ты дают основания утверждать, что предложенная нами методика развития скоростносиловых качеств с использованием локальных упражнений на основе учета индивидуальных особенностей студентов 17 - 18 лет позволяет улучшать показатели тестирования в скоростно-силовых упражнениях.
160
140120 100 % 80-60 40 20 0
Бег 100 м.
Бег 3000 м
Поднимание Подтягивание Прыжок в
туловища длину
Тест купера
□ До эксперимента □ После эксперимента
Рис.4. Динамика показателей тестирования у студентов контрольной группы.
Предложенная методика комплексного применения локальных упражнений в физическом воспитании студентов может быть использована в системе высшего образования, поскольку она реализуется в структуре академических занятий и не требует дополнительных экономических затрат.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
С.Г. Иванова
Проблему формирования профессиональной правовой компетентности студентов факультета физической культуры решает учебная дисциплина «Правовые основы физической культуры и спорта». Этот курс входит составной частью в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения и является специализированным направлением общеправовой подготовки студентов. Этот учебный предмет обеспечивает формирование системной готовности выпускника к профессиональной деятельности по специальности 033100 - «Физическая культура».
Мы предлагаем обеспечить реализацию образовательных и развивающих задач курса «Правовые основы физической культуры и спорта» посредством реализации принципов физкультурного образования с применением наряду с традиционными методами дополнительно активных форм и методов обучения.
Анализ содержания научных исследований по вопросам использования правовой информации, формирования правовой культуры, правосознания и правовой компетентности [1-5] стал основой нашей концепции применения активных методов обучения в процессе правового образования специалистов по физической культуре.
Эффективность нашей методико-педагогической системы по формированию правовой компетентности у студентов физкультурного факультета подтверждается результатами проведенного педагогического эксперимента [6].
На наш взгляд, вертикальную устойчивость системы обеспечивают методико-
педагогические условия ее реализации. Дидактические единицы содержания курса «Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта», усиленные профессиональной направленностью правовых знаний, наполняют ее содержанием. Горизонтальная сегментация основывается на структуре правового сознания педагога по физической культуре, состоящего из когнитивного, оценочного и волевого компонент. Помимо когнитивного и репродуктивного уровней, применение активных методов в обучении обеспечивает формирование у специалистов деятельностного уровня правовой компетентности (рис. 1).
Цель системы формирования правовой компетентности заключается в созидании профессионального правосознания будущих педагогов, которое бы обеспечивало безопасность и соответствие нормативным требованиям процесса физкультурного образования.
При разработке этой системы нами были учтены методологические требования, предложенные Г.К. Селевко: концептуальность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [7].
Опираясь на основы компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста, мы определили три уровня формирования правовой компетентности.
Формирование когнитивного компонента предполагает совокупность понятий, представлений, взглядов, идей. Это - этап приобретения формализованных знаний специальных правовых норм. Знание конкретных нормативно-правовых актов, основных понятий и принципов права является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. На этом этапе важно усилить профессиональную направленность учебной дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта», что, в свою очередь, увеличивает интерес к предмету, переводит мотивы обучения из внешних мотивов во внутренние.
Формирование оценочного компонента обеспечивает адекватность оценки студентами правовых норм и явлений. Важно, чтобы у обучаемого сложилось определенное личностное и эмоционально окрашенное отношение к тем нормативно-правовым ценностям, которые усваиваются в ходе накопления. Это определяет переход от знаний к убеждению. На данном этапе у учащихся на основе полученных знаний вырабатывается умение давать правовую оценку различным фактам, осмысливать конкретные события с точки зрения их соответствия или несоответствия нормам права.
Формирование волевого компонента - готовность к правовому поведению, следованию нормам права, наличие профессиональных правовых привычек и навыков, которые находят свое применение и в профессиональной и повседневной, бытовой жизни.
Гармоничное функционирование и результативность деятельности системы формирования правовой компетентности предполагает наличие и обязательное выполнение некоторых условий ее реализации.
1. Наличие у студентов внутренних и внешних мотивов для участия в образовательной деятельности по формированию их профессиональной правовой компетентности.
Внутренние или познавательные мотивы формируют стремление к активному творческому обучению. Его компонентами являются процесс приобретения новых знаний при активной позиции учащегося, желание самостоятельного поиска решения различных задач, внутренний интерес к процессу получения знаний и т. п.
Внешние мотивы обусловлены социальной ситуацией. Это может быть нежелание огорчать окружающих или близких, потребность в позитивной оценке окружающих и т. д.
И та, и другая группы мотивов являются важным условием обучения и формирования правовой компетентности. От них зависит скорость обучения, прочность усвоения знаний, количество возможной информации, качество ее применения на прак-
тике. Мы предполагаем, что усилить внутреннюю мотивацию студентов к обучению предмету «Правовые основы физической культуры и спорта», в рамках которого происходит эксперимент по формированию правовой компетентности, позволит применение активных методов обучения, нетрадиционных формы организации и приемов обучения, а также усиление профессиональной направленности правовых знаний.
2. Одним из обязательных условий реализации системы формирования правовой компетентности у студентов является усиление профессиональной направленности правовых знаний, умений и навыков. Например, содержание курса раскрывает вопросы обеспечения безопасности занятий физической культурой и спортом, правовой защиты и особенностей социально-правового статуса специалиста по физической культуре, права и обязанности занимающихся физическими упражнениями и спортом, основы прав потребителей спортивных товаров и услуг и др.
3. Третий компонент - активизация познавательной деятельности студентов путем применения нетрадиционных форм учебных занятий и активных методов обучения. Степень активности учеников программируется преподавателем путем выбора формы занятия, метода обучения и конкретных методических приемов.
В лекционном курсе мы используем такие формы организации обучения, как лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-провокация, лекция-диалог и т.п. На практических занятиях в рамках дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» мы используем следующие приемы: «Инсерт», написание мини-эссе, решение и составление правовых задач, методику внеконтекстных операций, различные варианты учебных игр, тестовые задания и др.
В процессе освоения курса «Правовые основы физической культуры и спорта» важная роль отводится активной самостоятельной работе обучающихся. Она рассматривается как связующее звено между их теоретической подготовкой и развитием комплекса профессиональных умений, навыков и личностно значимых качеств, которые являются составляющими профессиональной компетентности. Индивидуальная самостоятельная работа студентов способствует усилению практико-ориентированной направленности обучения.
В рамках процесса формирования правовой компетентности деятельность учащихся организуется в соответствии с дидактическими единицами курса. По каждой определяется перечень заданий, и даются методические рекомендации к их выполнению. Например, раздел «теоретические основы спортивного права». В этот блок входит изучение следующих вопросов: роль и задачи физической культуры и спорта в современном мире; условия развития российского спорта; государственная политика в сфере физическая культура и спорт; приоритеты и принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Объем и структура применения разнообразных форм организации обучения, методов и приемов активного обучения на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе зависят от конкретного учебного плана, индивидуальных особенностей учащихся, творческой активности и степени правовой культуры преподавателя.
4. Четвертым условием реализации системы формирования правовой компетентности у студентов являются диагностика, оценка и анализ результатов, коррекция на соответствующих стадиях реализации системы.
Какую бы систему оценивания знаний учащихся ни выбрал преподаватель, важно помнить: уровень требований первичен, а оценки вторичны [8]. Итоговая проверка знаний и умений учеников в области права может осуществляться в форме зачетов и экзаменов. Многие практики считают, что наиболее эффективным средством проверки формализованных правовых знаний являются тесты. С позиции компетент-ностного подхода и с учетом особенностей методики применения активных методов обучения, включающих в себя элементы последних педагогических технологий, в качестве итогового контроля мы используем накопительно-балльную систему диагностики правовой обученности.
Рис.1. Методико-педагогическая система по формированию правовой компетентности
у специалистов по ( шзической культуре
Содержание заданий Руководство по выполнению
Задание 1. Познакомьтесь с содержанием Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 года и Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Устно раскройте соответствие проблемы и целей развития физической культуры и спорта современной России в социальноэкономической ситуации. При выполнении задания используйте Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
Задание 2. Дайте сравнительную характеристику этих нормативных актов В виде таблицы ответьте, как изменились основные задачи, принципы, приоритеты развития физической культуры и спорта. Изменился ли подход государства к реформированию и развитию отрасли?
Задание 3. Напишите рассуждение - ответ на вопрос: «Как, по вашему мнению, можно оценить отношение государства и государственную политику к сфере физической культуры и спорта в России?» Используйте дополнительную информацию средств массовой информации, примеры из вашей практики и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурноспортивными организациями / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов. - СПб. : [б.и.], 2000. -206 с.
2. Москалева, Л.И. Формирование правовой компетентности у студентов физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Москалева Л.И. ; Московский государственный областной университет. - М., 2006. - 158 с.
3. Никитина, О.А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук / Никитина О. А. ; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2000. - 153 с.
4. Ломакина, И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения правовых дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Ломакина И.А. ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. -Тула, 2005. - 167 с.
5. Шамова, Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / Т.И. Шамова, Н.В. Анненкова, А. Худин. - М. : Пед. общество России, 2006. - 98 с.
6. Иванова, С.Г. Оценка эффективности использования активных методов обучения в системе формирования правовой компетентности у студентов факультета физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 57-61.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Моисеева, А.И. Петров ; под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.
8. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Певцова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ВИДЕОПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ
О. И Коломиец
На основе фундаментальных исследований (Анохин П.К.,1971; Солодков А.С., 2007; Меерсон Ф.З., 1993; Крыжановский Г.Н., 2004), раскрывающих механизмы коррекции функции, нами апробирован вариант афферентной терапии, немедикаментозной оптимизации психоэмоционального и функционального состояния студентов -спортсменов - аудиовизуальное воздействие на организм фрактальной цветомузыкой и управляемым дыханием.
Механизмы и эффективность этого метода, его простота и доступность дают полное основание говорить о необходимости научных исследований по изучению влияния сенсорного воздействия, основанного на кардиоритме.
С целью изучения влияния метода бимодального сенсорного воздействия фрактальной цветомузыкой и управляемым дыханием на функциональное и психоэмоциональное состояние были проведены две серии исследований.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях принимали участие 129 студентов-первокурсников Уральского государственного университета физической культуры и Южно-уральского государственного университета. Из них: 41 высококвалифицированный спортсмен, занимающийся циклическими видами спорта (группа 2) и 43 высококвалифицированных спортсмена, занимающихся ациклическими видами спорта (группа 3), 45 студентов,