Научная статья на тему 'Разработка и реализация стратегии инновационного развития технического вуза (на примере Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева)'

Разработка и реализация стратегии инновационного развития технического вуза (на примере Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гортышов Павел Юрьевич, Шигапов Зинатулла Гамирович, Бакаев Алексей Владимирович, Васильев Владимир Львович, Гайфуллин Радик Нургалиевич

В статье рассматривается опыт работы Управления инновационной деятельности Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. Обосновывается необходимость повышения уровня доверия и сотрудничества между участниками реализации инновационных проектов вуза. Раскрывается стратегия создания и функционирования правового, инвестиционного и управленческого обеспечения инновационной деятельности основных субъектов инновационного процесса: автора, кафедры и инновационной инфраструктуры. Описывается опыт применения многоуровневого институционального подхода для разработки системы социально-экономических показателей инновационной деятельности технического университета. Формулируются основные перспективы развития инновационной деятельности вуза и его взаимодействия с национальной инновационной системой республики и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гортышов Павел Юрьевич, Шигапов Зинатулла Гамирович, Бакаев Алексей Владимирович, Васильев Владимир Львович, Гайфуллин Радик Нургалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация стратегии инновационного развития технического вуза (на примере Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева)»

Разработка и реализация стратегии инновационного развития технического вуза (на примере Казанского государственного технического университета им. А. Н.Туполева)

Ю. Ф. Гортышов,

д. т. н., профессор, первый проректор по научной работе КГТУ им. А. Н. Туполева

А. В. Бакаев,

руководитель отдела привлечения инвестиций УИД КГТУ им. А. Н. Туполева

Р. Н. Гайфуллин,

руководитель маркетингового отдела УИД КГТУ им. А. Н. Туполева

З. Г. Шигапов,

к. ф.-м. н., доцент, начальник Управления инновационной деятельности, руководитель Центра трансфера технологий КГТУ им. А. Н. Туполева

В. Л. Васильев,

к. э. н., сотрудник УИД КГТУ им. А. Н. Туполева

П. Ю. Гортышов,

сотрудник УИД КГТУ им. А. Н. Туполева

В статье рассматривается опыт работы управления инновационной деятельностью Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Обосновывается необходимость повышения уровня доверия и сотрудничества между участниками реализации инновационных проектов вуза. Раскрывается стратегия создания и функционирования правового, инвестиционного и управленческого обеспечения инновационной деятельности основных субъектов инновационного процесса: автора, кафедры и инновационной инфраструктуры. Описывается опыт применения многоуровневого институционального подхода для разработки системы социально-экономических показателей инновационной деятельности технического университета. Формулируются основные перспективы развития инновационной деятельности вуза и его взаимодействия с национальной инновационной системой республики и страны.

В настоящее время вопросы инновационной деятельности становятся все более актуальными для всех областей социально-экономической системы, в том числе и для высшей школы. История развития инновационного направления в деятельности российских университетов включает множество этапов, которые достаточно полно описаны в лите-

И. Ф. Хабибуллин,

руководитель юридического отдела УИД КГТУ им. А. Н. Туполева

The objective of the article is to analyze the work ofthe Administration of Innovation Activity for Kazan State University of A. N. Typolev. The need for raising the level of confidence and collaboration between participants of the realization of the innovation projects of the university is supported. The article analyzes the strategy of creation and functioning of the lawful, investment and administrative guarantee of innovation activity of the basic subjects of the innovation process: the author, department and innovation infrastructure. It describes the experience ofthe application of a multilevel institutional approach for developing the system of the social and economic indices of the innovation activity of a technical university. It formulates the basic prospects for the development of the innovation activity of the university, and its interaction with the national innovation system of the republic and country.

ратуре [1, 2]. Это и создание первых технопарков, и формирование учебно-научных инновационных комплексов, и появление центров трансфера технологий. Такое активное включение высшей школы в мероприятия по созданию национальной инновационной системы, обусловлено ее основополагающим значением в развитии научного потенциала и интеллекту-

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

альных способностей населения. Современный этап развития инновационных отношений в высшей школе характеризуется появлением первых результатов от системной работы в области инновационной деятельности.

Именно на таком этапе в настоящий момент находится инновационная деятельность в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева. Сегодня вуз имеет высокие показатели инновационной активности. Университет обладает солидной патентной базой, состоящей из четырехсот патентов и пополняющейся каждый год на сорок-пятьдесят патентов. В вузе созданы и эффективно работают Управление инновационной деятельностью (УИД) и входящие в его состав Центр трансфера технологий (ЦТТ) и Технопарк. В 2005 и 2006 гг. университет стал лидером по поданным и выигранным заявкам в Инвестиционно-венчурном фонде Республики Татарстан (ИВФ РТ) и Фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС). Повышается количество созданных малых инновационных предприятий (МИП), продукты и технологии которых базируются на объектах интеллектуальной собственности (ОИС) университета. Имеется положительный опыт привлечения венчурных инвестиций в инновационные проекты. Разработана и принята к действию программа инновационного развития университета на 2007-2010 гг. В 2006 г. университетом выигран конкурс Рособразования по созданию студенческого бизнес-инкубатора (СБИ). Значительная часть работ по реконструкции и модернизации одного из учебных зданий университета для СБИ уже выполнена. Такой успех обусловлен, с одной стороны, многолетней теоретической работой в области изучения природы инновационного процесса [3], а с другой — постоянной и широкой практической деятельностью университета по внедрению научных и прикладных разработок в производство [4].

Важно отметить, что проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в высшей школе могут быть раскрыты только при условии глубокого и комплексного рассмотрения природы инновации и инновационного процесса.

Во-первых, необходимо помнить, что решающее условие для реализации инновации — востребованность на рынке. Следовательно, специфика инновационной деятельности будет определяться рыночными приоритетами и государственной политикой по поддержке рыночных отношений. С этой точки зрения университету необходимо усиливать рыночную направленность проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью получения возможности финансирования фундаментальных исследований через получение прибыли от коммерциализации. Полезным будет обратить внимание на теоретические исследования этого вопроса [5].

Инновационный процесс методологически отличается от научного и бизнес-процессов, необходимы определенные условия, при которых научная деятельность станет частью предпринимательской деятельности и сможет принести прибыль. Надо понимать,

что не все научные знания, которыми обладают сотрудники университета, могут быть коммерциализо-ваны. Кроме того, с точки зрения инвестора, вложенные в инновационный процесс инвестиции должны возвратится с приростом в течение определенного срока, который в условиях высоких рисков российской экономики составляет два-четыре года. Поэтому качественная инновационная инфраструктура вуза и финансовая поддержка ранних стадий инновационного процесса является необходимыми.

Инновационный процесс начинается как научноисследовательская работа, а затем, при условии появления рыночного спроса, продолжается в виде процесса коммерциализации новшества. При этом происходит поэтапное снятие научных, технологических, маркетинговых и производственных рисков. Отметим, что в настоящее время, как в стране, так и регионе усиливается рыночный спрос на новые научно-технические разработки и в достаточном количестве накоплен ресурс венчурного капитала. При этом эффективная организация финансовых потоков для развития инновационной деятельности университета может уменьшить нехватку государственных инвестиций в науку. В этом заинтересован как вуз в целом, так и отдельные его подразделения.

Во-вторых, необходимо помнить о зависимости инновационной деятельности от установленных в государстве и обществе формальных и неформальных правил поведения. Только соответствие нормативноправового обеспечения природе инновационного процесса, будет способствовать успешному установлению взаимоотношений между участниками инновационного процесса как внутри университета, так и во внешней среде при реализации цепочки «наука - технология - производство - рынок».

Как показывают исследования в этой области, нормативно-правовое, финансовое и организационное регулирование инновационной деятельности университета должно строиться на принципе сотрудничества и построения доверия между участниками инновационного процесса: генератором идей — технологическим посредником (инновационным менеджером) - инвестором - производителем [6]. Более того, можно утверждать, что более ранняя стадия инновационного процесса требует более высокого уровня доверия [7]. Такие теоретические гипотезы, подтверждены и практикой. Например, результаты проведенного в КГТУ им. А. Н. Туполева аудита инновационной деятельности показали, что основными проблемами, сдерживающими инновационную активность являются: как правило, низкая инвестиционная привлекательность инновационных проектов, недостаточный опыт исследователей в коммерциализации, отсутствие инновационных менеджеров в командах проекта, неопределенность в области распределения прав на ОИС. Данные проблемы связаны с отсутствием инновационных команд, работающих в доверительной среде и состоящих из различных субъектов, обладающих как разными знаниями (научные и бизнес-консультанты), так и разными правами собственности на инновацию (автор и участники инновационного процесса).

В конечном итоге те авторы, которые могут единолично выполнять все необходимые для создания инновации функции, начинают самостоятельно заниматься инновационным бизнесом, уводя этот процесс из университета и занимаясь им менее эффективно, чем это может позволить командный потенциал научно-технического проекта. Создание инновационной инфраструктуры и условий для автора требует значительных затрат. Однако это необходимо, для создания начального уровня доверия, для того чтобы автор ощутил реальную помощь вуза и начал сотрудничать с инновационными менеджерами, продвигать инновационную идею на рынок. Затраченные университетом ресурсы в долгосрочном периоде многократно окупятся не только получением прибыли от коммерциализации научно-технических разработок, но и за счет инновационного развития кадрового состава, учебно-образовательной деятельности, повышения рейтинга университета.

Такой подход был положен в основу при разработке программы инновационного развития вуза и организации функционирования инновационной инфраструктуры. Так, подготовка проектов для ИВФ РТ и ФСР МП НТС ведется уже не самостоятельно авторами проектов, а в тесном сотрудничестве авторов и инновационных менеджеров университета. С некоторыми авторами УИД уже работает постоянно в течение трех-двух лет. УИД ведет планомерную работу по организации эффективных взаимоотношений между участниками инновационной деятельности с учетом необходимого уровня доверия, специфики этапа инновационного процесса и подразделений университета, задействованных при реализации данного этапа. Сама структура УИД организована исходя из вышеописанной инновационной политики университета, для осуществления которой необходимо реализовать следующие позиции.

Во-первых, для дальнейшего качественного развития инновационной деятельности необходимо активизировать данную деятельность на кафедрах университета, где инициируется инновационный процесс, проводятся фундаментальные и прикладные исследования.

Во-вторых, необходимо выделить те знания, которые можно коммерциализовать в ближайшее время и обеспечить их охраноспособность. Решение данной задачи должны обеспечить патентный отдел и ЦТТ. Отметим, что патентный отдел КГТУ им. А. Н. Туполева является одним из лучших среди патентных отделов Республики Татарстан. Положительные результаты инновационного развития университета во многом получены благодаря эффективной деятельности патентного отдела.

В-третьих, ЦТТ необходимо проводит работу по повышению инвестиционной привлекательности научно-технических разработок вуза и формированию проектных команд, что существенно увеличивает вероятность привлечения внебюджетных инвестиций в университет. Работа ЦТТ поставлена таким образом, чтобы обеспечить сотрудникам университета — авторам идей бесплатную профессиональную помощь в продвижении проекта, что укрепляет атмос-

феру доверия. Для этого новатору необходимо прийти в ЦТТ, пройти технологический аудит его инновационной идеи, четко определить права на ОИС и при положительных результатах начать продвижение разработки на рынок инновационных проектов. Преимуществом ЦЦТ является база данных возможных инвесторов и потребителей инновации, что существенно уменьшает затраты разработчика и привлекает его в ЦТТ.

В-четвертых, необходимо обеспечить прохождение самого сложного этапа с точки зрения привлечения инвестиций — организации МИП и его масштабной рыночной раскрутки. На этом этапе первоначальные финансовые ресурсы, выделенные под проект могут закончиться. В этом случае привлечь необходимый объем капитала и обеспечить «тепличные» условия способен Технопарк, состоящий из бизнес-инкубатора, и сервисных фирм, предоставляющих необходимые услуги.

В настоящее время в КГТУ им. А. Н. Туполева обеспечено движение инновационного проекта по вышеназванным позициям. Однако, финансовые средства, обеспечивающие функционирование инновационной инфраструктуры ограничены, что в свою очередь ограничивает поток инновационных идей по научно-техническим, материальным, кадровым, социальным и временным параметрам. Государственная поддержка развития инновационных структур в высшей школе недостаточна. Внебюджетные инвестиции выбирают менее рисковые отрасли экономики. Поэтому пятым важным условием стоит признать необходимость самостоятельной инициативы университета по развитию механизмов финансирования перспективных инновационных проектов на ранних стадиях.

На всех вышеперечисленных этапах стратегия управления инновационным процессом строится исходя из создания взаимовыгодных условий для сотрудничества и достижения конечной цели — реализации инновационной продукции на рынке и реинвестирование доходов в развитие университета. При этом УИД тесно взаимодействует с научно-исследовательской частью университета, организаторами научно-исследовательской работы студентов (НИРС), институтом повышения и переподготовки квалификации (ИППК), кафедрами университета.

Однако, данные мероприятия не приведут к эффективным результатам без глубокого понимания руководящим составом и самими сотрудниками университета инновационных процессов. Именно с этой целью УИД проводит курсы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, что еще более должно укрепить складывающиеся взаимоотношения и уровень доверия. Тем более, что на базе ИППК и УИД ежегодно проводятся региональные курсы по повышению квалификации в области инновационной деятельности, накоплен опыт коммерциализации инновационных проектов, есть специалисты инновационного бизнеса.

Еще одной важной составляющей успеха инновационного развития университета является организация эффективного контроля выполнения иннова-

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ционной политики и ее корректировки в зависимости от выявленных отклонений. Для этого необходимо определить задачи и функции основных участников инновационного процесса, их сферы ответственности и критерии, по которым будет оцениваться их работа.

Для этого на основе теоретических исследований были разработаны социально-экономические показатели инновационной деятельности технического вуза. В основе данной системы лежит принцип структурирования, выделения участников инновационного процесса в три основные группы: авторы, кафедры, университет. Такое выделение обусловлено тем, что для каждой группы исходя из специфики доминирующих мотивов, правил поведения и выполняемых функций, необходимо применять и различные социально-экономические показатели инновационной деятельности [8]. Так, для автора наиболее адекватным показателем будет являться количество полученных ОИС, для кафедры — количество инновационных предложений и проектных команд, для университета — количество МИП и размер вложенных инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры. Такой подход не только соответствует природе инновационной деятельности, основанной на разрешение противоречивых требований участников инновационного процесса, но и позволяет наиболее оперативно управлять каждым из его этапов.

Первоочередной задачей является утверждение разработанных показателей и использование их при определении рейтинга деятельности кафедр и подразделений университета. Данная задача подразумевает также проведение аттестации среди кафедр с целью выявления сложившегося уровня инновационной деятельности и мониторинга его изменения. Уже сейчас, используя отдельные показатели можно определить действительно инновационно-активные

120

2005 2006 2007 (прогноз)

□ Рассмотрено патентов, шт.

□ Подано заявок на конкурс ИВФ РТ, шт.

□ Подано заявок на конкурс ФСР МП НТС, шт.

□ Создано МИП, шт.

Рис. 1. Реализация стратегии «волн ОИС» в КГТУ им. А. Н. Туполева

кафедры. Например, исходя из количества поданных заявок на конкурс ИВФ РТ «50 лучших инновационных идей» в 2005-2006 гг. видно, что успешной инновационной деятельностью заняты только некоторые кафедры и структуры. К ним относятся кафедры, которые обеспечивают свыше 60% инновационных предложений: приборов и информационно-измерительных систем; теоретических основ теплотехники; авиационных двигателей и энергетических установок, специальных двигателей, CAD/CAM центр.

При многолетнем рассмотрении данного показателя можно оценить динамику инновационного развития университета, выявить факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности кафедр, выработать мероприятия по активизации инновационных процессов. Так, можно выявить кафедры, которые в 2006 г. более энергично занялись инновационной деятельностью. Это такие кафедры как: радиоэлектроники и информационно-измерительной техники; материаловедения; аэрогидродинамики; электрооборудования; специальной математики; общей физики; общей химии.

На наш взгляд основная причина увеличения количества кафедр, участвующих в конкурсе «50 лучших инновационных идей» заключается в появлении доверия к инновационной инфраструктуре университета после получения реальных положительных результатов ее работы. Это связано с тем, что доверие, как общественный институт, начинает действовать более эффективно при увеличении количества выполняющих его субъектов и появлении стабильности в выполнении правил. Поэтому задачей УИД является всестороннее привлечение широкого круга студентов, сотрудников и подразделений к мероприятиям в области развития инновационной деятельности на постоянной и долгосрочной основе. Это еще раз подчеркивает необходимость развивать инновационную деятельность основываясь на кафедрах, где организуется и функционирует учебная, образовательная и научная деятельность вуза.

Если рассматривать процесс коммерциализации исходя из этапов инновационного процесса, то на начальном этапе необходимо обеспечить максимальное количество ОИС для того, чтобы на конечном этапе хотя бы один из ОИС лежал в основе раскрутившегося и приносящего сверхприбыль инновационного предприятия [9]. Таким образом, мы получаем своеобразные «волны ОИС», которые обеспечивают непрерывность и эффективность процесса коммерциализации инновационной деятельности (рис. 1).

Например, в 2006 г. из ста двадцати рассмотренных патентов было выбрано и подано на конкурс ИВФ РТ семьдесят семь заявок, из которых пятнадцать были поданы на конкурс ФСР МП НТС, шесть из которых были признаны победителями. Авторы выигравших идей создали МИПы и сейчас идет их развитие. В случае получения прибыли каким-либо МИПом, университет получает определенную ее часть, которую может вложить в развитие инновационной деятельности и появление новых ОИС.

Можно сделать важный вывод — в зависимости от субъекта инновационной деятельности или эле-

мента инновационной структуры, будут различны функции и роли, выполняемые ими в инновационном процессе. Задачей автора в этом случае является генерация как можно большего числа инновационных идей и участие в их реализации в качестве консультанта. Задача руководителя кафедры — организовать атмосферу сотрудничества, обмена идеями между сотрудниками и проведение научно-исследовательских работ. Задачей сотрудника патентного отдела — обеспечить охраноспособность максимальному количеству инновационных идей. Задачей менеджера ЦТТ — определить коммерциализуемые знания и подготовить максимальное количество проектных команд. Задачей руководства университета — обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры и реализацию политики развития инновационной деятельности.

Выделение автора, кафедры и университета в инновационном процессе необходимо и с точки зрения внедрения в университете эффективного нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. В этом случае нормативы и инструкции будут служить механизмом реализации, как отдельных этапов, так и инновационного процесса в целом путем регулирования взаимоотношений между сотрудниками, подразделениями университета и внешней средой. Это позволит преодолеть недостатки законодательства и установить механизм возврата вложенных в инновационную деятельность собственных вузовских инвестиций. При этом кафедра является центральным элементом процесса установления правовых отношений, имеющих следующее разделение: автор - университет; автор - кафедра; автор и кафедра - университет.

В КГТУ им. А. Н. Туполева, принимая во внимание вышеописанный подход, разработаны следующие виды нормативных документов: договор между соавторами; договор о коммерческой тайне; договор между автором и патентообладателем; положение о политике вуза в области ОИС; договор о распределение доходов между автором, кафедрой и университетом; лицензионный договор; учредительный договор. В данных документах отражается стратегия университета по продвижению инновационных идей на рынок, приоритеты и факторы вложения инвестиций в инновационную деятельность, мотивы и затраты тех или иных участников инновационного процесса.

Одним из значимых направлений развития инновационной деятельности, без чего нельзя будет реализовать постоянного обновления научной и образовательной сферы, является привлечение студентов к участию в инновационных процессах вуза. В университете ведется разработка механизмов поддержки инновационной деятельности в среде студентов, аспирантов, молодых ученых. С точки зрения развития науки на факультетах успешно функционирует НИРС и студенческие конструкторские бюро, работает аспирантура и докторантура, положительных результатов достиг совет молодых ученых и аспирантов. Основным элементом инфраструктурной поддержки молодежной инновационной деятельности будет являться создаваемый СБИ. Под руководством

УИД в ближайшее время будет проведена ярмарка идей, результаты которой позволят сформировать студенческие проектные команды для размещения в СБИ на конкурсной основе. Планируется создание школы инновационного менеджмента (ШИМ), где студентам будет оказана методическая помощь в подготовке бизнес-плана, а также в практических аспектах инновационного предпринимательства.

Руководством вуза предпринимаются шаги для создания финансового обеспечения реализации инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых. КГТУ им. А. Н. Туполева участвует в программе аккредитации научных конференций в рамках конкурса «У.М.Н.И.К.» проводимого ФСР МП НТС. В качестве объекта для аккредитации была выбрана международная молодежная научно-практическая конференция «Туполевские чтения». В этом направлении получены первые результаты. УИД совместно с НИРС организовали работу по подготовке 16 молодежных проектов для представления жюри конкурса, которое состоялось в январе этого года. Восемь проектов стали победителями и их инициаторы уже приступили к работе.

Основная цель вышеописанных мероприятий заключается в гармоничном соединении научной и инновационной деятельности в рамках научно-образовательного процесса. Зарубежный и отечественный опыт показывает необходимость данной стратегии с точки зрения встраивания вуза в национальную инновационную систему, подготовки квалифицирро-ваннных кадров, освоивших навыки инновационного менеджмента, продвижения научно-технических разработок университета на рынок [10].

Такой подход позволяет создать различные траектории обучения студентов: базовое образование — инженер; базовое образование, СБИ — предприниматель; базовое образование, СБИ, аспирантура — ученый. В настоящее время многие вузы осознали перспективность данного развития не только вследствие повышения рейтинга университа, но и повышения вероятности реализации инновационных идей. Университет и промышленные предприятия сотрудничают в области подготовки кадров и проведения студенческих практик. В этом случае инновационный процесс, начатый в вузе при участии предприятия, будет менее рисковым, так как частично будут сняты научные, технологические и маркетинговые риски.

Необходимо отметить и активность вуза в инновационном развитии республики. КГТУ А. Н. Туполева тесно сотрудничает с Академией наук РТ, Центром научно-технической информации РТ, ОАО Инновационно-производственным технопарком «Идея», Министерством экономики РТ, ИВФ РТ. Представители УИД университета входят в Координационный совет по инновационной деятельности при Министерстве образования и науки РТ. Успешно функционируют учебно-научные инновационные комплексы вуза, созданные на базе крупнейших промышленных предприятий региона.

В этом направлении появляются новые перспективы. Инновационная деятельность развивается и в филиалах университета, в таких городах как: Елабу-

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

га, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Набережные Челны. Например, в филиале КГТУ им. А. Н. Туполева (г. Елабуга) разрабатывается стратегия взаимодействия вуза с городскими инновационными и предпринимательскими центрами. В Елабуге создан коммерческий бизнес-инкубатор, где существует высокая потребность в научно-технических и информационных разработках. Федеральная промышленнопроизводственная зона в Елабуге представляет возможность организовать расширенное воспроизводство инноваций университета. При этом возрастает потребность в квалифицированных инженерных кадрах, способных управлять изменениями и совершенствовать производство.

На сегодняшний день руководством КГТУ им. А. Н. Туполева определены приоритетные задачи в области развития инновационной деятельности: создание механизмов доведения инновационных проектов до инвестиционно-привлекательного вида, совершенствование правового регулирования отношений субъектов инновационного процесса, привлечение внебюджетных венчурных капиталов, идентификация и вовлечение ОИС в хозяйственный оборот, поддержка и повышение инновационной активности студентов, аспирантов и сотрудников вуза, превращение кафедр в самодостаточные и развивающиеся центры инновационной деятельности.

В заключении можно отметить, что вложения ресурсов университета в инновационную инфраструктуру и организация ее системной работы с целью установления доверия и сотрудничества между всеми участниками инновационного процесса, позволит

обеспечить поэтапное его регулирование, приведет к стабильному инновационному развитию университета, станет гарантом возврата прибыли и привлечения инвестиций для развития фундаментальных и прикладных исследований.

Литература

1. Проблемы инновационной экономики и инфо-коммуникаци-онных технологий/Под научн. рук-вом и ред. Т. К. Сиразет-динова. М.: Казань, 2005.

2. Д. Медовников, С. Розмирович, И. Имамутдинов. Слоны на по-ляне//Эксперт, № 1-2 (543), 15 января 2007.

3. Т. К. Сиразетдинов. Динамическое моделирование экономических объектов. Казань: ФАН, 1996.

4. Ю. Ф. Гортышов, С. Э. Тарасевич, З. Г. Шигапов, А. А. Аскеров, В. Л. Васильев, Р. Н. Гайфуллин, И. Ф. Хабибуллин, П. Ю. Гортышов, Д. М. Кормильцева. Состояние, проблемы и пути повышения эффективности инновационной деятельности университета (на примере КГТУ им. А. Н. Туполева - КАИ)// Инновации, № 6, 2005.

5. Е. А. Монастырный. Инновационный кластер//Инновации, №2, 2006.

6. Н. В. Ведин. К вопросу о генезисе информационной экономи-ки//Проблемы современной экономики, № 2, 2002.

7. В. Л. Васильев, З. Г. Шигапов. Институциональные аспекты организации продвижения инновационного проекта на рынок в Республике Татарстан//У Спиридоновские чтения. Актуальные проблемы современной экономики России. Международная научно-практическая конференция 2 февраля 2007 г. Сборник материалов. Казань: Изд-во НПК «Рост», 2006.

8. Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, В. С. Толстой. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы)//В кн.: Структура инновационного процесса. М.: ВНИИСИ, 1981.

9. Менеджмент на рынке инноваций: учебно-методическое пособие/ Под ред. С. Я. Бабаскина, В. Г. Зинова. М.: Монолит, 2002.

10. Л. В. Веснина. Формирование системы кадрового сопровождения развития инновационной деятельности//Материалы стажировки представителей вузов Республики Татарстан в Томске. 2006.

Cisco начинает венчурную инвестиционную деятельность в России и других странах СНГ

Первая инвестиция сделана в ведущий российский интернет-магазин Ozon.ru.

Сан-Хосе (Калифорния, США), Москва (Россия), 3 апреля 2007 г. Компания Cisco объявила о начале венчурной инвестиционной деятельности, ориентированной на индустрию высоких технологий в России и других странах СНГ. Cisco будет осуществлять прямые инвестиции в работающие в этой сфере компании на ранних стадиях их развития (так называемые старт-апы, или start-ups), а также в местные венчурные инвестиционные фонды, делающие инвестиции в новые технологии.

Свою первую инвестицию на территории СНГ Cisco сделала в ведущий российский интернет-магазин Ozon.ru. Эта компания, в ассортименте которой десятки тысяч наименований книг, видео- и музыкальных дисков, формирует будущее потребительской электронной коммерции в России. Интернет-магазин Ozon.ru ежедневно посещают более 100 тысяч потенциальных покупателей, и новый инвестиционный капитал будет способствовать дальнейшему росту популярности Ozon.ru среди российских потребителей.

За последнее десятилетие Cisco вложила более 1 млрд долларов США в различные венчурные инвестиции. Cisco является стратегическим инвестором в старт-апы и венчурные фонды по всему миру, концентрируясь на инвестировании в компании, имеющие инновационные технологии и бизнес-модели.

Cisco — мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Дополнительную информацию с удовольствием предоставят:

Денис Мальцев, директор по маркетингу ООО «Сиско системс», (495) 961-1410

Александр Палладин, глава пресс-службы ООО «Сиско системс», (985) 226-3950, press@cisco.ru

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.