Научная статья на тему 'О готовности будущего менеджера к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности'

О готовности будущего менеджера к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности будущего менеджера к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности»

О ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Ибрагимова

Сегодняшняя действительность предъявляет к менеджерам новые требования, связанные с глобализацией экономики и информатизацией общества. Современные организации испытывают потребность в руководителях-профессионалах, сочетающих в себе знания в области менеджмента и навыки применения новых информационных технологий.

Однако далеко не все менеджеры оказались готовы к работе в новых условиях. Подготовка будущих специалистов в области менеджмента в высших учебных заведениях отстает от запросов современного общества. Этим обусловлена необходимость качественного изменения профессиональной подготовки будущих менеджеров, ее направленность на обучение активному использованию информационных технологий, а также изучение методов и способов их применения для повышения эффективности функционирования и развития организации.

Для того чтобы успешно решить проблему подготовки будущего менеджера к использованию информационных технологий управления (ИТУ) в профессиональной деятельности, необходимо представить конечную цель данного процесса, то есть тот результат, к которому мы стремимся. На уровне обобщения его можно определить как готовность будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности.

В психологии определились два подхода к трактовке готовности: функциональный и личностный. Сторонники функционального подхода считают, что готовность есть особое психическое состояние личности. Сторонники личностного подхода подходят к определению готовности как системы качеств (свойств) и состояний личности. При этом готовность рассматривается в связи с непосредственно предстоящей деятельностью, а подготовленность - как длительная или устойчивая готовность личности к деятельности.

В педагогических исследованиях проблема профессиональной готовности личности разрабатывается в рамках общей теории психологической готовности человека к деятельности. Анализ научно-педагогической литературы показал, что существующее в педагогической науке различие в трактовках понятия «готовность личности к профессиональной деятельности» обусловлено спецификой сущности и содержания изучаемой деятельности и несовпадением теоретических подходов к разработке проблемы готовности.

Мы рассматриваем готовность будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущему менеджеру эффективно использовать ИТУ при решении профессиональных задач.

Схема модели исследуемой готовности представлена на рис. 1.

Мотивационный компонент выполняет стимулирующую функцию готовности, интегрирует в себе соответствующие данному виду деятельности мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и установки. А они, в свою очередь, отражают психологическую установку будущего менеджера на изучение и использование ИТУ в своей профессиональной деятельности как личностно-необходимое и, следовательно, внутренне принятое убеждение, а также психологическую готовность будущего менеджера использовать ИТУ при решении профессиональных задач.

Психологическая установка на использование ИТУ

Психологическая

готовность к использованию ИТУ

Информационные Проектировочные Управленческие Рефлексивные Коммуникативные

З Н А Н И Я

Теоретические Технологические

Стимулирующая функция

Когнитивный компонент

Информационная и ориентационная функции

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

О

О

О

С

Готовность будущего менеджера к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности

Рис.1. Модель готовности будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности

Г

Т

В

Н

Т

Ь

Когнитивный компонент, выполняющий информационную и ориентационную функции, позволяет удовлетворить и развить потребности, интересы, мотивы и ценностные ориентации будущего менеджера. Данный компонент представляет собой единство теоретических и технологических знаний в области ИТУ. Степень их сформиро-ванности отражает теоретическую готовность будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент выполняет трансляционную и регулятивную функции, позволяет превращать знания в реальные действия менеджера по использованию ИТУ в профессиональной деятельности. В структуру деятельностного компонента входит комплекс умений, включающий в себя информационные, проектировочные,

управленческие, рефлексивные и коммуникативные умения, степень сформированно-сти которых отражает практическую готовность будущего менеджера к использованию ИТУ в профессиональной деятельности.

В динамическом аспекте, учитывая процессуальный характер становления готовности, мы определили ее уровни (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

С содержательной стороны, низкий уровень готовности отражает уровень компьютерной грамотности, без которой невозможно дальнейшее овладение знаниями и умениями использования ИТУ. Уровень ниже среднего - это ознакомительный уровень использования ИТУ. Средний уровень - это уровень грамотности использования ИТУ. Уровень выше среднего - это пользовательский уровень или, по классификации Б.С. Гершунского, уровень образованности в использовании ИТУ. Высокий уровень готовности мы соотносим с компетентностью в области использования ИТУ.

Мы раскрыли сущность, структуру, функции, уровни и содержание готовности будущего менеджера к использованию ИТУ, что позволит эффективно решить проблему подготовки будущих специалистов в области менеджмента к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования : проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М. : Педагогика, 1987. - 264 с.

2. Давлеткиреева, Л.З. О готовности будущего специалиста к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности / Л. З. Давлеткиреева // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2006. - № 17.

3. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В.Н. Пономаренко. - Минск : Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.

4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во Бел. Гос. ун-та, 1978. - 176 с.

5. Климова, Т. Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : методическое пособие / Т. Е. Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2006. - 175 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : ЗАО «Издательство Питер», 1999. - 720 с. - (Серия «Мастер психологии»).

7. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе ; под ред. Ш.А. Надирашви-ли, В.К. Цаава. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.Г. Иванова

В последние годы проблема формирования правовой культуры у различных категорий граждан вызывает в научных кругах живой интерес. С.Э. Воронин и С.С. Филиппов, изучая вопрос совершенствования правового воспитания специалистов в сфере физической культуры, сделали следующие выводы: «... можно отметить, что после проведения лекционных занятий по учебному курсу «Правоведение» улучшились знания студентов в области права. Из ответов респондентов видно, что теоретический курс ими усвоен, они ориентируются как в общих вопросах теории права и государства, так и в системе правоотношений, которые имеются в отрасли физическая культура и спорт. Самооценки респондентов значения права в различных сферах жизни человека показывают понимание ими важности права» [1].

Таким образом, главным критерием качества эксперимента по реализации пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.