10.24412/2713-1831-2021-2-116-120
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ — ПЕРСОНАЛЬНАЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
НЭШ Гэри
Зарегистрированный арт-терапевт и супервизор. Гэри является соучредителем Лондонского центра арт-терапии, созданного в 2009 году, где он является практикующим исследователем, предоставляющим индивидуальную и групповую арт-психотерапию и экологическую арт-терапию. Он является приглашенным лектором в Институте искусств в терапии и образовании (IATE) и в Университете Хартфордшира, соредактором книги «Экологическая терапия искусств» (Routledge, 2020).
При участии Дэвида ЛИТТЛА и Ванессы ДЖОНС
Ванесса Джонс, и Дэвид Литтл — квалифицированные и зарегистрированные арт-психотерапевты. Гэри, Ванесса и Дэвид совместно планируют проведение в 2022 году в Лондоне выставки экологического искусства
Аннотация. В этом обзоре Гэри Нэш делится размышлениями о том, какими могут быть творческие художественные инициативы представителей мира искусства, а также специалистов в области арт-терапии, обращает внимание на то, что арт-терапевты все чаще в течение последних десяти лет становятся частью экологических социальных инициатив на национальном и международном уровнях. Он анонсирует планируемую в 2022 году в Лондоне выставку экологического искусства, которая станет творческим ответом арт-терапевтов на пандемию, глобальную экологическую ситуацию и наши меняющиеся отношения с Землей.
Ключевые слова: арт-терапия, искусство окружающей среды, экологическое искусство, экологическая терапия искусством, экотерапевт
Введение
В текущей ситуации экологического и гуманитарного кризиса мы все больше ощущаем коллективный призыв к переменам, которые повлияют на каждого человека, наши личные и профессиональные жизнь и отношения. Воздействие пандемии и обострение чрезвычайной экологической ситуации задают новую повестку дня, определяют мир, в котором мы живем и работаем.
Вдохновленный статьей Джеми Бирда «Реакция арт-терапии социальных действий на климатический кризис» [3], я решил поделиться своей личной и профессиональной реакцией на тот ущерб, который мы коллективно наносим окружающей среде, и о личной ответственности, которую я все больше ощущаю, и которая побуждает меня к переменам.
Это эссе представляет собой мои размышления о том, какими могут быть творческие художественные инициативы представителей мира искусства, специалистов в области арт-терапии. Являясь представителями этой профессии, мы можем внести изменения в нашу работу с клиентами, коллегами и обществом.
Клиническая ответственность
Бремя осознания текущей ситуации включает в себя ответственность за наше поведение как вида homo sapiens и представителей мира искусства и одной из профессий, связанных с оказанием психологической помощи посредством искусства. Эта ответственность сопряжена с переживанием стыда, боли, вины и горя за то, что мы делаем, и, в то же время,
Рис. 1. Гэри Нэш, «Прикосновение к природе», 2020 г.
возможность признания того, что мы можем изменить, и как мы можем измениться сами.
Способы, которыми мы боремся с текущей ситуацией и сопротивляемся ей, описаны Сьюзи Орбах [6] и связаны с переживанием «экологической печалью» и «экологического горевания» [9]. Терапевтическая работа с экологическим отчаянием описана также Джоанной Мэйси [4]. Это болезненный процесс, который Бендель [2] назвал одним из этапов «глубокой адаптации».
Я спрашиваю себя и коллег, насколько мы можем стать вовлеченными в изменение ситуации и социально активными? Что может быть допустимо в нашей работе с клиентами, коллегами и работодателями? Как мы можем поддержать клиентов в ситуации, когда они, как и мы, переживают страх, отчаяние и печаль по поводу того, что происходит в нашем мире? Можем ли мы перенести наши отношения с природой в арт-студию? Можем ли мы выходить на улицу, чтобы лучше почувствовать, как мы взаимодействуем со средой и обществом, в котором мы живем
и работаем? Можем ли мы настроиться на более широкую картину, в которой Природа хранит и защищает все, что является ее порождением? Можем ли мы постичь наши взаимозависимые отношения с Матерью-Землей? Моим клиническим ответом было разработать безопасную инновационную практику, позволяющую использовать натуральные материалы в кабинете арт-терапии, и приглашать клиентов выходить на улицу, где они могли бы развивать и поддерживать отношения с природной средой и творчески с ней взаимодействовать [5].
Клиническая адаптация
В своей практике и обучении экологической арт-терапии я обнаружил, что, открывая дверь студии и выйдя на улицу, мы неизбежно преодолеваем ограничения, присущие традиционной клинической парадигме, в соответствии с которой клиенты рассматриваются как получатели услуг, а специалисты — как те, кто услуги оказывает. В экологической арт-терапии Природа выступает в качестве ко-терапевта, помогающего арт-терапевту совместно поддерживать процессы обучения и исцеления. Когда мы работаем на открытом воздухе, мы обнаруживаем, что наша сущность постоянно отражается во всем, что мы делаем, встречаем или находим на своем пути. Природа становится свидетелем и участником творческих процессов, дает стимул и материал для творчества, когда мы, как клиенты и терапевты сталкиваемся с отчаянием и красотой, пульсирующими в человеческом сердце.
Социальные инициативы и творческое действие
Я наблюдаю за терапевтами, которые творчески и социально активны в повышении экологической сознательности на местном и государственном уровне. Некоторые поддерживают своих детей во время их школьных забастовок «Пятница ради будущего», а другие участвуют в демонстрациях протеста посредством Extinction Rebellion и других независимых политических акциях.
Изменения проникают в сознание и способствуют разработке определенной политики и порождают определенные целенаправленные действия. Они становятся частью движения, в котором арт-терапевты на национальном и международном уровнях активно участвуют в течение последних десяти лет (см. инициативы Международной ассоциации экспрессивной арт-терапии, представленные в книге Эткинс и Снайдер [1]. В Великобритании инициативы Джеми Бирда продолжают находить своих сторонников, как указано в его статье в Newsbriefing [3]. Джеми нашел поддержку в терапевтическом сообществе через форум Climate Psychology Alliance. Я, в свою очередь, чувствую поддержку своих инициатив и общее формирующееся чувство общности, которому способствуют, в частности, семинары через Ecotherapy UK онлайн. Также растет число арт-терапевтов и драматургов, которые создали сеть Environmental Arts Therapy UK.
Как член арт-терапевтического сообщества, я ценю тот вклад, который художники, терапевты и клиенты могут внести, объединившись на основе сотрудничества и общих целей, реализуемых через искусство. В прошлом году мы организовали выставку произведений, созданных участниками экологической терапии искусством в галерее парковой зоны Северного Лондона. Выставка знакомит с тем, как творчество может объединять и передавать идеи и мобилизовать социальную активность. Следующая выставка, которая будет проводиться раз в два года запланирована на осень 2022 года, чтобы совпасть с проведением Саммита ООН по изменению климата. Выставка «Единый мир» («One World») основана на идее, что творчество объединяет, и, когда мы используем все виды искусства с социальными и экологическими намерениями, мы можем стимулировать диалог и творческие действия на государственном и региональном уровнях. Выставка будет демонстрировать наши творческие ответы на климатический кризис и наше стремление к переменам и интересах планеты и заботы о наших отношениях с самими собой и Природой.
Выставка и сопутствующие семинары будут посвящены обсуждению следующих тем:
• Экологическая арт-терапия как специализированная форма арт-психотерапии,
которая, в свою очередь, является специализированной формой психотерапии. Такая арт-терапия в основном занимается личностным ростом и исцелением, как индивидуально, так в группах; она использует природную среду, а участники и терапевты создают произведения искусства на природе из натуральных материалов.
• Искусство окружающей среды как форма творчества, протекающего в единстве с природой и на основе использования натуральных материалов. Примером такого искусства является творчество художников-экологов — Ричарда Лонга, Энди Голдсуорси и Роберта Смитсо-на. Их творчество вдохновлено природой, но обычно не предполагает явной политической программы.
• Экологическое искусство или эко-ис-кусство, связанное с созданием произведений с использованием природных факторов и материалов, как правило, специально для повышения экологической осведомленности или в качестве инструментов определенной политической экологической инициативы. Экологическое искусство или эко-ис-кусство ближе к протестному искусству или активистским художественным движениям, начавшимся с 1960-х годов, например, «7000 дубов» Йозефа Бойса.
Наш интерес к кураторству данных выставок и семинаров предполагает объединение этих трех областей для того, чтобы включать заботу об окружающей среде и гармонизацию отношений человека с миром природы в терапевтическую практику.
Участниками выставки будут практикующие художники, терапевты, студенты, клиенты и преподаватели, которые также будут планировать и предоставлять письменную информацию и работать с галереей для организации публичных выступлений и мероприятий, связанных с выставкой. Выставка будет включать двухмерные художественные медиа и фотографические репрезентации произведений искусства, выполненных в естественных условиях и в контексте общественных групп. Выставка будет иметь образовательный элемент и предоставит возможность пригласить членов местных сообществ
посмотреть экспозицию, обсудить и испытать на себе методы экологической терапии искусством.
Коллективные действия
Сейчас, в конце февраля 2021 года, когда я прошел через второй национальный карантин, я все-еще нахожусь в процессе адаптации к изменившимся условиям труда и быта, продолжаю испытывать ограничения в общении и доступа к различным природным и культурным объектам. Я пытаюсь помочь себе преодолеть стресс пандемии, справиться с коллективным страхом перед болезнью, изоляцией и смертью, и, в то же время, стараюсь быть открытым для других, многих моих клиентов, которые переживают процесс го-ревания, сознательный или бессознательный страх за свою жизнь и жизнь близких. Работа
арт-терапевтов и экотерапевтов на природе крайне необходима в это время, чтобы помочь нам, нашим клиентам и обществу справиться с чрезвычайной и очень масштабной гуманитарной ситуацией и угрозой экологической катастрофы.
В книге «Экологическая терапия искусством» [8] мы попросили каждого автора поразмыслить над тем влиянием, которое изменение климата и экологический кризис оказывают на их практику и идентичность как терапевтов, занимающихся искусством. Выставка 2022 года также станет нашим совместным творческим ответом на пандемию, глобальную экологическую ситуацию и наши меняющиеся отношения с Землей.
Вы можете подать заявку на участие в индивидуальной или групповой выставке на этом мероприятии. Пожалуйста, отправьте предложения по подаче на [email protected] до декабря 2021 года.
Литература
1. Atkins S. and Snyder M. Nature-based expressive arts therapy: Integrating the expressive arts and ecotherapy. — London, Philadelphia PA: Jessica Kingsley Publishers, 2018.
2. Bendell J. Deep adaptation: ^ map for navigating climate change. IFLAS occasional paper 2 available at www.IFLAS.info, 2018.
3. Bird J. Belonging and imagination in the Anthropocene: a social action art therapy response to climate crisis // Newsbriefing. — 2019. — Winter. — P. 34-36.
4. Macy J. Working through environmental despair. In T. Roszak., M. Gomes., and A.D. Kanner (Eds), Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind. — San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1995. — P. 240-259.
5. Nash G. Taking art therapy outdoors: a circle of trees. In I. Siddons Heginworth, and G. Nash (Eds.), Environmental arts therapy: wild frontiers of the heart. — New York & Oxon: Routledge, 2020. — P. 240-259
6. Orbach S. Climate Sorrow. in This is not a drill: An Extinction Rebellion handbook. — London, New York: Penguin / Random House, 2019.
7. Roszak T. Where psyche meets Gaia. In T. Roszak., M. Gomes., and A.D. Kanner (Eds.), Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind. — San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1995. — P. 1-17
8. Siddons Heginworth I. and Nash G. Environmental arts therapy: wild frontiers of the heart. — New York & Oxon: Routledge, 2020.
9. Windle P. The ecology of grief. In T. Roszak., M. Gomes., and Kanner, A.D. (Eds.), Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind. — San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1995. — P. 136-145.
Ссылка для цитирования
Нэш Г. Экологичесакая арт-терапия — персональная, профессиональная и творческая инициатива // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Nash, G. Environmental arts therapy — personal, professional and creative action // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. - 2021. — Vol.2, №1. [open access internet journal]. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)