Научная статья на тему 'ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ ПРИРОДЫ. ОБЗОР ВЫСТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ'

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ ПРИРОДЫ. ОБЗОР ВЫСТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ ПРИРОДЫ. ОБЗОР ВЫСТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ»

10.24412/2713-1831-2021-2-112-115

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ ПРИРОДЫ. ОБЗОР ВЫСТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ

Гуляя среди красивых старых деревьев в Уо-терлоу-парке на севере Лондона холодным свежим осенним днем в ноябре прошлого года, я наткнулась на галерею «Lauderdale House». Здание расположено в самом центре этого тихого парка, вдали от шума и дорожного движения. Была тишина и спокойствие, был слышен лишь шелест листьев на ветру и пение птиц. Выставка была направлена на повышение осведомленности об экологической терапии искусством и о тех преимуществах, которые она может предложить нам, арт-терапевтам и сообществу. По сути, эта выставка вдохновляет нас настроиться на мир природы, чтобы мы, в свою очередь, могли черпать вдохновение для творчества, укреплять свое здоровье и благополучие, заботиться о здоровье и благополучии наших клиентов. Это была фактически первая выставка, проводившаяся в галерее после того, как в марте 2020 г. она была закрыта.

Получив недавно квалификацию арт-психотерапевта, я очень заинтересована в дальнейшем изучении экологического подхода в терапии искусством. Выставка оказала на меня глубокое влияние, как в личном, так и в профессиональном плане. Я посетила эту выставку со своим партнером, музыкальным терапевтом, и мы испытали чувство благоговения при знакомстве с выставленными работами. В главном зале галереи наверху царила тишина, как в святилище, а внизу, в зоне кафе, было оживленно и шумно: люди пили чай и болтали. Это была первая выставка, которую мы посетили вместе за долгое время, и было здорово вновь увидеть искусство и оказаться среди людей. Кроме того, это оказался последний день перед тем, как Лондон перешел на третий уровень ограничений встреч в общественных местах, поэтому, оглядываясь назад, было чувство облегчения от того, что мы сделали это как раз вовремя!

Выставка объединила широкий спектр произведений изобразительного искусства 20

художников: от живописи до гравюры, скульптуры и фотографии. Художники также являются арт-терапевтами, стажерами экологической арт-терапии и эко-терапевтами. Многие художники создавали свои работы на открытом воздухе или «принесли» природу в свои студии, используя найденные материалы.

На фотоработах Гэри Нэша его рука изображена лежащей на стволе серебряной березы. Эта нежная черно-белая фотография (ниже) передает сходство человеческой руки с деревом. Для меня эта фотография передает опыт переживания взаимосвязи человека и природы, нашей целительной связи с землей, например, во время прогулки по свежей траве или прикосновения к растущему дереву ...

Рис. 1. «Прикосновение к березе», Гэри Нэш

Нас впечатлила работа художника Дэвида Литтла, который при ее создании работал с солнечным светом, плющом и представлениями о времени. Он поместил бумагу, покрытую светочувствительной эмульсией цианотипа, под живой плющ и оставил ее на солнце.

По словам Дэвида, «Это была процедура ри-туалистическая и перформативная — выходить ранним утром заниматься искусством в лесу. Это было захватывающе, но я чувствовал себя уязвимым. Я осознавал красоту, рост и упадок, а также естественные циклы природных превращений, частью которых я являюсь. Времена проходят, и все меняется, быстро или медленно. Сижу час, пока цианотип завершает фотохимическую реакцию. Это своего рода спонтанный рисунок, и я не знаю и не хочу знать, какой именно результат получится. Для меня изображение, сделанное с использованием плюща, отражает хрупкость и неоднозначность природных явлений.

Этот образ также имеет для меня множество значений, ассоциируется с воспоминаниями о детстве, о бессознательном, о моих снах.... Создание этой работы дало мне опыт художника, создающего искусство в лесу и «вместе с лесом». Оно позволило моему творчеству развиваться естественно, органично, доверяя процессу и приветствуя неопределенность. Я нахожу волшебным то, как этот образ создается совместно художником и плющом, и как этот процесс творчества смог нас сблизить».

На фотографии Яна Сиддонса Хегинворта, озаглавленной «Во чреве каменной матери», изображена старая каменная фигура, лежащая и покрытая свежими зелеными листьями и ветками. Для меня это убедительное напоминание о наших отношениях с Землей, с жизнью и смертью, нашем физическом непостоянстве и циклах возрождения.

Кельтский год начинается с ноября и признает его временем новых начинаний и началом

Рис. 2. «Сентябрь 2020 г.» (фрагмент), цианотипия © Экопоэзис, 2021 Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №2. ISSN 2713-1831 1 1 3

Рис. 3. «Нейронное путешествие», Карен Рейнгольд

нового жизненного цикла, когда растения умирают и уступают место новой жизни, когда они разлагаются, оставляя семена и корни в земле. Сиддонс Хегинворт является пионером экологической терапии искусством, и в его книге, изданной в 2008 году, используется кельтский календарь. В ней он показывает, как мы можем найти смысл в традициях в связи с нашим опытом творчества на природе, в единстве с ее энергиями и жизненными циклами: «Начало нового года по кельтскому календарю снова и снова заставляет нас чувствовать его в глубинах нашего существа, чтобы встретить там ребенка, дикого и уязвимого, как сама природа» (Siddons Heginworth, 2008).

Картины Карен Рейнгольд (вверху) сделаны из земли, туши и вышивки на бумаге. Эта

необычная картина напоминает мне путешествие во времени с возможностью встречи родителя и ребенка, старого и нового. По словам Карен, «Я размышляла о развитии мозга в раннем детстве и о том, как опыт, который я помогаю получить своему сыну как мать, может помочь ему в развитии нейронных связей в его мозгу. В то же время, я представляю себе эти связи как вены или струны, которые объединяли нас вместе, когда мы развивались, исследовали и вдохновлялись различными окружающими нас явлениями, проводя время в лесу».

Мне очень интересно познакомиться с размышлениями Карен о своем творчестве и о том, как этот процесс настолько личен для нее, как для матери, женщины, художника

и терапевта, занимающегося экологическим искусством. По ее словам, было очень важно быть в лесу с сыном и рисовать на тему этого общего опыта. Для меня ветвистая структура вокруг них похожа на убежище или дом, что говорит о том, что природа становится «внешней рамкой» для терапии средовыми искусствами (Nash, 2020). Это позволяет накапливать эмоциональный опыт, который нужно безопасно и мягко раскрыть в общении ребенка и родителя. Кроме того, я чувствую, что этот образ отражает внутренний и внешний миры, нашу живость, воображение и взаимозависимость людей со средой их обитания.

Посетив эту выставку, мы шли через парк и нашли тихую скамейку, на которой некоторое время посидели, размышляя о том, что пережили. Что выделялось для нас обоих, так это красота, чувствительность и нежность произведений искусства, а также то, как они демонстрируют врожденную связь между человеческим творчеством и миром природы. Мое общее впечатление от выставки напомнило мне о том, как природа может поддерживать и исцелять нас, когда мы наиболее уязвимы, помогая нам преодолевать трудности.

Литература:

В тех произведениях искусства, о которых я упомянула, авторы использовали природные материалы и природную среду, а также затрагивали темы взаимосвязи человека и природы. Художники отразили свой опыт пребывания на природе, взаимодействия с жизнью в разных ее формах, которая поддерживает нас. После посещения выставки у меня осталось четкое ощущение прикосновения художника к природе, а также прикосновения природы к художнику. Художники погрузились в мир природы и своими работами помогли сохранить эти моменты близости и взаимности в отношениях с ней. Как у посетителя этой выставки, у меня была возможность соприкоснуться с природой посредством произведений искусства и вдохновиться на то, чтобы самой воссоединиться с ней новыми, творческими способами. Выставка углубила мое понимание связи человека с природным миром и вдохновила на освоение новых форм терапии, к которым относится экологическая терапия искусством.

Смотрите онлайн-галерею здесь: lauderdalehouse.org.uk/whats-on/touching-nature-touched-nature-environmental-arts-Шегару-ехЫЬйюп

Nash G and Siddons Heginworth I (2020). Environmental art therapy: the wild frontiers of the heart. London: Routledge Siddons Heginworth I (2008). Environmental arts therapy and the Tree of Life. UK: Spirits Rest Books.

Репортаж подготовила: Фиппс Стелла

зарегистрированный арт-психотерапевт с опытом работы с детьми и молодежью. Стелла уже начала свой путь в экологическую терапию искусством, и ее практика изобразительного искусства вдохновлена миром природы. В 2020 году она получила степень магистра арт-терапии в Университете Хартфордшира.

Ссылка для цитирования

Фиппс С. Прикосновение к природе, прикосновение природы. Обзор выставки экологической терапии искусством // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. - T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. - URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Phipps, S. (2021). Touching nature: touched by nature — An environmental arts therapy exhibition: Review by Stella Phipps. Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice, 2(2). [open access internet journal]. — URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)

© Экопоэзис, 2021

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №2. ISSN 2713-1831

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.