Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
2. Блинов, Л.В. Аксиология постдипломного образования педагогов: монография. - Бирбиджан: БГПИ, 2003.
3. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - № 3.
4. Котельников, Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. - Белгород: БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2000.
5. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы [Э/р]. - Р/д: http://www.intelros.ru/
6. Буданов, В.Г. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования / В.Г. Буданов, В.А. Журавлев, В.А. Харитонова [Э/р]. - Р/д: http://www.isps.su/statii/001.html
7. Блинов, Л. В. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход: дис. ... д-ра пед. наук. - Биробиджан, 2001.
8. Абрахам, Ф.Д. Введение в теорию динамических систем: язык основных понятий; основная стратегия метамоделирования // Синергетика и психология / под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. - М., 1997. - Вып. 1.
9. Малинецкий Г.Г. Параметры порядка. Самоорганизация и получение образования [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru / PARAMETRPOR.htm
Bibliography
1. Vygotskij, L S. Pedagogicheskaya psihologiya / pod red. V. V. Davydova. - M.: AST: Astrel': Hranitel', 2008.
2. Blinov, L.V. Aksiologiya postdiplomnogo obrazovaniya pedagogov: monografiya. - Birbidzhan: BGPI, 2003.
3. Knyazeva, E.N. Antropnyj princip v sinergetike / E. N. Knyazeva, S. P. Kurdyumov // Voprosy filosofii. - 1997. - № 3.
4. Kotel'nikov, G.A. Teoreticheskaya i prikladnaya sinergetika. - Belgorod: BelGTASM; Krest'yanskoe delo, 2000.
5. Budanov, V.G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoj nauke: principy i perspektivy [/r]. - R/d: http://www.intelros.ru/
6. Budanov, V.G. Upravlenie obrazovatel'nym processom v sovremennyh usloviyah: innovacii i problemy modelirovaniya / V. G. Budanov, V.A. Zhuravlev, V. A. Haritonova [Eh/r]. - R/d: http://www.isps.su/statii/001.html
7. Blinov, L.V. Professional'no-lichnostnoe samoopredelenie pedagogov v postdiplomnom obrazovanii: aksiologicheskij podhod: dis. ... d-ra ped. nauk. - Birobidzhan, 2001.
8. Abraham, F.D. Vvedenie v teoriyu dinamicheskih sistem: yazyk osnovnyh ponyatij; osnovnaya strategiya metamodelirovaniya // Sinergetika i psihologiya / pod red. I. N. Trofimovoj, V. G. Budanova. - M., 1997. - Vyp. 1.
9. Malineckij G.G. Parametry poryadka. Samoorganizaciya i poluchenie obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru / PARAMETRPOR.htm
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 37.048.45
Papsueva S.V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION IN CHILDREN'S RAIILWAY. This paper describes the organizational and pedagogical conditions of professional self-school adolescents in children's railways, describes the criteria and indicators of organizational-pedagogical conditions.
Key words: vocational guidance, vocational self-determination, professional test, structural-functional model, the internal organizational environment of children's railways, methodical support.
С.В. Папсуева, аспирант СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
0РГАНИЗАЦИ0НН0-ПЕДАГ0ГИ) СКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА ДЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
В работе описаны организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников подросткового возраста на примере детских железных дорогах ОАО "РЖД", представлены критерии и показатели результативности организационно-педагогических условий.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная проба, структурнофункциональная модель, внутренняя организационная среда детских железных дорог, методическое сопровождение.
В современных условиях изменения системы российского образования возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социальноэкономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. В связи с этим наиболее перспективным направлением может стать создание таких условий, которые бы обеспечивали профессиональное самоопределение школьников. Профессио-
нальное самоопределение может осуществляться только в процессе включения человека в деятельность, когда сам человек в ходе своей профессиональной деятельности сформирует устойчивую позицию по отношению к себе как субъекту деятельности. Данное условие обеспечивается детскими железными дорогами ОАО "РЖД".
В условиях реформирования железнодорожного транспорта и создания корпорации ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), переходом к новым методам управления, необходимостью широкого использования систем комплексного планирования ресурсов предприятия, развитием конкуренции на транспортном рынке приоритетным становится разработка современных эффективных средств подго-
товки кадрового потенциала отрасли. Одним из подготовительных образовательных учреждений является структура детских железных дорог. Детская железная дорога - уникальное учреждение, соединившее в себе функции железнодорожного предприятия, и учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время в России функционируют 25 детских железных дорог, на которых ежегодно проходят обучение около 15 тыс. человек. Детские железные дороги прокладываются в городских парках и зонах отдыха, иногда детские железные дороги служат для доставки пассажиров из города в пригородные зоны отдыха (Чита, Оренбург, Свободный), в Нижнем Новгороде детская железная дорога - один из видов общественного транспорта, наравне с трамваями и автобусами, в Новосибирске детская железная дорога соединяет Зоопарк и Заельцовский парк. В целях обучения юных железнодорожников детские железные дороги оборудованы такими же системами сигнализации, централизации и блокировки, поездами локомотивной тяги, вагонами, системами телеуправления, радиосвязью, железнодорожным полотном, как и железные дороги. Однако при всей мощности материальнотехнической базы детских железных дорог, созданной системе дополнительного образования, цель которой профессиональное самоопределение, существует неопределенность теоретических понятий, не разработанность образовательных, профориентационных программ, отсутствуют стандарты дополнительного образования детей и подростков по профессиональному самоопределению. Взаимодействие негативных факторов и тенденций не позволяет эффективно решать одну из основных задач детских железных дорог - обеспечение профессиональной ориентации и первоначальной подготовки детей и подростков, в качестве кадрового обеспечения ОАО «РЖД». Так, например, если в 70-е годы прошлого века из общего количества выпускников детских железных дорог от 30% до 50% пополняли кадровый ресурс компании, то в 2010 году этот процент составил 6,87% [1].
Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен достаточный теоретический и практический опыт по проблеме профессиональной ориентации молодежи: разработаны методологические подходы, концепции, обоснованы теории и ведущие направления. Большой вклад в разработку теоретико-методологических основ профориентации внесли П.П. Блонский, А.Н. Вояковский, Н.К. Крупская,
A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий, А.И. Щербаков и др. Методические основы профориентации разрабатывались А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, В.Д. Симоненко. Основы воспитательной концепции профориентации были заложены А.Е. Голомштоком и руководимым им коллективом. Теоретикометодические аспекты профессионального консультирования рассмотрены в работах Е.А. Климова, Н.Ф. Гейжан, Н.С. Пряжникова, В.П. Березневой, С.С. Гриншпун. Концепцию системного подхода к управлению профориентацией, а также подготовку молодежи к выбору профессии как целостного процесса обосновала С. Н. Чистякова. Исследования в области допрофессиональной подготовки рассматриваются в трудах К.К. Платонова, А.Н. Бритвихина, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, Н.А. Рыбникова, в диссертационных работах Сидоренко С.А., Скворцова Г.И. и др. В ряде работ последних лет можно выделить разработки Г.В. Девяткиной, Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, М.Э. Кожевниковой, О.Г. Максимовой, А.А. Петру-севич, Е.Л. Рудневой, И.В. Тимониной, И. Д. Чечель и др.
Анализ процесса учебно-производственной практики, профориентационной работы детских железных дорог выявил ряд недостатков:
- учебно-воспитательный процесс, теоретическое обучение и учебно-производственная практика не учитывает возрастные особенности, ведущие типы деятельности подростков, индивидуальные личностные особенности;
- не разработано методическое обеспечение процесса формирования готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению;
- отсутствуют организационно-педагогические условия формирования готовности школьников подросткового возраста к професиональному самоопределению.
Анализ результатов теоретических исследований и реальной практики выявил ряд противоречий [2]:
- между возросшими требованиями к профессиональному уровню работника предприятий и сокращением времени на подготовку его в системе образования;
- между необходимостью развития профессионального самоопределения школьников в условиях функционирования крупных бизнес-структур и корпораций и недостаточностью теоретико-методических оснований для реализации этого процесса;
- между востребованностью формирования профессионального самоопределения школьников в деятельности детских железных дорог и не разработанностью организационнопедагогических условий, обеспечивающих этот процесс.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как обеспечить формирование профессионального самоопределения школьников в деятельности детских железных дорог?
Для решения рассматриваемой проблемы в статье автором разработаны и обоснованы организационнопедагогические условия формирования профессионального самоопределения на детских железных дорогах, разработаны критерии и показатели результативности данных условий.
Основными педагогическими условиями формирования профессионального самоопределения школьников подросткового возраста определены:
1. Внутренняя организационная среда детских железных дорог.
Внутренняя организационная среда детских железных дорог включает в себя:
1) нормативно-правовое обеспечение (Законодательство Российской Федерации, приказы, указаниям, нормативные акты ОАО «РЖД», положение о детской железной дороге, правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и др.); 2) организационная работа администрации и инструкторов (обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, организация и руководство смены, организация учебно-производственной практики, организация работы по выполнению требований правовых норм, приказов, актов, сотрудничество с управлением образования г. Красноярска, районов города и другими городскими учреждениями); 3) материально-техническая база, включающая здания учебных корпусов, вокзала, лабораторий, узкоколеечный железнодорожный путь, станции, перегоны, земельная территория, пассажирские платформы, кассовые павильоны и др.
2. Структурно-функциональная модель формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. На основе теоретического и методического анализа была разработана структурно-функциональная модель формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. Компоненты модели (целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, функциональный и результативный) обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению.
Целевое назначение модели определяется корпоративным заказом - целевой программой ОАО «РЖД» «Молодежь компании 2011-2015 годы», в которой отражается необходимость усовершенствования системы профессиональной ориентации, профильного образования, развития индивидуальных способностей, пропаганды здорового образа жизни и обеспечения занятости подростков в досуговое время. В связи с эти определена цель - формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению.
Компонент целеполагания представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Задачи: 1) формирование системы знаний о мире профессий; 2) формирование комплекса умений и навыков для выбора профессии; 3) развитие эмоциональноположительного отношения к выбору профессии; 4) усвоение практического опыта в профессии путем выполнения профессиональных проб.
Содержательный компонент представляет деятельность по формированию компонентов готовности (когнитивного, мотивационно-потребностного и деятельностно-
практического).
Организационно-деятельностный компонент характеризуется совокупностью принципов и методов, средств процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению. Проанализировав принципы руководства профессиональным самоопределением, разработанные А.Д. Сазоновым,
В. Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой, за основу были взяты: 1) конкретность; 2) обратная связь; 3) комплексность; 4) непрерывность; 5) оптимальность.
Методы и средства обучения. Основной упор был сделан на интерактивные методы обучения, профконсультационные методики (профориентационная игра, активизирующие профориентационные опросники, бланковые игры, игровые профориентационные упражнения, карточные профориентационные методики), метод информационно-развивающий, проблемно-поисковый и метод практического обучения. Средством обучения выступает материально-техническая оснащенность детских железных дорог: устройство железнодорожной автоматики и телемеханики, система телеуправления малодействующими станциями, радиосвязь, железнодорожное полотно, локомотивы и вагоны, здание вокзала и привокзальная территория обеспечивает выполнении профессиональных проб по таким профессиям, как машинист, помощник машиниста, дежурный по станции, проводник, ревизор, дежурный по вокзалу, начальник поезда, дежурный по переезду, диспетчер.
Функциональный компонент. Выделены взаимозависимые и взаимообусловленные функции: 1) образовательная - формирует систему знаний о мире профессий, представлений о себе, своих возможностях при выборе профессии; 2) воспитательная - формирует жизненные установки, принципы, номы, ценности, идеалы; 3) развивающая - способствует формированию как личности и подготовке к самостоятельному выбору профессии; 4) координирующая - связана с ее направляющим на процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Результативный компонент. Результатом модели является готовность школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. Для оценки результата нами разработаны уровни формирования готовности к профессиональному самоопределению (базовый, удовлетворительный, промежуточный, перспективный, прогрессирующий) и показатели компонентов готовности.
3. Организация и психологическое сопровождение профессиональных проб.
На детской железной дороге приобретаются знания, способствующие овладению будущей профессии посредством включения их в разнообразную профессиональную деятельность. Из всех основных видов деятельности важнейшее значение в процессе профессионального самоопределения имеет преобразовательная деятельность, организованная как активная проба сил. Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный процесс, способствующее сознательному и обоснованному выбору профессии [3, с.22]. Исследования Йовайши Л. А. показали, что «в процессе труда школьники замечают, что им нравится больше, в какой работе они успевают лучше. В трудовом процессе происходят освоение особенностей профессией, формируется свое отношение к ней. Так развивается профессиональное
сознание, накапливается опыт, позволяющий лучше вникнуть в особенности собственного труда» [4, с. 32].
В ходе организации и проведения профессиональных проб необходимо оказывать психологическую поддержку юным железнодорожникам, учитывать их возрастные и психологические особенности. Психологическое сопровождение профессиональной пробы включает: а) специально организованную психологическую диагностику, направленную на выявление профессионально важных качеств личности; б) мероприятия, направленные на содействие формированию мотивационной и потребностной сферы школьника подросткового возраста.
4. Методическое обеспечение процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению. Анализ опыта методического обеспечения позволил выделить следующие направления [5]: 1. Материалы, разработанные ОАО «РЖД» - общий курс железных дорог; 2. Материалы детской железной дороги - методическое пособие в помощь юным железнодорожникам при изучении Общего курса железных дорог «Я бы в железнодорожники пошел, пусть меня научат», методическое пособие для юных железнодорожников «Локомотивное хозяйство. Эксплуатация и обслуживание тепловозов», сборник методических материалов общеразвивающего блока работы образовательной программы «Копилка творческих дел». Данные материалы обеспечивают теоретическое обучение школьников в рамках учебного и общеразвивающего блоков разработанной нами допрофессиональной образовательной программой «Юный железнодорожник». В рамках этой программы с целью обеспечения психологического блока, разработано учебно-методическое пособие «По дороге к выбору» и рабочую тетрадь «По дороге к выбору».
Допрофессиональная образовательная программа «Юный железнодорожник» обеспечивает целостный процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению, активное включение подростков в данный процесс. Учебнометодического пособия «По дороге к выбору» три программы тренингов, направленных на формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Результативность организационно-педагогических условий формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению оценивается по показателям и критериям.
Критерий реакций определяет эмоционально-
положительное отношение к процессу реализации структурно-функциональной модели формирования готовности к профессиональному самоопределению, включает в себя оценку мнений учащихся и администрации детских железных дорог.
Выяснение мнений юных железнодорожников предполагает оценку: содержания допрофессиональной образовательной программы «Юный железнодорожник» (насколько интересно, доступно для понимания и т.п.); качества преподавания (используемые методы обучения, средств, форм, стиля преподавания и т. п.; общих условий и обстановки во время теоретического обучения и учебно-производственной практики (материально-техническая оснащенность, комфортность и т.п.).
Выяснение мнений администрации детских железных дорог предполагает оценку процесса обучения, удовлетворенности уровня готовности к профессиональному самоопределению, методического обеспечения процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению и выполнения юными железнодорожниками профессиональных проб.
Критерий качества позволяет оценить готовность к профессиональному самоопределению, как результата реализации структурно-функциональной модели формирования готовности к профессиональному самоопределению. Критерий качества включает в себя: положительная динамика формирования когнитивного компонента готовности (умение самопредъяв-лять себя, наличие знаний о железнодорожных профессиях, путях получения, условий труда и требований к специалисту); положительная динамика формирования деятельностнопрактического компонента готовности (наличие коммуникативного контроля, умение слушать, потребность в общении,
адекватная самооценка, умение самостоятельно принимать решение); положительная динамика формирования мотиваци-онно-потребностного компонента готовности (наличие мотивов выбора профессии, наличие профессиональных интересов и предпочтений в железнодорожной отрасли, согласованность профессионального выбора с профессиональными интересами и профессиональными предпочтениями, наличие эмоционально-положительного отношения к ситуации выбора профессии);
Критерий условий позволяет оценить степень реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих функционирование структурно-функциональной модели формирования готовности у школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. Показателями критерия условий выступают: взаимосвязь процесса формирования готовности школьников подросткового возраста к про-
фессиональному самоопределению с теоретическим обучением и учебно-производственной практикой; активное включение школьников подросткового возраста в процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению; насыщение развивающей среды детских железных дорог.
Критерий результата определяет количество выпускников детских железных дорог, поступивших в железнодорожные высшие и средние профессиональные учебные заведения, оценки удовлетворенности выбором. Критерий результата является долгосрочным по времени, поэтому в данном исследовании он не применяется.
Таким образом, разработанные организационнопедагогические условия обеспечивают формирование профессионального самоопределения школьников подросткового возраста на детских железных дорогах, позволяют систематизировать и регламентировать педагогический процесс.
Библиографический список
1. Ьйр://уоигщ.1^.тЛ8ур/риЪНс/уои^?8ТКиСТШЕ_ГО=5049
2. Сокова, С.В. Профессиональное самоопределение молодежи: отечественный и зарубежный опыт / С.В. Сокова, Н.В. Силкина // Тенденции и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования: сб. науч. тр. по материалам Международной н/п конференции 23-24 апр. 2009 г. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009.
3. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981.
4. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
5. Чекалева, Н.В. Концептуальные основы проектирования учебно-методического обеспечения // Наука образования: сб. науч. ст. - Омск: ОмГПУ, 2000.
Bibliography
1. http://young.rzd.ru/isvp/public/young?STRUCTURE_ID=S049
2. Sokova, S. V. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt / S. V. Sokova, N. V. Silkina // Tendencii i perspektivy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunarodnoj n/p konferencii 23-24 apr. 2009 g. - Novosibirsk: Izd-vo SGUPSa, 2009.
3. Shavir, P.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannej yunosti. - M.: Pedagogika, 19S1.
4. Jovajsha, L.A. Problemy professional'noj orientacii shkol'nikov. - M.: Pedagogika, 19S3.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 378 Temnikova E. INTEGRATED COURSE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ADVERTISING DESIGNERS. The process of forming design skills should not be reproductive and being part of advertising designer activity, should be creative. It is important how a student's worldview is formed, thus, there is streamlining of deepening of scientific knowledge, increasing knowledge of the subject. These factors are taken into account when developing an integrated course of disciplines «Artistic Design» and «Color».
Key words: integration of disciplines, professional competence, design and artistic activity, design thinking, professional fulfillment, forms of diagnosis.
Е.А. Темникова, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ РЕКЛАМЫ
Процесс формирования дизайнерских компетенций не должен быть репродуктивным, а будучи элементом творческой деятельности дизайнера рекламы, должен носить творческий характер. Важно и то, как формируется мировоззрение студента, происходит ли при этом упорядочивание и углубление научного знания, расширение предмета познания. Эти факторы учтены при разработке интегрированного курса дисциплин Художественное проектирование и Колористика.
Ключевые слова: интеграция дисциплин, модель обучения, профессиональные компетенции, проектная и художественная деятельность, дизайнерское мышление, профессиональная самореализация, формы диагностики.
При подготовке студентов специальности 070701 «Реклама» одной из задач является воспитание восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры, поэтому, решая проблему формирования профессиональных компетенций будущих специалистов дизайнерского профиля, в качестве примера мы рассмотрим интегрированный курс дисциплин «Художест-
венное проектирование», «Колористика» и «Макетирование». Последние две - дисциплины по выбору.
Решение локальной задачи построения курса на основе интеграции дисциплин позволяет, на наш взгляд, рационально использовать учебное время, повысить уровень самостоятельной работы студентов, учитывать их интересы и склонности, повысить мотивацию к овладению профессией. Мы рассматриваем высшее образование как последовательное и предска-
4З