Научная статья на тему 'Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом у студентов вузов'

Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INTEREST TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SPORTS ACTIVITIES / MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипин Виталий Борисович, Мироненко Егор Николаевич, Терещенко Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы о формировании мотивационной сферы студенческой молодежи к занятиям спортом. Отмечается, что поэтапное решение проблемы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях позволяет не только повысить устойчивость интереса к занятиям спортом у студентов, но и помогает им впоследствии переключиться на систематические занятия физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипин Виталий Борисович, Мироненко Егор Николаевич, Терещенко Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing strong interest of sports in students of universities

In the article questions of formation of the motivational sphere of student's youth to sports activities are considered. It is noted that the stage-by-stage solution of the problem of an individualization of educational and training process in higher educational institutions allows not only to increase resistance of interest to sports activities at students, but also helps them with a consequence to switch over to systematic occupations by physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом у студентов вузов»

пособие / В. Н. Дружинин. — М. : ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента : учеб. пособие : пер. с англ. / Р. Готтсданкер. — М. : Изд-во Моск. унив., 1982. — 464 с.

4. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. — М. : Прогресс, 1980. — 390 с.

5. Мкртычян, Г. А. Параметры педагогической экспериментальной деятельности / Г. А. Мкртычян // Педагогика. — 2001. — № 5. — С. 45 — 50.

6. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психо-

логии / Дж. Гласс, Дж. Стенли ; пер. с англ. — М. : Прогресс, 1976. — 494 с.

ПОПКОВ Виталий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин.

Адрес для переписки: vito36@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2014 г. © В. Н. Попков

УДК 37.013.77

В. Б. АНТИПИН Е. Н. МИРОНЕНКО А. А. ТЕРЕЩЕНКО

Омский государственный университет путей сообщения

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ_

В статье рассматриваются вопросы о формировании мотивационной сферы студенческой молодежи к занятиям спортом. Отмечается, что поэтапное решение проблемы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях позволяет не только повысить устойчивость интереса к занятиям спортом у студентов, но и помогает им впоследствии переключиться на систематические занятия физической культурой.

Ключевые слова: интерес к физической культуре и спорту, занятия спортом, мотивационная сфера студентов, индивидуальный подход.

Здоровый образ жизни российских граждан, то есть здоровье нации, зависит, прежде всего, от того, как будет сформирован активный интерес к занятиям физической культурой и спортом у современной молодежи. К сожалению, эта проблема на сегодняшний день остается по-прежнему актуальной.

Мы понимаем интерес к физической культуре и спорту как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы студентов. Вместе с тем мы считаем, что процесс формирования этого интереса — не одномоментный, а многоступенчатый: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями на занятиях физической культурой до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом.

Сказанное означает, что занятия спортом — это высшая ступень процесса формирования интереса к физической культуре. Однако интерес не только формируется, развивается, но, даже будучи уже сформированным, зачастую угасает. Психологической причиной угасания интереса к занятиям спортом является исчезновение мотивов для таких занятий [1].

Но самая большая беда в том, что наблюдаются многочисленные примеры, когда студенты, занимавшиеся спортом до поступления в вуз, прекращают не только заниматься избранным видом спорта, но и вообще перестают заниматься физической культурой.

Это обнаружилось и в результате проведенного нами специального исследования. Исследование проводилось методом анкетирования и опроса студентов 1—3 курсов, занимавшихся спортом до поступления в вуз. В исследовании приняло участие 370 студентов, обучающихся в высших учебных заведениях г. Омска. В итоге были получены сведения о 272 «бывших спортсменах» и 98 студентах, которые продолжают систематически заниматься спортом.

Из 272 студентов, прекративших систематические занятия спортом, 68 вообще не занимаются самостоятельно никакими видами упражнений; 154 человека занимаются, но не систематически. И лишь 50 студентов продолжают систематически заниматься физической культурой.

Известно, что все причины негативных явлений в воспитании личности студента кроются, как правило, в отсутствии индивидуализации педагогических воздействий.

Мы предположили, что для успешного формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям спортом необходим, прежде всего, индивидуальный подход с учетом уровня развития их двигательных качеств, а также мотивационной сферы.

Исследование проводилось на студентах, занимающихся плаванием. В исследовании приняли участие 28 спортсменов с квалификацией от II спортивного разряда до звания кандидата в мастера спорта.

При исследовании эффективности индивидуального подхода к студентам-спортсменам с учетом уровня развития их двигательных качеств, применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, опрос, визуальная оценка техники плавания (с помощью видеосъемки: по балльной системе), хронометрирование, статистические методы исследования.

Для разработки принципиальных положений индивидуального подхода к студентам, занимающимся спортом с учетом их мотивационной сферы, нами были изучены особенности мотивации к занятиям спортом. Исследование проводилось методом анкетирования. Эффективность индивидуального подхода при формировании мотивации занятий спортом проверялась в педагогических экспериментах на базе Омского государственного университета путей сообщения.

Основываясь на результатах проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Основным мотивом для большинства занимающихся служит сама деятельность — спорт (25 чел.).

2. Ближайшая цель у большинства спортсменов — выполнение разрядных норм и достижение звания мастера спорта России (20 чел.). Однако главной целью становится стремление попасть в состав сборной команды и хорошее выступление в соревнованиях (23 чел.).

3. Одним из ведущих мотивов поведения спортсменов является подражание идеалам (13 чел.). Ими в основном становятся выдающиеся в данном виде спорта спортсмены.

4. Большую роль в мотивационной сфере высококвалифицированных спортсменов играет материальный стимул (8 чел.). Это обстоятельство необходимо учитывать при ориентации и отборе талантливых спортсменов в «большой спорт».

5. Интенсивность направленности на занятия спортом у большинства студентов неустойчива. Это говорит о необходимости индивидуальной работы со спортсменами, о строгой индивидуализации нагрузок и количества соревнований. Также важно учитывать учебную нагрузку, приходящуюся на академические занятия, особенно в период экзаменационной сессии.

В связи с этим индивидуальный подход при формировании мотивации студентов-спортсменов должен заключаться в следующем: для наиболее перспективных спортсменов — формирование престижных, результативных мотивов, использование материальных стимулов, а для менее перспективных — актуализация общественного и личностного значения занятий спортом, сообщение научных сведений о влиянии данного вида спорта на орга-

низм человека (на физические качества, функциональные возможности, на психические процессы), о взаимосвязи этого влияния с успехами в трудовой, профессиональной деятельности людей (с приведением конкретных примеров из жизни).

Интерес к отдельным упражнениям (заданиям) и к тренировочным занятиям в целом, определялся по внешним признакам его проявления (методом экспертных оценок), а также методом самооценки студентов («шкалой интереса»).

Исследования показали, что для успешного формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям спортом необходимо поэтапное решение проблемы индивидуализации учебно-тренировочного процесса:

I этап. Разработка методов педагогического контроля за техникой плавания, сущность большинства из которых сводится к получению:

— коэффициента эффективности техники (КЭТ), оценивающего умение пловца опираться на воду во время гребковых движений руками;

— коэффициента использования силовых возможностей (КИСВ), характеризующего способность пловца использовать имеющийся уровень общей силы в специфических условиях плавания;

— коэффициента эффективности гребковых усилий (КЭГУ), показывающего способность пловца принимать наиболее обтекаемое положение и за-счет этого эффективно реализовать тяговые усилия в воде;

— коэффициента координации (КК), характеризующего эффективность согласования рабочих движений рук и ног в целостном двигательном действии;

— коэффициента скоростной координации (КСК), показывающего, насколько успешно пловец вписывает движения ногами в общую структуру техники [2].

II этап. Выявление значимости отдельных двигательных качеств на разных этапах подготовки спортсмена и определение оптимального уровня их развития.

III этап. Определение времени для индивидуальной работы по совершенствованию «отстающих» двигательных качеств на каждом занятии. При этом должна учитываться степень важности отдельных качеств. Количество времени определяется в зависимости от квалификации спортсменов и продолжительности тренировочного занятия.

IV этап. Определение критериев состояния тренированности и физической подготовленности занимающихся и разработка индивидуализированных норм нагрузки при выполнении различных по характеру воздействия физических упражнений. В качестве критериев лучше брать показатели в тестах и контрольных упражнениях отдельно для хорошо-

Таблица

Показатели устойчивости интереса к тренировочным занятиям у пловцов различной квалификации ( X ± я ), баллы

Спортивная квалификация

II взрослый разряд (n = 9) I взрослый разряд (n = 9) КМС (n = 10)

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

25,8 ± 1,8 28,0 ± 1,9 28,8 ± 1,6 31,7 ± 1,5 31,0 ± 0,9 34,2 ± 1,1

Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

Примечание: устойчивый интерес — 31 — 36 баллов; недостаточно устойчивый — 27—30 баллов; неустойчивый интерес — 26 баллов и менее.

подготовленных, удовлетворительно и плохоподго-товленных спортсменов. Для каждой из этих групп должны быть разработаны индивидуализированные нормы нагрузок.

В результате решения этих задач и осуществления индивидуального подхода у занимающихся более успешно формируется устойчивый интерес к занятиям спортом (см. табл.), более эффективно совершенствуется двигательная функция спортсменов.

Таким образом, исследования показали, что индивидуализация процесса формирования мотивации у студентов с учетом уровня развития их двигательных качеств не только повышает устойчивость интереса к занятиям спортом в вузе, но и помогает студентам впоследствии, после окончания вуза, своевременно и безболезненно переключиться от занятий спортом к систематическим занятиям физической культурой.

Библиографический список

средством удовлетворения их потребностей : дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 175 с.

2. Мироненко, Е. Н. Повышение рациональности движений конечностей в спортивных способах плавания на основе дифференцированного применения упражнений скоростной и координационной направленности на этапе базовой подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Мироненко. — Омск, 2003. - 143 с.

АНТИПИН Виталий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

МИРОНЕНКО Егор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт».

ТЕРЕЩЕНКО Алексей Анатольевич, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: fvs-omgups@yandex.ru

1. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации по-

Статья поступила в редакцию 14.04.2014 г. © В. Б. Антипин, Е. Н. Мироненко, А. А. Терещенко

УДК 378 145 Н. А. ГЕТМАН

А. А. ПЕТРУСЕВИЧ

Омская государственная медицинская академия Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий индивидуализации обучения студентов в высшей школе. Анализируются особенности педагогической деятельности вуза и задачи совершенствования многообразной, многоуровневой и многовекторной подготовки обучающегося, предоставляющей индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума.

Ключевые слова: система образования, организация профессионального образования, модель индивидуализации образования.

Одной из важнейших задач развития современного высшего образования является интеграция в международное образовательное пространство. Началом в ее решении стало подписание Российской Федерацией Болонского соглашения и Лиссабонской конвенции, в которых подчеркивается важность создания условий для академической мобильности студентов, полной реализации их личностного потенциала, развития индивидуализации обучения. Данные документы ориентируют высшее образование на разработку вариативных программ, обеспечивающих индивидуализацию учебной деятельности студента, компетентностное обучение и личностно-ориентированный подход в осуществлении всех современных образовательных задач.

Для качественного выполнения этих задач необходим иной подход к организации профессионального образования и взаимодействию студентов и преподавателей в процессе обучения. Сегодня уже не требует доказательства, что конкурентоспособному специалисту (выпускнику вуза) требуются профессиональная компетентность, выражающаяся в способности принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде и индивидуально, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяющемся мире. Вместе с тем, наряду с академическими успехами, сегодня не менее важно, чтобы специалисты обладали целым рядом других качеств, а именно: име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.