Научная статья на тему 'Роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в процессе формирования профессиональной подготовки'

Роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в процессе формирования профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1985
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION / THEORETICAL PREPARATION / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Наталья Ивановна

Основная цель статьи показать роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в обеспечении социокультурного развития личности и ценностного отношения к физическому и духовному здоровью человека, формировании общеинтеллектуальных умений и навыков в процессе изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры» и в ходе выполнения самостоятельной работы по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Theoretical Preparation of Future Physical Training Specialists in the Process of Professional Competence Formation

The main purpose of the article is to show the role of theoretical preparation of future physical training specialists in socio-cultural personal development and value attitude to physical and spiritual man's health, forming general intellectual skills in the process of studying the course "Theory and of methods of physical training" and in the process of doing independent work on the subject.

Текст научной работы на тему «Роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в процессе формирования профессиональной подготовки»

УДК 378. 147:796 ББК Ч 486. 73

Н. И. Самойлова

г. Чита

Роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в процессе формирования профессиональной подготовки

Основная цель статьи - показать роль теоретической подготовки будущих специалистов в области физической культуры в обеспечении социокультурного развития личности и ценностного отношения к физическому и духовному здоровью человека, формировании общеинтеллектуальных умений и навыков в процессе изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры» и в ходе выполнения самостоятельной работы по предмету.

Ключевые слова: физическая культура, модернизация образования, теоретическая подготовка, самостоятельная работа, профессиональная компетентность.

N. I. Samoylova

Chita

The Role of Theoretical Preparation of Future Physical Training Specialists in the Process of Professional Competence Formation

The main purpose of the article is to show the role of theoretical preparation of future physical training specialists in socio-cultural personal development and value attitude to physical and spiritual man’s health, forming general intellectual skills in the process of studying the course “Theory and of methods of physical training” and in the process of doing independent work on the subject.

Key words: physical training, modernization of education, theoretical preparation, independent work, professional competence.

Система образования становится все более важным показателем развития любой страны, ее экономического, научного, технического и культурного потенциала. Это предполагает поиск новых теоретико-методологических оснований построения образования и обоснования путей практического воплощения концептуальных положений. Преобразования, происходящие в России, повлияли также на поиск новых подходов к физкультурному образованию и воспитанию личности, выражающих интересы государства, общества и самого гражданина в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт, Интернет и много других благ. Однако вместе с этим принес уменьшение объема двигательной активности человека. Бесспорно, двигательная активность явилась естественной основой, на базе которой происходило физическое развитие человека; как бесспорно и то, что «окультуренная» определенным образом двигательная деятельность составляет специфическое наполнение физической культуры. Этот вопрос подробно раскрыт в теории физической культуры (М. Я. Виленский, Л. И. Лубыше-ва, Л. П. Матвеев [и др.]). Физическая культура предполагает не только занятия физическими упражнениями для развития силы, выносливости,

быстроты и др. физических качеств, но и умение управлять своим самочувствием, активно использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), гигиенические условия труда, быта, отдыха, питания для своего физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья. Двигательная активность является одним из основных элементов здорового образа жизни. В своем послании Федеральному собранию России (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271) Д. А. Медведев отметил, что в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а здоровье человека является важным показателем жизни. Важно пробудить желание личности заботиться о своем здоровье.

Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Олимпийского движения России определены в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7, «Федеральном законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3). В документах указывается, что стратегической целью системы физической культуры и спорта яв-

ляется формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующейся деятельным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. Физическая культура человека рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования и как результат уровня физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности.

Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих ее содержание, выделяя при этом задачи обучения, воспитания, физического развития личности. К образовательным задачам относят овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательными умениями и навыками, для физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями, для укрепления и сохранения здоровья и т. д. К воспитательным задачам относят формирование мировоззрения (убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов, активного и сознательного отношения к деятельности определенной сферы физической культуры), а также нравственных, эстетических, волевых и иных свойств, отражающих социальнопсихологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность. К оздоровительным задачам относят оптимальное развитие физических качеств (способностей), совершенствование телосложения, укрепление и сохранение здоровья, многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

В настоящее время возникла серьезная необходимость пересмотра организации содержания физического воспитания в области физической культуры в образовательных учреждениях всех уровней, вследствие крайне неблагополучного состояния здоровья молодого поколения России. Очевидно, что недостаточно только пропагандировать оздоровительные формы физической культуры, надо создавать условия, чтобы человек сознательно выбирал для себя правильный образ жизни, а для этого необходимо усиление роли и значения теоретических знаний о важности двигательной активности, о значении ее на разных этапах жизни - от рождения до старости [1; 2; 5].

Эта идея закреплена Федеральным компонентом ГСОО [4; 7], где утверждено за учебным

предметом «Физическая культура» утвержден статус области образования с закреплением в ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. В базовую часть одним из разделов входят «Основы знаний», которые предполагают изучение теоретических вопросов в области физической культуры и формирование ценностно-мотивационной сферы на их фундаменте. Требования ГСОО служат эталоном оценки основных сторон общего среднего образования по физической культуре: системы знаний, умений и навыков, уровня физической подготовленности, а также сформированности видов физкультурноспортивной деятельности и здорового образа жизни школьников. В педагогическом плане базовая часть составляет основу для физического развития личности и для ее вхождения в контекст физической культуры в целом как вида культуры человека, направленной на его целостное развитие. Образовательная область предмета «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в повышении роли знаний как одного из условий успешного формирования общекультурной компетентности. В результате изучения физической культуры ученик должен знать/понимать: роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличения продолжительности жизни; формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения; требования безопасности на занятиях физической культурой; способы закаливания организма и основные приемы самомассажа; способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности. В социальном плане приобщение личности к физической культуре означает формирование здорового общества как с телесной точки зрения, так и духовной.

В этой связи происходит обогащение содержания теории и практики школьной физической культуры: выделяется как доминирующая физкультурно-оздоровительная направленность, которая связана с бережным отношением к своему здоровью, с целостным развитием физических и психических качеств, с творческим использованием средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Все эти вопросы связаны с освоением теоретических знаний, в результате освоения которых ученик должен овладеть следующими видами компетентностей в области физической культуры:

- оздоровительно-реабилитационной компетентностью, то есть иметь позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности, самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- двигательной компетентностью. Выпускнику необходимо обладать всесторонней физической подготовленностью и многообразием двигательного опыта, умением использовать его в массовых формах соревновательной деятельности и организации активного отдыха;

- компетентностью в сфере самоконтроля и физического саморазвития, то есть иметь представление об индивидуальных возрастных особенностях и физических возможностях, уметь подбирать средства и методы для индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, планировать их содержание и осуществлять контроль за функциональным состоянием организма, проводить наблюдения за индивидуальным физическим здоровьем и физической подготовленностью. Кроме этого, на профильном уровне обучения учащиеся должны овладеть организационнометодической компетентностью. Она проявляется в позитивном отношении обучающихся к педагогической деятельности специалиста в области физической культуры, умениях организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, способности в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания. Овладев всеми видами компетентностей, выпускник сможет использовать их в практической деятельности, повседневной жизни и в соревновательной деятельности избранного вида спорта.

Таким образом, у школьников необходимо сформировать целостное представление о физической культуре как социальном явлении в единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

В реализации данных задач особая роль принадлежит учителю физической культуры. Вместе с тем, практика показывает, что в вузы на данном этапе поступает молодежь, имеющая низкий уровень теоретической подготовки по предмету «Физическая культура». Проведенный срез на констатирующем этапе экспериментальной работы (2008-2009 гг.) показал, что 60 испытуемых человек на 60 вопросов теста по физической культуре в сумме набрали 956 баллов, средний показатель -15,93 балла, а в процентном отношении средний показатель - 25,08 %.

В соответствие с этим у специалиста в области физической культуры и спорта должна быть

сформирована компетентность: к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации; к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристических, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности. Все эти виды компетентностей предполагают достаточно высокий уровень теоретической подготовки, что и осуществляется в ходе освоения дисциплины «Теория и методика физической культуры» (ТМФК).

ТМФК - одна их ведущих дисциплин, обеспечивающая глубокое теоретическое осмысление основ физического воспитания, формирование умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта; формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в области физического воспитания и спорта. ТМФК является интегративной, основополагающей дисциплиной для будущих специалистов в области физической культуры. В процессе подготовки происходит изучение гуманитарных дисциплин, таких как иностранный язык, отечественная история, русский язык и культура речи, философия, что способствует формированию необходимой общей культуры будущего специалиста, формированию ключевых социокультурных, коммуникативных компетенций, навыков взаимодействия в коллективе, культуры речи - необходимых в профессиональной деятельности.

В ходе становления будущего специалиста в области физической культуры особая роль отводится таким наукам, как психология и педагогика. Профессионал в области физической культуры должен знать психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые; психические свойства личности. Педагогика устанавливает принципы и правила, определяет средства, методы и условия решения задач физического воспитания, с целью способствования укреплению здоровья, улучшению физического развития, совершенствованию двигательных способностей.

Процесс изучения ТМФК очень тесно связан с познаниями в области медико-биологических дисциплин: анатомии и физиологии, возрастной физиологии - наук, исследующих природное (биологическое) состояние человека как в норме, так и

в патологии, которые составляют теоретическую базу, без знаний закономерностей которых невозможно формирование двигательных умений и навыков, а также воспитание физических качеств (способностей) человека. Предметом изучения на уроках физической культуры являются двигательные действия, основа которых есть движение. Анатомические сведения нужны для понимания сущности движений человека. Движение человека - это взаимодействие его внутренних систем с внешним окружением. Значение физиологических знаний о функциях и механизмах деятельности клеток, органов, систем и всего организма заключается в том, что они дают понимание многообразных внутри и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования, в единую теоретическую картину. Без понимания нормального течения физиологических процессов специалист по физической культуре не может оценить функциональное состояние занимающихся, их работоспособность в различных условиях. Знание физиологических механизмов регуляции функций организма имеет значение и в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда. Физиологические особенности детей и подростков, закономерности их становления в процессе индивидуального развития, закономерности высшей нервной деятельности детей и подростков и функциональные особенности их нервной системы изучает учебная дисциплина «Возрастная физиология».

Кроме того, изучение таких дисциплин, как: история физической культуры и спорта, теория и методика физической культуры и спорта, психология физической культуры, физиология физического воспитания и спорта, социология физической культуры и спорта, менеджмент в физической культуре и спорте, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, гигиена физического воспитания и спорта, биохимия, основы научно-методической деятельности, физкультурно-спортивные сооружения; а также базовые физкультурно-спортивные виды: гимнастика, спортивные игры - волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, подвижные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, единоборства, шейпинг, где преломляются общие закономерности теории и методики физического воспитания -является важным для управления физическим развитием. Эти дисциплины - основа формирования профессиональной компетентности специалиста в области физической культуры, а ТМФК, соответственно, является методологической базой для многих общепрофессиональных дисциплин.

Таким образом, все дисциплины, так или иначе затрагивающие разные научные аспекты, составляют основу профессиональной подготовки буду-

щего специалиста в области физической культуры, а курс «Теория и методика физической культуры» интегрирует разнообразные знания. Анализ задач, содержания данного курса позволяет увидеть, что в ходе изучения дисциплины ТМФК формируются узкоспециальные компетентности и происходит расширение кругозора и становление общей культуры за счет установления разнообразных связей с другими дисциплинами.

Богатейшие возможности дисциплины в процессе формирования профессиональной компетентности, в частности теоретической подготовки, определяют значимость эффективной организации самостоятельной работы будущих специалистов в области физической культуры. Рациональная организация самостоятельной деятельности значительно усиливает все познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), однако к самостоятельной деятельности студенты должны быть готовы. Г. Ц. Молонов [3] готовность определяет в двух аспектах - как состояние и как качество личности. В первом значении это единство содержательного нравственно-волевого и духовного начал. Во втором значении - это образовательная, профессиональная, специальная, целенаправленная подготовленность. Т. К. Тихонова в своем исследовании [4] в области физического воспитания выделяет три вида готовности: интеллектуальную, психологическую и деятельностную. Нас интересует интеллектуальная готовность - достижение достаточного уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) для начала систематического обучения, самоопределения своего трудового, профессионального пути, осознания собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности. Интеллектуальная готовность включает в себя широкий спектр теоретических и практический знаний, касающихся естественно-научных знаний о человеке, знаний основ теории физической культуры и теории самовоспитания, а также знаний самого себя, своих физических возможностей и психологических особенностей.

Самостоятельную работу подразделяют: по типу - на воспроизводящую, реконструктивновариативную, эвристическую, творческую. Воспроизводящие работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к формированию умения самостоятельно разработать метод решения поставленной задачи. Определенный стереотип самостоятельной работы задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает расшифровку проблемы,

вопросы и задания для самоконтроля, назначает корректирующие консультации и обосновывает формы контроля. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыках, приобретенных умениях. Эвристические самостоятельные работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы поиск: самостоятельная формулировка, обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания (домашние) включаются в отдельные семинарские занятия, при выполнении рефератов, курсовых работ. Творческие (исследовательские) самостоятельные работы являются «венцом» самостоятельной деятельности. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.

Самостоятельную работу по дидактическому назначению классифицируют на виды: «самостоятельные работы для получения новых знаний, для применения знаний, для повторения и проверки знаний, умений и навыков». Виды самостоятельных работ, функции которых заключаются в том, чтобы содействовать оптимальному усвоению учебного материала, развитию у учащихся умственных способностей, овладению методами

познания и формированию у студентов потребности в самообразовании в практике обучения, представлены большим разнообразием: работа с учебником и методическими пособиями; работу со справочной литературой; работы-задания; написание рефератов, работа в Интернете и др. Все эти виды самостоятельной работы выполняются как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Итак, самостоятельная работа студентов по овладению дисциплиной «Теория и методика физической культуры» способствует овладению теоретическими знаниями и интеллектуальными умениями, входящими в содержание обучения учебному предмету; удовлетворяет потребность студентов в самосовершенствовании по предмету в соответствии как с программным материалом, так и за его пределами.

Таким образом, современные подходы к физическому воспитанию трактуют его значительно шире, утверждая во всей полноте задачи в становлении физической культуры личности. В этом контексте усиливается интеллектуально-смысловая ее составляющая, предполагающая понимание сути физического развития, совершенствования, не сводимого только к внешним и телесным проявлениям. Увеличивается внимание в этой связи к теоретической подготовке будущего специалиста в сфере физической культуры. Ему необходимо владеть, разносторонними знаниями в области антропологических наук, компетенциями интеллектуальной деятельности. Все это обуславливает особое место интегрированного курса «Теория и методика физической культуры», обеспечивающего достижение указанных целей.

Список литературы

1. Куланин Б. Ф. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. 22 с.

2. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы образования в области физической культуры : моногр. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.: ил.

3. Молонов Г. Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников. Улан-Удэ, 2002. 142 с.

4. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 3-е изд., доп. М.: Дрофа, 2007. 103 с.

5. Столяров В. И., Бальсевич В. К., Моченов В. П., Лубушева Л. И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе: моногр. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. 319 с.

6. Тихонова Т. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 152 с.

7. Физическая культура. ОБЖ: сб. материалов по реализации федерального компонента гос. стандарта общего образования в общеобраз. учр. Волгоградской области / авт.-сост. И. И. Колусева. Волгоград: Учитель, 2006. 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.