Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ понятия готовности студентов к будущей профессиональной деятельности'

Психолого-педагогический анализ понятия готовности студентов к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саурбаева Ольга Геннадьевна

В статье анализируются понятия «готовность», «профессиональная готовность», представлены различные точки зрения ученых на сущность и структуру готовности к профессиональной деятельности, рассмотрены условия формирования профессиональной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ понятия готовности студентов к будущей профессиональной деятельности»

О.Г. САУРБАЕВА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются понятия «готовность», «профессиональная готовность», представлены различные точки зрения ученых на сущность и структуру готовности к профессиональной деятельности, рассмотрены условия формирования профессиональной готовности.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, структура профессиональной готовности.

В последние годы в психолого-педагогической литературе и разнообразных научных исследованиях часто поднимается вопрос о формировании у студентов готовности к профессиональной деятельности. Изучению данной проблемы посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.И. Виноградова, Л.Н. Захаровой, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича и многих других. Существуют различные точки зрения как на само определение данного понятия, так и на структуру готовности.

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Готовность к какой-либо деятельности означает согласие выполнять эту деятельность, а также состояние субъекта, при котором эта деятельность может быть выполнена эффективно».

В целом, понятие готовности трактуется как сложный комплекс проявлений личности, без которой невозможно выполнение любой деятельности. Готовность рассматривается как наличие способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), как психическое состояние личности (Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов), как качество личности (К.К. Платонов), как выраженное ситуативное сотояние (П.А. Рудик), как синтез свойств личности (В.А. Крутецкий, С.М. Лыбин), как устойчивая характеристика (качество) личности, являющаяся результатом подготовленности к деятельности (В.А. Крутецкий, М.А. Кобзев); как система отношений (В.Н. Мясищев), направленность личности (Л.И. Божович).

В психологическом словаре содержится следующее определение готовности к профессиональной деятельности: «Готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование моти-вационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей».

Отсюда следует, что готовность студента-выпускника к профессиональной деятельности связана с правильностью использования им приобретенных знаний, навыков, умений, способностью к быстрой адаптации к условиям труда, направленностью на постоянное повышение квалификации.

В многочисленных трактовках данного понятия выделяется два направления - функциональное и личностное. Первое связано с именами Е.С. Кузьмина, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева, которые рассматривают готовность в связи с психологическими функциями, обеспечивающими результативность

деятельности. Согласно второму направлению, готовность понимается как устойчивая характеристика, как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к той или иной деятельности (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий и др.).

Для нас важнее личностно-деятельностная плоскость рассмотрения данной проблемы, с позиций которой готовность к будущей профессиональной деятельности представляется как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций.

Подчеркивая важность личностного подхода к изучению состояния готовности, П.А. Рудик рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.

А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет ее как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к творческому труду:

1) самостоятельность и критическое усвоение культуры;

2) активное участие в решении общественно-значимых задач;

3) специальное развитие творческого потенциала личности - ее психических процессов.

Как отмечается в психологическом словаре, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.

Существенно различаются и трактовки структуры готовности, представленные разными авторами. Однако практически все исследователи отмечают, что готовность к профессиональной деятельности можно представить как сложное структурное образование, ядро которого состоит в устойчивой мотивации деятельности, и предполагает наличие профессионально-значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений, навыков их применения на практике.

Так, К.К. Платонов в структуре готовности выделяет три взаимосвязанные стороны: моральную, психологическую и профессиональную готовности. Автор относит качества, определяющие моральную готовность, к социально-обусловленной стороне личности; психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов; профессиональную - к опыту личности.

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, готовность выступает как психическое состояние, как настрой личности на выполнение профессиональной деятельности и как качество этой личности. В структуру профессиональной готовности входят: операционная составляющая (создание и развитие

психологической системы регуляции профессиональной деятельности, которая служит критерием профессиональной пригодности или непригодности человека, потенциальных возможностей субъекта для прогноза его профессиональной карьеры); мотивационная (развитие на базе усвоенных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей, которая становится реальной базой для определения профессиональной направленности); функциональная составляющая (мобилизованное состояние человека как общее его настроение, на фоне которого развиваются состояния ожидания, намерения, эмоциональные реакции, которые являются показателем профессиональной компетентности специалиста).

По мнению большинства исследователей, структура личностного уровня готовности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. Центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент, под которым понимается отношение студента к будущей профессиональной деятельности. Это отношение рассматривается как единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой ее избирательной направленности на ценности деятельности, связанные с удовлетворением потребностей личности. Этот компонент выполняет интегрирующую функцию, определяя взаимосвязь остальных структурных элементов. Не менее значим и когнитивный компонент - это система знаний и понятий субъекта о будущей профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент включает субъективную значимость ценностей будущей профессиональной деятельности, степень личностной значимости в формировании готовности к будущей деятельности. Дея-тельностный уровень включает в себя технологический компонент, а именно профессиональные умения, и предполагает осознанное их формирование в процессе профессиональной подготовки.

В ряде источников предлагается более широкий состав компонентов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности: ориентацион-ный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); операционный (владения способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, общения); волевой (самоконтроль, умение управлять профессионально-значимыми действиями); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

В.М. Поздняков в структуре целостной системы готовности личности к профессиональной деятельности выделяет следующие компоненты: мо-тивационный (отношение к профессии, общественному и профессиональному долгу, стремление к профессиональному мастерству); познавательно-прогностический (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, способность адекватно оценивать уровень профессионального соответствия и прогнозировать предстоящие события); операциональный (владение профессиональными знаниями, навыками и умениями, в том числе приемами решения профессиональных задач, профессионально развитых наблюдательности, памяти, мышления); эмоционально-волевой (уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой, мобилизоваться в критических ситуациях); психодинамический (работоспособность, уровень тревожности и т.д.).

Н.А. Батчаева рассматривает понятие общепедагогической готовности студентов, которая представляет собой сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный блоки. К ценностно-мотивационному компоненту относятся показатели осознанного мотива в изучении психолого-педагогических дисциплин, устойчивой направленности на педагогическую деятельность, четкой формулировкой мотивов по усвоению предметов психолого-педагогического цикла. Содержательно-процессуальный компонент характеризуется достаточной осведомленностью в области психологии учения и активных методах обучения, знаниями о формах и методах преподавания дисциплин; умением управления самостоятельной работой обучаемых, умением грамотно проводить контроль и коррекцию их учебной деятельности. В рефлексивно-оценочном компоненте данный автор отмечает способность организовывать учебный процесс в инновационной стратегии обучения, гибко ориентироваться, меняясь ролевыми позициями при общении с учащимися с целью создания ситуаций, стимулирующих потребность у обучающего активно усваивать материал.

Некоторые авторы в структуре готовности студентов к профессиональной деятельности выделяют следующие компоненты: ценностно-мотивационный -устойчивость позитивных профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и интересов, направленных на освоение сущности и специфики профессиональной деятельности, стремление к профессиональному мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных гуманистических профессиональных установок; когнитивно-гностический -объем профессиональных знаний, характер профессиональной «картины мира», направленность на овладение спецификой деятельности практического психолога системы образования, познавательная активность, высокая обучаемость; эмоционально-волевой - уровень знания профессиональных норм и правил деятельности педагога, стремление им следовать, степень развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции, направленность на соответствие требованиям профессиональной деятельности педагога; функциональ-но-деятельностный - степень сформированности определенных практических умений и навыков (коммуникативных, организационных, диагностических, проектировочных и др.), алгоритмов, приемов и способов деятельности педагога; выраженная направленность на определение своей «профессиональной роли»; степень сформированности профессионально-важных качеств и профессионального стиля межличностного взаимодействия; креативный - направленность на реализацию творческой активности в профессиональной деятельности педагога, стремление к самостоятельности и самоопределению в профессии, наличие и степень сформированности творческих умений, направленность на преобразование профессиональной деятельности, на поиск и создание эффективных способов, приемов и алгоритмов педагогической практики.

Следует отметить, что в качестве условий формирования готовности к профессиональной деятельности выступают: специально организованная образовательная среда, использование интерактивных форм и эвристических методов в процессе обучения. В основу образовательного процесса в вузе, обеспечивающего подготовку студентов к профессиональной деятельности, должно быть положено представление материала в форме профессионально значимых задач и ситуаций, стимулирование диалога равных партнеров в про-

цессе их решения, рефлексия и преодоление противоречий между профессиональными требованиями и реальными достижениями будущего специалиста в процессе учебной деловой игры и в реальной ситуации. Учебные ситуации, изменяющиеся в зависимости от целей на различных этапах образовательного процесса, должны характеризоваться инновационностью предметного содержания задач, представленностью профессиональных функций, развитием ситуаций с подробным ролевым предписанием до деловых игр проблемного характера.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сегодня не существует единого определения понятия готовности студентов и общей точки зрения на ее компонентный состав. Но все авторы придерживаются мнения, что работа по формированию готовности к профессиональной деятельности студентов должна строиться на основе интеграции, включающей положения деятельно-стного и гуманистического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.