ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
УДК 37.047
С. В. СОКОВА
Сибирский государственный университет путей сообщения г. Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ________________________________
В результате проведенного исследования сформулированы компоненты готовности к профессиональному самоопределению юных железнодорожников, представлены их качественные и количественные показатели уровня готовности к профессиональному самоопределению. Предложено статистическое обоснование результатов педагогического эксперимента. Полученные результаты исследования могут быть использованы и учтены при изучении профессионального самоопределения ребят на других детских дорогах и учреждениях дополнительного образования.
Сегодня «Концепция непрерывного профессионального образования ставит ученика перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Концепция программы модернизации российского образования на период до 2010 придает особое значение системе дополнительного образования, инновационным программам, направлению на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, обеспечению готовности к профессиональному самоопределению, созидательной и преобразующей трудовой деятельности [1].
В ОАО «РЖД» путем содействия в профессиональном самоопределении молодежи, совершенствования комплекса учебно-воспитательной работы обеспечивается целенаправленный и непрерывный приток кадрового потенциала. Начальной ступенькой в этом занимают детские железные дороги — дороги с шириной колеи в 750 мм, стрелочными переводами, станциями и платформами, составами из 6 — 8 вагонов. Специфика деятельности детских дорог заключается в том, что на ней работают подростки под руководством взрослых. В течение 3 — 5 лет осваиваются профессии машиниста, проводника, путевого обходчика, дежурного по станции, диспетчера дороги, ревизора, помощника машиниста, стрелочника. Вовлечение подростков в практическую деятельность, связанную с областью их профессиональных интересов, призвано способствовать успешному разрешению личностных противоречий, образующих движущиеся силы развития профессиональной направленности и профессионального самосознания [2]. Деятельность школьника в определенной области прививает ему первичные трудовые навыки, необходимые в будущем, раскрывает динамику усвоения им знаний и развития навыков. Происходит физическое и психическое приспособление учащегося к новой среде, условиям труда, к рабочим операциям [3], молодой человек получает опыт работы, определяет, насколько соответствует характер работы его способностям и умениям [4]. Это подтверждается всем опытом профориентационной работы.
Изучение и анализ научной литературы показал, что в теории и практике накоплены ценные идеи, раз-
работаны методологические подходы, концепции, связанные с рассматриваемой проблемой. Так, пси-холого-педагогические основы профессионального самоопределения личности рассматривается в трудах Н. Э. Касаткиной, Е. А.Климова, А. М. Кухарчук, Н. С. Пряжникова, В. Ф. Сафина, С. Н. Чистяковой и др. Методологические основы профориентации раскрыты в работах А. Е. Голомштока, Н. Н. Захарова, В. С. Ильина, Л. А. Йовайши, С. Фукуямы,
Н. Н. Чистякова и др. Т. М. Горшец, И. В. Тимонина, И. Д. Чечель и др. разрабатывают проблему профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. Г. В. Девяткина, Н. А. Заруба, Е. Л. Руднева исследуют процесс формирования профессиональных намерений школьников в условиях профильного обучения. Теорию и практику формирования профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования изучают
Н. Э. Касаткина, Е. В. Филатова и др. Исследования в области допрофессиональной подготовки рассматриваются в трудах К. К. Платонова, А. Н. Бритвихина, Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, Н. А. Рыбникова, в диссертационных работах Сидоренко С. А., Скворцова Г. И. и др.
Изучая профессиональное самоопределение молодежи в системе железнодорожного транспорта, мы выделили проблему готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению. Стоит отметить, что юные железнодорожники — работники Красноярской детской железной дороги — ребята в возрасте 10—14 лет. Психологи (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.) определяют данный возраст как время возникновения профессиональных намерений, активных проб, направленных на осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в жизни. Поэтому нами была поставлены задачи определить критерии и уровни готовности профессионального самоопределения, а также проверить эффективность разработанной программы, направленной на формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Исследование проблемы формирования профессиональной готовности базируется на личностнодеятельностном подходе в общей теории деятельности
(С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, В. Д. Шадриков и др.). Понятие готовности связывается с понятием психологической установки (Д. Н. Узнадзе), социально-фиксированной установки, характеризующей общественное поведение личности (Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов и др.); готовность рассматривается как наличие способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), как качество личности (К. К. Платонов), как состояние подготовленности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.), как способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль, строить планы и программы деятельности (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) [5].
Мы придерживаемся точки зрения Давыденко Т. Н., которая рассматривает готовность как устойчивую характеристику личности, действующую постоянно и включающую положительное отношение к деятельности, в том числе профессиональной, черты характера, способности, темперамент, мотивацию, знания, умения навыки, способствующие осуществлению конкретной деятельности [6].
В своих исследованиях М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют следующие элементы для возникновения психологической готовности к различным видам деятельности.
1. Осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей.
2. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать действия.
3. Определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задачи.
4. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов.
5. Оценка соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаний.
6. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами.
В понятие готовности к профессиональному самоопределению входит мотивационный компонент (ответственность за выполнение задач); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности); операциональный (владение способами приемами деятельности, необходимыми ЗУНами и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями); оценочный (самооценка своей подготовленности) [7].
Полагаясь на данную структуру и исследования С. Н. Чистяковой [8], А. П. Чернявской [9], в готовность профессионального самоопределения мы включили следующие компоненты: мотивационноценностный, ориентационный, операциональный, эмоционально-волевой и оценочный. Готовность юного железнодорожника к профессиональному самоопределению предусматривает сформирован-ность всех составляющих ее компонентов.
Для проведения исследования нами была разработана анкета, использованы такие диагностические методики, как «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской, «Профессиональная мотивация учащегося» Л. А. Верещагиной, «Оценка самоконтроля общения» М Снайдера, методика «Кто Я», направленная на выявление умения предъявить себя, методика изучения самооценки, проективную методику «Незавершенные предложения» (например, я собираюсь быть..., потому что...).
Мы изучили уровень готовности к профессиональному самоопределению у 69 юных железнодо-
рожников Красноярской детской железной дороги. Исследования показали, что 53 % юных железнодорожников думают о своем будущем, но не могут определиться. Отчетливо представляют себе свое будущее 43 % юных работников, у 32 % есть цель в жизни. Наиболее важным для подростков выступает успешная профессиональная деятельность (41 %) и счастливая семейная жизнь (для 54 % девочек). Четкие проф-намерения имеют только 28 % юных работников, еще не выбрали профессию 49 % подростков. Всего юные железнодорожники назвали 28 профессий. 19 % ребят видят свое будущее в сфере транспорта, 16 % — в сфере юриспруденции, столько же (16%) не знают, в какой сфере будут работать. Юных железнодорожников привлекает интересная работа (22 %) и уровень оплаты труда (12 %). 41 % ребят собираются работать с людьми, в большом коллективе (38 %) и на государственном предприятии (33 %). Ведущими мотивами выбора профессии для большинства подростков (48 %) является мотив социальной значимости труда. Для освоения профессии 60 % работников детской железной дороги успешно учатся по соответствующим предметам, 22 % ребят общаются с людьми, работающих в соответствующей области, а 19 % подростков читают книги, журналы по выбранной профессии. Собираются получать профессию и в техникуме, и вузе 39 % юных работников.
Используя нормативное распределение, мы определили уровни компонентов готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению и получили следующие данные (табл.1).
Из данных видно, что большинство юных железнодорожников (39,1 %) имеют средний уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Количественный анализ позволил нам дать качественную характеристику уровней готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению.
Юные железнодорожники с высоким уровнем готовности отчетливо представляют себе свое будущее, ставят цель в жизни, важным для них является успешная профессиональная деятельность, уже определились с выбором профессии, собираются получать профессию в вузе, умеют организовать свой досуг, основное время уделяют учебе и увлечениям. Характерен высокий уровень автономности, информированности о мире профессий, планирования и принятия решения, а также эмоциональной включенности в ситуации принятия решения.
У ребят с низким уровнем готовности нет четких предпочтений, не поставлена цель в жизни, еще не выбрали профессию, но планируют ее осваивать в училище и техникуме, большую часть времени проводят с друзьями, помогают родителям и занимаются учебой. Характерен низкий уровень автономности, информированности о мире профессий, планирования и принятия решения, а также эмоциональной включенности в ситуации принятия решения.
Для юных работников со средним уровнем готовности важным является семейная счастливая жизнь, они не могут определиться, но думают о будущем, нравятся несколько профессий и намерены поступать в техникум. Основное время уделяют увлечениям и общению с друзьями. Характерен средний уровень автономности, информированности о мире профессий, планирования и принятия решения, высокий уровень эмоциональной включенности в ситуации принятия решения.
Для ребят с разными уровнями готовности свойственен средний коммуникативный контроль, высокая
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008
Х|п 6Ч|
—'—>— У р:мш и Компоненты ' ' ' 1—■—■—, Низ к. и й Сродни й высокий
Латою мм есть 21,7 44.0
И нфар ми роьэ н ногти омиргп рафжс и й к ум с: п ив соотнести и нфа рма пи ю со с паи м и се: обе н ногтя м и 246 47.fi 27,5
У мен ии пр и ни моги решен и я 2 ал 37.7
У мен ии пла н иропать спа ю прафевас ианальную жил н и 246 46.4 20Л
Эмоциональная пключемнесть н ситуацию решения 246 46.4 20Л
Общий уронен I. ГПГЛЗПНССТИ К нрофжс «зналы-с* му са ьс определени ю 26*1 .30.1 .14^1
Ре1ул 11
Пока латали 1 2 3 4 5 Р
Контрплы-вя группа &12 бй.б Э.1Д 40Д 6Д6 бй.2
Экс пари мс^1 пнлм в я груп гв 122 72.2 _ад 27 Л. 04.4 йЗ.Д
Р' □ЗА 0,3 0,1 0^7 2,57 1,12
<0.101 <0.101 <0.101 <0,101 <0.004 <0.101
Р МНЭМ. мезн. наян. ННЗН. тнач. нодн.
Услоаныаобоз тчвния: 1 — альтоЕОЭштасть, 2 — информкгрогьд 1-1щэсгьо мирз профессий и ум^иш^кжгпк^гги и 1-формаи ню сосгюимм □г об нм (-сетями, 3 — уме; I [не: принимать рвишнин, 4 — ушниа пля ми ропать спаю прсфсдсг на манную ж им м., 5 — э^сцианальная пключаннасти а ситуацию решения, О — общий урошзни готопнсети. Р'— величина критерия Фишера, р — уроненI. статисти-■К1: кай з на ч имссти;.
потребность в общении, среднее умение слушать, завышенная самооценка и средний уровень самоп-редъявления.
Проведенное исследование показало необходимость совершенствования работы по подготовке юных железнодорожников к профессиональному самоопределению. Под руководством начальника Красноярской детской железной дороги Л. В. Сер-гуткиной нами была разработана допрофессиональ-ная образовательная программа «Юный железнодорожник», направленная на профориентационную работу с подростками в возрасте 10—14 лет. Данная программа включает 3 блока дисциплин: учебно-профессиональный, общеразвивающий и психологический, которые предполагают дифференцированный подход с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, призваны обеспечить становление способности к самоопределению, позволяют установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы. Учебно-профессиональный блок направлен на теоретическое и практическое освоение железнодорожных профессий, общеразвивающий позволяет расширить кругозор, психологический блок направлен на развитие навыков эффективного общения со взрослыми, сверстниками, пассажирами, самопознание своих особенностей, формирование системы понятий, представлений, умений, необходимых для профессионального выбора. Психологический блок включает в себя 3 направления: тренинг обще-
ния, тренинг «Кто Я?» и тренинг профессионального самоопределения.
В целях обоснования эффективности психологического блока в разработанной программе были образованы две группы — экспериментальная и контрольная. Результаты статистического сравнения компонентов готовности к профессиональному самоопределению юных железнодорожников контрольной и экспериментальной групп показаны в табл. 2.
Эти данные свидетельствуют о следующем. Статистически достоверных различий между группами не обнаружено, т.е. количество юных железнодорожников контрольной группы с общим уровнем готовности примерно такое же, как и ребят из экспериментальной группы. Можно отметить лишь некоторые тенденции. В 1,7 раза увеличилось количество юных железнодорожников с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению, в 1,9 раза снизилось количество ребят с низким уровнем готовности.
Статистически верным (на уровне 1 %) оказалось преимущество юных железнодорожников экспериментальной группы над подростками из контрольной группы по одному компоненту готовности к профессиональному самоопределению — эмоциональной включенности в ситуацию решения.
Результаты статистического сравнения компонентов готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению контрольной и экспериментальной группы после эксперимента показал,
что лишь по показателю эмоциональной включенности в ситуации решения сдвиги у подростков экспериментальной группы достигли 1 % уровня статистической достоверности. Остальные различия были незначительны и статистически недостоверны.
Полученные в ходе констатирующего исследования и педагогического эксперимента данные позволяют сделать выводы о том, что разработанный курс в рамках психологического блока допрофесси-ональной образовательной программы не эффективен для формирования готовности к профессиональному самоопределению. В связи с чем нами были поставлены следующие задачи:
1. Переработать программу, внести изменения в ее структуру и содержание.
2. Изменить контроль за результатами подготовки юных железнодорожников к профессиональному самоопределению, доработать критерии эффективности программы.
В целом, полученные результаты исследования могут быть использованы и учтены при разработке подобных программ, при изучении профессионального самоопределения ребят на других детских дорогах и учреждениях дополнительного образования.
Библиографический список
1. Концепция программы модернизации российского образования на период до 2010 года. — М. : АПКиПРО, 2002. — 24 с.
2. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. / П.А. Шавир. — М. : Педагогика, 1981. — 96 с.
3. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. / Л.А. Йовайша. — М. : Педагогика, 1983. — 129 с.
4. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. / С. Фукуяма; МГУ. — М., 1989. — 108 с.
5. Шалавина Т.И., Кочкина Л.С. Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот : метод. пособие / Т.И. Шалавина, Л.С. Кочкина; ИПК. — Новокузнецк, 2002. — 132 с.
6. Давыденко Т.Н., Кирий Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся : учеб-метод. пособие / Т.Н. Давыденко, Н.В. Кирий; БелГУ — Белгород, 2003. — 160 с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн. : БГУ, 1976. — 176 с.
8. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие ; под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина; Институт общего среднего образования РАО — М., 1997. — 80 с.
9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. / А.П. Чернявская. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 96 с.
СОКОВА Светлана Викторовна, ведущий психолог отдела управления персоналом Красноярского отделения дороги - структурное подразделение Красноярской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», аспирантка кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск).
Статья поступила в редакцию 21.08.08 г.
© С. В. Сокова
Книжная полка
Тимкин С. Л. Педагогическая система вуза в условиях внедрения дистанционных образовательных технологий: монография / С. Л. Тимкин. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. - 385 с. (переплет).
Приведены результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований внедрения ДОТ в учебный процесс современного вуза. На репрезентативной выборке статистически достоверно выявлены и обоснованы мотивационные модели и механизмы адаптации студентов к ДОТ. С применением методов факторного и кластерного анализа рассмотрены результаты внедрения интернет-обучения в традиционный учебный процесс и в результате этого получены математизированные модели, количественные критерии и параметры качества процесса обучения.
Для преподавателей и менеджеров, проектирующих образовательные системы и курсы дистанционного обучения.
По вопросам приобретения — (3812) 67-32-55 E mail: karpova@univer,omsu,ru
Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере: монография. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. - 182 с. (переплет).
Обобщаются возможности эффективного использования факторов социально-культурного развития, активизирующих процесс аудиовизуального творчества в современном медиапространстве. Впервые раскрываются основные принципы парадигмального и концептуального обоснования нового научного направления — педагогики аудиовизуального творчества на основе анализа теорий медиаобразования XX века, в которых медиапедагогика рассматривается в контексте творческого потенциала молодежи.
Для научных работников, занимающихся проблемами медиа-культуры, студентов творческих вузов по специальностям «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество» (кино-, фото-, видеотворчество).
По вопросам приобретения — (3812) 67-32-55 E mail: [email protected]
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ