kaznmu.kz • КазНМУ • No1-2016
медициналы; ;ук;ык; гылымыныц ;алыптасып, дамуына улкен себеп болады.
Элбетте, бул орайда модул ;ызметкерлер1 тарапынан к;олга алынган медициналы; ;ук;ык; негiздерi оку куралыныц жары;;а шыгуы жогарыда аталгандардыц барлыгына дэлел болады жэне Казак;станда медициналы; ;ук;ык; атты жаца багыттыц ;алыптасып келе жат;аныныц к0рсеткiшi деп танимыз.
•ВЕСТНИК
Эр тулга к;огамда азамат ретшде жэне маман ретiнде зацды б^, уйрену жэне KYHделiктi 0мiр ;ажеттштнде ;олдану ;ажет.
Кук;ык;тык; к^реттшш-бтм беру ;ызметшде кэсiби бiлiмдi, бiлiктiлiк пен дагдыны, ма;сат ;оюшылы;ты игеруге деген ;ызыгушылык; жэне бiлiм беру ;ызметшде субъектiлiк пен креативтiлiктiц дамуына ынталылы; педагогикалы; негiздерiн ;олдана бiлу ;аблет деп TYсiнемiз.
ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1
1 КР Конституциясы. - Алматы: 2015. - Б. 4.
2 Модель медицинского образования КазНМУ: стратегия формирования правовой компетентности в процесс профессиональной подготовки студентов. - Алматы: 2011. - 56 с.
3 Халы; денсаулыгы жэне денсаулы; са;тау жуйей туралы 2009 жылгы КР кодекй. - Алматы: 2015 - 201 б.
4 КР Экiмшiлiк кук;ык; бузушылы; кодексi. 2014 жылы 3 шшдеде ;абылданган- Алматы: 2015. - 357 б.
5 КР Кылмысты; кодексi 2014 жылы 3 шшдеде ;абылданган- Алматы: 2015. - 178 б.
Г.Х. СУЛЕЙМЕНОВА, И.Ж. АЗРЕТБЕРГЕНОВА, Ж.Ж. Ц¥ЛМАН, Н.А. САРЫБАЕВА
Модуль медицинского права и основы законодательства в здравоохранении Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д.Асфендиярова г.Алматы, Казахстан
ПРАВОВОЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНОЙ ПРОЦЕССЕ КАЗНМУИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
Резюме: В статье рассматривается проблема высшегомедицинского профессионального образования, основаного на компетентно-ориентированном подходе к профессиальной подготовке студента-медика. Провавая компетенция состоит из нескольких этапов,подробно раскрытых в статье.
Ключевые слова: КазНМУ, медицинское право, компетенция, правовая компетенция.
G.H. SULEIMENOV, I.ZH. AZRETBERGENOVA, J.J. KULMAN, N.A. SARYBAEVA
Module health law and the basis of legislation in health care Asfendiyarov Kazakh National Medical University Almaty, Kazakhstan
LEGAL COMPONENTIN EDUCATIONAL PROCESSOF KAZNMU NAMED BY S.D. ASFENDIYAROV
Resume: In the paper considered problem of higher medical vocational education, based on competence-oriented approach to profirional training of medical students. Legal competence consists of several stages, disclosedindetailint hearticle. Keywords: KazNMU, medical law, competence, legal competence.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ
А.Б. СМАГУЛОВА, И.З. МАМБЕТОВА, А.Н. АРИНОВА, А.Ж. ЖАДЫКОВА
Казахский Национальный медицинский университет
им. С.Д. Асфендиярова, кафедра амбулаторно-поликлинической педиатрии
УДК 616-08-039.5-0.85-053.2:378.147
Для проведения занятий у студентов 4 и 5 курсов факультета «Общая медицина», обучающихся на нашей кафедре, преподавателями разрабатываются и используются на занятиях различные интерактивные методы обучения (демонстрация видеофильмов, ролевые игры, мультимедийные компьютерные игры и др.), способствующие формированию когнитивной, операциональной, аксиологической, правовой компетенций и мотивирующие студентов на самообразование.
Ключевые слова: интерактивный метод обучения, кейс-стади, ролевая игра, графический органайзер, метод JIGSAW, диаграмма Венны.
Введение: Интерактивное обучение - Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения[2]. Место учителя в интерактивных
уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие
ВЕСТНИК
интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый[4,5].
В последние годы широкое распространение в высшем медицинском образовании получил интерактивный метод. На кафедре применяются следующие интерактивные методы:
• Метод Jigsaw
• Ролевые игры
• Графический органайзер
• Диаграмма Венна
• Кейс - стади
Активно используют интерактивные методы обучения: доценты Сарбасова Ж.О., Мамбетова И.З., Смагулова, асс., Аринова А.Н., Жадыкова А.Ж.
На 5 курсе на тему «Особенности введения детей с бронхообструктивным синдромом» проходит в виде ролевой игры.
Цель: На кафедре для улучшения усвоения дисциплины широко используется разнообразные методы активного обучения, в том числе ролевые игры (деловые, имитационные), в которых главным является имитационная модель объекта познания. Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности [3]. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. В игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.
Реквизиты: Бейджики с названиями специалистов (ВОП, врач-лаборант, пульмонолог, врач-рентгенолог, эксперт), кукла-муляж грудного ребенка, данные общего анализа крови, мочи, рентген-снимки, лекарственные препараты (антибиотики, ингаляционные препараты), пластиковая бутылка (для ингаляции по ИВБДВ).
Цель и задачи игры: Поставить диагноз, назначить лечение. В игре принимают участие все студенты группы, между которыми распределяются роли - врач общей практики (1 студент), врач-лаборант (1 студент), пульмонолог (1 студент), врач-рентгенолог (1 студент), эксперт (1 студент) и больной ребенок с родителем (1 студент). Задача «ответственных» студентов: поставить диагноз, назначить лечение. При неполном ответе в конце ролевой игры врач-эксперт дополняет и корректирует ответ студента. На занятии 4 курса общемедицинского факультета на тему «Диспансерное наблюдение детей с фоновой патологией (рахит, ЖДА, аномалии конституции) проводят в виде графического органайзера.
Принадлежности: бумага А-3, цветные маркеры. Для выполнения задания группу делят по 2 студента на 3-4 подгруппы. Преподаватель каждой подгруппе раздает задание. Студентам дается время на подготовку 9-10 мин. На бумаге А-3 рисуют графический органайзер. В центре бумаги рисуют круг, внутри круга заданную патологию, по краям круги, в которых размещают основные признаки, касающиеся этой патологии.
Затем в каждой подгруппе выбирается спикер, который за 34 минуты должен успеть доложить задание. Студенты находят неточности в ответах друг друга, задают вопросы и аргументированно отвечают на них.В конце занятия студенты решают тесты.
МЕТОД JIGSAW-используется для проведения занятия по ИВБДВ в амбулаторных условиях у студентов 5 курса
Nq1 -2016 • КазНМУ • kaznmu.kz
общемедицинского факультета. Каждый студент работает над одним синдромом 5-6 минут, затем садится с парой и обменивается новой информацией, пары постоянно меняются и единственный путь узнать до конца всю тему и освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи. Метод кейс-стади в медицинском университете - это конкретные клинические ситуации, «вымышленные» пациенты, сложные клинические случаи и т.д. При этом студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейс - стади. Свои решения и рекомендации. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки. Учит их выражать свои мысли [1]. Студенты получают кейс из реальных историй развития (Ф-112) тематических больных, преподаватель организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы. В ходе обсуждения кейса студенты задают вопросы, предлагают варианты решений, принимают решение и составляют письменный план по диспансерному наблюдению больного.
Интерактивная методика кейс-стади применяются на занятиях при разборе темы: «диспансерное наблюдение при заболеваниях сердечно-сосудистой патологии, желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы». При использовании данного метода возникает позитивная зависимость учеников друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе. Группа делится на 2 подгруппы, рассматривает определённую тему, однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» дополняют и исправляют ошибки. На последнем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них. На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов». Диаграмма Венна -используется для проведения занятий по иммуно-профилактике, ведению больных детей с бронхообструктивным синдромом, пневмонией. Студенты делятся на подгруппы, каждой дается задание на 5-6 минут. Например подгруппам дается задание: Острые респираторные вирусные инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная инфекции). Нарисовать круги Эйлера: в точках соприкосновения общие симптомы, в остальных кругах -ведущий синдром респираторных поражений, характерных для одной инфекцию. Итог занятия заканчивается решением ситуационных задач. Заключение: Использование интерактивных форм приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача и позволяет провести занятие живо и занимательно, что резко повышает интерес студентов как к данному занятию, так и к предмету вообще. Таким образом, интерактивные формы обучения -решающие преимущественно задачи формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, формирование стереотипов
профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по методу кейс обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ. - М.: 2000. - 69 с.
2 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. КазНМУ: на пути инновационных преобразований. - Алматы: 2011. -71 с.
3 Карауылбаев С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров // Педагогические науки. -2014. - С. 60-64.
4 С.Сарсенбаева, Ш.Рамазанова, Н.Баймаханова Активные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие. - Алматы: 2011. - 44 с.
5 Стрельникова Т.Д., Некрасова Е.А., Пучнина А.А. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 1 - С. 49-54.
А.Б. СМАГУЛОВА, И.З. МАМБЕТОВА, А.Н. АРИНОВА, А.Ж. ЖАДЫКОВА
С.Д. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттъщ Медицина yHueepcumemi Амбулаторлъщ-емханалъщ педиатрия кафедрасы
АМБУЛАТОРЛЬЩ-ЕМХАНАЛЬЩ ПЕДИАТРИЯ КАФЕДРАСЫНДА ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СТЕРД1 ЦОЛДАНУЫ
tywh: Интерактивт оку эдостерш енпзу - медициналык жогаргы оку орнындагы студенттерд дайындауды жетшдрудщ басты багыттарыныц бiрi. Амбулаторлык-емханалык педиатрия кафедрасында TYрлi интерактивт эдiстер колданылады. Студенттердi информация мен жумыс iстеуге Yйретедi: оны жинауды iске асыру, талдау жэне соныц негiзiнде шешiм кабылдау. Бул эдiстер студенттердi 0зiнше дайындалуга ынталандырады жэне когнитивт^операционалдык;, аксиологиялык жэне кукыктык кртретттктердщ калыптасуына алып келедi.
Т^шда свздер: интерактивтi оку эдiстерi, кейс-стади, релдш ойын, графикалык органайзер, метод JIGSAW, диаграмма Венны.
A.B. SMAGULOVA, I.Z. MAMBETOV, A.N. ARINOVA, A.J. JADIKOVA
S.D. Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of outpatient pediatrics
INTERACTIVE METHOD OF TEACHING IN THE DEPATAMENT OF PEDIATRICS OUTPATIENT POLYCLINIC
Resume: one of a task of training of students in medical educational institutions is an introduction to educational process of interactive methods of training. On chair out-patient and polyclinic pediatrics apply different interactive methods of training. Students are trained to work with information: to look for, apply and at the end to draw conclusions. It is necessary for independent preparation for occupations. Interactive forms of training - the problems of formation solving mainly communicative making professional activity, formation of stereotypes of professional behavior and its correction in communication with people around. Keywords: interactive training case stages, role-playing game, graphic organizer JIGSAW method, Venna's chart.