Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ С ОЛЬГОЙ ЕЗОВОЙ-ДЕНИСОВОЙ'

ИНТЕРВЬЮ С ОЛЬГОЙ ЕЗОВОЙ-ДЕНИСОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / КРАСОТА / ЛЕС / ПРИРОДА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Езова-Денисова Ольга

Художница из Екатеринбурга,Ольга Езова-Денисова дала интервью нашему журналу, рассказав о своем творчестве и его связи с природой как источнике вдохновения и красоты. Она делится своим опытом общения с миром природы и его познания на основе занятий искусством, о роли искусства, в частности, книжной иллюстрации для изменения отношений людей к жизненной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ С ОЛЬГОЙ ЕЗОВОЙ-ДЕНИСОВОЙ»

DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-133-139

ИНТЕРВЬЮ С ОЛЬГОЙ ЕЗОВОЙ-ДЕНИСОВОЙ

Аннотация. Художница из Екатеринбурга,Ольга Езова-Денисова дала интервью нашему журналу, рассказав о своем творчестве и его связи с природой как источнике вдохновения и красоты. Она делится своим опытом общения с миром природы и его познания на основе занятий искусством, о роли искусства, в частности, книжной иллюстрации для изменения отношений людей к жизненной среде.

Ключевые слова: искусство, красота, лес, природа, творчество

Краткая справка о художнике

Ольга Езова-Денисова автор и художник из Екатеринбурга, работает в печатных техниках, (линогравюра, трафарет, монотипия), создает коллажи с бумагой, тканью, вышивкой. Также Ольга делает самиздат книги, иллюстрации для полиграфии. В своем творчестве она обращается к образам природы своего места обитания, исследуя их эстетически.

Ольга Езова-Денисова. Автор фото — Asya Freiya Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №1. ISSN 2713-1831 3

А.Д.: Оля, расскажи, пожалуйста, как начинался твой путь художника и какие основные поворотные этапы ты можешь выделить?

О.Е-Д.: Мой путь начинался в 2010 году, я рукодельничала, шила игрушки, делала простые поделки по идеям в интернете, копировала работы художников. Все это без особого огня и я мучилась в сомнениях-поисках. Тогда Анатоль подарил мне билет на занятие арт-терапией, там мы клеили свое будущее из журнальных вырезок, рисовали гуашью, моя соседка увидела мои работы и спросила "вы дизайнер?", я ответила, нет, и она сказала "у вас талант". В меня попали ее слова, я поверила. На занятии мне понравилось коллажить, я попробовала дома самостоятельно, но что-то не работало. Потом увидела анонс интенсива по иллюстрации в Британской школе дизайна в Москве и поехала, это был январь 2012 года. Там я познакомилась с художественными техниками, узнала, как обращаться с коллажем,

что такое линогравюра, после этого курса начала делать то, что продолжаю сегодня.

А.Д.: Можем поговорить немного про твое детство и, особенно, про формирование твоего отношения к природе? Как ты росла, что тебе нравилось, что запомнилось особенно ярко? Связано ли твое творчество с детским опытом?

О.Е-Д.: Знакомство с природой происходило благодаря выездам за грибами и ягодами. Я помню подсказки папы, где лучше искать красноголовики, помню как с бабулей искали маслята в молодом сосняке, как собирала чернику, боялась спутать ее с вороньим глазом, озеро, где дед рыбачил, помню возвращение родителей с клюквы, в сапогах до ушей и с огромными туесами.

В целом детство мне запомнилось трудным временем, я была замкнутым ребенком и это

134

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №1. ISSN 2713-1831

© Экопоэзис, 2021

шло вразрез с внешним запросом, ярко помню моменты, как мама меня уговаривает погулять с другими детьми, а я хочу остаться дома лепить из пластилина. Мне нравилось быть дома и лепить.

Я бы сказала, что первые годы мое творчество было связано с детским опытом, фокус был направлен куда-то в прошлое, я черпала там вдохновение, воспроизводила образы и воспоминания. Была, например, серия гравюр "летом в деревне" о каникулах у бабушки дедушки. Сейчас фокус сместился, мое творчество упростилось, исследую красоту, собираю красоту, создаю вокруг себя красоту.

А.Д.: Как тебе кажется какую роль играет искусство в формировании отношений человечества с природой?

О.Е-Д.: Как вариант, просветительскую. Чем больше я узнаю о лесе, о фактах, деталях, тем интереснее мне становится, тем больше я вижу, тем больше я вижу красоты.

А.Д.: Ты много времени проводишь в природной среде, что это за опыт для тебя? Почему он важен?

О.Е-Д.: Лес это красиво, все до мельчайших деталей совершенство и красота. В контексте

творчества лес для меня источник материала. Мне нравится узнавать новое, находить что-то необычное, в этом сезоне я впервые встретила такое растение как гнездовка настоящая, это необычная лесная орхидея, она лишена хлорофилла и по способу питания сходна с грибом, этим гнездовка напоминает подъельник, они и внешне похожи. Нашла на нашем болоте подбел болотный, он же андромеда, растение очень похоже на багульник и не в период цветения не заметила бы разницы, а тут цветочки другие и вот. В начале лета ходила на болото, где прошлой осенью нашла княженику, чтобы посмотреть ее цветение. Кое-что новенькое узнала в теории и в будущем сезоне собираюсь поискать на нашем болоте хаммарбию болотную, шейхцерию болотную, белозор болотный, присмотреться к кустам голубики, нет ли среди них ивы черничковидной?! Мне интересно собирать такие детальки, рисовать, записывать и потом трансформировать в художественную работу.

А.Д.: Каким лично ты хотела бы видеть мир будущего? (Если просто пофантазировать)

О.Е-Д.: Любым, мне интересно посмотреть, каким он будет.

Рис. 2. "Летом в деревне" | линогравюра | 2015 год Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №1. ISSN 2713-1831

Рис. 4. Фрагмент работы | линогравюра | 2020 Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №1. ISSN 2713-1831

А.Д.: Какие испытания и сложности есть в творческом процессе?

О.Е-Д.: Сложность для меня это работа на заказ. Я волнуюсь и напрягаюсь, чувствую себя неуверенно, даже если задача супер моя и я точно знаю, как сделать красиво. В итоге работа не приносит удовлетворения, я не довольна результатом и чувствую себя подавленно. Мне больше нравится делать свои проекты и продавать в виде иллюстраций, печатной графики, книг и чего-то еще, это почти всегда труд и результат удовлетворяющие.

Бывают сложности просто технические. Например, моя любимая тема — ошибки, мой процесс на них основан, я что-то делаю и в кульминационный момент обнаруживаю ошибку. Из недавнего, я делала тираж книги "Гербарий и птички", на полпути поняла, что ошиблась со способом склеивания обложки и придумала новый способ. А часть книг уже сделана, и в итоге меня на несколько дней придавило чувство досады, что не все книги одинаково красивые.

А.Д.: Есть ли сходства между природными процессами, которые ты наблюдаешь в лесу, и творческим процессом, который ты переживаешь?

О.Е-Д.: Да, например, цикличность. В творческом процессе я тоже проживаю пробуждение к активности, фазы активного движения и формирования плода труда, затем замедление, успокоение, и через какое-то время цикл повторяется.

А.Д.: Расскажи пожалуйста про свои отношения с черникой, ты ей посвятила довольно большой процент творчества.

О.Е-Д.: Черника это место притяжения в лесу, возле моего дома лес и там черничная поляна вся в узеньких-узеньких маленьких тропках. С одной стороны, мне нравится растительность черничных полян, кусты черники, нравится видеть как меняется цвет ягод и листьев, собирать гербарий из ажурных или необычных по форме листьев, нравится замечать новые детали в том, что вроде бы и так хорошо знакомо. С другой стороны, ветка черники красивая и украшает любую работу. А с третьей стороны, есть эмоциональный план, и там черника это символ безопасности, лес, ягоды, мама, папа.

А.Д.: На твой взгляд, может ли искусство спасти мир? И если да, то как именно?

Рис. 6. Разворот из Олиного лесного дневника | смешанная техника | 2020

138

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №1. ISSN 2713-1831

© Экопоэзис, 2021

Рис. 7. Разворот из книги "Гербарий и птички" | книга художника, самиздат | 2020

О.Е-Д.: Мне кажется, мир нет, а человека вполне. У меня есть маленькая простая книжечка с лесными заметками, в качестве иллюстраций я сделала монотипии с растениями и гербарий. Заметки выписала из своего полевого блокнота: "При входе в лес лопухи, полынь, пижма, кипрей, клевер, одуванчики, папа, слышу, пробежал, не заметил тропку, хвощ, колокольчики, сухая береза". Пока я над книжкой работала, мне было тепло и радостно на душе, и потом я поделилась ею в интернете, и другим людям стало тепло и радостно на душе. Наверное, как-то так, прикладывая тепло и радость к душе.

Ссылка для цитирования

Примечание:

Работы Ольги можно увидеть на ее сайте ezovadenisova.ru

И в Инстаграм https://www.instagram.com/ ezovadenisova/

Интервью взяла:

Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)

Дворникова А.В. Интервью с Ольгой Езовой-Денисовой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova A.V. Interview with Olga Yezova-Denisova // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.2, №1. — URL: http://ecopoiesis.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.