УДК: 378.147
РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЮЛДАШЕВА МАНЗУРА МУЗАФФАРОВНА
ассистент кафедры педагогики, психологии и языков Бухарского государственного медицинского института.
Город Бухара Республика Узбекистан. ОИСЮ Ю 0000-0002-5396-1070 ЮЛДАШЕВА МАШХУРА МУЗАФФАРОВНА ассистент кафедры педагогики, психологии и языков Бухарского государственного медицинского института.
Город Бухара Республика Узбекистан. ОИСЮ Ю 0000-0001-8385-2193 РУЗИЕВА МАХФУЗА ХИКМАТОВНА ассистент кафедры английского языка Бухарского государственного медицинского института.
Город Бухара Республика Узбекистан. ОИСЮ Ю 0000-0001-8665-0503 КЛИЧОВА ФИРУЗА КАРИМОВНА ассистент кафедры фармакологии и клинической фармакологии Бухарского государственного медицинского института. Город Бухара Республики Узбекистан.
ОИСЮ Ю 0000-0001-6526-3045 АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается использование инновационных интерактивных методов обучения в практических занятиях, а также роль взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе.
Ключевые слова: технология, метод, система образования, инновация, интерактивный метод.
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020
THE ROLE OF TEACHER-STUDENT INTERACTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
YULDASHEVA MANZURA MUZAFFAROVNA
assistant of the Department of Pedagogy, Psychology and Languages of the Bukhara State Medical Institute. Bukhara City of the Republic of Uzbekistan.
ORCID ID 0000-0002-5396-1070 YULDASHEVA MASHXURA MUZAFFAROVNA assistant of the Department of Pedagogy, Psychology and Languages of the Bukhara State Medical Institute. Bukhara City of the Republic of Uzbekistan.
ORCID ID 0000-0001-8385-2193 RUZIEVA MAHFUSA HIKMATOVNA assistant of the Department of English of the Bukhara State Medical Institute. Bukhara City of the Republic of Uzbekistan.
ORCID ID 0000-0001-8665-0503 KLICHOVA FIRUZA KARIMOVNA assistant of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology of the Bukhara State Medical Institute. Bukhara City of the Republic of Uzbekistan.
ORCID ID 0000-0001-6526-3045 SUMMARY
This article discusses the use of innovative interactive teaching methods in practical exercises, as well as the role of the interaction of the teacher and students in the educational process.
Key words: technology, method, education system, innovation, interactive method.
ТАЪЛИМ ОЛИШ ЖАРАЁНИДА УКИТУВЧИ ВА ТАЛАБАНИНГ
УЗАРО БОГЛИКЛИГИ ЮЛДАШЕВА МАНЗУРА МУЗАФФАРОВНА
педагогика, психология ва тиллар кафедраси ассистенти, Бухоро давлат тиббиёт институти, Бухоро ш., Узбекистон Республикаси. ORCID ID 0000-0002-5396-1070 ЮЛДАШЕВА МАШХУРА МУЗАФФАРОВНА педагогика, психология ва тиллар кафедраси ассистенти, Бухоро давлат тиббиёт институти, Бухоро ш., Узбекистон Республикаси. ORCID ID 0000-0001-8385-2193 РУЗИЕВА МАХФУЗА ХИКМАТОВНА инглиз тили кафедраси ассистенти, Бухоро давлат тиббиёт институти, Бухоро ш., Узбекистон Республикаси.
ORCID ID 0000-0001-8665-0503 КЛИЧОВА ФИРУЗА КАРИМОВНА фармакология, клиник фармакология кафедраси ассистенти, Бухоро давлат тиббиёт институти, Бухоро ш., Узбекистон Республикаси. ORCID ID 0000-0001-6526-3045 АННОТАЦИЯ
Мацолада амалий машгулотларда интерактив уцитиш усулларини цуллаш, талаба ва уцитувчиларнинг таълим олиш жараёнида узаро боглицлиги тугрисида баён этилган.
Калит сузлар: технология, усул, таълим олиш тизими, инновация, интерактив усул.
В наши дни интерес к использованию новых методик в учебном процессе растет день ото дня. При использовании интерактивных методов обучения студенты принимают активное участие в учебном процессе, повышая уровень самостоятельной подготовки за счет изучения последних достижений знаний. Еще одним фактором
дальнейшего развития учебного процесса является использование интерактивных методов обучения на практических занятиях - [1, 3]. Одним из важнейших факторов повышения качества и эффективности образования является высокий уровень профессиональных знаний, навыков и квалификации каждого педагога, и обеспечение этого является одной из актуальных задач сегодняшнего дня. Педагог организует, управляет, контролирует, оценивает познавательную активность учащихся в учебном процессе и закладывает основу для полноценного развития личности через реализацию образовательных, педагогических и развивающих целей обучения. Перед современной системой высшего образования стоит важная задача сделать студентов субъектами образовательного процесса, то есть исполнителями, направить их на самостоятельное решение образовательных задач. Из-за большого потока информации обучение молодых людей требует поиска эффективных и современных способов развития определенных навыков и компетенций -[2, 4]. Подобные изменения в организации и проведении обучения в последние годы привели к широкому использованию интерактивных методов во всем мире. Примечательно, что эти методы ориентированы на формирование свободомыслящих и независимых студентов. При таком способе обучения основную работу в учебном процессе выполняют студенты, которые являются субъектом обучения, то есть исполнителем как педагог - [5, 6]. Формирование и развитие личностных качеств учащихся, изменение мировоззрения, обогащение опыта важны в обеспечении эффективности обучения за счет использования различных методов и приемов. Кроме того, этот процесс дает возможность регулярно контролировать деятельность студентов, анализировать их результаты, выявлять причины недостатков и ошибок, своевременно решать существующие проблемы. Интерактивные методы основаны не только на
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020
взаимодействии учителя и учеников, но и на взаимодействии каждого ученика с другими студентами.
Использование интерактивных методов в учебном процессе меняет позицию и роль учителя. При использовании интерактивных методов в процессе обучения преподаватель должен задавать учащимся вопросы, которые можно найти в источниках, в качестве учебного задания при постановке задач перед предметом. Тематическая задача, которую предстоит решить учащимся, не должна быть искусственно выдуманной и не должна быть слишком маленькой, чтобы ее можно было исследовать. Интерактивные методы - это те методы, которые позволяют учащимся взаимодействовать и взаимодействовать с процессом обучения. Слово « Interakt » происходит от английского слова « Inter », что означает - взаимодействие, действие, "akt" влияние, активность. Занятия по интерактивным методам побуждают студентов мыслить творчески, активно решать полученную информацию, проявлять инициативу и свободно выражать свои мысли, находить решения проблем в группах, работать вместе, выражать мнение в письменной форме. Работа с интерактивными методами не означает отказ от традиционных методов. Может быть, это означает способность решать контент в интерактивном режиме - [7].
Новые педагогические технологии - это процесс разработки и проектирования рациональных способов системы образования, в которых педагог является главным ответственным лицом. Потому что его основная задача - быстро, точно и понятно доставлять информацию студентам. Хотя учащиеся восприимчивы к новостям и имеют разные тенденции и поведение, учитель должен научить их мыслить независимо, наблюдать и делать выводы. В этом случае обучаюшийся - главная движущая сила, а его главная задача - читать. Следует отметить, что в учебном процессе преподаватель должен
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020
помогать учащимся усвоить содержание предмета. Для этого учитель также может использовать нетрадиционные методы обучения во время урока. При организации учебного процесса на интерактивной основе:
1. Усиливается взаимодействие студента, формируются навыки партнерства, творческой работы.
2. Формируются навыки работы с содержанием учебного плана, программы, учебника, стандарта, учебных пособий.
3. Самостоятельное обучение, усвоение содержания темы становится повседневным личным делом.
4. Студент привыкает свободно выражать свое мнение, защищать, доказывать, подтверждать свое мнение.
5. Самое главное, что в процессе обучения формируются дидактические мотивы. То есть удовлетворяются потребности, желания студента. Повышается его интерес к процессу обучения. Эта ситуация поднимает студента на более высокий уровень в достижении целей обучения. В чем преимущества организации урока интерактивными методами Содержание тренинга ведет к лучшему усвоению. Установлены своевременные образовательные отношения студент-преподаватель-студент. В процессе обучения методы обучения принимают разные формы (индивидуальные, парные, групповые, большие). Учебный материал хорошо запоминается благодаря взаимной информации, поиску, обработке. Студент развивает навыки взаимодействия, выражения, обмена идеями. В процессе обучения - у студента развивается самооценка, критическое мышление. Для студента урок становится интересной темой, творческим подходом к процессу обучения, позитивным настроем. Это побуждает каждого студента мыслить независимо, исследовать и наблюдать. На интерактивных уроках студент не только усваивает содержание обучения, но и развивает критическое
и логическое мышление. Конечно, у организации интерактивных уроков тоже есть свои недостатки.
1. Процесс обучения занимает много времени.
2. Невозможно должным образом контролировать всех студентов в интерактивных классах.
3. При изучении очень сложных материалов студенты не могут решить задачу полностью и четко, в таких случаях роль учителя невысока.
4. Из-за участия слабых стуентов в процессе обучения в группах, сильные студенты получают низкие баллы или оценки.
В такой среде учитель должен обладать высокоразвитой способностью к мышлению, умением наблюдать за проблемами, умением своевременно решать проблемы. Ниже приведены некоторые интерактивные методы, которые мы рекомендуем использовать при проведении практических занятий.
Графический органайзер «Скелет рыбы» развивает у учащихся умение описывать и решать суть конкретной задачи по теме. В ее применении у студентов развивается логическое мышление, базовое понимание сути темы, умение систематизировать информацию, анализировать ее.
"Я знаю. Я хочу знать. Я узнал »(ВВВ) графический органайзер позволяет студентам оценить свой уровень знаний по конкретным темам. Используя его, студенты могут работать в группах или командах. При групповой работе в конце занятия анализируется работа, проделанная группами.
Метод «блиц-запроса» («блиц» - быстрый, мгновенный) - метод, требующий кратких, четких и сжатых ответов на вопросы. В учебных заведениях вопросы по этой методике в основном задает преподаватель. Ответы на заданные вопросы можно давать коллективно, в группах, парах или индивидуально. Форма ответа
определяется типом урока, сложностью изучаемой темы, охватом студентов.
Графический органайзер диаграмм Венна ориентирован на развитие у студентов аналитического подхода к теме, умения усвоить (синтезировать) общую суть темы на основе отдельных частей. Он проводится по четкой схеме, основанной на формировании небольших групп. Доска разделена на четыре равные части, и на каждой из них нарисована следующая схема: Учитель обращает внимание студентов на изучаемую тему, разрабатывая вопросы, требующие объяснения сущности тех или иных компонентов. Студенты дадут краткий, ясный ответ на заданный вопрос в короткие сроки. При работе в группе (паре) один студент отвечает на заданный вопрос (его / ее сверстники заполняют ответ (но идеи не должны повторяться)), графический органайзер диаграммы Венна помогает провести сравнительный анализ тесно связанных теоретических знаний, информации или фактов, усвоенных студентами. Более эффективно использовать его при организации заключительных уроков по определенному разделу или главе.
Технология метода «дебаты» (фр. «^еЬаНеге», «дебаты» -«спорить») служит для организации дискуссии между участниками по теме на встрече, сеансе или тренинге, для обеспечения взаимного обмена мнениями.
Графический органайзер «кластер» («кластер» - связка, набор, связь) - это продуманная стратегия, которую можно использовать с учениками индивидуально, на групповых занятиях. Кластеры дают возможность обобщить выдвинутые идеи, найти связи между ними.
Стратегия «логических цепочек» помогает создать связь между понятиями, выраженными идеями, правильно выразить их в логической последовательности. По сути, учитель описывает информацию, освещающую тему, в правильном и неправильном
порядке. Задача студентов - превратить логически неверную информацию в верное свидетельство, исправить логическую путаницу, «связать» разорванную цепочку, разместив идеи в определенной последовательности.
«Мозговой штурм» направлен на получение как можно большего количества идей, освобождение их от инерции мышления, изменение обычного способа решения проблемы и активизацию творческого мышления учащихся. Этот метод приводит к появлению новых идей в группе студентов и повышает эффективность обучения. Один из основных принципов и правил метода «мозгового штурма» -ни одна из идей, представленных студентами, не подвергается критике. Это позволяет ученикам быть свободными, даже с небольшим количеством юмора при решении задачи. Он будет завершен в конце игры.
Технология «Ландыш» - одно из самых эффективных средств решения дидактических задач, имеет вид ландыша. В основном, этот метод включает девять прикрепленных к нему «лепестков» (квадратов, прямоугольников или кругов). Учитель знакомит учащихся с сутью стратегии. Учащиеся прикрепляются к нескольким небольшим группам. Небольшим группам раздаются раздаточные материалы с запутанной информацией. 5 минут). Небольшая группа выявляет логические ошибки и неточности в тексте, изложенном в раздаточном материале. В конце концов, один представитель от каждой группы знакомит команду с содержанием задания и ответами группы. Группа обсуждает ответы группы. Учитель оценивает работу группы на основе мнения команды. «Мозговой штурм» направлен на получение как можно большего количества идей, освобождение их от инерции мышления, изменение обычного способа решения проблемы и активизацию творческого мышления учащихся. Этот метод приводит к появлению новых идей в группе студентов и
повышает эффективность обучения. Один из основных принципов и правил метода «мозгового штурма» - ни одна из идей, представленных студентами, не подвергается критике. Это позволяет ученикам быть свободными, даже с небольшим количеством юмора при решении задачи. Он будет завершен в конце игры.
Технология «Ландыш» - одно из самых эффективных средств решения дидактических задач, имеет вид ландыша. В основном, этот метод включает девять прикрепленных к нему «лепестков» (квадратов, прямоугольников или кругов). Учитель знакомит учащихся с сутью стратегии. Учащиеся прикрепляются к нескольким небольшим группам. Небольшим группам раздаются раздаточные материалы с запутанной информацией. 5 минут). Небольшая группа выявляет логические ошибки и неточности в тексте, изложенном в раздаточном материале. В конце концов, один представитель от каждой группы знакомит команду с содержанием задания и ответами группы. Группа обсуждает ответы группы. Учитель оценивает работу группы на основе мнения команды.
«Мозговой штурм» направлен на получение как можно большего количества идей, освобождение их от инерции мышления, изменение обычного способа решения проблемы и активизацию творческого мышления учащихся. Этот метод приводит к появлению новых идей в группе студентов и повышает эффективность обучения. Один из основных принципов и правил метода «мозгового штурма» -ни одна из идей, представленных студентами, не подвергается критике. Это позволяет ученикам быть свободными, даже с небольшим количеством юмора при решении задачи. Он будет завершен в конце игры.
Технология «Ландыш» - одно из самых эффективных средств решения дидактических задач, имеет вид ландыша. В основном, этот метод включает девять прикрепленных к нему «лепестков»
(квадратов, прямоугольников или кругов). Учитель знакомит учащихся с сутью стратегии. Учащиеся прикрепляются к нескольким небольшим группам. Небольшим группам раздаются раздаточные материалы с запутанной информацией. 5 минут). Небольшая группа выявляет логические ошибки и неточности в тексте, изложенном в раздаточном материале. В конце концов, один представитель от каждой группы знакомит команду с содержанием задания и ответами группы. Группа обсуждает ответы группы. Учитель оценивает работу группы на основе мнения команды.
Стратегия Swot-анализа позволяет выделить четыре основных аспекта проблемы. Учащиеся проливают свет на суть темы, подробно изучая проблемы, выявляя факторы, вызывающие их, и находя возможности для их решения. Он анализирует следующие четыре аспекта проблемы: SWOT Сильные стороны (выделение преимуществ решаемой проблемы) Слабые стороны (изучение влияния внутренних факторов на действия, предпринимаемые для достижения цели) Оценка возможностей (оптимальные для решения выявленных задач) поиск путей) для изучения угрозы (для определения влияния внешних факторов на действия, организованные для достижения цели).
Стратегия Syncline. В «Программе критического мышления, основанной на чтении и письме», разработанной Дж. Стиллом, К. Мередисом и Ч. Темилом, утверждается, что эффективно повышать мыслительную активность каждого ученика и группы учеников, используя стратегию «Водосток» для развития их навыков критического мышления. На этом этапе стоит познакомиться с сутью стратегии. Создание синхронизатора - сложный процесс, который требует соблюдения определенных правил для его эффективной организации. Обычно устройство водостока осуществляется путем организации пятиступенчатых движений.
Стратегия «Скарабей» («Жук») помогает учащимся развить логическое мышление, память, а также способность открыто и свободно выражать себя при решении той или иной проблемы. В процессе применения стратегии студент имеет возможность объективно оценить качество и уровень своих знаний, определить объем своего понимания изучаемого предмета. Эта стратегия также эффективна в выражении различных идей открыто, свободно, логично и в определении взаимосвязей между ними. С его помощью студенты могут добиться формирования и развития следующих качеств: самостоятельная работа; свободный доступ к общению; доброта, уважение к мнению окружающих; деятельность; творческий подход к занятиям; заинтересованность в эффективности своей деятельности; самооценка.
Метод дисскусия - это форма проблемно-ориентированного обучения. Он используется при анализе проблем. Чтобы вовлечь всех учащихся в процесс обсуждения, необходимо использовать метод кооперативного обучения (Learning Collaboration). Согласно этой методике, студенты делятся на небольшие группы и пытаются решить определенную задачу по обоюдному согласию. Основная идея этого учебного сотрудничества - помочь учащимся найти решение проблемной ситуации, сочетая свои интеллектуальные способности и действия. Технология совместной работы студентов может быть следующей: - постановка задачи - разделение на небольшие группы (микрогруппы по 3-5 человек), распределение задач в них, преподаватель представляет ожидаемый результат обсуждения. -Определить решение задачи учениками в малых группах. - Познакомьте всех с решением проблемы. - Продолжение обсуждения и заключение. Учитель может обобщить идеи, высказанные в конце обсуждения, с указанием уровня участия учеников. Этот метод обычно используется в начале и в конце урока
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020
и рекомендуется для широкого круга тем, которые имеют большой размер и содержат сложную теоретическую информацию. Следовательно, хотя этот метод эффективен при проведении практических упражнений, метод «слабой петли», требующий быстрого реагирования в определенной чрезвычайной ситуации, увеличивает способность студентов быстро и точно реагировать в чрезвычайной ситуации - [9].
Стратегия «Дерево решений» («Технология принятия решений») - это изучение более сложных тем, относящихся к определенной науке, чтобы сделать определенные выводы на основе всестороннего анализа определенных вопросов, найти наиболее подходящий и правильный из нескольких выводов по проблеме. сфокусированный технический подход. Он служит для повторного анализа решений, принятых в предыдущих ситуациях, чтобы полностью понять их. Применение стратегии в обучении дает возможность проанализировать каждый вариант, высказанный студентами, определить положительные и отрицательные стороны, чтобы принять рациональное решение (вывод) по изучаемой проблеме. По его словам, на уроках студенты работают по следующей схеме (он использует доску при выполнении заданий в том или ином порядке). Особенность стратегии в том, что она применяется непосредственно на основе конкретного проекта - [3,11].
Метод «круглый стол» - это процесс самостоятельного, логического мышления студентов по теме (проблеме, проблеме). При использовании метода студенты должны сесть в круг и выразить свое понимание вопроса. В то же время учащиеся должны иметь возможность сказать то, что они знают по теме (вопросу, проблеме, проблеме), не дожидаясь своей очереди. Важно, чтобы каждый студент участвовал в применении метода и вносил свой вклад в обсуждение. Ведь основная цель метода - узнать мнение каждого
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020
студента по теме. Никому, даже учителю, не разрешается делиться или добавлять слова, когда каждый ученик выражает свое мнение. Учитель может обобщить идеи, высказанные в конце обсуждения, с указанием уровня участия учеников. Этот метод обычно используется в начале и в конце урока и рекомендуется для широкого круга тем, которые имеют большой размер и содержат сложную теоретическую информацию - [13, 14].
Метод совместное обучение - это процесс, при котором учащиеся учатся в группах, небольших группах и парах.
Взаимное развитие - это образование, которое представляет собой совместную организацию отношений «учитель-ученик», основная идея которых заключается в выполнении учебных задач в команде, в небольших группах или парах, в сотрудничестве. Идеи этого типа обучения сформировались в 80-х годах прошлого века на основе взглядов Дж. Дж. Руссо, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и педагогов-новаторов - [8,12].
В заключение, интерактивное обучение служит для создания и повышения качества профессиональных навыков у студента, укрепления знаний в области лекций и практических занятий, а также знаний, связанных с будущей профессиональной деятельностью по данной теме. практические навыки достигнуты.
Список литературы
1. Rakhmatova M.R., Jalolova V.Z., Jumaeva G.A., Nazarov С.Е. The level of knowledge of students acquired in interactive ways "Blitz method" and "Case study"/ « Тиббиётда янги кун» 2019, 4 (28) 69-73
2. Жалолова В.З., Рахматова М.Р., Кличова Ф.К., Назаров С.Э. Роль инновационных методов обучения на развитие уровня знаний студентов/ Тиббиётда янги кун 4 (28) 2019, 32-35
3. Орзиев З.М., Рахматова М.Р., Жалолова В.З., Кличова Ф.К. Критерии эффективности уровня знаний студентов, приобретенных интерактивными методами обучения - «Дневник казанской медицинской школы» 2019, июнь 38-42
4. Орзиев З.М., Рахматова М.Р., Жалолова В.З. Влияние интерактивных методов обучения на формирование уровня клинических знаний - Вестник Международного Университета Кыргызстана 2018 №3 С 163-167
5. Орзиев З.М., Рахматова М.Р., Жалолова В.З. Интерактив методларни бирлаштирган холда дарс утиш самарадорлиги/ «Современное состояние, проблемы и перспективы медицинского образования» международная учебно-научно-практическая конференция Бухара 2018, 92-95
6. Рахматова М.Р., Жалолова В.З. Effectiveness of the combined application of interactive methods "debats" and "a weak link" in the conduct of the lesson - Биология и интегративная медицина. 2018. №4. С 225-131
7. Рахматова М.Р., Жалолова В.З. "The place of innovative technologies in training of highly qualified personnel in the highest medical educational institutions" - Биология и интегративная медицина, 2018, 3, 234-247.
8. Рахматова М.Р., Жалолова В.З., Мустафаева Ш.А., Нурова З.\ "Малакали тиббий кадрлар тайёрлашда инновацион педагогик технологияларнинг урни" - Тиббиётда янги кун 2020 №1(29) январь март
9. Рахматова М.Р., Жалолова В.З., Кличова Ф.К Применение интерактивных технологий case-study и «слабое звено» для обучения в медицинских вузах - «Современное состояние, проблемы и перспективы медицинского образования» международная учебно-научно-практическая конференция - Бухара 2018, 100-102
10. Рузиева М.Х., Юлдашева М.М., Турсунбаева М.Т. Малакали кадрларлар тайёрлашда интерактив таълим усулларидан фойдаланган х,олда дарс утиш устиворлиги - Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2020, №1 - январь-февраль (41) С 86-98
11. Рузиева М.Х. Амалий машгулот дарсларида интерактив усулларни куллаш устиворлиги//Тиббиётда янги кун - 2020. - № 2(30/2). - С. 67-71
12. Шарафутдинова Р.И., Муратова Г.С., Жумаева Г.А., Мустафаева Ш.А. Спорт тиббиёти фанидан амалий машгулотлар утказишда ^амкорлик таълими усулларидан фойдаланиш «Современное состояние, проблемы и перспективы медицинского образования» международная учебно-научно-практическая конференция Бухара 2018,
13. Юлдашева М.М., Рузиева М.Х., Юлдашева Н.М. Тиббиёт институтида узбек тили фанидан амалий машгулотлар утказишда «кучсиз х,алка» х,амда "дискуссия" интерактив таълим усулларни биргаликда куллашнинг афзалликлари - Электронный научный
журнал «Биология и интегративная медицина» 2020, №1 - январь-февраль (41) 105-113
14. Юлдашева М.М. «Заиф б^ин» ва "давралар" интерактив таълим усулларни биргаликда куллаш унумдорлиги - Тиббиётда янги кун - 1 (29) 2020 С 107-109.