ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
УДК 378.02 (14.35.07)
А. Ю. Лахтин
ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Рассматривается вопрос влияния самостоятельных занятий физической культурой на адаптацию студентов к обучению в вузе, который раскрывается с помощью алгоритма подготовки студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и с позиции рациональных упражнений двигательной деятельности занимающихся. Разработанный алгоритм стал основой для организации процесса подготовки студентов к самостоятельным занятиям, включающий в себя теоретическую и методическую подготовку и обучение студентов самоконтролю за психическим, функциональным и физическим состоянием.
Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, двигательная активность, здоровье, адаптация, мотивационная сфера, самостоятельные занятия.
Дальнейшее совершенствование системы высшего профессионального образования в настоящее время выдвигает перед педагогической наукой сложные и ответственные задачи, связанные с научным обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной деятельности. Выполнение указанных задач возможно лишь на основе вовлечения в исследовательскую сферу проблем, обусловленных реальными потребностями высшей школы.
Сегодня проблема адаптации студентов к обучению в вузе привлекает внимание представителей различных наук. Наиболее изучены ее психологические и социально-психологические аспекты (В. Н. Бородулин, А. Н. Жмыриков, О. В. Полянок, В. Г. Чайка, М. С. Яницкий и др.). Определенным вкладом в изучение физиологических аспектов адаптации является докторская диссертация Г. А. Севрюковой «Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения». На вопросы адаптации студентов обращают пристальное внимание и представители педагогической науки. В последние годы защищен ряд диссертаций (В. Н. Бородулин, И. В. Варкашова, Н. М. Голубева, С. И. Елисеева, А. А. Жаренкова и др.), рассматривающих данную проблему с различных позиций.
Жизнь и здоровье человека во многом определяются уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к адаптации, т. е. приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях (гибкая психика). Процессы адаптации осуществляются на разных уровнях жизнедеятельности организма и чрезвычайно сложны [1].
Адаптация связана с различными биологическими (например содержание кислорода в крови, обеспечение питания мозга и др.), психологическими и социальными факторами. С возрастом биологические факторы уступают место социальнопсихологическим (например психотравмирующие ситуации в семье и на работе, социально-экономическая незащищенность личности и др.), которые оказывают существенное влияние на динамику протекания адаптации.
У каждого человека существует некий барьер психической адаптации, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека. Он базируется на двух основах - биологической и социальной и, по существу, является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением. Следовательно, пока поведенческие реакции человека находятся в допустимых пределах и не выходят за рамки барьера психической адаптации, человек успешно адаптируется, но в случае «прорыва» или «разрушения» этого барьера происходит психический срыв, который может привести к развитию болезни. Таким образом, степень здоровья организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении патологических влияний, т. е. тем, насколько легко и надежно защитные силы гасят, компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики [1].
Период адаптации студентов определяется как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоения им специфики новых условий.
По мнению многих ученых, процесс адаптации первокурсника должен быть целенаправленным,
планомерным, организованным и управляемым. Решение вопросов адаптации первокурсников с целью их наиболее быстрого и безболезненного включения в атмосферу вуза является важным шагом на пути совершенствования учебного процесса [2, 3].
Особый интерес представляет собой проблема адаптации студентов к обучению в вузе. В последнее время (за счет негосударственных вузов) ежегодно растет количество абитуриентов, но очень большой отсев первокурсников показывает, что адаптация вчерашних школьников проходит со значительными трудностями. Данный факт подтверждает то, что успеваемость у студентов первого курса ниже, чем оценки, которые они получают на вступительных экзаменах. Первокурсники, получающие удовлетворительные оценки, составляют 80 % от числа всех студентов. Причиной неуспеваемости для многих первокурсников является не отсутствие способностей или желания учиться, а неумение быстро приспосабливаться к вузовским условиям, а также то, что они не получают своевременной, необходимой помощи со стороны преподавателей. В результате этого переходный период для многих студентов оказывается чрезвычайно сложным [4].
Проведенные исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на процесс адаптации студентов-первокурсников к сложным для них условиям обучения в вузе. К традиционным факторам процесса адаптации относятся: климатический (адаптация к климатическим условиям); личностно-психологический (адаптация к жизни без родных и близких); социально-бытовой (адаптация к условиям жизни в учебном заведении, к бытовой и материальной самостоятельности); фактор межличностного общения (адаптация к составу учебных групп и потоков); адаптирован-ность к педагогической системе (адаптация к новой системе образования, контроля, требований). Кроме вышеизложенного, авторами (особенно в последние годы) актуализируется проблема адаптации студентов к обучению в вузе, состояние их психического и физического здоровья. Среди различных причин, ухудшающих состояние здоровья студентов (перенапряжение и перегрузка в процессе занятий, большое количество времени, проведенного перед компьютерным монитором, проблемы межличностных отношений, нарушение режима питания и сна и т. д.), выделяют низкий уровень двигательной активности обучающихся [5], снижение которой рассматривается как важнейший фактор риска многих заболеваний [6].
В условиях современной организации учебного процесса по физической культуре в вузах, когда в неделю проводится только два занятия, развитие жизненно необходимых качеств студентов обеспе-
чивается не в той степени, которая бы позволила укрепить их здоровье [7]. Увеличить количество занятий в ближайшее время, по мнению М. Я. Виленского, Б. Н. Минаева, Б. Д. Куланина и др., вряд ли удастся по причинам экономического характера, поэтому остается либо увеличить интенсивность регламентированных занятий, сделать их более привлекательными за счет внедрения инновационных технологий обучения, либо использовать самостоятельные занятия студентов в свободное от учебы время. Действительно, оптимальный объем двигательной активности, установленный физиологами для студенческого возраста, составляет 10-14 часов в неделю, и без дополнения к учебной программе по физической культуре в вузах (6-8 часов в неделю) в виде индивидуальной системы занятий физическими упражнениями или видами спорта достичь оптимального объема двигательной активности студентов невозможно.
В связи с этим необходимо изучить влияние самостоятельных занятий физической культурой на состояние здоровья студентов и их адаптацию к обучению в вузе.
Мы предполагаем, что подготовка студентов к самостоятельным занятиям физической культурой будет положительно влиять не только на состояние здоровья, но и на формирование их адаптивных способностей, значительно повысит объем двигательной активности.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что подготовку студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями важно рассматривать с позиций рационального управления двигательной деятельностью занимающихся. Направленность учебных занятий должна воздействовать прежде всего на мотивационную сферу, что обусловливает сложность и многоплановость структуры обучения [5]. Мотивация предполагает продумывание системы мотивов и стимулов, которые помогут настроить студентов на активную, рациональную, самостоятельную деятельность при занятиях физической культурой. Мотивационный компонент процесса подготовки студентов к самостоятельным занятиям имеет следующую структуру: выявление исходного уровня мотивации; формирование социально значимых мотивов; управление динамикой мотивации; планируемый результат.
Рациональное управление мотивационной сферой создает необходимые предпосылки оптимизации подготовки студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями при условии разработки четкого алгоритма их деятельности. Структура разработанного нами алгоритма подготовки студентов к самостоятельным занятиям включает три основных направления:
- обеспечение теоретической подготовки, содержание которой включает в себя следующие дидактические единицы: средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма; физическая культура и здоровый образ жизни студента; психофизиологические основы учебного труда, средства физической культуры в регулировании работоспособности; физическая культура и здоровье; адаптация студентов к обучению в вузе и физическая культура;
- получение методической подготовки, предусматривающей выявление рациональной дозировки темпа и ритма движений для первых занятий, постепенное их изменение по мере адаптации организма к мышечной нагрузке; отбор эффективных средств для развития базовых и ведущих двигательно-координационных качеств; выбор оптимального сочетания нагрузки и отдыха, объема и интенсивности при выполнении физических упражнений;
- присутствие самоконтроля за психическим, функциональным, эмоциональным и физическим состоянием; готовность к ощущению дискомфорта и необходимости направления волевых усилий на начальном этапе самостоятельных занятий; постепенное снижение эмоциональной и мышечной напряженности, появление легкости движений; возникновение чувства удовлетворения от мышечной деятельности.
Важный признак потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями - появление некоторого дискомфорта при пропуске занятий и невозможности получения мышечной нагрузки.
Данный алгоритм разработан автором статьи и реализован в период с сентября 2007 г. по май 2010 г.
Для реализации разработанного алгоритма подготовки студентов к самостоятельным занятиям требуется смена акцентов в целевой установке академических занятий: перенос основного внимания с решения проблем физической подготовки и сдачи контрольных нормативов на формирование специальных физкультурных занятий и инструктивнометодических умений студентов. Для этого планировалось добиться тренирующего эффекта в развитии физических качеств не столько за счет академических занятий, сколько дополнительными самостоятельными тренировками.
На основании чего определились основные принципиальные условия, без которых невозможно решение данной проблемы?
Первое условие - очень тесное единство теоретического и практического компонентов физического воспитания.
Второе условие - внимание к рациональным срокам формирования умения самостоятельно за-
ниматься физическими упражнениями, с одной стороны, и достижение ощущения реальной пользы и прогресса в физическом состоянии занимающихся - с другой стороны. Важно подчеркнуть, что здесь нужно иметь в виду (и информировать об этом студентов) существование конкретных временных промежутков, в течение которых при физкультурной пассивности практически теряется эффект предшествующих занятий.
Третье условие - с помощью простых и доступных психофизиологических тестов показать влияние физических упражнений на функциональное состояние организма и умственную работоспособность студентов, убедить их в реальной пользе занятий физической культурой при подготовке к будущей профессиональной деятельности [8].
Для проверки перечисленных условий мы провели педагогический эксперимент с участием 88 студентов I курса факультета истории и права Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина. Была организована экспериментальная группа (ЭГ) - 45 человек и контрольная (КГ) - 43 человека.
С целью определения исходного уровня здоровья использовалась методика Г. Л. Ананасенко (1988). Суммарное количество баллов, полученных студентом по величине каждого из 5 функциональных показателей, определяло функциональный класс здоровья (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). Для изучения личностного адаптационного потенциала (ЛАП) применялся многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова, который помимо интегративного показателя ЛАП давал возможность определить значение парциальных показателей моральной нормативности и нервно-психической устойчивости.
Сравнительный анализ результатов тестирования в начале эксперимента показал отсутствие существенных различий в уровне здоровья, личностного адаптационного потенциала студентов КГ и ЭГ (р < 0.05). Незначительная часть студентов занимается физическими упражнениями самостоятельно. Так, например, делают утреннюю гимнастику регулярно 17 % юношей и 8 % девушек, нерегулярно - соответственно 34 и 24 %, вообще не делают - 49 % юношей и 68 % девушек. Закаливающие процедуры проводят регулярно 9 % юношей и 5 % девушек, остальные или вообще не проводят, или проводят от случая к случаю по настроению. Самостоятельно во внеучебное время физическими упражнениями занимаются 17 % юношей и 7 % девушек. Юноши более активны в посещении спортивных секций - 29 %, чем девушки - 6 %. Это говорит о том, что дефицит двигательной активности восполняется в основном за счет обяза-
тельных занятий физической культурой, внесенных в расписание и регулируемых зачетом.
На формирующем этапе эксперимента занятия в КГ проводились по рабочей программе кафедры, разработанной в соответствии с рекомендациями Федерального агентства высшего образования РФ. В ЭГ занимающиеся усваивали материал в соответствии с алгоритмом подготовки студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. При этом большое внимание уделялось формированию мотивационной сферы. С помощью тестов (которые с большим интересом выполняли студенты) было показано положительное влияние спортивных упражнений на физическую и умственную работоспособность учащихся, функциональные возможности организма, развитие их личностного адаптационного потенциала. Студентам объяснялось, что люди с более высоким уровнем физической подготовленности гораздо успешнее в профессиональной деятельности, отличаются лучшей работоспособностью, уверенностью в себе, настойчивостью, самостоятельностью, решительностью. Красивое телосложение, достигнутое самостоятельными систематическими физическими упражнениями, правильная осанка, эстетические позы, жесты повышают имидж специалиста, обеспечивают его преимущество перед другими студентами.
Подчеркнем, что академические занятия строились так, чтобы студенты использовали на практике знания и умения, полученные в ходе общетеоретической подготовки. С этой целью каждое занятие начиналось и заканчивалось практической реализацией умений по самоконтролю. В ходе занятий обязательно обсуждались задачи рационального выбора определенных физических упражнений в соответствии с целевыми установками самостоятельных занятий конкретного студента, а также проблемы дозирования силовых нагрузок в соответствии с его физическим состоянием. Особое внимание в связи с целью исследования уделялось теме адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры, положительному влиянию физических упражнений на умственную работоспособность студентов, качеству учебного труда.
После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей уровня здоровья, адаптационного потенциала и отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
За время педагогического эксперимента изменился уровень физического здоровья студентов. При обследовании состояния здоровья обучающихся среднегрупповые показатели в начале эксперимента составляли от 7.6 ± 0.48 до 8.7 ± 0.77
балла, что соответствовало показателям здоровья на уровне ниже среднего. После эксперимента показатели уровня здоровья в контрольной группе увеличились незначительно: от 7.6 ± 0.48 до
10.2 ± 0.49 балла, что соответствует среднему уровню здоровья. Уровень здоровья в экспериментальной группе повысился с 8.6±0.73 до 14.8 ± 0.39 балла, что определяет выше средний уровень здоровья. Анализ медицинских карт показал, что 1-2 раза в год болели простудными заболеваниями 28 % студентов контрольной группы и 8 % - экспериментальной.
Обработка результатов (см. рисунок) опросника (МЛО) «Адаптивность» выявила следующее:
1. Адаптивные способности (АС) у студентов экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента сформировались лучше, чем в контрольной.
2. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) участников экспериментальной группы выше, их адаптация протекает эффективнее и легче, чем у студентов контрольной группы.
3. Моральная нормативность (МН) студентов экспериментальной и контрольной групп находится примерно на одинаковом уровне.
Результаты, полученные по многоуровневому опроснику «Адаптивность» ( %)
Изменилось также отношение студентов ЭГ к систематическим занятиям физическими упражнениями. Так, если в КГ 16.4 % студентов периодически выполняли пробежки, 14.2 % юношей время от времени играли в футбол, 25 % - нерегулярно посещали спортивный зал для игры в волейбол или баскетбол, то отношение девушек к самостоятельным занятиям практически не изменилось. В ЭГ 32.5 % студентов стали ежедневно заниматься оздоровительным бегом, 42.5 % - регулярно делать утреннюю гимнастику, 27 % - посещать спортивные секции. Мотивы занятий физическими упражнениями в ЭГ были следующие:
укрепление здоровья и всестороннее развитие; по- скими упражнениями. Содержание ее должно
вышение уровня умственной и физической рабо- обеспечивать теоретическую методическую подго-
тоспособности; развитие адаптационных способ- товку, усвоение методик самоконтроля за физиче-
ностей; необходимость занятий физической куль- ским и функциональным состоянием организма, а
турой для подготовки к будущей профессиональ- также за психоэмоциональной сферой.
ной деятельности. Проведенный педагогический эксперимент по-
Таким образом, результаты педагогического казал результативность разработанного алгоритма
эксперимента показали, что для повышения уров- подготовки студентов к самостоятельным занятиям
ня здоровья, адаптации студентов к обучению в физической культурой и их положительное влия-
вузе необходима целенаправленная работа по их ние на уровень здоровья и развитие адаптивных
подготовке к самостоятельным занятиям физиче- способностей студентов.
Список литературы
1. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. № 5 (68). С. 83-87.
2. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 21 с.
3. Караваева Н. Н. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к учебному процессу технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2006. 19 с.
4. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пос. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
5. Логунов В. И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов технического вуза // Теор. и практ. физ. культуры. 2008. № 6. С. 32-34.
6. Маляренко Т. Н. Валеологические аспекты вузовского образования // Валеология. 1996. № 2. С. 18-27.
7. Дзюбалов А. К. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 21 с.
8. Павлюк Н. Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук. Шуя, 2006 . 22 с.
Лахтин А. Ю., ст. преподаватель, аспирант.
Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина.
Ул. Короленко, 53, г. Бийск, Алтайский край, Россия, 659333.
E-mail: A.Y.L.@allbiysk.net
Материал поступил в редакцию 01.07.2010.
A.Yu. Lakhtin
IMPACT OF INDEPENDANT PHYSICAL TRAINING UPON STUDENTS’ ADAPTATION TO STUDY AT UNIVERSITY
The article deals with the problem of the students’ preparation to independent physical training classes as the health strengthening condition and the adaptation at the higher educational establishment. The basis of the adaptation is the algorithm including theoretical and methodological preparation of the students. The algorithm also includes the students’ ability to self-supervise their psychic, functional and physical state. The pedagogical experiment proved the effectiveness of the students’ preparation algorithm to independent physical training classes and their positive influence on the health level and students’ adaptive abilities.
Key words: physical, physical exercises, motorial activity, health, adaptation, motivation sphere, independent classes.
Altai State Academy of Education named after V. M. Shukshin.
Ul. Korolenko, 53, Biysk, Altai territory, Russia, 659333.
E-mail: A.Y.L.@allbiysk.net