управленческие, рефлексивные и коммуникативные умения, степень сформированно-сти которых отражает практическую готовность будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности.
В динамическом аспекте, учитывая процессуальный характер становления готовности, мы определили ее уровни (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).
С содержательной стороны, низкий уровень готовности отражает уровень компьютерной грамотности, без которой невозможно дальнейшее овладение знаниями и умениями использования ИТУ. Уровень ниже среднего - это ознакомительный уровень использования ИТУ. Средний уровень - это уровень грамотности использования ИТУ. Уровень выше среднего - это пользовательский уровень или, по классификации Б.С. Гершунского, уровень образованности в использовании ИТУ. Высокий уровень готовности мы соотносим с компетентностью в области использования ИТУ.
Мы раскрыли сущность, структуру, функции, уровни и содержание готовности будущего менеджера к использованию ИТУ, что позволит эффективно решить проблему подготовки будущих специалистов в области менеджмента к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования : проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М. : Педагогика, 1987. - 264 с.
2. Давлеткиреева, Л.З. О готовности будущего специалиста к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности / Л. З. Давлеткиреева // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2006. - № 17.
3. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В.Н. Пономаренко. - Минск : Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.
4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во Бел. Гос. ун-та, 1978. - 176 с.
5. Климова, Т. Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : методическое пособие / Т. Е. Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2006. - 175 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : ЗАО «Издательство Питер», 1999. - 720 с. - (Серия «Мастер психологии»).
7. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе ; под ред. Ш.А. Надирашви-ли, В.К. Цаава. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
С.Г. Иванова
В последние годы проблема формирования правовой культуры у различных категорий граждан вызывает в научных кругах живой интерес. С.Э. Воронин и С.С. Филиппов, изучая вопрос совершенствования правового воспитания специалистов в сфере физической культуры, сделали следующие выводы: «... можно отметить, что после проведения лекционных занятий по учебному курсу «Правоведение» улучшились знания студентов в области права. Из ответов респондентов видно, что теоретический курс ими усвоен, они ориентируются как в общих вопросах теории права и государства, так и в системе правоотношений, которые имеются в отрасли физическая культура и спорт. Самооценки респондентов значения права в различных сферах жизни человека показывают понимание ими важности права» [1].
Таким образом, главным критерием качества эксперимента по реализации пра-
вового воспитания авторы называют объем теоретических знаний по курсу «Правоведение».
Мы обратились к проблеме формирования правовой культуры с точки зрения компетентностного подхода, который выступает одним из оснований для обновления содержания современного образования.
Успешность модернизации педагогического образования зависит от квалифицированной деятельности педагогических и управленческих кадров в сфере образования. Перспективы подготовки кадров для системы образования связаны с формированием компетентности в области нормативно-правового обеспечения. Этот процесс предполагает вооружение педагогических кадров системой знаний образовательного законодательства Российской Федерации, развитие системного мышления, становление нравственной зрелости, достижение высокого уровня правовой культуры личности.
Проблему профессиональной правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре мы решаем последовательно, формируя когнитивный, волевой и оценочный компоненты правосознания с учетом значения мотивации в рамках дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта».
От педагогической культуры техногенной цивилизации общество переходит к гуманистической педагогической культуре антропогенной цивилизации. В связи с этим ориентация на готовые знания в образовании уступает место ориентации на личностные смыслы, репродуктивные способы усвоения культурного наследия - творческим, коллективные формы обучения - групповым и индивидуальным, авторитарный стиль педагогического общения - диалогу, сотрудничеству [6]. Такой переход представляется нам наиболее эффективным с использованием активных форм обучения.
Мы предполагаем, что применение активных методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» будет способствовать формированию правовой компетентности студентов, основанной на высоком уровне правовых знаний, навыках их практического применения и правового моделирования, внутренней мотивации к обучению и высокой самооценке.
Изучение и теоретический анализ исследований по проблемам формирования правовой компетентности, правосознания и правовой культуры позволило определить алгоритм действий, содержание и возможности учебной дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта». Теоретико-методологическое исследование значения активных методов обучения в высшей школе, в целом, и в правовом образовании, в частности, позволило определить методологию эксперимента.
Методы научного исследования позволили разработать методикопедагогическую систему формирования правовой компетентности студентов. Рассмотрим компоненты системы, предложенной нами.
Цель системы формирования правовой компетентности заключается в созидании профессионального правосознания будущих педагогов, которое бы обеспечивало безопасность и соответствие нормативным требованиям процесса физкультурного образования.
Опираясь на основы компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста, мы определили три этапа формирования правовой компетентности.
Формирование когнитивного компонента предполагает совокупность понятий, представлений, взглядов, идей. Это - этап приобретения формализованных знаний специальных правовых норм. Знание конкретных нормативно-правовых актов, основных понятий и принципов права является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. На этом этапе важно усилить профессиональную направленность учебной дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта», что, в свою очередь, увеличивает интерес к предмету, переводит мотивы обучения из внешних во внутренние.
Формирование оценочного компонента обеспечивает адекватность оценки сту-
дентами правовых норм и явлений. Важно, чтобы у обучаемого сложилось определенное личностное и эмоционально окрашенное отношение к тем нормативно-правовым ценностям, которые усваиваются в ходе накопления. Это определяет переход от знаний к убеждению. На данном этапе у учащихся на основе полученных знаний вырабатывается умение давать правовую оценку различным фактам, осмысливать конкретные события с точки зрения их соответствия или несоответствия нормам права.
Формирование волевого компонента - готовность к правовому поведению, следованию нормам права, наличие профессиональных правовых привычек и навыков, которые находят свое применение и в профессиональной, и повседневной, бытовой жизни.
Гармоничное функционирование и результативность деятельности системы формирования правовой компетентности предполагает наличие и обязательное исполнение некоторых условий ее реализации.
1. Наличие у студентов внутренних и внешних мотивов для участия в образовательной деятельности по формированию их профессиональной правовой компетентности.
Внутренние, или познавательные, мотивы формируют стремление к активному творческому обучению. Его компонентами являются процесс приобретения новых знаний при активной позиции учащегося, желание самостоятельного поиска решения различных задач, внутренний интерес к процессу получения знаний и т. п.
Внешние мотивы обусловлены социальной ситуацией. Это может быть нежелание огорчать окружающих или близких, потребность в позитивной оценке окружающих и т. д.
И та, и другая группы мотивов являются важным условием обучения и формирования правовой компетентности. От них зависит скорость обучения, прочность усвоения знаний, количество возможной информации, качество ее применения на практике. Мы предполагаем, что усилить внутреннюю мотивацию студентов к обучению предмету «Правовые основы физической культуры и спорта», в рамках которого происходит эксперимент по формированию правовой компетентности, позволит применение активных методов обучения, нетрадиционных формы организации и приемов обучения, а также усиление профессиональной направленности правовых знаний.
2. Одним из обязательных условий реализации системы формирования правовой компетентности у студентов является усиление профессиональной направленности правовых знаний, умений и навыков.
На основании Государственного образовательного стандарта, бесед с практикующими преподавателями физической культуры и другими работниками сферы физическая культура и спорт мы определили основные дидактические единицы и содержание дисциплины «Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта», в рамках которой проводился данный научно-исследовательский эксперимент. Предмет включает в себя четыре раздела.
1. Теоретические основы спортивного права.
2. Организационно-правовая характеристика, структура системы органов управления и содержание российского законодательства по физической культуре и спорту.
3. Социально-правовой статус, права и обязанности специалиста по физической культуре и спорту.
4. Организационно-правовые основы деятельности физкультурно-спортивных организаций и объединений.
3. Активизация познавательной деятельности студентов путем применения нетрадиционных форм учебных занятий и активных методов обучения. Степень активности учеников программируется преподавателем путем выбора формы занятия, метода обучения и конкретных методических приемов.
Например, в лекционном курсе мы используем такие формы организации обу-
чения, как лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-провокация, лекция-диалог, и т.п.
Практические занятия в рамках дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» имеют большие возможности для реализации активных методов обучения. Мы используем прием работы с понятиями «Инсерт», написание мини-эссе, решение и составление правовых задач, методику внеконтекстных операций, различные варианты учебных игр, тестовые задания и др.
В процессе освоения курса «Правовые основы физической культуры и спорта» важная роль отводится активной самостоятельной работе студентов. Она рассматривается как связующее звено между их теоретической подготовкой и развитием комплекса профессиональных умений и навыков и личностно значимых качеств, которые являются составляющими профессиональной компетентности. Индивидуальная самостоятельная работа студентов способствует усилению практико-ориентированной направленности обучения.
В рамках процесса формирования правовой компетентности деятельность учащихся организуется в соответствии с дидактическими единицами курса. По каждой определяется перечень заданий, и даются методические рекомендации к их выполнению. Например, раздел «Теоретические основы спортивного права». В этот блок входит изучение следующих вопросов: роль и задачи физической культуры и спорта в современном мире; условия развития российского спорта; государственная политика в сфере физическая культура и спорт; приоритеты и принципы государственной политики в сфере физическая культура и спорт.__________________________________________
Содержание заданий Руководство по выполнению
Задание 1. Познакомьтесь с содержанием Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 года и Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Устно раскройте соответствие проблемы и целей развития физической культуры и спорта современной России в сложившейся социально-экономической ситуации. При выполнении задания используйте Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
Задание 2. Дайте сравнительную характеристику этих нормативных актов. В виде таблицы ответьте, как изменились основные задачи, принципы, приоритеты развития физической культуры и спорта. Изменился ли подход государства к реформированию и развитию отрасли?
Задание 3. Напишите рассуждение - ответ на вопрос: «Как, по вашему мнению, можно оценить отношение государства и государственную политику в сфере физической культуры и спорта в России?» Используйте дополнительную информацию из СМИ, примеры из вашей практики и т.п.
Объем и структура применения разнообразных форм организации обучения, методов и приемов активного обучения на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе зависит от конкретного учебного плана, индивидуальных особенностей учащихся, творческой активности и степени правовой культуры преподавателя.
4. Четвертым условием реализации системы формирования правовой компетентности у студентов являются диагностика, оценка и анализ результатов, коррекция на соответствующих стадиях реализации системы.
Какую бы систему оценивания знаний учащихся ни выбрал преподавателю, важно помнить: уровень требований первичен, а оценки вторичны [8]. Итоговая проверка знаний и умений учеников в области права может осуществляться в форме зачетов и экзаменов. Многие практики считают, что наиболее эффективным средством проверки формализованных правовых знаний являются тесты. С позиции компетент-ностного подхода и с учетом особенностей методики применения активных методов
обучения, включающих в себя элементы последних педагогических технологий, в качестве итогового контроля мы используем накопительно-балльную систему диагностики правовой обученности.
Таким образом, вертикальное содержание методической системы формирования правовой компетентности наполняет дидактические единицы содержания курса «Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта», усиленные профессиональной направленностью правовых знаний. Ее горизонтальная сегментация основывается на структуре правового сознания педагога по физической культуре, состоящего из когнитивного, оценочного и волевого компонента. Помимо когнитивного и репродуктивного уровней, применение активных методов в обучении обеспечивает формирование у специалистов деятельностного уровня правовой компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурноспортивными организациями / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов. - СПб. : [б.и.], 2000. -206 с.
2. Москалева, Л.И. Формирование правовой компетентности у студентов физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Москалева Л.И. ; Московский государственный областной университет. - М., 2006. - 158 с.
3. Никитина, О.А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка : дис. . канд. пед. наук / Никитина О.А. ; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2000. - 153 с.
4. Ломакина, И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения правовых дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Ломакина И.А. ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. -Тула, 2005. - 167 с.
5. Шамова, Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / Т.И. Шамова, Н.В. Анненкова, А. Худин. - М. : Пед. общество России, 2006. - 98 с.
6. Загревский, О.И. Психолого-педагогический минимум для внештатных преподавателей / О.И. Загревский, И.В. Дудура // Начальное и среднее профессиональное образование. - 2007. - № 7. - С. 38-42.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Моисеева, А.И. Петров ; под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.
8. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Певцова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ К НЕСЕНИЮ
БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА
Е.А. Игнашин
Зенитно-ракетные войска ВВС ПВО находятся в постоянной боевой готовности. Эффективность боевого применения зенитно-ракетного вооружения в значительной степени зависит от развития технических средств боевых зенитно-ракетных комплексов, определяется уровнем обученности и степенью надёжности деятельности выпускников высших военно-учебных заведений зенитно-ракетных войск ВВС ПВО.
Одной из важнейших составляющих боевой готовности является физическая готовность к выполнению боевых задач в процессе военно-профессиональной деятельности.