Научная статья на тему 'Формирование у студентов интереса к физической культуре при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию'

Формирование у студентов интереса к физической культуре при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / ESSENCE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / КРИТЕРИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА / CRITERIA AND LEVELS OF INTEREST DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамгуллин Альфред Зирякович

В статье раскрываются сущность и содержание интереса к физической культуре, критерии и уровни его развития, определяются сущность и содержание физкультурной компетентности выпускника вуза, показаны место и роль интереса к физической культуре в ее развитии и функционировании, теоретически и экспериментально обосновывается комплекс педагогических условий обучения студентов дисциплине «Физическая культура» на основе компетентностного подхода, реализация которого обеспечивает повышение эффективности процесса формирования у них интереса к физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS'' INTEREST IN PHYSICAL EDUCATION UNDER COMPETENCE APPROACH TO GENERAL PHYSICAL EDUCATION

The article reveals the essence of interest in physical culture, criteria and levels of its development, the nature of athletic competence of graduating students, shows the place and role of the interest in physical culture in its development and functioning, theoretically and experimentally justifies the complex of pedagogical conditions of students’ training on «Physical Education» discipline on the basis of competence approach, the realization of which provides the process efficiency increase of their interest in physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов интереса к физической культуре при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию»

УДК 796. 332+796.015.83

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБЩЕМУ ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN PHYSICAL EDUCATION UNDER COMPETENCE APPROACH TO GENERAL PHYSICAL EDUCATION

А. З. Шамгуллин A. Z. Shamgullin

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма», г. Казань

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание интереса к физической культуре, критерии и уровни его развития, определяются сущность и содержание физкультурной компетентности выпускника вуза, показаны место и роль интереса к физической культуре в ее развитии и функционировании, теоретически и экспериментально обосновывается комплекс педагогических условий обучения студентов дисциплине «Физическая культура» на основе компетентност-ного подхода, реализация которого обеспечивает повышение эффективности процесса формирования у них интереса к физической культуре.

Abstract. The article reveals the essence of interest in physical culture, criteria and levels of its development, the nature of athletic competence of graduating students, shows the place and role of the interest in physical culture in its development and functioning, theoretically and experimentally justifies the complex of pedagogical conditions of students' training on «Physical Education» discipline on the basis of competence approach, the realization of which provides the process efficiency increase of their interest in physical culture.

Ключевые слова: сущность, содержание, показатели, критерии и уровни развития интереса, физическая культура, студенты, формирование, педагогические условия.

Keywords: essence, content, indicators, criteria and levels of interest development, physical education, students, formation, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Переход к новой образовательной парадигме компетентностного подхода (Learning Paradigm), предполагаемый федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, требует переосмысления цели и результата общего физкультурного образования как совокупности компетенций, определяющих способность и готовность выпускника вуза к свободному и творческому приобщению к ценностям физической культуры, технологическому обеспечению учебного процесса [2], [4], [5], [6].

Результаты научных исследований и педагогическая практика свидетельствуют о низкой физической активности студентов [1], [8]. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в нашей стране было определено увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической

культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 34,5 в 2008 г. до 60,0 % в 2015 г. и до 80,0 % в 2020 г. [7]. Одним из основных структурных компонентов физкультурной компетентности студентов выступает интерес к занятиям физической культурой, побуждающий и направляющий их к систематическим занятиям физическими упражнениями [3], [8].

Цель нашего исследования заключалась в выявлении и научном обосновании педагогических условий формирования у студентов интереса к физической культуре на основе компетентностного подхода к общему физкультурному образованию.

Для достижения этой цели нами решались следующие задачи:

1. Уточнить сущность интереса к физической культуре и определить содержание, критерии и уровни его развития.

2. Определить сущность и содержание физкультурной компетентности выпускника вуза, выявить место и роль интереса к физической культуре в ее развитии и функционировании.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий обучения студентов дисциплине «Физическая культура» при реализации компетентностного подхода, обеспечивающего повышение эффективности процесса формирования у них интереса к физической культуре.

Материал и методика исследований. Методолого-теоретической основой решения проблемы исследования выступили концептуальные положения контекстного (А. А. Вербицкий) и компетентностного (Э. Ф. Зеер, А. Ю. Татурский и др.) подходов к образовательному процессу, философско-культурологического подхода к формированию физической культуры личности (Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич и др.), психологическая теория деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), труды отечественных ученых по вопросам формирования мотивации физкультурно -спортивной деятельности (Е. П. Ильин, Г. Д. Бабушкин и др.).

Решение проблемы исследования осуществлялось с применением комплекса научных методов, включающего теоретический анализ и обобщение программно-нормативных документов и научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, экспертную оценку, методики психодиагностики, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение. В соответствии с первой задачей исследования нами был осуществлен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. На основании результатов этого анализа нами была уточнена сущность интереса к физической культуре. Он является целостной, системно-организованной и личностно обусловленной характеристикой человека как субъекта деятельности, побуждающей и осознанно направляющей его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов. В содержании интереса выделяются мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты, которые во взаимодействии между собой обеспечивают его развитие и функционирование. Мотивацион-ный компонент побуждает к активности в форме физических упражнений и обусловливает ее уровень, когнитивный - направляет и регулирует эту активность, а поведенческий -обеспечивает практическую реализацию этой активности. Критериями развития мотива-ционного компонента интереса к физической культуре является относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой, когнитивного компонента - владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности, поведенческого компонента - владе-

ние способами выполнения физических упражнений, организации физической активности и контроля за уровнем развития двигательных способностей. С учетом содержания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов выделяются четыре последовательных уровня развития интереса к физической культуре: ситуативный, эмоциональный, рациональный и личностный.

В соответствии со второй задачей мы разработали авторское понимание сущности физкультурной компетентности. Она является системно организованной, интегральной характеристикой человека, которая обусловлена предметным содержанием физической культуры как специфического вида человеческой деятельности и свойствами личности как субъекта этой деятельности, и определяет готовность и способность к ее эффективному применению при решении жизненных и профессионально значимых проблем. В содержание физкультурной компетентности входят четыре обязательных и не сводимых друг к другу компонента: мотивационный, когнитивный, поведенческий и личностный. Интерес к физической культуре является составляющей мотивационного компонента физкультурной компетентности. Его роль заключатся в побуждении и осознанном направлении человека к занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно значимых потребностей.

В соответствии с третьей задачей исследования нами был выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий обучения студентов дисциплине «Физическая культура» на основе компетентностного подхода, реализация которого обеспечивает повышение эффективности процесса формирования у них интереса к физической культуре:

1) включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта. Это осуществляется через включение в содержание учебной программы вариативных модулей. Реализация данного условия обеспечивает формирование внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой;

2) организация и включение студентов в соревновательную деятельность в избранном виде физических упражнений. Это обеспечивается через включение в физкультурно-спортивный блок модульной программы учебных элементов, целью которых является формирование опыта соревновательной деятельности. Реализация данного условия способствует формированию как процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества), так и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой;

3) приоритетность решения образовательных задач физического воспитания. Это обеспечивается через включение в содержание модульной программы теоретических и методических модулей. Реализация данного условия обеспечивает формирование когнитивного компонента интереса к физической культуре, обогащая его знаниями о физической культуре как виде человеческой деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры, которые могут быть присвоены личностью;

4) применение системы рейтингового контроля уровня и динамики развития физкультурной компетентности. Это обеспечивается через включение в содержание каждого модуля и каждого учебного элемента заданий различного вида, позволяющих измерить и оценить уровень развития мотивационного, когнитивного, операционного и поведенческого компонентов физкультурной компетентности. Реализация данного условия способствует формированию мотивационного (результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии), ко-

гнитивного компонентов интереса (знания о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей);

5) формирование личностного смысла занятий физической культурой через осознание их значимости в личной жизни. Это обеспечивается свободой выбора студентами вариативных модулей учебной программы. Реализация данного условия способствует формированию мотивационного (результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии, самореализации), когнитивного компонентов интереса (знания о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно значимых целей).

Для практического обоснования эффективности реализации выделенных педагогических условий в учебном процессе нами был проведен двухгодичный формирующий педагогический эксперимент с участием студентов Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Казань). В экспериментальную группу (ЭГ) были включены 104 студента (27 юношей и 77 девушек), в контрольную (КГ) -125 студентов (31 юноша и 94 девушки). На момент начала эксперимента испытуемые обеих групп обучались на первом курсе. Учебный процесс со студентами КГ осуществлялся в рамках традиционных подходов к организации физического воспитания, со студентами ЭГ - с учетом выявленных нами педагогических условий.

У студентов обеих групп в начале и после завершения педагогического эксперимента определялись показатели развития интереса к физической культуре (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития интереса к физической культуре

Компоненты интереса и критерии их развития Показатели Методики измерения

Мотивационный компонент: относительная сила мотивов занятий физической культурой Относительная сила мотивов занятий физическими упражнениями: - мотивов долженствования; - внутренних процессуальных мотивов; - внутренних результативных мотивов; - черты характера как мотива Методика «Мотивы занятий физическими упражнениями»

Когнитивный компонент: владение знаниями физической культуры Теоретические знания Педагогическое тестирование

Организационно-методические знания Педагогическое тестирование

Поведенческий компонент: владение способами выполнения физических упражнений и организации физической активности, контроля за уровнем двигательных способностей Двигательные умения выполнять физические упражнения Метод экспертной оценки

Организационно-методические умения: - целеполагание; - планирование; - контроль Педагогическое тестирование

Двигательные способности: - быстрота; - скоростно-силовые способности; - силовые способности; - двигательная выносливость; - координационные способности Педагогическое тестирование: - бег 100 м; - прыжок в длину с места; - сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки); - подтягивание на перекладине (юноши); - бег 3000 м (юноши); - бег 2000 м (девушки); - челночный бег 3х10 м

Установлено, что в начале эксперимента обе группы студентов были относительно однородными по показателям интереса к физической культуре.

За два года эксперимента относительная сила мотивов занятий физической культурой у студентов КГ существенно не изменилась. У студентов ЭГ существенно снизилась роль мотивов долженствования в побуждении к занятиям физическими упражнениями (от 14,1 до 8,8 балла у юношей и от 14,5 до 10,6 балла у девушек). Относительная сила внутренних процессуальных мотивов сохранилась на прежнем уровне. Наряду с этим существенно повысилась значимость внутренних результативных мотивов: у юношей - от 8,1 до 9,4 балла (Р<0,05), у девушек - от 8,2 до 9,3 балла (Р<0,05). Среди юношей более значимой стала роль свойств личности как фактора, обусловливающего положительное действенное отношение к занятиям физической культурой, - от 2,6 до 5,4 балла (Р<0,05). В целом большинство студентов ЭГ перешли на эмоциональный и рациональный уровни развития мотивационного компонента интереса.

Средний показатель развития когнитивного компонента интереса к физической культуре у юношей и девушек КГ за время эксперимента повысился от 3,8 до 5,4 балла и от 4,3 до 6,3 балла соответственно. Показатели когнитивного компонента студентов ЭГ повысились более существенно: у юношей - от 3,9 до 8,2 балла, у девушек - от 4,3 до 8,2 балла. Поэтому большинство студентов ЭГ отличались после эксперимента рациональным уровнем развития когнитивного компонента - они с достаточной полнотой осознавали и понимали биологические, педагогические и социально-психологические закономерности и механизмы воздействия физических упражнений на человека.

За два года занятий физической культурой в рамках учебной программы показатели поведенческого компонента у большинства студентов КГ повысились: от 4,9 до 6,6 балла среди юношей и от 4,8 до 6,2 балла среди девушек, т. е. достигли репродуктивного уровня развития.

Следует обратить внимание на более высокие темпы прироста этих показателей у студентов ЭГ: у юношей - от 4,9 до 8,3 балла, у девушек - от 5,0 до 8,2 балла. Благодаря этому они после эксперимента имели существенное преимущество в уровне развития поведенческого компонента интереса к физической культуре по сравнению со студентами КГ: 8,3 против 6,6 балла у юношей и 8,2 против 6,2 балла у девушек соответственно. Большинство студентов отличались рациональным уровнем развития поведенческого компонента - выполнение физических упражнений и способов организации самостоятельных занятий этими упражнениями осуществлялось на базе знания и понимания, лежащих в их основе закономерностей и механизмов.

В начале эксперимента двигательные способности у студентов обеих групп находились на среднем уровне и уровне ниже среднего. За время эксперимента показатели быстроты и координационных способностей у студентов обеих групп существенно не изменились. У студентов ЭГ повысились показатели скоростно-силовых и силовых способностей и двигательной выносливости. Благодаря высоким темпам прироста студенты ЭГ отличались после эксперимента существенным преимуществом в уровне развития скоростно-силовых, силовых и координационных способностей и двигательной выносливости. Наблюдаемые у студентов ЭГ результаты в тестовых упражнениях соответствуют среднему уровню развития двигательных способностей.

В последнем (четвертом) учебном семестре, завершающем педагогический эксперимент, физическая активность у юношей и девушек КГ существенно снизилась - до 12,9 и 12,6 занятий (Р<0,01). Среди студентов ЭГ наблюдалась противоположная тенденция.

У юношей показатели самостоятельной физической активности повысились в среднем от 15,8 до 21,7 занятий, у девушек - от 16,6 до 20,4 занятий (Р<0,01). Показатели посещаемости занятий студентами КГ также снизились: до 27,0 занятий у юношей и до 26,8 занятий у девушек, а ЭГ, напротив, повысились: до 32,6 занятий у юношей и 31,8 занятий у девушек. Интерес студентов КГ к учебным занятиям по физической культуре также существенно снизился: от 2,38 до 2,12 балла у юношей и от 2,15 до 1,80 балла у девушек, у студентов экспериментальной группы, напротив, наблюдалось существенное повышение данного показателя: у юношей - от 2,33 до 3,46 балла, у девушек - от 2,10 до 3,40 балла.

Резюме. Формирование у студентов интереса к физической культуре обеспечивается реализацией в процессе общего физкультурного образования комплекса педагогических условий, содержащего: 1) включение в содержание общего физкультурного образования видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта;

2) вовлечение студентов в соревновательную деятельность в учебное и внеучебное время;

3) приоритетную направленность учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» на решение образовательных задач; 4) мониторинг физкультурной компетентности студентов на основе системы рейтингового контроля; 5) формирование у студентов личностного смысла занятий физической культурой.

Выполнение этих условий при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию обеспечивает повышение у большинства студентов интереса к физической культуре до рационального уровня развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов, А. И. Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. И. Антропов. - Улан-Удэ, 2006. - 25 с.

2. Гилазиева, С. Р. Формирование физкультурно-спортивной компетентности будущих менеджеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. Р. Гилязова. - Челябинск, 2004. - 22 с.

3. Драндров, Г. Л. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, М. Н. Кудяшев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 51-57.

4. Кабышева, М. И. Повышение предметной компетентности (на материале физической культуры студентов технического вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. И. Кабышева. - Калининград, 2000. - 20 ^

5. Погодин, В. В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. В. Погодин. -Ульяновск, 2007. - 23 с.

6. Смирнова, Е. И. Развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза в физкультурной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. И. Смирнова. - Омск, 2012. - 24 с.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. № 1101-р) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.

8. Шилько, В. Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов / В. Г. Шиль-ко. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. - 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.