ББК 4421.2+4481.442.2
ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Е.В. Ананьина ОТИМИФИ
В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью определения содержания понятий «профессиональное самоопределение старшеклассников» и «готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников», на основе чего уточнены эти понятия.
В настоящее время молодежи непросто выбрать профессию: для многих этот выбор часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. Таким образом, выпускники школ становятся категорией повышенного риска: у них нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности и желания определить собственную судьбу.
Но, вместе с тем, некоторое оживление промышленности, появление в России новых предприятий - как российских, так и с привлечением иностранных инвесторов - ощутимо повысило спрос на квалифицированные кадры. Следует также отметить, что в условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессий и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.
На все эти как негативные, так и позитивные изменения в обществе должна реагировать и образовательная школа.
Идея гуманно ориентированного образования заключается в выдвижении на передний план человека - участника образования. Гуманно ориентированное образование предполагает, прежде всего, создание условий, в которых каждый участник образования оказывается сориентированным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Это означает мобилизацию его внутренних потенциалов на самоопределение собственной гуманно ориентированной «Я-концепции» и практическое осуществление своих намерений в целом.
Под самоопределением личности психологи понимают процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, цепей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни [13]. П.Г. Щед-ровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [24]. Вообще, слово «самоопределение» (а оно содержит значение «предел», т.е. граница, ограничение) может осмысливаться как самоограничение, постановка себе границ.
Особой формой самоопределения личности является профессиональное самоопределение. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления, активной жизненной позиции человека и др.
Возможность профессионального самоопределения гарантирована Конституцией Российской Федерации, предоставляющей гражданам России право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [8].
Можно констатировать, что в течение всей жизни перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем объясняют понятием профессиональное самоопределение [6].
Педагогический энциклопедический словарь трактует профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную или профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [14].
Рассматривая концепцию профессионального развития А. Маслоу [11], приходим к выводу, что профессиональное самоопределение есть выявление самости. Самость - это качественно изменяющаяся в процессе жизнедеятельности природоопределенная индивидуальность человека как его специфическое новообразование [18]. Другими словами, самость -внутренняя движущая сила, которая подталкивает человека к профессиональному самоопределению, в котором человек выявляет свои индивидуальные способности и задатки.
Философы Е.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова отмечают, что выбор своего жизненного пути человек должен осуществлять в соответствии со своими наклонностями, он должен найти подходящую для себя культурную нишу и примерить на себя различные социальные роли. Самость и самосознание, собеседуя друг с другом, помогают нащупать личности свой собственный путь [3]. Точку зрения педагогов выражает Б.С. Гершунский, который придает самоопределению и самореализации огромное значение [2]. Психологи Л.Д. Столяренко и
В.Е. Столяренко [19] определяют профессиональное самоопределение как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека.
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его как важное проявление психологического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.
Весьма ценной для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения -является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [7].
Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
С.Н. Чистяковой социально-профес-сиональное самоопределение рассматривается как сложный, непрерывный, осуществляемый на всех этапах жизни человека, целостный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [22]. Н.Н. Захаров отмечает, что профессиональное самоопределение - это длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития [5].
Г.С. Абрамова профессиональное самоопределение определяет как самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт -сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из средств массовой информации... Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [15].
Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает профессиональное самосознание. Ранняя юность -период интенсивного развития самосознания, в котором происходит активное познание своей личности и поиск информации, значимой для своего будущего. Наступает ясное и отчетливое осознание свойств, отличающих личность от подразумеваемого среднего, своей индивидуальности [23]. Речь идет о соотнесении личностью возникающих целей со
своими идеалами, представлений о ценностях со своими возможностями. Благодаря включенности процессов профессионального самосознания, углубляется личностный смысл предстоящей деятельности. Если определенные мотивы выбора объясняют положительное отношение человека к конкретной профессии, то благодаря профессиональному самосознанию, у него складывается убежденность в целесообразности ее выбора.
Обобщая проведенный анализ понятия «профессиональное самоопределение», выделим его основные особенности:
1) профессиональное самоопределение -это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
2) ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
3) профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;
4) актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими, как окончание общеобразовательной школы, профессионально учебного заведения, повышения квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.;
5) профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
На основе проведенного выше анализа можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение старшеклассника - лишь один из этапов профессионального самоопределения личности в целом.
В период обучения в старшей школе личность оказывается на новом этапе своего профессионального самоопределения, на этапе принятия решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работа. Выбор конкретной специальности предполагает определение уровня квалификации будущего труда, объема, длительности подготовки к нему. Эти компоненты могут
проявляться в разной последовательности: так, ориентация на продолжение образования после окончания школы формируется раньше, чем происходит выбор конкретной специальности.
Результатом профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии и пути ее получения.
На основе проведенного выше анализа понятия «профессиональное самоопределение» дадим свое определение понятия «профессиональное самоопределение старшеклассника»: профессиональное самоопределение старшеклассника - это процесс поэтапного принятия решений, посредством которых учащийся старшей школы формирует баланс между своими склонностями, возможностями и потребностями общества в квалифицированных специалистах; результатом этого процесса является выбор будущей профессии и соответствующей образовательной траектории.
Для того чтобы профессиональное самоопределение происходило успешно, каждому человеку необходимо обладать определенными знаниями и умениями, без которых осуществление профессионального самоопределения невозможно, т.е. быть готовым осуществлять деятельность, направленную на профессиональное самоопределение. Поэтому нам необходимо уточнить понятие «готовность к профессиональному самоопределению».
В психолого-педагогической литературе значительное внимание уделено характеристике готовности человека к выполнению определенной деятельности, эффективность любой деятельности определяется психологической и практической готовностью к ней.
Д.Н. Ушаков трактует «готовность» как «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь» [20]. Наиболее общее толкование «готовности» дается в словаре С.И. Ожегова. Под готовностью он понимает такое «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [12].
В психологии под готовностью понимают такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта [1]. Или же готовность - активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи [16].
Готовность к определенному виду деятельности предполагает определенные моти-
вы и способности. Психологическими предпосылками возникновения готовности к выполнению конкретной учебной или трудовой задачи являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Такая готовность - результат всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессией.
Н.Д. Левитов подробно проанализировал понятие «готовность к деятельности». Он различает длительную готовность и временное состояние готовности, которое может быть названо «предстартовым состоянием». Временная готовность характеризует «состояние мобилизации всех психофизических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [10].
Длительная или долговременная готовность представляет структуру, в которую входят: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивации; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов [4].
В отличие от состояния временной готовности, отражающего особенности и требования предстоящей ситуации, длительная готовность - это устойчивая система профессионально важных качеств личности (положительное отношение к профессии, организованность, внимательность, самообладание и т.д.), ее опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях.
Временная и длительная готовности находятся в единстве. Временная готовность определяет продуктивность долговременной готовности в конкретных обстоятельствах, но возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности [21].
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович трактуют готовность как интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия. Эти авторы выделяют следующие элементы в структуре психологической готовности к различным видам деятельности: осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей; осмысливание и оценка условий, в кото-
рых будут протекать действия; определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задачи; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценка соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаний; мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами [4].
В итоге личность настраивается на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели, готовит, если необходимо, базу для успешного выполнения задачи, т.е. создает определенные условия, пополняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, составляет план возможных действий И Т.Д.
Современная педагогика также уделяет внимание понятию «готовность к профессиональному самоопределению». Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к профессиональному самоопределению как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности [9].
Г.Н. и С.Г. Сериковы рассматривают готовность человека к самоактуализации в процессе деятельности, цель которой состоит в том, чтобы добиться таких успехов в собственной социализации, которые предвосхищены природоопределенными сущностными свойствами [17]. Проанализировав основные положения теории готовности к самоактуализации, приходим к выводу, что основные положения этой теории можно перенести на понятие «готовность к профессиональному самоопределению». В соответствии с этим определим следующий состав готовности к профессиональному самоопределению.
Для начала, выделим эмоциональное отношение человека к себе, к своему положению в мире. Оно представляет собой результат решения ряда противоречий между природоопределенными сущностными свойствами и уже развившейся самостью. Эти противоречия обостряются в случаях, когда развившаяся самость препятствует проявлениям человека своих сущностных свойств. Обостряющиеся противоречия возбуждают эмоциональную сферу человека. Его отношение к себе, с собой, к окружению и с окружением становится эмоционально проблемным. В этот момент
усиливается мотивация активной деятельности с целью преодоления внутреннего дискомфорта.
Имея в виду готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников, можно сказать, что, решая вышеназванные противоречия, у старшеклассника формируется эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам; повышается мотивация выбора профессии, появляется положительное отношение к ситуации выбора профессии, активная позиция в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии.
Таким образом, активизируется потребность в деятельности, направленной на снятие остроты противоречий. Остается понять, как организовать эту деятельность.
Ответы на эти вопросы нужно искать в интеллектуальной сфере человека. Следовательно, правомерно выделить в качестве самостоятельного элемента готовности к профессиональному самоопределению интеллектуальную просвещенность в области че-ловекознания. Она включает в себя усвоение части социального опыта, эмоциональной, интеллектуальной и духовной составляющих эндосферы. Это предполагает наличие сферы профессиональных интересов, наличие представлений об индивидуальных особенностях, полноту и дифференцированность знаний о мире профессий, знания о своих профессионально важных качествах и склонностях; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека. Т.е. значительное место в интеллектуальной просвещенности в области человекознания занимают вопросы самопознания. Речь идет о методах самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки.
Личный опыт самоуправления процессом профессионального самоопределения является одним из ведущих элементов готовности к продолжению соответствующей деятельности. Готовность к профессиональному самоопределению предполагает существование способностей к самоуправлению, источником которых являются соответствующие задатки, они развиваются в процессе жизнедеятельности. Здесь имеется в виду умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных
планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.
Еще одним значимым элементом готовности к профессиональному самоопределению является духовное и физическое здоровье. Принятие решения о выборе профессии должно проходить в сфере информированности об ограничениях и рисках, связанных с соответствующей профессией, о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека. Таким образом, профессиональное самоопределение человека зависит от состояния его здоровья. Существуют взаимосвязи между внутренними потенциалами человека в здоровье и возможностями в профессиональном самоопределении. Результаты самоопределения находятся в тесной взаимосвязи с внутренними потенциалами человека в здоровье и возможностями в профессиональном самоопределении.
Па основе проведенного выше анализа дадим свое определение понятия «готовность к профессиональному самоопределению»: готовность к профессиональному самоопределению - внутреннее качество личности (учащегося старшей школы), которое приобретается в жизнедеятельности (в образовательном процессе); характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик; благодаря которому обеспечивается возможность личности (учащемуся старшей школы) сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности и соответствующей образовательной траектории.
Развитие готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению нацелено на то, чтобы на заключительном этапе обучения в средней школе цель поступления в выбранный вуз и обучение в нем оказались выпускнику по силам. Тогда построение его дальнейшей профессиональной карьеры будет более успешным.
В итоге выиграют все: выпускники как личности, общество и государство получат более квалифицированные кадры.
Литература
1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin) Т. 1. (А-О): пер. с англ. - М.: Веге, ACT, 2000. — 560 с.
2. Гершунекий, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования
ценностей и целей образования /Б.С. Гершун-ский // Педагогика. - 2003. №2. -С. 3-8.
3. ГусинскийЭ.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И Турчанинова. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.
4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976.-176 с.
5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для сту-дентов-слуиштелей фак. обществ, профессий / Н.Н. Захаров. - М: Просвещение, 1988. -272 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. -М. - Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2003. - 336 с.
7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.
8. Конституция Российской Федерации. -М.: Теис, 1996. -48с.
9. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: метод. пособие / сост. С.Н. Чистякова,
А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская. - М.: Ин-т общ сред, образования РАО, 1997. - 80 с.
10. Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека /Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1946. - 344 с.
11. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. / А. Маслоу - М.: Смысл, 1999. - 424 с.
12. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд.; испр. и доп. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: АЗЪ, 1994. -928 с.
13. Педагогический словарь: для студентов высшых и средних пед. учеб. заведений / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджас-
пирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия,
2002. - 528 с.
15. Профессиональная ориентация учащихся. - Минск: Изд. ООО «Краско-Пртт», 2004-176 с.
16. Психологический словарь / авт.-сост.
В.Н. Коропулина, МН. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2003.-640 с.
17. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
18. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения/Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
19. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512 с.
20. Толковый словарь русого языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: Терра, 1996.-Т. 1.-824с.
21. Черкасов, А.А. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Черкасов - М 1987. - 189 с.
22. Чистякова, С.Н. Педагогическое со провождение социалъно-профессионалтого самоопределения учащихся // Учебник в обновляющейся школе / С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников - М., 2002. - С. 89-98.
23. Шустова, ИЮ. Процесс самоопределения старшеклассников / ИЮ. Шустова // Педагогика. - 2005. -№ 5. - С. 45-49.
24. Щедровицкий, ИГ. Очерки по философии образования /П.Г. Щедровицкий - М.: Наука, 1993.-189 с.