Научная статья на тему 'Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне'

Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Наталья Зановьевна, Левина Мария Павловна

Развитие национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства Создание инновационной инфраструктуры является ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны. В данной работе реализована попытка авторов синтезировать имеющийся научный опыт в исследовании инфраструктурного обеспечения инновационных процессов, определить содержание понятия инфраструктуры создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне, выделить ее элементы и условия их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазур Наталья Зановьевна, Левина Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне»

Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне

Н. З. Мазур,

к. э. н.,

патентный поверенный РФ, начальник патентнолицензионного отдела Тольяттинского института технического творчества и патентоведения

Развитие национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. Создание инновационной инфраструктуры является ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны.

В данной работе реализована попытка авторов синтезировать имеющийся научный опыт в исследовании инфраструктурного обеспечения инновационных процессов, определить содержание понятия инфраструктуры создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне, выделить ее элементы и условия их функционирования.

Мировая практика имеет богатый опыт создания инновационной инфраструктуры и отдельных ее элементов. Формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности. Однако можно выделить общие подходы, которые заключаются в следующем:

★ главным «инициатором» создания инновационной инфраструктуры выступает государство. Именно оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса заниматься инновационным бизнесом, извлекая из него законно полученную прибыль;

★ используется системный подход, позволяющий полученным с помощью государства знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь: от научных исследований и разработок до реализации инноваций, включающих в себя эти знания, на рынке наукоемких товаров и услуг, на рынке интеллектуальной собственности (ИС).

Во многих странах имеются специальные законодательные нормы, регулирующие деятельность объектов инновационной инфраструктуры. К примеру, в Великобритании принят специальный закон, позволяющий университетам учреждать центры трансфера технологий, в большинстве стран законодательно установлены льготы для технопарков по налогам на землю, имущество, на прибыль, льготы на аренду помещений и т. п.

Вопрос создания инновационной инфраструктуры был поднят еще в 2003 году на коллегии, проводимой при Министерстве промышленности, науки и технологий, когда было определено, что создание инновационной инфраструктуры является ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны.

М. П. Левина,

оценщик бизнеса, начальник отдела оценки Тольяттинского института технического творчества и патентоведения

Evolution of the national innovation system is defined as one of the main task, essential part of the economic policy of the state. Creation of the innovation structure is the keystone in transferring knowledge into the tangible wealth of the country.

In the work attempts are made to synthesize available scientific experience in investigating infrastructural ensuring of the innovation processes, to determine concept content of the infrastructure of the creation of using intellectual property on the regional level, to single its elements and conditions of their functioning.

В настоящий момент в 24 регионах страны создано около 50 инновационно-технологических центров, в которых на площади примерно 500 тыс. м2 разместилось чуть более 1000 малых высокотехнологичных предприятий.

В 2006 году количество инновационных предприятий должно возрасти на 800 единиц. А приток инвестиций в инновации ожидается на уровне 10-12 млрд в год. Формирование национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства.

В процессе ее создания и развития необходимо решить две основные задачи:

★ формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность;

★ построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг. Решение этих задач обеспечивает создание условий для эффективного государственно-частного партнерства, направленного на создание инновационного сектора экономики в интересах государства, бизнеса и гражданского общества.

К настоящему времени в мире действуют более 3-х тысяч технопарков и инновационно-технологических центров. В США практически в каждом университете функционирует центр трансфера технологий, в Европе активно идет процесс создания таких центров на базе университетов и научных организаций.

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции, но и основную часть прибыли. Государство получает свои дивиденды от сбора налогов, решения социальных проблем и, самое главное, от укрепления

Инфраструктурное обеспечение создания и использования ИС

Ориентация на проблемы инновационного экономического развития региона

тт

Виды обслуживания субъектов

Образовательный

►дистационное обучение (по курсу Всемирной Академии ВОИС, ПрожектХармони, по курсам регионального и муниципального уровней);

► высшее образование (инновационный менеджмент);

► повышение квалификации (по курсам «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Патентовед», «Специалист

в области И С», «Аудит», «Подготовка кандитатов в патентные поверенные» и т. п.); ►обучающие семинары;

► президентские программы

оынка —участников рынка И С

Технологический

► создание ОИС,

► апробация ОИС,

► внедрение ОИС

> защита ОИС,

. бизнес-планирование,

> оценка ОИС,

> маркетиноговое исследование на основе патентной информации,

> аудит ОИС,

> страхование ОИС

Информационный Финансовый

♦ форумы, ♦ кредитные

♦ симпозиумы, операции,

♦ коференции, ♦ инвестиции,

♦ выставки, ♦ благотвори-

♦ информацонные тельные вклады

базы

Элементы инфраструктурного обеспечения

► вузы,

► центры подготовки специалистов

ї"ї"

♦ выставочные ♦инвести-

комплексы, ционные

♦ТПП, компании,

♦ центры ♦венчурные

подготовки фонды,

специалистов, ♦кредитные

♦ информацион- организации,

но-патентные ♦предприятия,

центры, ♦частные

♦ фонды, союзы инвесторы

►технопарки,

► НИИ,

►конструкторские бюро,

► инжиниринговые фирмы,

► информационно-патентный центр,

► патентные фирмы,

► косалтин го-вые фирмы,

►аудиторские

фирмы,

►страховые

организации

ОПОРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Рис. 1. Модель инфраструктурного обеспечения субъектов рынка в сфере ОИС

своих позиции по отношению к другим государствам на мировой арене. Важно отметить, что такое взаимодействие государства и бизнеса целиком отвечает и интересам гражданского общества в целом.

Кроме того, в развитых странах к элементам инфраструктуры прикладных исследований, ориентированным на содействие инновационным процессам, относятся кластерные проекты, обеспечивающие усиление взаимодействия между технологически родственными фирмами и организациями, создающими непрерывную цепь производства инноваций, их широкомасштабное использование и освоение значимых сегментов рынка. Кластерный принцип предусматривает концентрацию ресурсов по поддержке не отдельных предприятий, а отраслевых или региональных кластеров в целом.

В зависимости от сущности, назначения, отношения со средой функции можно выделить некоторые основные уровни управления ИС — государственный, региональный, муниципальный и уровень предприятия. В этой работе особое внимание уделяется формированию системы управления ИС на региональном уровне, где иерархическими подсистемами являются муниципальный уровень и уровень предприятия. Их отличительная особенность — непосредственный контакт каждого с каждым.

Под управлением регионом С. А. Филиным [1] понимается разработка, формирование и реализация мероприятий, социально-экономической политики на соответствующем уровне экономики, при этом управление на мезоуровне — это, прежде всего, управление тенденцией. Речь идет о создании в регионах нормативно-правовой и законодательной базы формирования структурных механизмов и активизации инвестиционных и инновационных процессов посредством реализации эффекта инновационного мультипликатора, синхронизирующего взаимодействие и функционирование, которые дают устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенных тенденций.

Положение региона всегда двойственно, здесь действуют две тенденции — центробежная и центростремительная. Известно [2], что между политикой государства и региона складывается своеобразная система связей, обеспечивающая маневренность скоростей в зависимости от задач региона и центра, от сравнительно частной и общей эффективности экономики, в этом варианте сумма эффекта значительно больше, чем эффект региона с раздельными интересами.

При этом выбор схемы взаимодействия центра и регионов находится в зависимости от состояния их социально-экономического и политического развития, именно поэтому возможно чередование периодов доминирования тенденций, обеспечивающее быстрое формирование развития центру в одних случаях, и отдельному региону — в других. Адаптируя предположение В. В. Иванова [3], основанное на работах Римского клуба, будем считать, что с формированием постиндустриального общества произойдет переход от иерархических систем управления к сетевому принципу управления. При этом эффективная система управления должна строиться на синергетических принципах, постулирующих формирование устойчивых систем под влиянием внешних воздействий [4].

В связи с этим нами разработана синергетическая концепция управления ИС на региональном уровне, выраженная многоуровневым и многоэтапным подходом и представленная в виде системы, построен-

ной на принципах синергетики, реализующей условия самоорганизации субъектов рынка ИС и выражающая закономерности и особенности ОИС, их правовой защиты и коммерциализации, условием эффективного функционирования которой является интеллектуально-образовательная среда.

Исследованию инфраструктурного обеспечения инновационного развития хорошо развитых рыночных систем посвящены работы ряда зарубежных ученых: Р. Окоффа, Б. Санто, Й. Шумпетера. Общими системными и отраслевыми аспектами инфраструктурного обеспечения инновационных процессов занимались отечественные исследователи: А. И. Ан-чишкин, А. А. Дагаев, Е. А. Лурье и др. В работах С. Ю. Глазьева, Ю. В. Шленова, Ю. В. Яковца рассматривается влияние региональной специфики на выбор типа его экономического развития.

По аналогии с транспортной инфраструктурой можно сказать, что инновационная инфраструктура — это информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее, как по «рельсам», добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Можно выразить инновационную инфраструктуру другим образом: «инновационная инфраструктура» — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и прочие специализированные организации).

По мнению Координационного совета (председатель А. А. Фурсенко), в который вошли представители (на уровне заместителей министров) заинтересованных министерств, РАН, руководители государственных научно-технических фондов, созданного для согласования комплекса мер по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, она должна включать производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие.

Продолжая начатую мысль, А. Е. Арменский говорит, что меры государственной поддержки по созданию и комплексному развитию инфраструктуры национальной инновационной системы должны скоординированно осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5].

Понятие «инновационная инфраструктура региона» вводит в своей работе Е. Ю. Емина, рассматривая ее как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию экономики к прогрессивным технологиям, основанный на комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком [2]. По нашему мнению, при управлении интеллектуальной собственностью на региональном уровне следует выделять инфраструктуру создания и использования интеллектуальной собственности, которая будет нами пониматься как комплекс взаимосвязанных систем институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС, социальной активностью населения в условиях интеллектуальнообразовательной среды на базе информационных и телекоммуникационных технологий в рамках образовательных программ вузов, Роспатента и Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Первостепенной задачей элементов инфраструктуры становится создание и поддержание устойчи-

вых хозяйственных и экономических связей субъектов рынка ИС, поэтому инфраструктурный фактор в развитии регионов в сфере ИС выполняет функцию формирования условий развития инновационной региональной экономики.

Инфраструктура должна обеспечивать базу для вовлечения результатов научных исследований в экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг, так называемой коммерциализации ИС.

Исходя из этого, целью формирования инфраструктуры является эффективное функционирование системы управления ИС в регионе.

Наличие цели приводит к образованию структур или отдельных элементов, которые выполняют свойственные им функции, при этом их деятельность должна быть слаженной, взаимосвязанной и скоординированной, именно в этом случае будет достигаться максимальный экономический эффект региона. В настоящее время успешное развитие национальных инновационных систем во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры.

В соответствии с исследованием В. В. Иванова, задачей развития инновационной инфраструктуры будет переход от разрозненного создания на местах отдельных организационных инфраструктурных элементов к последовательному построению в регионах рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов, работающих по сетевому принципу [3].

Системность инфраструктурных институтов предполагает комплексную поддержку процессов создания, развития и коммерциализации ОИС. Несмотря на то, что каждый элемент характеризуется определенным видом обслуживания, им свойственно целевое единство, обеспеченное мотивационными установками на развитие региона в сфере ИС, единым законодательным и нормативным регламентом деятельности и единой, доступной информационной сетью. При этом нами вводится «соединительный мост», координирующий орган — в виде опорной организации Федерального института промышленной собственности, который должен быть не пассивной, а активно действующей структурой, позволяющей избежать проблемы несогласованности между региональными элементами инфраструктуры (рис. 1).

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. С. А. Филин. Механизм реализации инновационной политики. М.:ИНИЦ Роспатента, 2005. 286 с.

2. Н. В. Емина. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития на примере регионов Приволжского федерального округа. Диссертационное исследование на соискание степени кандидата экономических наук. Казань, 2002.

3. В. В. Иванов. Формирование инновационных систем в условиях трансформируемой экономики России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2003.

4. И. Пригожин. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. Пер. с англ. Под. ред. Ю. Л. Климонтовича. М.: Наука, 1985.

5. А. Е. Арменский. Проблемы и роль государства в создании инновационной инфраструктуры в России и пути их решения. Сборник тезисов международной конференции «Экономическое развитие регионов — основа имиджа России». Москва, 2004.

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.