Научная статья на тему 'КАК ЯЗЫКОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (АНГЛИЙСКИЙ, РУССКИЙ) СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ НАВЫКА АРГУМЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА'

КАК ЯЗЫКОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (АНГЛИЙСКИЙ, РУССКИЙ) СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ НАВЫКА АРГУМЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аргументация / русский язык / английский язык / искусство / алгоритм / таблица / исследовательские навыки.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакытжанова Сауле Амировна, Брекеева Светлана Зеннатовна, Кульбекова Жанна Сатвалдиевна, Хайруллина Шолпан Марсовна

В статье излагается опыт учителей английского, русского языков и искусства в развитии у учащихся навыка высокого порядка – аргументации. Рассмотрены преимущества использования взаимосвязи целей обучения разных учебных дисциплин для развития аргументации на предметах языкового цикла и его успешного применения на уроках искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакытжанова Сауле Амировна, Брекеева Светлана Зеннатовна, Кульбекова Жанна Сатвалдиевна, Хайруллина Шолпан Марсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ЯЗЫКОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (АНГЛИЙСКИЙ, РУССКИЙ) СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ НАВЫКА АРГУМЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА»

УДК 373.016.81

КАК ЯЗЫКОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (АНГЛИЙСКИЙ, РУССКИЙ) СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ НАВЫКА АРГУМЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА

БАКЫТЖАНОВА САУЛЕ АМИРОВНА

учитель русского языка и литературы НИШ ФМН г.Уральск, Казахстан

БРЕКЕЕВА СВЕТЛАНА ЗЕННАТОВНА

учитель русского языка и литературы НИШ ФМН г.Астана, Казахстан

КУЛЬБЕКОВА ЖАННА САТВАЛДИЕВНА

учитель искусства НИШ ФМН г.Уральск, Казахстан

ХАЙРУЛЛИНА ШОЛПАН МАРСОВНА

учитель английского языка НИШ ФМН г.Уральск, Казахстан

Аннотация. В статье излагается опыт учителей английского, русского языков и искусства в развитии у учащихся навыка высокого порядка - аргументации. Рассмотрены преимущества использования взаимосвязи целей обучения разных учебных дисциплин для развития аргументации на предметах языкового цикла и его успешного применения на уроках искусства.

Ключевые слова: аргументация, русский язык, английский язык, искусство, алгоритм, таблица, исследовательские навыки.

В статье рассматривается вопрос развития навыка аргументированного высказывания путем интеграции предметных дисциплин. Эта проблема хорошо раскрывается в работах целого ряда ученых, работы которых были нами изучены и легли в основу нашего исследования. В данной работе описаны приемы обучения аргументации, подчеркнута важность обучению аргументации как метапредметному навыку. Задания с использованием этих приемов обучения включают как связь предметов, целей обучения и содержания преподавания, так и наше представление о качественном обучении аргументации на уроках по разным дисциплинам. Они способствуют развитию навыка аргументации, одного из исследовательских навыков.

Актуальность исследования: уроки языковых дисциплин развивают навык аргументированного высказывания и помогают глубоко овладеть им на уроке искусства.

Цель исследования: развивать навык аргументации у учащихся на основе их знаний по английскому языку, русскому языку и искусству.

Гипотеза: знания и навыки, полученные на уроках языковых дисциплин, способствуют созданию аргументированного высказывания на уроке искусства.

В начале исследования сделан обзор зарубежной и отечественной литературы по методике обучения аргументации. Теоретическую базу исследования составляет анализ научной литературы по аргументации. В обучении аргументации необходимо подготовить учеников уметь распределять аргументы по степени важности, т.е. ранжировать, устанавливать связи между аргументами как пишет об этом Marina Martins. В своей модели работы с аргументами Дженифер Гонзалес пишет о важности обучения аргументации c целью развития исследовательских навыков через задания проблемного характера. В практике преподавания мы замечаем, что именно проблемные вопросы рождают новые идеи, а для их аргументации учащиеся исследуют ресурсы по теме. Нужно отметить, что аргументация - это навык, который справедливо отнесен ОЭСР к навыкам 21 века или метанавыкам. Поскольку проблема формирования академического письма актуальна не только в изучении английского языка, но и других дисциплин, то вопрос формирования

академической коммуникативной компетенции представляет для нас профессиональный интерес. Она исходит из необходимости развивать умение аргументировать своё мнение на уроке в послетекстовых заданиях для подготовки к заданиям по говорению и письму. Это касается не только наших дисциплин. Аргументация лишь на уроках одной дисциплины не развивает восприятие картины мира, это можно сделать в условиях тесной связи нескольких дисциплин. Как отмечено в Стратегии развития до 2030 АОО «НИШ», «одним из ключевых направлений работы является развитие междисциплинарных знаний учащихся, системного мышления, аргументации». Интеграция выступает как ведущая форма организации содержания образования на основе целостности восприятия обучающимися окружающего мира. Характеризуя аргументацию как один из метапредметных навыков доктор педагогических наук О. Петунин указывает, что термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни. Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются следующим образом: «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Опираясь на данные исследования известных учёных, мы пришли к выводу, что аргументация - навык, который будет востребован учащимися и за стенами школы.

Это помогло сделать вывод о том, что сложные навыки мышления способствуют развитию исследовательского навыка учащихся. Исходя из этого, подобрали и разработали эффективные приемы работы по созданию аргументированного высказывания на основе текстов разных видов. Выводы зарубежных исследователей в области образования о тесной связи навыков чтения и качественного письма подтолкнули нас к пониманию, что грамотная организация работы с текстом в классе создает предпосылки для создания письменного аргументированного высказывания. Решая задачу исследования, а именно достижения учащимися такого же уровня аргументации на уроках искусства, как и на уроках русского и английского языков, мы добиваемся понимания ими целостности картины мира.

Нами было изучено мнение учащихся, в какой именно учебной ситуации ученикам 8-х классов необходимо применять аргументированное высказывание. Затем провели анкетирование и определили проблемы, с которыми столкнулись ученики в процессе обучения аргументации. Обратили внимание на качество и формулировку аргументов в рамках дисциплин, взятых в основу исследования.

В исследовании приняло участие 24 ученика 8 классов. Эти учащиеся уже были участниками исследования в прошлом году. Данные ученики умеют применять ПОПС формулу для построения аргументированного высказывания. Мы выбрали наиболее интересные моменты из нашей практики, которые позволят раскрыть, насколько важен наш исследовательский вопрос: как научить учеников аргументированному высказыванию на уроках русского и английского языков и применению его на уроках искусства?

Для исчерпывающего ответа на поставленные вопросы мы определили сходные цели обучения 3 предметов: русского, английского языка и искусства, а также разделы «Биоразнообразие и исчезновение» и «Микромир 2Б». Так как полагаем, что при изучении этих разделов, как и других, и достижения целей необходимо приведение доказательств, аргументов и выводов учащимися.

Мы сформулировали вопросы, определяющие вектор нашей работы по развитию навыка аргументации:

1. Можете ли вы сформулировать точку зрению\позицию, которую потом потребуется

2. Можете ли вы сформулировать обоснование, т.е указать причины вашей позиции и соединить с доказательствами?

доказать?

3. Можете ли вы привести аргументы\доказательства вашей позиции (факты, наблюдения)?

4. Можете ли сформулировать вывод вашей аргументированной речи?

Эти вопросы являлись для нас ориентиром, потому что ответы учащихся демонстрировали уровень развития аргументации. Анализ ответов заставлял нас искать другие, оптимальные и эффективные способы организации работы на уроках.

По плану исследования учителям были поставлены задачи:

1. научить создавать письменное аргументированное высказывание на основе прочитанного художественного текста (учителя русского языка);

2. научить создавать письменное аргументированное высказывание на основе научных текстов (учителя английского языка);

3. научить аргументировать видение микромира, представленного учеником в творческой работе (учителя искусства).

Из интервью с учащимися узнали, какие трудности испытывали ученики: подбирать и приводить аргументы для обоснования выбранного микромира, и синтезировать их в эссе. Для преодоления этих барьеров на уроках были предложены учащимся в качестве поддержки пояснительную таблицу, графический органайзер, алгоритм действий. Анализ письменных работ учащихся свидетельствовал о повышении уровня аргументирования учащихся на уроках разных дисциплин (качества аргументов, ранжированных по степени важности, улучшения структуры, языка).

Для развития понимания того, как устроен микромир, на уроке русского языка и литературы было предложено на основе эпизода из произведения Эрнеста-Сетона Томсона «Рассказы о животных» написать аргументированное высказывание. Чтобы поддержать учащихся разработали задание: «Вы художник-иллюстратор. Вам надо нарисовать иллюстрацию к одному эпизоду из произведения Э.С. Томсона «Рассказы о животных» и написать текст с обоснованием своего выбора. Напишите эссе-рассуждение с элементами описания, в котором изобразите микромир лиса Домино. Используйте в качестве поддержки информацию из таблицы» (см. Таблица 1)

Таблица 1. Структура эссе

Элементы Микроэлементы Пример

Позиция Меня заинтересовал микромир лиса Домино.

Обоснование У каждого живого существа есть дом, который он любит и дорожит.

1 аргумент Дом Домино -самый красивый.

2 аргумент Каждое живое существо в микромире Домино - его друг.

3 аргумент Нелегкая жизнь лисицы.

Вывод Почему вы выбрали микромир Домино?

Учащиеся выполнили задание, работая в онлайн режиме, в записной книжке программы Teams. В процессе работы ученики заранее прочитали отдельную главу из произведения, выписали необходимые примеры, цитаты, факты. Таблица-поддержка была необходима тем ученикам, кто испытывал сложности в том, какие именно аргументы подобрать, как их соединить в единый текст, чтобы обосновать выбор иллюстрации. Ученики извлекали информацию, работая со сплошными и несплошными текстами, и смогли синтезировать в связное аргументированное высказывание. В этом им помогла таблица с теорией и примерной трактовкой рассуждения. Таким образом, ученики смогли построить аргументированное высказывание на основе исследования текста, с опорой на таблицу-поддержку.

На уроках английского языка в 8 классе для развития метапредметных умений аргументировать свою позицию была подобрана тема «Save the saiga» по разделу " The Natural World". Учащиеся провели исследование по изучению сайгака, исчезающего животного казахской степи: научное описание животного, образа жизни, среду обитания, причины исчезновения. Эта работа подготовила учащихся к обоснованию микромира на уроке искусства. Затем учащиеся делились информацией «Why Saiga?» по цели обучения «8.S3 give an opinion at discourse level on a range of general and curricular topics». Формула ПОПС позволяет разложить идеи в логическом порядке. Выдвигая позицию о сохранении сайгаков на земле, учащиеся приводят свои аргументы из собранного материала по формуле ПОПС: Позиция: я считаю, что сайгаки - удивительные животные, потому что они могут долгое время обходиться без воды. Обоснование: в отличие от других видов животных, сайгаки способствуют экономии питьевой воды в степной зоне. Пример: например, в одном стаде до 1000 сайгаков, один сайгак в среднем выпивает до 1 литра воды в день, способствует сохранению пресной воды. Следствие: Следовательно, сайгаки - оптимальные животные для степных зон.

Эту же отработанную структуру аргументирования на языковых предметах учитель искусства предложила ученикам для обоснования творческой работы, поскольку ученики применяли абстрактные доводы без фактов при защите творческого проекта. Учащимся перед проектной работой для погружения в тему дается задание исследовательского характера. Учащиеся исследуют разные формы микромира и презентуют в парах объекты исследования, обосновывая свой выбор проектной деятельности.

По аналогии с уроками учителей русского языка и английского языка, где учащимся были предоставлены алгоритмы аргументированного высказывания, учитель искусства составил свой алгоритм (см. Таблица 2).

Таблица 2. Структура высказывания

Позиция Я выбрал\а насекомое из семейства шелкопрядовых.

Обоснование Из коконов получают шелковые нити для производства натуральных шелковых тканей.

1 аргумент Существует домашний и дикий вид тутового шелкопряда. По преданию, в Европу тутовый шелкопряд попал благодаря двум монахам.

2 аргумент Питаются листьями тутового дерева, строение: голова, туловище, брюшко, ножки и крылья.

Вывод: я выбрал шелкопряда, потому что он привлекает людей и полезен для человека.

Эскиз

Таким образом, учащиеся на уроках языковых дисциплин отработали навык аргументирования, применяя пояснительную таблицу, графический органайзер и алгоритм действий. Аналогичную стратегию применяет учитель искусства на своих уроках и получает аргументированные высказывания по выбору своей идеи для творческой деятельности. На начало исследования всего 12 % учащихся приводят весомые аргументы и 40% аргументируют свой выбор, а на конец исследования 38% учащихся самостоятельно подбирает весомые факты и аргументы; 47% учащихся самостоятельно подбирает факты и аргументы; 15 % приводят аргументы, используя поддержку в виде таблиц, графических органайзеров, алгоритм действий. Учащиеся смогли адаптировать полученные знания на языковых дисциплинах и практически применить их на уроках искусства.

Выводы:

Исследование показало, что целенаправленное формирование навыков аргументирования на уроках языковых дисциплин улучшило аргументирование на уроках искусства.

Развитие навыков аргументирования помогает учащимся выстроить картину мира, иметь свое представление об устройстве мира, формулировать свою позицию и весомые аргументы.

Учащиеся, опираясь на таблицу, разработанные алгоритмы действий, обосновывают выбор объекта для описания микромира, приводят весомые аргументы из биологии, географии, истории

Сотрудничество учителей и междисциплинарные связи способствовали самостоятельному созданию аргументированного высказывания, проявлению творчества и креативности при создании проектной работы на уроке искусства.

85% учащихся в конце исследования демонстрируют навыки высокого порядка. Это свидетельствует о том, что учителя разных дисциплин могут плодотворно сотрудничать на основе сходства целей обучения и общности разделов для успешности учащихся в обучении.

1. Marina Martins\Rosária Justi [l.Analysis of Arguments from a New Perspective электр ресурс (PDF) Análise de Argumentos a partir de uma Nova Perspectiva | Marina Martins -Academia.edu].

2. Д. Гонзалес. [1.https://www.cultofpedagogy.com/persuasive-writing/ A Step-by-Step Plan for Teaching Argumentative Writing Jennifer Gonzalez February 7,2016]

3. М. Н. Берулава, Д. И. Зверев, Ю. И. Дик, Г. Ф. Федорец, [2, с. 42]. https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannoe-obuchenie-kak-sledstvie-modernizatsii-obrazovaniya

4. О. Петунин. Статья «Метапредметные навыки школьников» https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-umeniya-shkolnikov

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.