Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов'

Педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Игорь Леонидович

Одной из приоритетных задач физического воспитания студентов является формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом. В работе на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выделяются предлагаемые учеными и специалистами педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов»

УДК 378.016:796

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF STUDENTS’ INTEREST TO PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

И. Л. Софронов I. L. Sofronov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Одной из приоритетных задач физического воспитания студентов является формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом. В работе на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выделяются предлагаемые учеными и специалистами педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов.

Abstract. Formation of students’ positive emotional attitude to physical training and sport is one of the most foreground tasks of physical education. Educational conditions of forming students’ interest to physical training and sport suggested by scientists and specialists are singled out in this paper on the basis of the analysis and generalization of scientific and methodical literature.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физическое воспитание, студенты, интерес, педагогические условия формирования интереса.

Keywords: physical training and sport, physical education, students, interest, pedagogical conditions of interest formation.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования физическое воспитание студентов должно быть нацелено на формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности [13].

В примерной учебной программе по физическому воспитанию студентов, разработанной с учетом требований Г осстандарта, предусматривается решение задачи формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Стержневым элементом в структуре физической культуры личности в соответствии с философско-культурологическим подходом о приоритете духовности является осознанное потребностное эмоционально окрашенное отношение к занятиям физической культурой [5]. Физическое воспитание, по мнению В. И. Столярова, должно быть не только связано с вооружением системой знаний, умений и навыков, но и, что не менее важно, на-

правлено на формирование мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций) к занятиям физической культурой и спортом [14].

Между тем анализ практики физического воспитания в вузах показывает, что решение этой задачи осуществляется преподавателями физической культуры на неудовлетворительном уровне, о чем говорят результаты многих исследований [1], [2], [8], [9].

В частности, установлено, что только около одной трети студентов занимаются физическими упражнениями самостоятельно [12]. В спортивных мероприятиях студенты предпочитают занимать позицию зрителя, нежели выполнять роль активного участника или организатора. Мотивами участия в этих мероприятиях являются не основные ценностно-содержательные ориентиры, а возможность автоматического получения зачета, возможность не ходить на обязательные занятия.

Материал и методика исследований. Основным материалом исследования явились работы, посвященные проблеме формирования у студентов вузов осознанных и действенных интересов к занятиям физической культурой и спортом. Нами применялись методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение исследований по рассматриваемой проблеме позволило нам выделить ряд педагогических условий, реализация которых, по мнению авторов этих работ, позволяет изменить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в лучшую сторону.

1. Дифференциация содержания физического воспитания с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей и возможностей студентов.

В. К. Бальсевич [4] подчеркивает, что решение проблемы формирования личности, готовой к физкультурно-спортивной деятельности, невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представлениям о личностноприемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. Автор отмечает, что в ней не учитываются основные требования современной социальнопсихологической парадигмы отношения к ученику как к свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

Предмет «Физическая культура» обладает рядом существенных отличий от других учебных дисциплин [11].

Во-первых, специфика образовательной области «Физическая культура» заключается в том, что она выступает не только как учебная дисциплина, но и как важнейший компонент целостного развития духовных и физических сил и способностей личности.

Во-вторых, в соответствии с положениями синергетического подхода, достижение конечной цели ее изучения в вузе - формирование физической культуры личности - может быть обеспечено через занятия различными видами физических упражнений, качественно различающихся по своему содержанию.

В настоящее время усилиями ученых и специалистов интенсивно разрабатываются теоретические и методические основы личностно ориентированного физического воспитания, при котором занимающимся предоставляется возможность свободного выбора

эмоционально привлекательного для них вида физических упражнений для углубленного изучения наряду с усвоением базового компонента содержания предмета «Физическая культура» [7], [8], [11], [12].

Результаты этих исследований свидетельствуют о высоком педагогическом потенциале данного подхода в организации физического воспитания студентов для решения задачи формирования положительного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой и к занятиям избранным видом спорта.

Для реализации данного педагогического условия необходимо формировать учебные группы для занятий физической культурой из студентов одного курса. При этом необходимо предусмотреть создание групп спортивной направленности (по наиболее привлекательным для студентов видам спорта) и физкультурно-оздоровительных групп (современные оздоровительные системы физических упражнений - аэробика, фитнес, бодибилдинг, шейпинг и т. п.).

2. Создание благоприятного социально-психологического климата во время учебных занятий по физической культуре.

Студенты занимаются физическими упражнениями не каждый сам по себе, а в составе учебных групп. В отличие от теоретических заданий выполнение физических упражнений осуществляется во взаимодействии студентов между собой и с преподавателем. Особенно ярко это проявляется при выполнении командно-игровых упражнений.

Поэтому для каждого студента учебная группа, и в особенности преподаватель, выступают в качестве зеркала, с помощью которого он познает и оценивает себя. Важно, чтобы это отражение было объективным, а оценки - доброжелательными. В этом случае группа и преподаватель выступают для каждого студента в качестве благоприятной социальной среды, создающей все необходимые условия для психологической поддержки физического совершенствования личности. Переживание студентом чувства удовлетворения от общения с окружающими его людьми в процессе совместных занятий физическими упражнениями содействует формированию чувства удовлетворенности и развитию на этой основе интереса к занятиям физической культурой и спортом [1], [8], [11], [14].

При реализации этого условия можно использовать опыт работы спортивных клубов, секций, кружков, в которых преобладает атмосфера комфорта, доступности, поддержки коллектива, свободного диалога преподавателя и ученика на уровне субъектных отношений [2].

3. Спортизация физического воспитания.

Известно, что большинство студентов предпочитают заниматься тем или иным видом спорта, а не просто физическими упражнениями. Существенным признаком спортивной деятельности является соревнование. Поэтому необходимо обеспечить участие студентов спортивных групп в доступных для них соревнованиях с равными по силе соперниками [2], [3], [10].

Реализация этого условия приведет к тому, что для студентов в роли ведущей деятельности в физическом воспитании, влияющей на формирование интереса к физической культуре и спорту, станет выступать не учебная, а спортивная деятельность как диалектическое единство обучения и тренировки, с одной стороны, и участия в соревнованиях -с другой. При этом системообразующая роль в этой деятельности принадлежит соревнованиям: они определяют личностный смысл занятий физическими упражнениями, содержание этих занятий и в конечном итоге его результаты.

Благодаря спортизации физического воспитания существенно изменяется и социальная ситуация развития интереса к физической культуре и спорту: процесс и результаты занятий физическими упражнениями, оставаясь личностно значимыми, обретают статус социально значимой деятельности: каждый студент переживает чувство ответственности перед спортивной командой своей группы за результаты своей спортивной деятельности и стремится внести достойный вклад в достижения своего коллектива.

Изменение ведущей деятельности и социальной ситуации развития способствует формированию внутренней мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Во-первых, становится возможным обеспечить соответствие содержания и целей занятий физическими упражнениями личностным ценностям («хочу»). Осуществляемая студентом спортивная деятельность по содержанию отвечает его склонностям (студенты относительно свободны в выборе вида спорта), она направлена на достижение личностно значимых целей занятий (внутреннего успеха - физическое совершенствование; внешнего успеха - самоутверждение в среде сокурсников). Благодаря этому она воспринимается и принимается студентами как личностно значимая, а не навязанная извне, как собственная деятельность, осуществляемая по собственному желанию.

Во-вторых, становится возможным обеспечить соответствие целей занятий физическими упражнениями уровню развития двигательных способностей занимающихся («могу»). Известно, что как легкодостижимые, так и недостижимые цели в одинаковой степени не принимаются занимающимися. В первом случае у них возникает психическое состояние скуки, во втором - тревожности. При спортизации физического воспитания преподаватель физической культуры получает возможность ставить перед каждым студентом конкретные цели занятий избранным видом спорта, которые по своей сложности находятся в зоне «ближайшего развития» его спортивных способностей.

В-третьих, достижение этих целей становится значимым не только лично для каждого студента, но и значимым для коллектива группы («должен»). Это происходит потому, что каждый студент становится членом спортивной команды, выступающей в соревнованиях, и достигаемый им результат вносится в общую копилку команды.

Соответствие осуществляемой студентом спортивной деятельности его потребностям («хочу»), уровню его способностей («могу») и социальным ожиданиям со стороны окружающих людей («должен») является психологической основой развития внутренней мотивации занятий физической культурой и спортом.

Реализация этого условия требует оживления внеучебной работы, связанной с организацией и проведением соревнований. Но, как говорят спортсмены, соревнование -лучшая тренировка, и поэтому участие в соревнованиях должно рассматриваться преподавателем как важная часть учебной деятельности студентов, важная потому, что привносит другой, более воспринимаемый студентами смысл в занятия физическими упражнениями на учебных занятиях по физической культуре.

4. Применение системы рейтингового контроля учебных достижений студентов.

Мероприятия педагогического контроля должны осуществляться преимущественно для измерения и оценки достигаемых студентами результатов и сравнения их с поставленными целями. Получаемая с помощью педагогического контроля информация приводит к переживанию чувства удовлетворенности результатами занятий физической культурой и спортом, что способствует дальнейшему развитию интереса.

Для реализации этого условия студенты в конце каждого учебного семестра получают объективную всестороннюю информацию об уровне своей физической подготовленности и о качестве усвоения разучиваемых физических упражнений.

На основе этой информации определяется место, занимаемое каждым студентом среди своих сокурсников по результатам выполнения каждого упражнения (рейтинг по упражнению), сумма мест, занимаемых каждым студентом по всем физическим упражнениям, входящим в программу соревнований, проводимых в конце каждой четверти (рейтинг по дисциплине «Физическая культура»).

Рейтинговые оценки позволяют определить каждому студенту свое истинное положение по отношению к остальным студентам, проследить изменение этого положения за учебный семестр и учебный год в целом. Знание личного рейтинга способствует проявлению соревновательной мотивации, росту стремления к улучшению личных результатов, побуждает к дальнейшему развитию и физическому самосовершенствованию.

Педагогический контроль выполняет и информационную функцию: каждый студент получает оперативную и количественно выраженную информацию об уровне и динамике результатов в тестовых упражнениях, характеризующих в совокупности качество усвоения всех элементов учебного материала. Знание студентами своего рейтинга позволяет определить свои сильные и слабые места в сравнении с остальными студентами [9].

5. Создание ситуаций достижения успеха.

Студенческий возраст характеризуется высокой значимостью мотива внешнего самоутверждения в среде своих сверстников. Для удовлетворения этой потребности необходимо создавать в учебном процессе ситуации достижения успеха: ставить перед студентами трудные, но достижимые цели, оперативно контролировать ход их достижения и широко афишировать достигнутый успех, используя различные средства и приемы.

В зависимости от спортивной подготовленности студентов применяются две модели создания ситуации достижения успеха [7].

Для реализации первой модели (ситуация внутреннего успеха) перед каждым студентом были поставлены конкретные, трудные, но достижимые цели по отношению к каждому тестовому упражнению, которые он должен был достичь в конце учебного семестра и в конце учебного года. Эти предполагаемые (планируемые) результаты являются целевыми ориентирами осуществляемой студентами физкультурно-спортивной деятельности как на учебных занятиях по физической культуре, так и во внеучебное время.

Сравнение запланированных и реально достигнутых результатов, осуществляемое в конце каждого учебного семестра, приводит к переживанию чувства удовлетворенности от достигнутого успеха, к формированию уверенности в своих силах. Особо эффективна эта модель для слабых студентов: не имея возможности пережить успех при сравнении своих результатов с более сильными сокурсниками, они переживают чувство удовлетворенности от осознания роста своих результатов независимо от того, как они соотносятся с результатами других студентов.

Вторая модель (ситуация внешнего успеха) предполагает создание ситуации публичного сравнения результатов в тестовых и соревновательных упражнениях, показанных студентами одного курса и определения на этой основе места каждого студента среди своих сокурсников, т. е. определения его личного рейтинга. В этой ситуации у студента актуализируется мотивация на достижение успеха через повышение своего личного рейтинга, усиливается стремление заниматься физическими упражнениями, чтобы достичь более высоких соревновательных результатов. Особенно действенной данная мо-

дель является для сильных студентов, которые стремятся попасть в десятку лучших, в тройку призеров или стать первыми. Поэтому для усиления у них мотивации на достижение успеха результаты рейтингового оценивания представляются наглядно, в средствах массовой информации.

6. Создание положительного эмоционального фона учебных занятий.

Повышение эмоциональности учебных занятий по физической культуре обеспечивается новизной и разнообразием применяемых физических упражнений, методов, форм и условий организации учебной и учебно-тренировочной деятельности, широким использованием игрового и соревновательного методов, музыкальным сопровождением занятий, качеством спортивного инвентаря и т. п. [6].

Резюме. Выделенные нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы педагогические условия служат ориентирами в деятельности преподавателя, определяют особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алькова, С. Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. Ю. Алькова. - М., 2002. - 21 с.

2. Андрющенко, Л. Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-54.

3. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

4. Бальсевич, В. К Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

5. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 209 с.

6. Драндров, Г. Л. Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г. Л. Драндров // Народная школа. - 1996. - № 1. - С. 30-36.

7. Драндров, Г. Л. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту / Г. Л. Драндров, Н. Н. Кисапов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 114 с.

8. Драндров, Г. Л. Применение личностно ориентированного подхода в формировании физической культуры студенток специальных медицинских групп / Г. Л. Драндров, О. Ю. Вербина, А. А. Суриков // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 1 (7). - С. 153-160.

9. Драндров, Г. Л. Применение рейтингового контроля в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Г. Л. Драндров, В. И. Кожанов, А. А. Суриков. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 76 с.

10. Драндров, Г. Л. Программное обеспечение спортивно ориентированной направленности физического воспитания учащихся / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, С. Д. Зорин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 16-18.

11. Драндров, Г. Л. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Г. Л. Драндров, Н. Н. Кисапов, В. Т. Никоноров // Образование и саморазвитие. - Казань : Изд-во «Центр инновационных технологий». - 2007. - № 2. - С. 145-151.

12. Драндров, Г. Л. Формирование готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности : учебное пособие / Г. Л. Драндров, Е. Н. Авксеньев. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 81 с.

13. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03. 2000 г., № 686.

14. Столяров, В. И. Методические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта / В. И. Столяров. - М. : ГЦОЛИФК, 1984. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.