Научная статья на тему 'Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне'

Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна, Левина Мария Павловна, Мазур Зиновий Федорович

Управление интеллектуальной собственностью на уровне региона становится на сегодняшний день одной из актуальных тем в рамках теоретических исследований и практики применения. В этом направлении в работе рассматриваются организационные отношения органов власти, поддерживающих структур, общественных организаций, участвующих в формировании инновационной политики на примере Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна, Левина Мария Павловна, Мазур Зиновий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of intellectual property at a region level is coming to be one of an urgent subject to date in the framework of theoretical investigation and practical application. According to this line of investigation the article is dealt with the organizational relationship of governing institutions maintaining agencies, public-service institutions taking part in forming of innovation policy by the example of Samara region.

Текст научной работы на тему «Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне»

Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне

Управление интеллектуальной собственностью на уровне региона становится на сегодняшний день одной из актуальных тем в рамках теоретических исследований и практики применения. В этом направлении в работе рассматриваются организационные отношения органов власти, поддерживающих структур, общественных организаций, участвующих в формировании инновационной политики на примере Самарской области.

Management ofintellectualproperty at a region level is coming to be one of an urgent subject to date in the framework of theoretical investigation and practical application. According to this line of investigation the article is dealt with the organizational relationship of governing institutions maintaining agencies, public-service institutions taking part informing of innovation policy by the example of Samara region.

Н.З. Мазур

к.э.н., патентный поверенный РФ, начальник патентно-лицензионного отдела Тольяттин-ского института технического творчества и патентоведения.

М.П. Левина

оценщик бизнеса, начальник отдела оценки Тольяттин-ского института тех-нического творчества и патентоведения.

З.Ф. Мазур

д.п.н., патентный поверенный, директор Толья-ттинского института технического творчества и патентоведения.

У правление интеллектуальной собственностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и принципов самоуправления субъектов инновационной деятельности, установленных их уставами и положениями и в пределах, не нарушающих свободу научного творчества, руководствуясь основными направлениями социально-экономического развития и приоритетами инновационной политики страны и региона.

Рассмотрим конкретный пример реализации государственной региональной политики субъекта РФ -Самарской области в области инновационной деятельности. Необходимость перехода на инновационный путь развития и формирования региональной инновационной системы определи следующие направления деятельности органов региональной власти:

• определить приоритетные направления развития науки и техники;

• организовать работу по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса;

• при разработке программ социально-экономического развития региона предусматривать увеличение доли продукции высокой степени переработки, расширение сырьевой базы, обеспечение необходимой динамики обновления технологий и создания на этой основе технологий и предпосылок для усиления конкурентных позиций региональных производителей на рынке;

• осуществлять меры по формированию в регионе инновационных центров, ориентированных на разви-

тие инновационного предпринимательства и повышение конкурентоспособности производителей. Реализуя свою основную нормотворческую функцию в рамках этих направлений, Администрацией области был разработан и принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области», Закон Самарской области «Об утверждении областной целевой программы «Инновации-производство-рынок», Постановление губернатора Самарской области «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Самарской области».

Субъектами управления на региональном уровне являются Правительство Самарской области, Министерство промышленности, энергетики и технологий (которое является разработчиком и регулирующим органом целевых программ, инициатором инновационного развития), Министерство науки и образования (основные функции - мониторинг инновационного развития), Министерство экономического развития, инвестиций и торговли, четкой роли которого в области инновационного развития не определено. Такое распределение функций, с одной стороны, позволяет многосторонне подходить к формированию региональной политики, а с другой стороны, показывает, что системного подхода пока не существует.

Важным шагом в управлении инновационной деятельностью является реализация функции мониторинга и анализа для основных направлений развития отрас-

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

■ Правительство .Самарской области

Министерство науки и образования

Министерство промышленности, энергетики и технологий

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли

Инновационный совет Самарской области

Рис1. Взаимосвязь органов управления инновационной деятельностью на региональном уровне

лей промышленности и определения перспектив социального развития, реализуемая министерствами Самарской области на базе информации Самарастата.

Нами выявлено следующие противоречие. С одной стороны, мониторинг финансово-хозяйственной деятельности в разрезе инновационной составляющей ведет министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области. При этом руководителю предприятий на добровольной основе предлагается заключение договора о возможности использования данных органов статистики. В ином случае, показатели деятельности предприятия не учитываются объективно. С другой стороны, в Порядке расчета и представления в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области значений индикаторов социально-экономического развития городского округа и муниципального района [2] ответственными за расчет ожидаемых и пороговых значений показателей инновационной деятельности, к которым относятся только «число организаций, выполняющих исследования и разработки» и «число работников, выполнявших научные исследования», являются Министерство образования и науки и администрации городских округов.

На наш взгляд, это противоречие можно разрешить путем расширения полномочий Министерства промышленности, энергетики и технологий в отношении учета показателей производственно-хозяйственной деятельности, не ограничиваясь двумя индикативными показателями инновационной деятельности, за расчет которых и должно отвечать вышеуказанное министерство. Отсутствие достоверной информации не способствует реализации промышленной политики в направлении инновационного развития промышленности, которое должно реверсивно создать условия для существенного повышения эффективности использования научно - технического потенциала области, совершенствования его организационной структуры.

Для осуществления содействия сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциала в условиях рыночной экономики, и проведения единой научно-технической политики в интересах эффективного социально-экономического развития региона был создан Инновационный совет при правительстве области с целью выполнения экспертно-консультационной функции. Взаимосвязь органов управления инновационной деятельности на региональном уровне представлена на рис .1

Финансирование приоритетных направлений развития Самарской области возможно только через областные целевые программы. Программа «Инновации - Производство - Рынок на 2002-2006гг.» определяет развитие коммерчес-

кого, производственного и научно-технического сотрудничества между учёными и предпринимателями, научными и промышленными организациями. Далее, следует заметить, что параллельно, с помощью целевого финансирования из областного бюджета выделяются денежные средства на развитие инновационных центров области, осуществляющих инновационную деятельность на территории Самарской области и занимающихся фундаментальными разработками. На их деятельность ежегодно бюджетом предусмотрено 0,01% от всей суммы расходов бюджета области.

Однако, в доходной части бюджета не предусмотрено получение дополнительных денежных средств от использования ОИС в хозяйственном обороте области, созданных в процессе НИР и ОКР.

Это еще раз доказывает, что до сих пор остается не проработан механизм вовлечения ОИС в хозяйственный оборот области с целью получения дополнительной прибыли и увеличения доходной части бюджета, так как остается неиспользованной статья «получение дохода от акций, дивидендов, продажи имущества».

Дополнительно нами был исследован бюджет городского округа Тольятти как одного их промышленного центра Самарской области в разрезе образования и расходования денежных средств на объекты интеллектуальной собственности за 2000-2006 годы.

В таблице выделены доходные и расходные статьи, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности на муниципальном уровне.

Следует отметить, что в течение анализируемого периода образуется постоянный дефицит городского бюджета, поэтому дополнительно появляется статья: внутренние источники финансирования дефицита - от продажи НМА, тыс.руб.

Исследование бюджетных статей выявило явное противоречие - при отсутствии выделения средств на НИР и ОКР и, как следствие, на создание ОИС, в качестве доходной части рассматриваются средства от продажи НМА.

Можно сделать вывод, что ориентация делается не на создание новых разработок, а на инвентаризацию и выявление уже существующих ОИС, но не учтенных, постановку их на баланс и введение в хозяйственных оборот.

Таким образом, если органы власти на региональном уровне предусматривают поддержку науки и техники через прямое или косвенное финансирование, то органы местного самоуправления рассматривают лишь сторону возможной коммерциализации ОИС.

Как уже было сказано, поддержка инновационной деятельности со стороны региональных властей происходит по определенным направлениям, которые являются наиболее перспективными с позиции органов регионального управления, а именно:

1. Поддержка приоритетных направлений и технологий, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики области, обеспечить устойчивое развитие региона. Эту деятельность предполагается развивать в рамках региональных программ.

2. Разработка и осуществление комплексных инновационных программ, построенных на принципах экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в выпуске и реализации на товарном рынке конкурентоспособной продукции.

3. Развитие сектора науки за счет обеспечения условий для закрепления прав интеллектуальной собственности.

В целях повышения инновационной активности предприятий региона необходимо выработать организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей.

Совместная деятельность правительства региона, федерации профсоюзов, союза работодателей призвана:

1. обеспечить соблюдение Трудового кодекса РФ в отношении создания работодателем условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией в предусмотренных в Трудовом кодексе и коллективном «договоре» формах (ст.22 ТК РФ), при этом основными формами участия работников в управлении организацией является, в соответствии с ст. 53 ТК РФ, «обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию», что соответствует понятию рационального предложения.

2. обеспечить формирование условий для развития изобретательской и рационализаторской работы в коллективах путем соблюдения их прав и предоставления гарантий.

Декларативным документом, определяющим функции работодателей и профсоюзов по разработке и утверждению документов по организации изобретательской работы в организации, включению в коллективные договоры вопросы участия работников в управлении организацией в форме подачи рационализаторских предложений, является трехстороннее соглашение между Администрацией региона, федерацией профсоюзов, союзом работодателей о регулировании социально-трудовых отношений. Исполнение соответствующего соглашения определяет:

- разработку и утверждение «Регионального Положения по организации изобретательской и рационализаторской работы» и направление его в членским организации для доработки с учетом специфики и утверждения «Положения по организации изобретательской и рационализаторской работы на предприятии»;

- разработку и утверждение рекомендаций работодате-

лям для включения в коллективные договоры вопросов, связанных с изобретательской деятельностью;

- разработку примерного перечня мероприятий для реализации в рамках организаций.

Доведение до сведения работодателей вышеназванных документов обеспечивает возможность их доработки и адаптации с учетом отраслевой специфики для разработки или корректировки Положения по организации изобретательской и рационализаторской работы на предприятии, а также внесения изменений и дополнений в коллективные договоры.

Именно такое взаимодействие наиболее четко прописывает функции областного совета ВОИР, а именно инициировать меры по обеспечению условий для развития деятельности по изобретательству и рационализации, принимать участие при разработке трехстороннего соглашения и регионального положения, а также вести просветительскую и разъяснительную работу по внедрению Положения и Рекомендаций на предприятиях, принимать участие и подводить итоги мероприятий по активизации творческой деятельности среди предприятий региона. Графически организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей повышения инновационной активности представлен на рис. 2.

Таким образом, организационно-правовые аспекты регулирования интеллектуальной собственности на региональном уровне должны включать:

- разработку, принятие и организацию исполнения нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности и организацию их исполнения на региональном уровне;

Сводные данные о бюджете города за период 2000-2006гг.

Таблица 2

Анализируемый период, год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Бюджет по доходам, млн. 2464,000 3755,992 3653,289 4287,400 4616,26 3650,852 3977,256

доходы по продажи материальных и нематериальных активов, тыс. руб. нет нет 3000,000 37500,000 нет 71000,000 66719,000

Бюджет по расходам, млн. 2514,000 3755,992 3851,770 4713,400 5055,910 4003,653 4369,757

Расходы на НИР и ОКР 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

дефицит, млн. 50,000 0,000 198,481 426,000 439,652 352,801 392,501

источники финансирования дефицита бюджета

Внутренние источники финансирования дефицита - от продажи НМА нет нет нет нет нет есть есть

доля от суммы дефицита, % 0 0 10,08 35,21 28,93 11,34 15,29

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

Рис.2. Организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей.

определение приоритетов инновационной и научно-технической деятельности, актуальных для обеспечения устойчивого социально-экономического и научно-технического развития региона; формирование и размещение на конкурсной основе областного государственного заказа на создание наукоемкой продукции и технологий; разработку и реализацию областных инновационных программ и проектов;

предоставление налоговых и иных льгот субъектам инновационной деятельности;

стимулирование изобретательской деятельности путем установления доплат к пенсиям из средств регионального бюджета лицам с почетными званиями «Заслуженный изобретатель», «Заслуженный рационализатор» и т.п.

финансирование проектов развития инновационной деятельности на долевых началах с привлечением собственных средств организаций и соблюдением при этом для организаций с негосударственной или смешанной формой собственности условий возвратности либо обеспечения участия региона (му-

ниципалитета) или увеличения доли собственности региона (муниципалитета) в уставных капиталах таких организаций;

предоставление гарантий органов региональной (муниципальной) власти для инвесторов и кредиторов; стимулирование развития инфраструктуры инновационной деятельности и создания инновационных фондов, в том числе венчурных; содействие в организации в области подготовки и повышения квалификации кадров для субъектов, осуществляющих инновационную деятельность; создание условий для свободного доступа субъектов инновационной деятельности к информационным ресурсам, оказание им необходимой информационной и правовой поддержки;

организацию проведения экспертизы инновационных проектов и программ, намечаемых к реализации; содействие деятельности общественных объединений в инновационной сфере;

обеспечение координации действий субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.