Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
активные методы / групповая работа / дифференцированный метод / полезные фразы / учебные цели / знаменитые личности / графический органайзер. / active methods / group work / differentiated method / useful phrases / learning goals / famous personalities / graphic organizer.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — К Е. Кудабаева

В статье рассматриваются методы обучения, способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся. Предлагаемые элементы уроков помогут развивать мотивацию к обучению, учиться самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — К Е. Кудабаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ACTIVE METHODS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The article deals with the issues of active teaching methods that contribute to increasing the intellectual activity of students. The proposed elements of the lessons will help to develop motivation for learning, learn to independently acquire knowledge, increase interest in the subject.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

МРНТИ 14.33.09

УДК 372.881.161.1 DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.126

К.Е. Кудабаева1

1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются методы обучения, способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся. Предлагаемые элементы уроков помогут развивать мотивацию к обучению, учиться самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету.

Ключевые слова: активные методы, групповая работа, дифференцированный метод, полезные фразы, учебные цели, знаменитые личности, графический органайзер.

К.Е. Кудабаева1

1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)

ОРЫС Т1Л1 МЕН ЭДЕБИЕТ1 САБАКТАРЫНДА БЕЛСЕНД1 ЭД1СТЕРД1 КОЛДАНУ

Аннотация

Макалада окушылардын интеллектуалдык белсендiлiгiн арттыруFа ыкпал етелн окытудын белсендi эдiстерi мэселелерi карастырылFан. ¥сынылFан сабактар элементтерi окуFа деген ынтасын дамытуFа, бiлiмдi эз белнше менгеруге, пэнге кызыгушыль^ын арттыруFа кэмектеседi.

ТYЙiндi сездер: белсендi эдiстер, топтык жумыс,

дифференциалдык эдiс, пайдалы сэз тiркестерi, оку максаттары, атакты тулFалар, графикалык органайзер.

K.E. Kudabaeva1

1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)

APPLICATION OF ACTIVE METHODS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND

LITERATURE

Annotation

The article deals with the issues of active teaching methods that contribute to increasing the intellectual activity of students. The proposed elements of the lessons will help to develop motivation for learning, learn to independently acquire knowledge, increase interest in the subject.

Key words: active methods, group work, differentiated method, useful phrases, learning goals, famous personalities, graphic organizer.

Введение. Обновлённое содержание образования представляет много возможностей для ведения урока русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения. Безусловно, результат оправдывает ожидания, если грамотно спланированы активные методы и подходы. Данные методы побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Учитывая специфику обучения, необходимо подбирать соответствующие ресурсы для краткосрочного планирования, и умело применять соответствующие учебные цели.

В этом году отмечается юбилей первой казахской танцовщицы Шары Жиенкуловой, которая своим незаурядным талантом подняла национальное хореографическое мастерство на небывалую высоту. Данная тема стала тематической основой для работы над разделами в рамках учебной программы.

Методы исследования. В качестве методов исследования предлагается метод эмпирических наблюдений, анализа, метод разбора текста, совместного чтения, критического мышления, выборочного чтения, пересказ, грамматологический метод обучения письму.

Обзор литературы по теме. Празднование юбилея Ш. Жиенкуловой выпадает на III и IV четверть. Возможно выбрать разделы и цели обучения в виде ожидаемых результатов (выбор тем всегда оставляет альтернативные решения для учителя). В статье также

рассматриваются графические органайзеры и

их использование как средство систематизации, организации и визуализации информации, преобразование информации в другую форму на уроках русского языка и русской литературы. Графический органайзер (далее ГО) - это то, что помогает организовать информацию на листе бумаги с целью улучшения понимания, усвоения, запоминания, анализа учебного материала (Каримова Б., [1]).

Результаты исследования. Для формирования навыков поискового и исследовательского чтения в 5 классе в разделе «Жизнь и творчество» используются ссылки на статьи о творчестве Ш. Жиенкуловой, по которым необходимо составить ментальную карту.

В начале урока на этапе закрепления навыков словообразования уместно применить

использование суффиксов в названиях профессий.

1 задание:

Учитель: В театре оперы и балета показывают замечательные спектакли - оперы, оперетты, мюзиклы и балеты. Поэтому в спектаклях не только разговаривают и поют, но и танцуют. Как называют человека, который танцует?

Дети: Танцор (танцовщик).

Учитель: А его партнёршу?

Дети: Танцовщица.

Необходимо выделить суффиксы -ир, -ёр, -ис, -ист, -ец, -ор, -ов,

-щиц, -ин в словах кассир, билетёр, контролёр, актёр, актриса, артист, артистка, певец, танцор, танцовщица, балерина, суфлёр, дублёр, гримёр.

2 задание:

Подобрать синонимы к слову «знаменитый» (известный, великий, популярный).

Вместе с тем на интерактивной доске и в рабочих листах для развития речевой деятельности предлагается использовать полезные фразы и выражения:

— значимым событием в жизни танцовщицы, актрисы является...,

— к самым известным и важным событиям.....

относятся.,

— можно назвать основные достижения ...,

— внесла существенный (весомый) вклад в.

3 задание:

На уроке в малых группах ребята готовят постеры. Данный активный формат работы предлагает предварительно подготовленные вопросы для каждой группы. Предлагаются факты, на которые обучающимся необходимо обратить внимание:

У годы жизни, место рождения;

У самые значимые ключевые события из жизни танцовщицы;

У основные достижения, индивидуальные особенности;

У вклад в историю и развитие страны.

Вместе с тем удачными ресурсами к уроку могут служить заранее подготовленные ноутбуки для каждой группы с выходом в интернет, либо смартфоны, а также выставка книг и статей о Шаре Жиенкуловой.

Учащиеся по группам проводят миниисследование об основных этапах жизни, и каждая группа представляет свой постер в виде графического органайзера «Персонаж на стене» / «Силуэт на стене». Вовнутрь «силуэта» учащиеся записывают все, что знают о танцовщиках. На внешнем поле записывают вопросы, которые хотели бы задать по тексту. Работа с этим ГО способствует внимательному прочтению, максимальному извлечению информации для дальнейшего анализа. Важным элементом в данной групповой работе станет взаимооценка: что нового узнали, какой группе удалось раскрыть образ героини, что бы вы дополнили, какую роль выполнил каждый участник? Необходимо дифференцировать ожидаемые ответы, это тоже один из методов активного обучения. Для привлечения более способных учеников нужно использовать открытые вопросы, стимулировать к выводам по пройденному материалу, а учеников с меньшими навыками устной работы привлекать к работе над простыми вопросами. Стимулировать учеников к тому, чтобы не только отвечали, но и умели

правильно формулировать вопрос, этот навык можно отработать на этапе обратной связи.

Таким образом, в рамках данного урока охватываются две цели обучения - извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников, представлять информацию в виде рисунков. [2].

Для учащихся 6 класса в рамках раздела «Язык и общение» предлагаю использовать следующие цели - использовать виды чтения, включая изучающее и выборочное чтение, создавать высказывание (повествование) с опорой на ключевые слова или план, писать творческие работы (в том числе на литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов.

Дифференцированная деятельность раскроет возможности учащихся всех уровней. На данном этапе можно предложить ссылки, доступные на уровне данного класса. Сильным учащимся предложить написать текст от лица героини - Шары Жиенкуловой. Например, «Какой вклад внесла Шара Жиенкулова в школу казахского танца?».

На этапе говорения можно использовать уже известные нам фразы и подготовить устные сообщениям по темам. Для данной активной формы необходимо сформировать 2 группы. Первая группа учащихся записывает свою речь на диктофон смартфона и передает второй группе для пересказа. На данном этапе важно грамотно изолировать обучающихся.

Тем временем другая группа учащихся на основе услышанного и прочитанного составляют кластер либо ментальную карту по хронологии жизнедеятельности Шары Жиенкуловой и презентуют ее. В графическом органайзере эта работа именуется как «Сюжетная таблица» или «Читательский дневник», представляет собой таблицу с графами: Кто? Что? Что происходит? Где? Как? Когда?

Ученик читает текст и заполняет графы. Таким образом учащиеся используют три вида речевой

деятельности: ученик читает текст, пересказывает услышанное и заполняет графы, т.е пишет.

По итогу урока предлагаем детям оценить свою работу по вопросам:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)

3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

6. Осталось непонятным (ЧТО?)

7. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Для учащихся 7 класса в рамках раздела «Хобби и свободное время» предлагаю использовать стратегию «Галерея», которая приведёт к теме урока. Ученики ходят по классу рассматривают развешанные на стенах кабинета иллюстрации с известными хобби и увлечениями. Среди них портреты известных людей, знаменитые балерины, танцовщицы, художники.

Ролевая игра «Диалог с великим» способствует созданию среды говорения, поддерживает эмоциональный настрой и дает возможность применения усвоенных знаний. Учитель в течение урока поддерживает и стимулирует учащихся в диалоге, направляя их работу в нужное русло, поддерживая темп и активность, поощряя словесно.

В ходе беседы с учителем ученики определяют тему урока: «Хобби известных людей». Работая по ссылке, ребята отвечают на вопрос: «О каком великом человеке идёт речь?». Графический органайзер «Линия времени» позволяет пронаблюдать последовательность событий для дальнейшего анализа [3; 4].

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы знаете о хобби известных людей?

2. Что удивило вас больше всего в увлечениях великих людей? Почему?

3. Какой бы вопрос хотели вы задать по теме сегодняшнего урока?

4. Кому из великих людей вы бы хотели задать этот вопрос?

Прием «Деформированный текст» позволит учащимся закрепить тему урока индивидуально, а желающим поработать в паре - с использованием интернета.

1.Запишите предложения о годах жизни Ш. Жиенкуловой, А. Кастеева, Д.Менделеева, А.Эйнштейна, Д.Кунаева, К.Сатбаева (по выбору), используя модели и записывая числительные прописью:

1. ______родился в ... году, умер в ... году.

2. ______жил с ... по ... годы.

3. _______умер в ... году жизни.

4. _______прожил ... лет.

5. Исполнилось ... лет со дня рождения__.

6. П рошло более ... лет со дня смерти__.

Критерий: соблюдение норм согласования

составных числительных.

Дескрипторы: обучающийся

-находит цифровые сведения из текста или из интернет-ресурса,

-правильно использует формы составных числительных.

Приём «Лестница успеха» используется в конце урока, где учащиеся оценивают свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Учащиеся высокого уровня могут показать навыки сравнения и умения сделать выводы на основе усвоенного материала:

— прогнозировать содержание по заголовку или началу текста;

— сжато излагать содержание текста на основе

прослушанного, прочитанного и/или

аудиовизуального материала;

— использовать составные числительные в соответствующих формах.

Для учащихся 8 класса в рамках раздела «Сила искусства» предлагаются следующие цели:

— прогнозировать содержание по отрывку прослушанного текста;

— создавать аргументированное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков;

— излагать выборочно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала [2].

В качестве домашнего задания учащиеся получают ссылки по творчеству танцовщицы, по которым на уроке получают дифференцированные задания по формированию видеоролика.

Демонстрация задания по результатам.

1 группа - составить вопросы для интервью с предполагаемыми ответами для группы 2.

2 группа - взять интервью у педагога о творчестве танцовщицы Ш.Жиенкуловой.

3 группа - подготовить репортаж.

4 группа - монтаж видеоролика.

Чтобы поставленная задача была выполнена, каждая группа определяет свои действия. Стимулируя их на активный поиск, провести диспут для решения поиска вопросов, оформления схемы действий, вывести хронологию по творчеству танцовщицы в виде таблицы. Просмотреть фрагмент фильма о творчестве. Важно убедиться, что все участники групп взаимодействуют.

Составление текста для вводной части и заключения следует отработать совместно с детьми, дабы исключить речевые ошибки и продемонстрировать их на уроке.

В повествование обязательно нужно внести знание фактов, событий прошлого, чтобы читатель знал предысторию персонажей. Ведь невозможно до конца понять человека, если не знать, что сформировало его как личность, что ему довелось пережить, какой путь он прошел. Способности и навыки героя оттачиваются на протяжении всей его жизни [5].

В рамках первой цели отрабатывается содержание текста к интервью по типу и стилю. Во

133

второй цели аргументируются варианты подхода к поставленной теме и по итогам формируется содержание текста. Конечным продуктом является видеоролик, составленный в тандеме.

Выводы. Правильное использование целей уроков и предложенные активные методы развивают мотивацию учащихся к обучению, позволяют активизировать процесс развития коммуникативных навыков.

Безусловно, применение элементов данной методики для каждого учителя индивидуально. Использование учителем графических органайзеров на уроке делает урок разнообразным, непредсказуемым, что повышает внутреннюю мотивацию школьников к изучению предмета и интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску, развивает навыки работы в коллективе, навыки публичного выступления с предоставлением доказательств и аргументов, умение логически мыслить, открывает простор для развития исследовательких навыков.

Список использованных источников:

1. Каримова Б.Т. Об использовании графических органайзеров на уроках русского языка и литературы для мышления и языковых навыков учащихся // Мастерская учителя. - 2017. - №5-6. - С.6-9.

2. Типовая Программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для школ с нерусским языком обучения (в рамках обновления содержания начального, основного и среднего образования), Приложение 197 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

3. Абылхан Кастеев: жизнь и искусство художника //

Интернет ресурс: https://novoetv.kz/abylxan-kasteev-zhizn-i-

iskusstvo-xudozhnika/ (Дата обращения 10.09.2022).

4. Легенда казахского танца // Интернет ресурс:

https://vechastana.kz/legenda-kazahskogo-tanca/ (Дата

обращения 10.09.2022).

5. Визнер К. Живой текст. Как создавать глубокую и правдоподобную прозу. - Москва: МИФ, 2017. - С.14.

References:

1. Karimova B.T. Ob ispol'zovanii graficheskih organajzerov na urokah russkogo jazyka i literatury dlja myshlenija i jazykovyh navykov uchashhihsja // Masterskaja uchitelja. - 2017. - №5-6. - S.6-9. (In Russ).

2. Tipovaja Programma po uchebnomu predmetu «Russkij jazyk i literatura» dlja shkol s nerusskim jazykom obuchenija (v ramkah obnovlenija soderzhanija nachal'nogo, osnovnogo i srednego obrazovanija), Prilozhenie 197 k prikazu Ministra obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan ot 3 aprelja 2013 goda №115. (In Russ).

3. Abylhan Kasteev: zhizn' i iskusstvo hudozhnika // Internet

resurs: https://novoetv.kz/abylxan-kasteev-zhizn-i-iskusstvo-

xudozhnika/ (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

4. Legenda kazahskogo tanca // Internet resurs:

https://vechastana.kz/legenda-kazahskogo-tanca/ (Data

obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

5. Vizner K. Zhivoj tekst. Kak sozdavat' glubokuju i pravdopodobnuju prozu. - Moskva: MIF, 2017. - S.14. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.