Научная статья на тему 'Применение деятельностного подхода в построении и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в регионе'

Применение деятельностного подхода в построении и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна

Данная работа посвящена разработке последовательности действий объекта управления как предприятия, так и региона для достижения единой цели - формирования региональной инновационной экономики. Предложенная автором матрица позволяет идентифицировать необходимые действия на каждом уровне власти в отношении сменяющегося объекта управления, а также применять показатели измерения функционирования каждой из анализируемых инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the elaboration of consecution of operation of a management matter both enterprise and a region to reach the common aim - regional innovation economics forming. The author's suggested matrix allows to identify necessary actions on every level of power concerning rotatory of a management matter and to apply index of innovation development measurement of every analised innovation system.

Текст научной работы на тему «Применение деятельностного подхода в построении и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в регионе»

Применение деятельностного подхода в построении и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в регионе

Н. З. Мазур,

к. э. н., патентный поверенный, исполнительный директор по патентной деятельности Тольяттинского института технического творчества и патентоведения

Данная работа посвящена разработке последовательности действия объекта управления как предприятия, так и региона для достижения единой цели — формирования региональной инновационной экономики. Предложенная автором матрица позволяет идентифицировать необходимые действия на каждом уровне власти в отношении сменяющегося объекта управления, а также применять показатели измерения функционирования каждой из анализируемых инновационных систем.

The work is devoted to the elaboration of consecution of operation of a management matter both enterprise and a region to reach the common aim — regional innovation economics forming. The author’s suggested matrix allows to identify necessary actions on every level of power concerning rotatory of a management matter and to apply index of innovation development measurement of every analised innovation system.

В рамках данной статьи сделана попытка обоснования построения матрицы, идентифицирующей последовательность становления и развития системы управления интеллектуальной собственностью (ИС) в разрезе отношений предприятие-регион с точки зрения деятельностного подхода.

Предприятие, как инновационную микроэкономическую систему, принято характеризовать поведением и факторами, его определяющими. Рассматривая факторы как ресурсы для инновационного развития к ним можно отнести те внутренние элементы предприятия, которые на сегодняшний день сформированы в большинстве российских компаний так или иначе, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности.

В частности, это интеллектуальный потенциал работников, отдельные локальные нормативные акты в области инновационной деятельности в рамках предприятия, выступающие в качестве правового и методического обеспечения деятельности по созданию и использованию ОИС в хозяйственном обороте, отдел или специалисты в области ИС, совмещающие в себе роль объектов управления и функции инфраструктуры, созданные на предприятии объекты интеллектуальной собственности. Поведенческие мотивы определяются целеполаганием. В данном случае происходит смена объекта управления на предприятии — от интеллектуальной собственности к ин-

теллектуальному капиталу. На первом этапе составляющие объекта управления определяются Правилами бухгалтерского учета «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000.

Интеллектуальную собственность необходимо рассматривать как экономико-правовую категорию, применяя к ней преимущественно экономико-правовые методы управления, при этом целью правового регулирования является обеспечение субъектов рынка охраной их прав и защиты интересов в процессе создания и использования результатов интеллектуального труда, а целью экономического регулирования является получение монопольной прибыли, достижение устойчивого положения на конкурентном рынке, возможности влиять на рыночную конъюнктуру.

Управление интеллектуальной собственностью должно осуществляться на каждом этапе ее жизненного цикла, при этом управлению подвергаются как сами процессы, соответствующие каждой из стадий, так и организационные структуры, обеспечивающие их реализацию.

Для перехода на такой новый качественный для предприятия уровень необходимо выработать стратегию инновационного развития для повышения уровня конкурентоспособности, выявить существующие факторы инновационной активности и степень их готовности к существенным переменам, разработать нормативное, информационного обеспечение в области интеллектуальной собственности на уровне

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

предприятия, на базе чего сформировать систему стимулирования рационализаторской деятельности, инновационной деятельности сотрудников, сформировать полноценную организационную структуру по управлению интеллектуальной собственностью, сформировать портфель прав интеллектуальной собственности для капитализации и коммерциализации, осуществить выбор модели управления интеллектуальной собственностью (кибернетическую или синергетическую) для построения системы управления интеллектуальной собственностью предприятия.

В ходе проведения таких мероприятий развитие предприятия происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном срезе. В рамках предприятия формируется новый объект управления, обусловленный сформированным на первом этапе развития реестром НМА и ОИС, принятым на уровне предприятия,, включающим интеллектуальные активы, в том числе интеллектуальную собственность, потенциальные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки работников, базы знаний и отношения с другими субъектами.

Поведенческие отношения предприятия в части развития бизнеса ориентированы на построение капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями. При этом целью такого инновационного развития предприятия видится стимулирование бизнеса, увеличение прибыли компании.

Вертикальное же развитие предприятия объясняется его интеграцией в инновационную систему региона. В этом случае на региональном уровне в качестве объектов управления рассматриваются интеллектуальная собственность субъектов хозяйствования и сами предприятия, как организационные структуры. При этом регион является уже макросистемой со своими характеристиками, а именно объектами и формой воздействия на них.

На сегодняшний день в большинстве регионов уже сложились инновационный потенциал региона, государственные нормативные акты в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, организационные структуры, предоставляющие услуги в области интеллектуальной собственности, система поддержки отдельных инновационных проектов со стороны регионального бюджета, определенный уровень инновационного развития.

Под инновационным потенциалом будем рассматривать понятие, характеризующее внутреннюю возможность самой инновационной сферы региона осуществлять целенаправленную деятельность по привлечению конкретных хозяйственных ресурсов, их рациональной переработке для формирования инновационного продукта. В результате его использования на выходе появляются объекты интеллектуальной собственности как результаты инновационной деятельности и именно он является одним из условий для создания рынка ИС как на государственном, так и на региональном уровнях.

Государственная политика в области интеллектуальной собственности, рассматриваемая нами как комплекс целей и методов воздействия государственных структур, связанных с регулированием взаимоотношений в области создания и коммерциализации ИС, на предприятия и физические лица, привела к существованию и отдельному применению на уровне предприятий и регионов государственных нормативных актов в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

Развитие инновационной деятельности в регионах стимулировало создание и функционирование организационных структур, предоставляющие услуги в области интеллектуальной собственности. Достаточно часто это отдельные узкоспециализированные фирмы, предоставляющие услуги инновационным предприятиям.

В тоже время становление инновационной деятельности в регионе невозможно без пропагандируемой на сегодняшний день поддержки отдельных инновационных проектов со стороны регионального бюджета. К сожалению, эта форма взаимодействия бизнеса и власти, также носит стихийный, научно не обоснованный характер. Степень же развития вышеописанных объектов и отношений обеспечивает региону тот или иной уровень инновационного развития.

Для перехода региона на уровень управления интеллектуальной собственностью необходимо сформировать систему нормативно-правового обеспечения в области интеллектуальной собственности на уровне региона (законы, программы, проекты), сформировать четко выраженную региональную инновационную политику и приоритетные направления для поддержки со стороны регионального бюджета на базе определенных подходов, создать инфраструктуру управления интеллектуальной собственностью региона, выстроить взаимосвязи между работодателями, общественными организациями, администрацией региона, сформировать реестр объектов интеллектуальной собственности региона; выбрать модели управления интеллектуальной собственностью на основе анализа уровня инновационного развития региона и построить систему управления интеллектуальной собственностью.

Исследование законодательной базы в области интеллектуальной собственности позволило сделать следующие выводы — большинство нормативных актов носит декларативных характер, отсутствие нормативных актов на стадии создания и стадии использования ОИС для собственных нужд предприятия отрицательно влияют на рост инновационно-активных предприятий, тенденции роста подобных предприятий поддерживаются только за счет ориентации их продукции на внешний рынок.

В тоже время, создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих ускоренное продвижение инноваций в экономику и социальную сферу, находится в компетенции региона и муниципалитета, и полностью зависит от того, по какому пути развития он идет и уровня формирования региональной инно-

вационной системы. Основными направлениями деятельности органов региональной власти в отношении интеллектуальной собственности являются: создание законодательной базы управления интеллектуальной собственностью в регионе; формирование структур по управлению интеллектуальной собственностью и их функций; организация финансирования инновационной деятельности на уровне региона, в том числе за счет разработки программ социально-экономического развития региона, организации работ по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса; определение приоритетных направлений развития науки и техники в регионе и форм их поддержки; осуществления мер по формированию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности и т. д.

Определение подходов к поддержке инновационных проектов со стороны регионального бюджета на базе принципов патентно-информационного анализа, государственно-частного партнерства, мониторинга факторов, влияющих на инновационную активность предприятий обеспечит последовательность воздействия органов управления при реализации инновационной политики.

В рамках анализа функций органов власти региона РФ по выбору приоритетных направлений развития науки и техники, а также поддержки инновационных проектов в рамках региональных программ нами предлагается использовать патентно-информационный подход, основанный на данных изобретательской статистики не столько при формировании приоритетных направлений, а преимущественно при обоснования их выбора и анализе уже сложившейся в регионе ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития, проводя анализ уровней патентно-информационной активности как отечественных, так и зарубежных заявителей по приоритетным направлениям науки и техники за ряд лет, результатов продажи патентов, лицензий, технологической документации, платежей по договорам в отношении ИС.

Основными критериями выбора приоритетных направлений развития инновационной экономики являются патентно-информационная активность (статистическая информация о поданных заявках на изобретения и программы для ЭВМ) в регионе и использование ИС в хозяйственном обороте. На основе предложенного подхода появляется возможность осуществлять отбор оптимальных технических решений для их поддержки региональными органами власти как прямым, так и косвенным стимулированием.

Схема государственно-частного партнерства в свете создания, развития и введения в хозяйственный оборот ОИС, предлагаемая автором, рассматривается в нескольких направлениях — посредством создания предприятия (ФГУПа, РГУПа, МУПа) для реализации соответствующего направления, деятельность которого полностью финансируется из расходной части бюджета, объявления конкурса на

получение муниципального заказа, создания или приобретения за счет средств бюджета таких объектов ИС, которые смогут решить проблемы, выдвигаемые субъектом, и наконец, создания акционерного общества при долевом участии города или региона на базе объектов интеллектуальной собственности, вкладываемых реципиентом в уставный капитал.

Важнейшим фактором, обеспечивающим адаптацию экономики к прогрессивным технологиям, является инфраструктура инновационной деятельности. В ее рамках выделяется инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности, которая понимается как комплекс взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических институтов, научно-технических и образовательных институтов, государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС, построенный на базе системы принципов экономической целесообразности, преемственности, развития, соответствия международным организационно-правовым нормам, а также реализованный на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

В рамках информационного, образовательного, технологического, финансового видов обслуживания субъектов рынка интеллектуальной собственности целесообразно выделение основных видов деятельности и перечень элементов инфраструктуры для выявления недостающих организаций или услуг. Наличие тех или иных элементов инфраструктуры, не позволяет говорить о существовании системного инфраструктурного обеспечения действий в отношении объектов интеллектуальной собственности. Максимальный эффект достигается при наличии связей между ними, в качестве которой предлагается рассматривать опорные организации Роспатента, которые воплощают в себе способность к реализации всех видов инфраструктурного обеспечения, кроме финансового, где деятельность опорных организаций сводится к информационной поддержке субъектов финансовых отношений.

На сегодняшний день большинство опорных организаций — бюджетные структуры (ЦНТИ, технические вузы и библиотеки). По нашему мнению, именно некоммерческие негосударственные структуры рассматриваются как наиболее мобильные для продвижения политики Роспатента в регионы в силу самофинансирования и при определенной поддержке со стороны государства. Такой поддержкой может выступать определенное делегирование опорным организациям полномочий со стороны Роспатента (придание официального статуса, расширение полномочий и т. п.). При этом основными результирующими целями такого взаимодействия опорных организаций с элементами системы управления интеллектуальной собственностью, в том числе ФИПС, элементами инфраструктуры и создателями ИС видятся: оценка состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС на региональном уровне; повышение эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС; повышение

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Микроэкономические показатели инновационной деятельности предприятия

Объект управления

Интеллектуальная собственность, персонал

Интеллектуальный капитал, субъекты рынка

Существующие элементы

1.Факторы, влияющие на инновационную активность, в том числе

♦ Интеллектуальный потенциал работников.

♦ Отдельные локальные нормативные акты

в области инновационно^ деятельности в рамках предприятия.

♦ Отдел и ли специалист в области ИС.

♦ Огдельн ые ОИС

о

а.

Необходимые действия

Формируемые элементы

1. Выработка стратегии инновационного развития.

2. Определение факторов инновационной активности.

3.Формирование нормативного, информационного обеспечения в области интеллектуальной собственности на уровне предприятия.

4.Формирование системы стимулирования рационализаторской деятельности, инновационной деятельности сотрудников.

5.Формирование организационной структуры по управлению интеллектуальной собственно<

6.Формирование портфеля прап интеллектуальной собственно<т для капитализации и коммерциализации.

7. Выбор модели управления интеллектуальной собственностью.

8. Построение системы управлен и интеллектуальной собственностью предприятия

. Интеллектуальные активы, включая интеллектуальную собственность.

. Потенциальные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки.

. Базы знаний и отношения с другими субъектами

Ориентиры

Построение капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями

о

*

5

£

о

X

§

1.Инновационный потенциал региона.

2. Государственные нормативные акты в области инновационной деятельности

и интеллектуальной собственности.

3 Организационные структуры, предоставляющие услуги в области инте лле к туаль н ой собственности.

4. Поддержка отдельных инновационных проектов со стороны регионального бюджета.

5. Уровень инновационного развития

тва,

щих

1.Формирование системы норм< тивно-правового обеспечения в области интеллектуальной собственно<т на уровне региона (законы, программы, проекты).

2.Формирование региональной инновационной политики и приоритетных направлений для подд« ржки со стороны регионального бю ркета.

3. Определение подходов к поддержке инновационных проектов со стороны региона.1 ьного бюджета на базе принципов г с информационного анализа, государствен но-частного партнере мониторинга факторов, влияю на инновационную активності предприятий.

4. Создание инфраструктуры управления интеллектуальной собственноетью региона (информационный, технологи1 еский, образовательный виды обслу> :ивания

5.Создание опорных организац ФИПСа в регионе.

6. Построение взаимосвязей мел работодателями, общественнь организациями, администращ региона.

7.Формирование реестра объектов интеллектуальной собственности региона.

8. Выбор модели управления интеллектуальной на основе анализа уровня инновационного развития региона.

9.Создание системы управления интеллектуальной собственностью региона.

10.Формирование инновационной культуры

. Интеллектуальный потенциал.

. Интеллектуальная собственность, интеллектуальная активность.

. Рыночные и инфраструктурные

Построение отношений различных экономических субъектов региона и отдельных регионов по поводу рационального, устойчивого воспроизводства интеллектуального капитала на основе прогрессивного развития науки и персонифицированных экономических интересов субъектов

ду

ми

ПБУ 14/2000

РЬестр НМА и ОИС

Условия отнесения к объекту управления

Система макроэкономических показателей, характеризующих уровень инновачинного развития региона

уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры в регионе; создание прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности на региональном уровне. Реализация основных этапов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействия ФИПС и ОО имеет ориентацию на объединение функционирования всех элементов инфраструктуры управления ИС и субъектов рынка ИС на уровне региона и муниципалитета в виде единого информационного источника, выполненного как 1п1егпе1-ресурс и обеспечение доступа для всех субъектов рынка, вовлеченных в процесс управления

интеллектуальной собственности с целью формирования электронного рынка ОИС, повышения уровня грамотности в области инновационной деятельности, введения ОИС в хозяйственный оборот, увеличения инновационной активности.

Очевидно, что реализации государственной региональной политики для инновационного развития региональной экономики должна быть адекватна современным способам организации хозяйственной деятельности и зависит от уровня развития региона.

Для более детального анализа уровня инновационного развития региона нами предложена методика определения взаимосвязи системы показателей, характеризующих патентную деятельность в регионах (заявки на объекты промышленной собственности, организации-заявители ОПС, использованные объекты промышленной собственности, лицензионные договоры на объекты промышленной собственности, стоимость предметов лицензионных договоров на объекты промышленной собственности); социально-экономическое и научно-техническое развитие (валовый региональный продукт, персонал, занятый исследованиями и разработками, основные средства, затраты на технологические инновации, инновационно-активные предприятия, объем отгруженной инновационной продукции, численность населения); инфраструктурных показателей (патентные поверенные, оценочные организации, опорные организации, организации с бесплатным доступом к патентной информации), с позиций оценки тесноты связи на основе показателя эмпирического корреляционного отношения.

Отнесение региона к тому или иному уровню развития позволит выбирать для него подходящую модель управления интеллектуальной (синергетическую или кибернетическую). Синергетический подход применим в основном у регионов с достаточно высоким уровнем развития, когда имеющиеся производственные мощности задействованы полностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий главное создания сильной инфраструктурной сети, обеспечивающей саморазвитие каждого элемента региональной системы и синергетического роста самой системы. Второй — кибер-

нетический — подход приемлем в условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов. То есть государственные власти должны «дотягивать» эти регионы до более развитых, в том числе и через бюджетные инвестиции, запустить производство на базе ОИС, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить валовой региональный продукт.

Выбор модели позволит формировать систему управления интеллектуальной собственностью, системообразующим фактором которой является инновационная культура общества.

Перечисленные формы воздействия позволят перейти к расширительному пониманию объекта управления с учетом сформированного реестра объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, к которому отнесены интеллектуальный потенциал, интеллектуальная собственность, интеллектуальная активность, рыночные и инфраструктурные активы. Такое управление ведет к построению отношений различных экономических субъектов региона и отдельных регионов по поводу рационального, устойчивого воспроизводства интеллектуального капитала на основе прогрессивного развития науки и персонифицированных экономических интересов субъектов, что обеспечит стимулирование развития инновационной экономики региона, увеличение валового внутреннего продукта.

Изменение в объекте управления сопровождается изменением показателей измерения, то есть происходит переход от правовых характеристик (выраженных в количестве патентов созданных и использованных, количестве разработок и т. д.) интеллектуальной собственности к экономической характеристике стоимостного выражения интеллектуального капитала, то есть от права к экономике.

Одновременно происходит изменение и в системе показателей, характеризующих инновационные системы от микроэкономических показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятия к системе показателей, характеризующих уровень инновационного развития регионов.

Таким образом, зарождаясь на уровне интеллектуальной собственности предприятия, развитие происходит от предприятия к региону, от интеллектуальной собственности к интеллектуальному капиталу, аккумулируясь на уровне региона, создавая базу для формирования и развития инновационной экономики субъекта федерации.

жтеша @ё шн@шдая@кшйі шшнвші

инновации

в Интернете

Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети 1п1егпе1

http://innov.eltech.ru

по адресам:

Ийр://ї\л/ш.тад.іппоу/ги

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.