ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ЛЕСОХОЗЯРСТВЕШЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF FORESTRY MAJORS AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
T.A. Мартиросова T.A. Martirosova
Профессионально ориентированная подготовка, лесоинже-нерные специальности, новые методики физкультурного образования, компетенции.
В статье выявляются и обосновываются новые возможности формирования у студентов средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, двигательных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих компетенций и компетенций физкультурного самосовершенствования, способствующих успешной реализации профессиональной деятельности. Разработана инновационная методика рекреативно-оздоровительной ходьбы, направленная на комплексное влияние на организм студентов, способствующая их профессионально ориентированной подготовке в процессе физического воспитания в вузе.
Professionally oriented training, Forest Engineering degrees, new methodology of physical education, competences. The paper identifies and justifies new possibilities of the formation of applied knowledge, physical, psychological, special qualities and skills, motor, value, meaningfulandhealthsavingcompetencies and skills of sports self-improvement in new students by means of physical culture, that contribute to the success in professional activity. We developed an innovative technique of recreational and wellness walk for the integrated impact on the body of students that promotes their professionally oriented training at the lessons of physical education in high school.
ФГОС ВПО, теоретической основой которых является компетентностный подход, направлены на формирование и развитие таких профессиональных и общекультурных компетенций, которые позволяют будущему бакалавру не только быть квалифицированным исполнителем профессиональных функций, но и эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, быть субъектом профессиональной деятельности, способствовать инновационному развитию экономики России [Адольф, Степанова, 2005; Григорьев, 2011].
Бакалаврам лесохозяйственного комплекса предъявляются повышенные требования к развитию отдельных профессионально важных физических качеств и психофизиологических свойств организма, способствующих более эффективному выполнению профессиональной деятельности. В связи с этим требуется осознание новой роли физкуль-
турного образования, в рамках которого возможна эффективная профессиональная подготовка современных выпускников вуза средствами физической культуры к профессионально-трудовой деятельности [Евсеев, 2010]. Таким образом, актуализируются профессионально-прикладная физическая подготовка специально ориентированной направленности, способствующая формированию профессионально важных физических качеств будущих специалистов, развитие их физической подготовленности, решение ряда психофизиологических, профессионально-творческих и личностных задач.
Профессионально ориентированная подготовка бакалавров лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе будет эффективной, если определить эффективный подход к ее организации. За счет своей вариабельности такая профессиональная подготовка в вузе гибко встраива-
ется в обучение и способствует формированию профессионально ориентированной физкультурной компетентности будущих специалистов. Анализ содержания профессионально ориентированной подготовки бакалавров лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания дал возможность определить ее в рамках системного и компетентност-ного подходов. Она опирается на сформулированные нами принципы, функции и задачи, предусматривает возможность формирования у студентов средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, двигательных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих компетенций и компетенций физкультурного самосовершенствования, способствующих успешной реализации в профессиональной деятельности.
Профессионально ориентированная подготовка студентов средствами физической культуры в процессе физического воспитания в вузе подразделяется на организационно-методические блоки (профессионально ориентированный, климато-биоритмиологический, контрольно-коррекционный, индивидуально-самостоятельный) и этапы реализации (I этап- подготовительно-аналитический (I курс), II этап - коррекционно-развивающий (I курс), III этап - формирующе-тренинговый (11-111 курс), IV этап -итогово-презентативный (IV курс)). Находит отражение в экспериментальной практико-ориентированной учебной программе по дисциплине «Физическая культура», в примерном плане занятий, экспериментальной структуре учебно-практического занятия, которое содержит пять частей (втягивающая (10 мин.), подготовительная (25 мин.), тренинговая (35 мин.), восстановительная (10 мин.) и итоговая (10 мин.)).
Педагогическая организация профессионально ориентированной подготовки в процессе физического воспитания предусматривает развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств студентов лесохозяйственных специальностей (выносливость, гибкость, сила, ловкость, быстрота), обеспечивающих возможность осуществлять активную двигательную деятельность и развивать необходимые прикладные профессионально важные качества. Развитие этих качеств рассматривается нами как процесс целенаправленного всестороннего воздействия физических упражнений на организм и личность студента, обеспечива-
ющий развитие прикладных качеств и формирование физкультурной компетентности, опирающийся на принципы физического воспитания [Евсеев, 2010]. Главным принципом признан принцип непрерывности (круглогодичное и многолетнее обучение, преемственность каждого последующего занятия с предыдущим, необходимость соблюдения интервалов отдыха). Программа педагогического сопровождения учебного процесса включает период весенней учебно-производственной практики. Разработана она с учетом климатогеографических условий Караульного лесничества, включает разнообразные средства физического воспитания, в том числе методику рекреативно-оздоровительной ходьбы, способствующую подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности. Развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств тесно связано с особенностями учебного процесса студентов лесохозяйственного факультета, поэтому и осуществляется непрерывно и поэтапно I этап- подготовительный- сопряжен с учебным процессом, включает широкий комплекс используемых методов, средств и форм, обеспечивающих общий подъем функциональных возможностей организма. II этап - специально-подготовительный - связан с временем летних учебно-производственных практик. Педагогическое сопровождение этого этапа ориентировано на климатогеографические условия Караульного лесничества, применение разнообразных методов и средств физического воспитани)? Ill этап - переходный - это время экзаменационных сессий и каникул, которое предполагает самостоятельные занятия, самовоспитание, физическое саморазвитие и самосовершенствование.
Особое значение в данном контексте приобретает разработанная нами инновационная методика рекреативно-оздоровительной ходьбы, которая оказывает комплексное влияние на организм студентов, способствует профессионально ориентированной подготовке в процессе физического воспитания в вузе. Разработанная методика рекреативно-оздоровительной ходьбы представляет собой определенный вид ходьбы, который имеет основную целевую функцию - отдых (восстановление сил, укрепление физического здоровья и психических сил студентов, закаливание организма доступным видом физической деятельности), а также формирует двигательные, здоровьесберегающие компетен-
ции и компетенции физкультурного самосовершенствования, способствует профессионально ориентированной подготовке студентов в процессе физического воспитания в вузе [Мильнер, 2011].
Осмысление понятий, связанных с профессионально ориентированной подготовкой студентов ле-сохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе, позволил нам определить комплекс профессионально важных психофизиологических, психических качеств специалиста лесной отрасли и сгруппировать их в блоки [Корнишин, 2009].
Первый блок - психические процессы (внимание, память, мышление, воображение); второй блок - психологические качества (волевые качества, организаторские и коммуникативные способности, умение строить свои взаимоотношения с коллегами); третий блок- психологические умения (быть эмоционально устойчивым, выдержанным, иметь самообладание, умение снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях). Для каждого блока определены средства физической культуры (физические упражнения, различные виды спорта), методы психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, релаксация, медитация, самогипноз, психофизическая тренировка, рекреация), способствующие подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Развитие основных профессионально важных физических качеств студентов-бакалавров лесохо-зяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе показало значимые позитивные изменения функционального состояния организма студентов, а физическая подготовленность студентов-юношей экспериментальной группы (основной) повысилась на! курсе на 23% (р<0,05), на II курсе -на 18,3 % (р<0,05), на III курсе - на 9,7 % (р<0,05) и на IV курсе - на 6,3% (р<0,05); у девушек соответственно-на 14,1 % (р<0,05), 10,3 % (р<0.05), 6,4 % (р<0,05) и 4,7 % (р<0,05). У юношей контрольных групп эти показатели изменились незначительно, соответственно-на 8,1 % (р<0,05), 6,4 % (р<0,05), 3,7 % (р<0,05) и 1,8 % (р<0,05); у девушек - 4,3 % (р<0,05), 1,8 % (р<0,05), 0 %; и снижение на IV курсе на 8,3 % (р<0,05).
Экспериментальные данные подтверждают возможность максимально полно использовать потенциал физической культуры как учебной дисциплины, гибко встраиваться в профессиональное обуче-
ние, формировать профессионально ориентированную физкультурную компетентность будущих специалистов, доказывают эффективность профессионально ориентированной подготовки бакалавров лесохо-зяйственных специальностей в процессе физического воспитания вузе и ее перспективность в системе высшего профессионального образования.
Физкультурное образование в процессе профессионализации личности студента - будущего бакалавра обеспечивает физическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности, физкультурное сопровождение ее профессионального становления и развития, способствует формированию физической культуры будущего профессионала, что актуализирует роль физического воспитания в формировании социально активной личности в гармонии с ее физическим развитием. Основой профессионально ориентированной подготовки студентов в процессе физического воспитания в вузе является идеология компетентностного подхода, сущностные характеристики которого позволили максимально полно использовать потенциал физической культуры как учебной дисциплины. Профессионально ориентированная подготовка бакалавров в вузе в процессе физического воспитания должна базироваться на специально ориентированных технологиях образования, инновационных авторских учебных программах, индивидуальной траектории развития личности обучаемого.
Профессионально ориентированная подготовка студентов лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе обеспечивает развитие и совершенствование прикладных физических, двигательных умений и навыков, психофизических и психофизиологических качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности, способствует формированию профессионально важных компетенций и профессионализации будущих специалистов, реализуется в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».
Основными направлениями профессионально ориентированной подготовки студентов лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе в результате анализа профессионально-трудовой деятельности специалистов лесохозяйственного комплекса являются общая и специальная физическая подготовка с совершенствованием основных физических качеств (выносли-
вости, силы, быстроты, гибкости, ловкости); развитие психофизических процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, определенных видов мышления); совершенствование психологических качеств (стрес-соустойчивости, работоспособности, организаторских и коммуникативных способностей, воли и других) средствами физической культуры. Это определило траекторию подготовки будущего специалиста лесной отрасли
Основными формами и средствами физического воспитания признаны: теоретические занятия, позволяющие студентам получить необходимые профессионально-прикладные знания, связанные с использованием средств физической культуры и спорта; практические занятия, способствующие развитию и совершенствованию физических качеств, двигательных способностей, психофизических функций, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности; спортивно-массовые мероприятия с профессионально-прикладной це-леустановкой; индивидуально-самостоятельные профессионально-прикладные физические упражнения; специально-прикладные виды спорта.
Содержание профессионально ориентированной подготовки студентов-бакалавров лесохозяй-ственных специальностей в процессе физического воспитания определено в рамках системного и ком-петентностного подходов, связывалось с возможностью формирования у студентов средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, двигательных, ценностно-смысловых, здоро-вьесберегающих компетенций и компетенций физкультурного самосовершенствования.
Развитие профессионально важных физических качеств студентов как процесс целенаправленного всестороннего воздействия физических упражнений на организм и личность студента, обеспечивающий формирование физкультурной компетентности, опирается на принцип непрерывности, предусматривающий круглогодичное, многолетнее обучение и воздейственность каждого последующего занятия на предыдущее.
Рекреативно-оздоровительная ходьба - это определенный вид ходьбы, имеющий основную целевую функцию - отдых, восстановление сил, укрепление физического здоровья и психических сил студентов, закаливание организма, а также формирова-
ние двигательных, здоровьесберегающих компетенций и компетенций физкультурного самосовершенствования.
Достижение образовательных, воспитательных и оздоровительных целей профессионально ориентированной подготовки студентов лесохозяйствен-ных специальностей в процессе физического воспитания становится возможным при использовании специально разработанной программы развития психофизиологических профессионально важных качеств, которые сгруппированы в блоки: психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), психологические качества (волевые качества, организаторские и коммуникативные способности и т. д.), психологические умения (быть эмоционально устойчивым, выдержанным, иметь самообладание, уметь снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях).
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что профессионально ориентированная подготовка бакалавров лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания вносит существенный вклад в решение проблемы профессионализации будущих специалистов в вузе средствами физической культуры, обогащает теорию и методику физического воспитания и высшего профессионального образования в целом.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2005. 214 с.
2. Григорьев А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2011. 24 с.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 444 с.
4. Корнишин И.И. Формирование рефлексивных умений студентов аграрных вузов средствами профессионально-прикладной физической подготовки: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.
5. Мильнер Е. Ходьба вместо лекарств. М.: Астрель: ACT: Полиграфиздат, 2011. 247 с.
[96 1