташевич Игорь Олегович

с 1995 года финансовый рынок Российской Федерации пополнился новым механизмом коллективного инвестирования паевыми инвестиционными фондами. Ранее неизвестные отечественному законодательству и юридической науке, инвестиционные фонды были заимствованы из стран англо-саксонской правовой семьи. В связи с этим, считается, что правовое регулирование трастов, фондов коллективного инвестирования, взаимных фондов США и стран Европы является панацеей в решении проблем паевых инвестиционных фондов в России. При этом, совершенно недооценивается опыт бывших советских республик ныне стран-участниц Союза независимых государств, с которыми нас объединяет правопонимание и нормативная база, оставшаяся в наследство после развала Союза ССР. Соответственно, бывшие республики СССР, внедряя схожие институты, сталкиваются с теми же проблемами, что и Россия, но находят свои пути их решения. Чтобы это подтвердить на примере, в настоящей статье будет проведен сравнительный анализ законодательства России и Украины, посвященного инвестиционным фондам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT FUNDS IN RUSSIA AND UKRAINE

since 1995, the financial markets of the Russian Federation added a new mechanism of collective investments mutual funds. Previously unknown domestic legislation and jurisprudence, investment funds have been borrowed from the Anglo-Saxon legal family. In this regard, it is believed that the legal regulation of trusts, collective investment funds, mutual funds, the U.S. and Europe is a panacea in solving problems of mutual funds in Russia. At the same time, completely underestimated the experience of the former Soviet republics now the member countries of the Union of Independent States, with whom we share a Legal Comprehension and regulations left over after the collapse of the Soviet Union. Respectively, the former Soviet republics, introducing similar institutions face the same problems as Russia, but find their solutions. To confirm this as an example, this paper will be a comparative analysis of the legislation of Russia and Ukraine, devoted to mutual funds.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование паевых инвестиционных фондов в России и Украине»

6.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И УКРАИНЕ

Осташевич Игорь Олегович, главный юрисконсульт Департамента правового сопровождения

корпоративных отношений ООО «НоваЛекс консалтинг», аспирант кафедры Финансового права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

ost88@mail.ru

Аннотация: с 1995 года финансовый рынок Российской Федерации пополнился новым механизмом коллективного инвестирования - паевыми инвестиционными фондами. Ранее неизвестные отечественному законодательству и юридической науке, инвестиционные фонды были заимствованы из стран англо-саксонской правовой семьи. В связи с этим, считается, что правовое регулирование трастов, фондов коллективного инвестирования, взаимных фондов США и стран Европы является панацеей в решении проблем паевых инвестиционных фондов в России. При этом, совершенно недооценивается опыт бывших советских республик - ныне стран-участниц Союза независимых государств, с которыми нас объединяет правопонимание и нормативная база, оставшаяся в наследство после развала Союза ССР. Соответственно, бывшие республики СССР, внедряя схожие институты, сталкиваются с теми же проблемами, что и Россия, но находят свои пути их решения. Чтобы это подтвердить на примере, в настоящей статье будет проведен сравнительный анализ законодательства России и Украины, посвященного инвестиционным фондам.

Ключевые слова: финансовый рынок, коллективные инвестиции, паевой инвестиционный фонд, ценные бумаги, доверительное управление, управляющая компания, финансовые инструменты.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT FUNDS IN RUSSIA AND UKRAINE

Ostashevich Igor O., chief legal adviser of Department of legal conduction of corporate relations of LLC “ NovaLex consulting ", postgraduate student of Financial Law Chair of Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics.

ost88@mail.ru

Annotation: since 1995, the financial markets of the Russian Federation added a new mechanism of collective investments -mutual funds. Previously unknown domestic legislation and jurisprudence, investment funds have been borrowed from the Anglo-Saxon legal family. In this regard, it is believed that the legal regulation of trusts, collective investment funds, mutual funds, the U.S. and Europe is a panacea in solving problems of mutual funds in Russia. At the same time, completely underestimated the experience of the former Soviet republics -now the member countries of the Union of Independent States, with whom we share a Legal Comprehension and regulations left over after the collapse of the Soviet Union. Respectively, the former Soviet republics, introducing similar institutions face the same problems as Russia, but find their solutions. To confirm this as an example, this paper will be a comparative analysis of the legislation of Russia and Ukraine, devoted to mutual funds.

Keywords: financial market, collective investments, mutual fund, securities, asset management, property management company, financial instruments.

На российском финансовом рынке инвестиционные фонды появились после вступления в силу Указа

Президента РФ от 07.10.1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий», которым были утверждены положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, а также примерный устав фонда. Создание паевых инвестиционных фондов в России стало возможным после принятия Указа Президента РФ от 26.07.1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

Развитие рынка коллективного инвестирования в Украине началось в 1994 году после подписания Президентом Украины Указа №55/94 от 19.02.1994 г. «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях», которым было утверждено положение, определяющее понятие инвестиционного фонда и инвестиционной компании, порядок создания и условия их деятельности, осуществления государственного контроля, а также меры по защите интересов их участников.

Однако говорить о сколько-нибудь адекватном правовом регулировании инвестиционных фондов мы можем лишь с момента принятия соответствующего нормативноправового акта высшей юридической силы. Законы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с созданием паевых инвестиционных фондов, в России и Украине появились в 2001 году с разницей в 8 месяцев (дата подписания Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» № 2299-Ш Президентом

Украины - 15.03.2001 г., Федерального закона №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» Президентом Российской Федерации - 29.11.2001 г.). В связи с появлением данных законов можно судить о значимости инвестиционных фондов для экономики двух стран.

Большое значение паевых инвестиционных фондов для государства подтверждается и статистикой. В России функционируют 1 346 паевых инвестиционных фондов, имеющих совокупную стоимость чистых активов более 493 млрд. рублей1. Украинский финансовый рынок по итогам 2 квартала 2012 г. характеризуется наличием 1 497 институтов совместного инвестирования с совокупной стоимостью активов более 130 млрд. гривен2.

Указанные объемы инвестиций свидетельствуют о большом числе лиц, участвующих в них. При этом, учитывая территориальную близость России и Украины, а также исторически сложившиеся двусторонние отношения, мы можем говорить о взаимном интересе развития рынка инвестиций двух государств. Исходя из этого, является актуальным сравнительный анализ правовых норм, посвященных популярной и передовой форме коллективного инвестирования - паевым инвестиционным фондам.

Законодательство двух стран имеет, в целом, схожее определение понятия «паевой инвестиционный фонд». Исходя из анализа статьи 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах» и статьи 22 Закона «Об институтах совместного инвестирования» можно выделить характерные черты, присущие паевым инвестиционным фондам России и Украины: во-первых, по законодательству двух стран паевой инвестиционный фонд не является юридическим

1 По данным Некоммерческого партнерства «Национальная лига управляющих». Официальный сайт http://www.nlu.ru/

2 По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса. Официальный сайт http://www.uaib.com.ua

лицом и признается имущественным комплексом; во-вторых, имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, принадлежит учредителям

доверительного управления (инвесторам) на праве общей долевой собственности; в-третьих, доверительное

управление указанным имуществом осуществляет

управляющая компания (компания по управлению

активами); в-четвертых, имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, обособляется от собственного имущества управляющей компании.

Определение, содержащееся в ФЗ «Об инвестиционных фондах», является более емким и содержит 2

дополнительных положения, согласно которым, право собственности учредителя доверительного управления на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, удостоверяется ценной бумагой, правом на выдачу которых обладает исключительно управляющая компания. Аналогичные нормы можно найти отдельно в статьях 25, 26 Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования».

Теперь рассмотрим указанные ценные бумаги, о которых мы уже знаем то, что они удостоверяют права

учредителей доверительного управления (инвесторов) и эмитируются управляющей компанией (компанией по управлению активами). Законы двух республик исходят из того, что присоединение к договору (принятие (акцепт) предложения о заключении договора) доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев (инвестиционных сертификатов) паевого инвестиционного фонда.

Существенное отличие в правовом регулировании указанных ценных бумаг заключается в установлении требования о регистрации в Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины проспекта эмиссии инвестиционных сертификатов паевого инвестиционного фонда. Отчет о результатах размещения ценных бумаг институтов совместного инвестирования подается в Комиссию в течение 6 месяцев со дня регистрации проспекта эмиссии инвестиционных сертификатов. Российское законодательство инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов не признает эмиссионными ценными бумагами, и соответственно, не распространяет на них требования, установленные законодательством о рынке ценных бумаг.

Российское законодательство, помимо деления на акционерные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды, предусматривает классификацию паевых инвестиционных фондов, а именно: по наличию у владельца инвестиционных паев права требовать от управляющей компании погашения инвестиционных паев (открытые, биржевые, интервальные и закрытые), а также по составу и структуре активов (фонды акций, фонды облигаций, фонды недвижимости и др.).

Украинский рынок инвестиционных фондов имеет деление на корпоративные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды. Паевые инвестиционные фонды, в зависимости от наличия или отсутствия обязательства компании по управлению активами осуществлять выкуп инвестиционных сертификатов, делятся на открытые, интервальные и закрытые паевые инвестиционные фонды. По структуре активов паевые инвестиционные фонды делятся лишь на 2 вида -диверсифицированные и недиверсифицированные.

В связи с этим отметим, что нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по

рынку ценных бумаг России установлено 16 видов паевых инвестиционных фондов в зависимости от состава и структуры активов, к каждому из которых приведен перечень допустимого вида имущества, вплоть до обозначения идентификационных кодов ценных бумаг или видов строительной документации.

В зависимости от срока действия договора доверительного управления, украинские паевые инвестиционные фонды могут быть срочными и бессрочными. Напомним, что в России срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом не должен превышать 15 лет с начала срока его формирования. Если правила доверительного управления открытым, интервальным или биржевым паевым инвестиционным фондом допускают, то срок действия соответствующего договора доверительного управления считается продленным на тот же срок, если нет требований о погашении всех инвестиционных паев этого фонда.

В России в качестве оплаты инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов могут быть переданы только денежные средства. В закрытых и биржевых паевых инвестиционных фондах допускается передача иного имущества, если такое имущество удовлетворяет требованиям инвестиционной декларации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При приобретении инвестиционных сертификатов украинских паевых инвестиционных фондов любого типа принимаются исключительно денежные средства.

В любом случае, доверительное управление паевыми инвестиционными фондами предполагает вложение средств, переданных учредителями доверительного управления, в различные активы, в том числе в недвижимость. В этой связи необходимо отметить, что российское законодательство исходит из того, что при государственной регистрации прав на недвижимое имущество для включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда в едином государственном реестре прав указывается название паевого инвестиционного фонда, в состав которого включается данное имущество, и делается следующая запись: «Собственники данного объекта недвижимости и данные о них, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев, инвестиционных паев в реестре владельцев, инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев.

Украинское законодательство, напротив, устанавливает положение о том, что недвижимое имущество, составляющее активы паевого инвестиционного фонда, регистрируется в установленном порядке на имя компании по управлению активами с обязательным указанием реквизитов такого паевого инвестиционного фонда.

По смыслу ФЗ «Об инвестиционных фондах» для завершения (окончания) формирования паевого инвестиционного фонда стоимость имущества, переданного в оплату инвестиционных паев, должна достигнуть необходимого размера. Его количественные значения устанавливаются нормативным правовым актом Федеральной службы по финансовым рынкам России. Так, стоимость имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой он является сформированным, должна быть не менее 10

млн. рублей для открытого паевого инвестиционного фонда, 15 млн. рублей для интервального паевого инвестиционного фонда и 25 млн. рублей для закрытого паевого инвестиционного фонда.

К институтам совместного инвестирования законодательством Украины установлено единое требование для всех типов паевых инвестиционных фондов, согласно которому, минимальный объем активов паевого инвестиционного фонда не может быть меньше размера первоначального уставного капитала (фонда) корпоративного инвестиционного фонда (аналог российского акционерного инвестиционного фонда). В свою очередь, размер первоначального уставного капитала (фонда) корпоративного инвестиционного фонда не может быть менее размера, установленного законодательством для открытых акционерных обществ. Минимальный размер уставного капитала в Украине для открытых акционерных обществ - 1 250 минимальных заработных плат, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания акционерного общества.

ФЗ «Об инвестиционных фондах» допускает изменение типа паевого инвестиционного фонда. При этом законодательно установлены допустимые варианты: закрытый паевой инвестиционный фонд может стать интервальным или открытым паевым инвестиционным фондом, а интервальный паевой инвестиционный фонд может быть изменен только на открытый. Изменение типа паевого инвестиционного фонда осуществляется путем внесения изменений и дополнений в договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

В данном случае российское законодательство не столь категорично, как например украинское, в котором установлен полный запрет на изменение вида и типа института совместного инвестирования. Но обратим внимание на необычное (с позиции российского законодательства об инвестиционных фондах) положение статьи 27 Закона «Об институтах совместного инвестирования», которое позволяет произвести слияние и присоединение паевых инвестиционных фондов одного типа и вида. Это возможно осуществить в случае, когда паевые инвестиционные фонды находятся в управлении одной компании по управлению активами, при условии согласия всех участников.

Как было отмечено, управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, осуществляет управляющая компания. При этом, управляющая компания независима в принятии решений, если они соответствуют требованиям законодательства и договора доверительного управления. И только владельцы инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов имеют исключительное право на участие в решении вопросов, оказывающих влияние на доверительное управление. Связано это с тем, что в закрытых паевых инвестиционных фондах возникают правоотношения владельцев инвестиционных паев по участию в общих собраниях владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда. Общее собрание принимает решения по вопросам, которые можно объединить в 3 блока:

1)утверждение изменений и дополнений в правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом;

2) передача прав и обязанностей по договору доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании;

3) досрочное прекращение или продление срока действия договора доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом.

В качестве альтернативы общему собранию владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда приведем пример из законодательства Украины. Согласно статье 25 Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования» участники паевого инвестиционного фонда, средства совместного инвестирования которого привлечены путем частного (закрытого) размещения инвестиционных сертификатов, могут образовывать наблюдательный совет для надзора за выполнением инвестиционной декларации, хранением активов фонда, ведением реестра владельцев инвестиционных сертификатов, проведением аудиторских проверок деятельности и оценки имущества фонда. Кроме того, к компетенции наблюдательного совета паевого инвестиционного фонда относится принятие решений по вопросам: избрание председателя наблюдательного

совета; утверждение решения о расторжении договоров с хранителем, регистратором, аудитором (аудиторской фирмой) и независимым оценщиком имущества; утверждение изменений в регламент фонда.

Наблюдательный совет паевого инвестиционного фонда образуется из числа его участников. Другие лица могут быть избраны в состав наблюдательного совета паевого инвестиционного фонда в порядке, установленном регламентом фонда. Участник имеет право быть избранным в состав наблюдательного совета или назначить своего представителя при условии приобретения им установленного регламентом минимального количества инвестиционных сертификатов.

В связи с тем, что паевые инвестиционные фонды самостоятельно не осуществляют хозяйственной деятельности, поскольку не имеют статуса юридических лиц, для получения полного представления об инвестиционных фондах необходимо рассмотреть нормы, посвященные управляющим компаниям (компаниям по управлению активами).

Управляющими компаниями, как и компаниями по управлению активами являются хозяйственные общества в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. И в России, и в Украине осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами возможно только при наличии лицензии, предоставляемой уполномоченным государственным органом по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам в России и Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в Украине).

Принципиальным отличием в процедуре получения лицензии двух стран является участие в ней саморегулируемой организации. Согласно статье 32 Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования» лицензии на осуществление деятельности по управлению активами институтов совместного инвестирования выдаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины по представлению соответствующей саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг, которая объединяет компании по управление активами. На основании Решения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины №158 от 02.06.2002 г. Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса назначена саморегулируемой организацией, объединяющей инвестиционных управляющих и компании по управлению активами. Таким образом, для получения

лицензии на осуществление деятельности по управлению активами институтов совместного инвестирования обязательным условием является членство в саморегулируемой организации.

Саморегулируемые организации управляющих компаний вправе направлять в Федеральную службу по финансовым рынкам России ходатайства о выдаче лицензии управляющим компаниям, являющимся членами саморегулируемой организации. Но, установленные ФЗ «Об инвестиционных фондах» требования к процедуре лицензирования управляющих компаний не содержат упоминания об указанном ходатайстве. При этом, Федеральная служба по финансовым рынкам России является самостоятельным органом власти и при принятии каких-либо решений должна руководствоваться исключительно Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ. Отсюда можно сделать вывод о том, что ходатайство саморегулируемой организации о выдаче лицензии своим членам не является обязательным для федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и не представляет никакого преимущества.

Совмещение лицензируемой деятельности по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами с другими видами профессиональной деятельности запрещается, кроме случаев, предусмотренных законами Российской Федерации или Украины. Отметим, что законодательство Украины указывает на то, что целью деятельности по совместному инвестированию является получение прибыли от вложения привлеченных средств в ценные бумаги других эмитентов, корпоративные права, недвижимость и другие активы, разрешенные законами Украины и нормативноправовыми актами Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины. Российский Фз «Об инвестиционных фондах» вообще не содержит

упоминания о прибыли, устанавливая лишь, что управляющая компания обязана действовать, во-первых, исключительно в интересах учредителей доверительного управления, а во-вторых, разумно и добросовестно при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей.

Управляющая компания (компания по управлению активами) создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, создаваемого в соответствии с законодательством страны. Таким образом, на

управляющие компании распространяются

соответствующие нормы, посвященные выбранной организационно-правовой форме. Но, что касается субъектного состава лиц, которые могут выступать учредителями (участниками) управляющей компании паевого инвестиционного фонда, то ФЗ «Об инвестиционных фондах» устанавливает полный запрет на участие в уставном капитале управляющей компании Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Данное требование направлено на исключение публичного элемента из рыночных

отношений, который может дать неоправданное преимущество управляющей компании, имеющей в составе участников публичные образования.

Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» допускает участие государства в уставном капитале (фонде) компании по управлению активами, но не более 10%. Это установление имеет свои

плюсы, поскольку инвесторы отдают предпочтение компаниям, имеющим государственное участие, считая их более надежными и устойчивыми. Стоит сказать, что проектом ФЗ «Об инвестиционных фондах», принятом в первом чтении, также допускалось участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не превышающее 10% уставного капитала управляющей компании.

Отдельно отметим, что правовые акты двух стран не содержат ограничений на участие нерезидентов в уставных капиталах (фондах) управляющих компаний (компаний по управлению активами).

Осуществляя деятельность по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами российские управляющие компании имеют право на получение вознаграждения, предусмотренного договором доверительного управления. Вознаграждение управляющей компании выплачивается за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. Вознаграждение может быть установлено в виде фиксированной суммы или доли среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и (или) доли дохода от доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом. В первом случае, сумма вознаграждения не должна превышать 10% среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, во втором 20% дохода от доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом. Конкретный размер вознаграждения управляющей компании устанавливается в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Вознаграждение компании по управлению активами в Украине устанавливается соотношением к стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда. Так, положением о составе и размере расходов, которые возмещаются за счет активов институтов совместного инвестирования (Постановление № 196 от 02.07.2002 г.) размер вознаграждения компании по управлению активами не превышает 5% среднегодовой стоимости чистых активов института совместного инвестирования. Кроме этого, по итогам года может выплачиваться премия в размере до 15% от суммы прибыли, полученной институтом совместного инвестирования по результатам деятельности за прошедший год сверх прибыли, которая была запланирована в инвестиционной декларации на данный год. Украинское законодательство отдельно указывает на то, что вознаграждение компании по управлению активами выплачивается денежными средствами.

Законодательство двух стран предусматривает ответственность за причинение убытков инвесторам. Так, управляющая компания паевого инвестиционного фонда несет перед владельцами инвестиционных паев ответственность в размере реального ущерба в случае причинения им убытков в результате нарушения законодательства и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» устанавливает, что компания по управлению активами несет имущественную ответственность за убытки, причиненные институту коллективного инвестирования ее действиями (бездействием), по закону и согласно условиям договора об управлении активами.

Для целей возмещения возможных убытков института коллективного инвестирования, украинские компании по

управлению активами обязаны создавать резервный фонд в размере, установленном учредительными документами, но не менее 25% уставного капитала (фонда) компании по управлению активами. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд определяется учредительными документами компании по управлению активами, но не может быть менее 5% суммы чистой прибыли. Возмещение производится за счет указанного резервного фонда компании, а в случае недостаточности резервного фонда - за счет иного имущества компании по управлению активами.

В Российской Федерации убытки в части реального ущерба, причиненного гражданам - владельцам инвестиционных паев, компенсируются за счет средств федерального компенсационного фонда, создание которого предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. В настоящее время Федеральный компенсационный фонд не создан, часть его функций выполняет Федеральный общественногосударственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный на основании Указа Президента РФ от 18.11.1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров». По закону, компенсации выплачиваются, если у должника отсутствует имущество, достаточное для возмещения реального ущерба. При этом, максимальный размер и порядок выплаты компенсаций устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, нет оснований отрицать наличие компенсационной схемы, обеспечивающей защиту прав инвесторов. Однако

рассчитывать на то, что каждый владелец

инвестиционного пая гарантированно получит

компенсацию, не приходится.

В итоге отметим, паевые инвестиционные фонды вошли и прочно закрепились в современной финансовой системе России и Украины и имеют хорошие перспективы развития. В немалой степени, это зависит от совершенства нормативной базы в этой сфере. Очевидно, что для определения путей совершенствования

необходимо учитывать не только опыт регулирования инвестиционных фондов в развитых странах, но и опыт стран на постсоветском пространстве, которые имеют общий с Россией правовой фундамент, но в решении некоторых проблем демонстрируют большую находчивость.

Список литературы:

1. Вергун В.А., Ступницкий О.И., Коверда В.М., Волковинская Т.В. Институты совместного инвестирования в условиях глобализации мировых финансовых рынков. К, 2009.

2. Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М, 2011.

3. Зайцев О.Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом. М, 2007.

4. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства. М, 2001.

5. Осташевич И.О. К вопросу о статусе саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов // Пробелы в российском законодательстве №5 2011, С. 263-265

6. Осташевич И.О. О противодействии неправомерному

использованию инсайдерской информации

управляющими компаниями закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости // Пробелы в российском законодательстве №2, 2012. С. 284-287

7. Осташевич И.О. Деятельность федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним управляющими компаниями закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости // Бизнес в законе №1, 2012. С. 92-95

Reference list:

1. Vergun V.A., Stupnitsky O.I., Koverda V.M., Volkovinskaya T.V. Joint investment institutions in the context of globalization of financial markets. K, 2009.

2. Gabov A.V. Securities: Theory and regulation of the market. M.: The Statute, 2011.

3. Zaitsev, OR A contract of trust management of mutual funds. M, 2007.

4. Mikheyeva L.Y. Asset management. Comment legislation. M, 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме -правовому регулированию паевых инвестиционных фондов, в последнее время ставших популярной формой коллективного инвестирования в России. Участие большого числа инвесторов, в том числе обычных граждан, требует максимально непротиворечивой нормативной базы во избежание случаев массового нарушения прав. Кроме количественного роста наблюдается качественное изменение правоотношений, связанное с усложнением финансового рынка, в связи с чем, возникает потребность в развитии адекватного правового регулирования.

Одним из способов повышения уровня правового регулирования является использование зарубежного опыта, который позволяет устранить имеющиеся недостатки и значительно повысить эффективность схожих институтов. При этом, автор справедливо указывает на объективную необходимость применения опыта правового регулирования на постсоветском пространстве. В связи с этим, используется сравнительный анализ правовых норм российского и украинского законодательства, посвященного паевым инвестиционным фондам. Особое внимание уделяется изучению отличительных особенностей.

Материал, представленный в статье, систематизирован и содержит научную новизну. Степень проработанности темы, обусловленная анализом источников права двух стран, позволяет говорить о практической значимости исследования. Стиль изложения материла и структура статьи приемлемы для работ данного вида.

Статья И.О. Осташевича «Правовое регулирование паевых инвестиционных фондов в России и Украине» соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журналах входящих в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук».

Кандидат юридических наук, доцент,

Заведующий кафедрой Финансового права

Московского государственного университета экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шавров А. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.