Научная статья на тему 'Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой'

Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3538
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРЕСА / СТУДЕНТЫ / INTEREST IN OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORT / STRUCTURAL COMPONENTS OF INTEREST / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суриков Алексей Александрович, Кожанов Виктор Иванович

Дано определение понятия «интерес к физической культуре и спорту», выделены структурные показатели интереса. Проанализированы результаты анкетирования интереса к физической культуре и спорту и мотивации студентов к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суриков Алексей Александрович, Кожанов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTEREST AND MOTIVA TION OF STUDENTS TO OCCUPA TIONS BY PHYSICAL CULTURE

Authors of article give definition of the concept "interest in physical culture and sport", structural indicators of interest are allocated. In article the analysis of results of questioning of interest in physical culture and sport and motivation of students to occupations is carried out by physical culture.

Текст научной работы на тему «Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой»

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

А. А. Суриков, В.И. Кожанов

Дано определение понятия «интерес к физической культуре и спорту», выделены структурные показатели интереса. Проанализированы результаты анкетирования интереса к физической культуре и спорту и мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: интерес к занятиям физической культурой и спортом, структурные компоненты интереса, студенты.

Интерес к физической культуре является целостной, системно-организованной и личностно-обусловленной характеристикой человека как субъекта деятельности, побуждающей и осознанно направляющей его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно-значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов.

О сущности понятия «интерес» можно заключить, что интерес к физической культуре и спорту представляет специфическую характеристику направленности личности, определяющую осознанное, устойчивое, активное отношение к деятельности в области физической культуры и спорта для удовлетворения личностно-значимых потребностей [3-5].

Проводя анализ научно-методической литературы, следует отметить наличие единства во взглядах авторов на психологическое содержание интереса. В качестве его структурных компонентов выделяются:

1) знания о предмете интереса, содержании, способах и результатах деятельности с этим предметом (познавательный компонент);

2) личностная значимость деятельности с предметом интереса как способа удовлетворения потребностей деятельного субъекта (мотивационный компонент);

3) эмоциональные переживания, отражающие степень и характер удовлетворенности человека, осуществляемой деятельностью (эмоциональный компонент);

4) волевые усилия, проявляющиеся в преодолении препятствий при практической реализации способов деятельности (волевой компонент).

В условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура». В

качестве причин сложившейся ситуации выступают: ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта; недостаточная реализация соревновательной мотивации; преимущественная направленность процесса физического воспитания на развитие телесных (внешних) компонентов физической культуры при недостаточном внимании к формированию ее духовных (внутренних) составляющих; недостаточная реализация стимулирующей функции педагогического контроля вследствие несоответствия его содержания цели и задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов [1, 3].

На возникновение, развитие и формирование интереса к физической культуре и спорту оказывают существенное влияние, с одной стороны, внутренние, природно обусловленные склонности и способности, с другой - ряд внешних факторов, образующих социальную ситуацию развития.

В исследовании приняли участие студенты трех курсов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» в количестве 32 человек (экспериментальная группа) и студенты Чебоксарского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)» в количестве 30 человек (контрольная группа).

У всех испытуемых определялись показатели интереса к физической культуре и спорту с помощью анкеты закрытого типа «Интерес к физической культуре и спорту» и мотивации. В экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились с учетом предложенных нами педагогических условий развития интереса к физической культуре, а в контрольной группе физическое воспитание осуществлялось на основе традиционных подходов.

Анализируя экспериментальные данные, можно отметить, что первое место в иерархии мотивов занятий физической культурой и спортом занимает мотив физического развития: его значения находятся в диапазоне от 3,71 до 4,16 балла. На второй позиции по значимости находится познавательный мотив: от 3,47 до 3,80 балла.

Наименее значим мотив телесной привлекательности: от 2,66 до 2,91 балла. Относительно небольшое значение испытуемые придают и мотиву социального признания (от 2,82 до 3,49 балла).

Остальные мотивы занимают среднее положение в иерархии мотивационных предпочтений. Динамика мотивационных предпочтений в ЭГ и КГ представлена на рисунке.

° КГ Е? эг

4.

4.

3.

3.

Баллы ^

2.

1.

1.

0.

0.

Мотивы занятий физической культурой и спортом студентов ЭГ и КГ, обучающихся на 3-м курсе в начале педагогического

эксперимента:

ПДА - потребность в двигательной активности; МСП - мотив социального признания; МО - мотив общения; ПМ - познавательный мотив; СМ -соревновательный мотив; МТП - мотив телесной привлекательности; МФР -мотив физического развития

Юноши имеют существенное преимущество в показателях большинства мотивов: потребности в двигательной активности (3,59 против 3,36 балла, Р=0,04), мотива социального признания (3,49 против 3,04 балла, Р < 0,001), мотива общения (3,63 против 3,21 балла, Р = 0,01), познавательного мотива (3,80 против 3,50 балла, Р = 0,04), соревновательного мотива (3,48 против 2,96 балла, Р < 0,001) и мотива физического развития (4,12 против 3,84 балла, Р = 0,02).

Девушки имеют более высокие показатели мотива телесной привлекательности, но только на уровне тенденции (3,06 против 2,91 балла, Р = 0,20).

Таким образом, для студентов как в ЭГ, так и в КГ доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом являются мотив физического развития и познавательный мотив. Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.

Динамика показателей интереса студентов к физической культуре и спорту в процессе педагогическом эксперименте представлена в таблице.

По уровню развития интереса к физической культуре испытуемые контрольной и экспериментальной групп на момент начала эксперимента были относительно однородными: различия в показателях интереса статистически недостоверны.

50

оо--

50-"

ЗЛ6

00--

50-"

00--

50-"

00

50-"

00^-

3.49

3.63

3.80

з 4Я

3.58

3 :

ПДА

МСП

МО

ПМ

см

4.12

2 79

МЗ

МТП

МФР

Динамика показателей интереса студентов к физической культуре и спорту в педагогическом эксперименте, баллы

Курс (группа), количество человек Интерес к занятиям ФК Компоненты интереса к ФКиС Интерес к ФКиС Объем ФСА

ЭК МК ВК ПК

До эксперимента

3-й курс (КГ), п=30 1,48 1,60 1,66 1,59 1,74 1,65 3,99

8 0,45 0,52 0,44 0,49 0,49 0,56 1,59

3-й курс (ЭГ), п=32 1,47 1,61 1,78 1,71 1,70 1,68 4,13

8 0,42 0,47 0,39 0,38 0,43 0,50 1,31

Р 0,94 0,99 0,88 0,51 0,91 0,83 0,39

После эксперимента

3-й курс (КГ), п=30 1,58 1,75 1,82 1,74 1,83 1,79 3,89

8 0,65 0,61 0,55 0,55 0,45 0,41 1,47

3-й курс (ЭГ), п=32 1,38 1,45 1,52 1,54 1,53 1,55 4,39

8 0,65 0,61 0,55 0,55 0,45 0,55 1,47

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: КГ- контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа;

ЭК - эмоциональный компонент; МК - мотивационный компонент;

ВК - волевой компонент; ПК - познавательный компонент;

ФСА - физкультурно-спортивная активность

Можно заключить, что как студентам, так и студенткам учебные занятия по предмету «Физическая культура» скорее «не нравятся, чем нравятся», что большинство из них «скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» этими учебными занятиями. За время обучения в вузе отношение к учебным занятиям по физической культуре не улучшилось, а напротив, стало более негативным.

Сравнительный анализ показателей испытуемых обеих групп после завершения педагогического эксперимента выявил, что студенты экспериментальной группы имели более высокие показатели отношения к занятиям физической культурой (1,38 против 1,58 балла, Р<0,05) и интереса к занятиям физическими упражнениями (1,55 против 1,79 балла, Р<0,05). Они значительно больше времени уделяют занятиям физическими упражнениями (4,39 против 3,89 балла, Р<0,05).

Анализируя динамику изменения показателей интереса в обеих группах испытуемых в целом за год педагогического эксперимента, можно заметить, что она существенно отличается.

В частности, у испытуемых контрольной группы снизился интерес к занятиям физической культурой (на 0,24 балла), они стали в меньшей

степени проявлять интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом (на 0,25 балла). Объем времени, уделяемого занятиям физическими упражнениями, практически не изменился.

Посещаемость учебных занятий по предмету «Физическая культура» у студентов обеих групп в начале эксперимента составила в среднем около 20 занятий за учебный год (из 24 занятий, запланированных на учебный год).

К окончанию учебного года показатели посещаемости студентов контрольной группы снизились до 17 занятий в среднем у юношей и до 19 занятий - у девушек. Это косвенно говорит о снижении интереса студентов к обязательным учебным занятиям по предмету «Физическая культура».

Наряду с этим посещаемость учебных занятий студентами экспериментальной группы повысилась до 22 занятий у юношей и 23 занятий - у девушек. Различия в показателях посещаемости учебных занятий студентами контрольной и экспериментальной группы статистически достоверны - у юношей они составили 5 занятий, у девушек - 4 занятия.

Результаты экспериментального исследования показали, что для большинства студентов характерна относительно низкая физическая активность в сочетании с нейтральным отношением к физической культуре как виду деятельности, большинство студентов не удовлетворено учебными занятиями по физической культуре, проводимыми в вузе;

Результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что: при традиционных подходах к обучению предмету «Физическая культура» у большинства студентов контрольной группы наблюдается; снижение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.

Обучение студентов экспериментальной группы предмету «Физическая культура» с учетом выявленных нами педагогических условий обеспечивает повышение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что:

• для большинства студентов третьего курса характерна относительно низкая физическая активность, низкая посещаемость занятий по физической культуре в сочетании с нейтральным отношением к физической культуре как виду деятельности;

• большинство студентов не удовлетворено учебными занятиями по физической культуре, проводимыми в вузе;

• доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом являются мотив физического развития и познавательный мотив.

Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При традиционных подходах к обучению предмету «Физическая культура» у большинства студентов контрольной группы наблюдается снижение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.

Список литературы

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 12.02.2016).

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом с учетом спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. 2015. №2. Ч. 2. С. 369-373.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 12.02.2016).

4. Бурцев В. А., Зотова Ф.Р., Бурцева Е.В. Технологическая модель формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 23. С. 5178-5182.

5. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. Ч. 2. С. 383-387.

Суриков Алексей Александрович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Кожанов Виктор Иванович, канд. пед. наук, доц., volder1968@,mail.ru, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

RESEARCH OF INTEREST AND MOTIVA TION OF STUDENTS TO OCCUPA TIONS

BY PHYSICAL CULTURE

A.A. Surikov, V.I. Kozhanov

Authors of article give definition of the concept "interest in physical culture and sport", structural indicators of interest are allocated. In article the analysis of results of

questioning of interest in physical culture and sport and motivation of students to occupations is carried out by physical culture.

Key words: interest in occupations by physical culture and sport, structural components of interest, students.

Surikov Alexey Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of the department, [email protected], Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University of I. Ya. Yakovlev,

Kozhanov Victor Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail. ru, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University of I.Ya. Yakovlev

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО КОМПЛЕКСУ ГТО В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ФОРМЫ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

И.М. Туревский, В.Н. Бородаенко

Экспериментально проверена эффективность нетрадиционной организации работы в процессе занятий по физической культуре со студентками основной группы. В пилотажном исследовании определены двигательные способности студенток и на этом основании осуществлено распределение их по подгруппам с наиболее развитыми физическими качествами. В этих группах занятия проводились с использованием предпочтительных средств. Показана высокая эффективность такой сложной организации занятий.

Ключевые слова: мониторинг, студентки, физическое воспитание, двигательные качества, интегративные показатели, мотивационная сфера, ГТО.

Внедрение возрожденного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в учебно-воспитательный процесс вуза требует таких организационных форм и методов подготовки, в которых студенты получают от занятий физической культурой полное удовлетворение, видеть прогресс в своей деятельности.

В 2010 году коллектив кафедры физического воспитания Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого как головного вуза и кафедры специальных и правовых дисциплин Тульского филиала Российской правовой академии Минюста РФ приступили по заданию Минспорта РФ к реализации плана научных работ по физическому воспитанию студентов по теме «Анализ и внедрение проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

На этих кафедрах проведён мониторинг физического, социального, психического и духовного состояния студентов разных факультетов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.