Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ'

ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРИРОДА / ART / FOLK-ART TRADITION / NATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Диана Судика

Диана Судика, чикагская иллюстратор, работающая волонтером в Bird Lab в Чикагском полевом музее, дала интервью журналу «Экопоэзис», рассказав о своем искусстве и его связи с природой, с различными традициями народного искусства, а также о своей связи со всеми формами жизни, о том, как важно научить детей ценить природу. Она считает, что ее связь с миром природы имеет решающее значение для ее психического благополучия и является источником вдохновения для ее личной и коммерческой работы. Она стремится создать что-то, что имеет как элементы духовного, так и языческого, но в то же время связано с научным знанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURED ARTISTS: INTERVIEW WITH DIANA SUDYKA

Diana Sudyka, a Chicago-based illustrator, working as a volunteer in the Bird Lab at the Chicago Field Museum, gave an interview to the Ecopoiesis Journal, in which she spoke about her art and its relationship with nature and various folk-art traditions, as well as her respect for and connection to all forms of life, and how important it is to teach children to appreciate nature. She regards connecting to the natural world to be critical for her own mental well-being. It also provides almost all of the inspiration for her personal and commercial work. She is seeking to create something that has both elements of the spiritual and the pagan, but also includes elements of the specificity of science.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ»

ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ

FEATURED ARTISTS: INTERVIEW WITH DIANA SUDYKA

Аннотация. Диана Судика, чикагская иллюстратор, работающая волонтером в Bird Lab в Чикагском полевом музее, дала интервью журналу «Экопоэзис», рассказав о своем искусстве и его связи с природой, с различными традициями народного искусства, а также о своей связи со всеми формами жизни, о том, как важно научить детей ценить природу. Она считает, что ее связь с миром природы имеет решающее значение для ее психического благополучия и является источником вдохновения для ее личной и коммерческой работы. Она стремится создать что-то, что имеет как элементы духовного, так и языческого, но в то же время связано с научным знанием.

Ключевые слова: искусство, народно-художественная традиция, природа.

Abstract. Diana Sudyka, a Chicago-based illustrator, working as a volunteer in the Bird Lab at the Chicago Field Museum, gave an interview to the Ecopoiesis Journal, in which she spoke about her art and its relationship with nature and various folk-art traditions, as well as her respect for and connection to all forms of life, and how important it is to teach children to appreciate nature. She regards connecting to the natural world to be critical for her own mental well-being. It also provides almost all of the inspiration for her personal and commercial work. She is seeking to create something that has both elements of the spiritual and the pagan, but also includes elements of the specificity of science.

Key words: art, folk-art tradition, nature

Краткая справка о художнике

Диана Судика — иллюстратор из Чикаго. В детстве она всегда искала улиток и жуков под бревнами, и с тех пор мало что изменилось. В начале своей карьеры она создавала плакаты в технике шелкографии для музыкантов, а оттуда перешла в издательский мир, иллюстрируя книжки с картинками для школьников и детей. Диана работает в основном гуашью, акварелью и тушью. Тематика и эстетический выбор ее работ вдохновлен страстью к природе и естественным наукам, а также любовью к различным традициям народного искусства. В свободное от работы время она старается как можно чаще выходить на улицу вместе со своей семьей, а иногда работает волонтером в Лаборатории птиц в Чикагском полевом музее.

А.Д.: Пожалуйста, представьтесь и расскажите нам немного о вашем творчестве, о том, что вас вдохновляет.

Д.С.: Я всегда была скорее визуалом и с раннего детства ощущала себя органично, занимаясь рисованием и живописью. Однако я никогда не планировала заниматься этим регулярно, сделать это своей профессией. За те годы, что я занимаюсь изобразительным искусством, я развивалась относительно медленно, поскольку у меня было большое количество случайных работ с большими перерывами между занятиями искусством. У меня есть два образования в области изобразительного искусства, и в университете я

специализировалась на гравюре, в частности глубокой печати. В начале своей карьеры художника я провела несколько лет, работая печатным ассистентом у чикагского художника, а затем постепенно занялась созданием собственных работ. Несколько лет я создавала (музыкальные) постеры в технике шелкогра-фии для достаточно активной инди-рок сцены Чикаго, и это в конечном итоге привело к моим первым попыткам иллюстрировать книги. Сейчас я работаю полный рабочий день в качестве иллюстратора и почти исключительно для детских книжек с картинками.

Взрослея в 1980-е годы, я проводила много времени на улице, и многие из друзей нашей семьи жили в то время на фермах. В результате

Рисунок 1. «Биолюминесценция» | гуашь на клэйборде | текст: «Они собирались в биолюминисцентном мерцании светлячков до тех пор, пока сами не превратились в летнее звездное небо»

я очень активный человек, и возможности исследовать окружающий мир природы и поддерживать связь с ним имеют решающее значение для моего психического здоровья. В настоящий момент это также является для меня постоянным источником вдохновения как в личном творчестве, так и при выполнении коммерческих заказов. Кроме того, я вдохновлена многими традициями народного искусства, включая традиционное искусство народов Восточной Европы и Америки.

А.Д.: Что вы хотите, чтобы люди чувствовали, глядя на ваши произведения?

Д.С.: Не часто об этом задумываюсь! Но, пожалуй, я надеюсь, что зрители могут

почувствовать мое уважение к разным формам жизни и связь с ними. Это, возможно, также оживит их собственные чувства и воспоминания, связанные с их личным опытом близости с природным миром и тем самым вдохновит на укрепление связи с ним. Я стремлюсь обозначить в своем искусстве менее ориентированный на человека способ понимания и оценки мира, если вы понимаете, о чем я.

А.Д.: Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы ваших картин. Какова роль окружающей среды в этом процессе?

Рисунок 2. «Бизон» | гуашь на бумаге | текст: «Хорошо иметь конец пути впереди; но это путешествие, которое обретает значение лишь в конце» (Урсула Ле Гуин)

Рисунок 3. «Призрачная белка» | гуашь на бумаге | текст: «Последнийраз ее обняли тонкие, как паутина, нити мицелия, и она вернулась к звездам»

Д.С.: Когда я создаю образ, — и я сейчас в большей степени имею в виду личные работы, а не картинки для детских книг, — я стремлюсь создать нечто такое, что несет в себе духовный импульс и передает языческое мироощущение, но также я привношу в свое искусство и элементы научного знания. В последние годы мои образы очень сильно проистекают из того, что я вижу во время своих походов в наши местные лесные заповедники, когда мое внимание сосредоточено, например, на птицах, грибах. В настоящее время я очень увлечена местными дикими растениями и люблю изображать дубы.

Я живу к северу от Чикаго, в районе Великих озер и Среднего Запада. В моей жизни было время, когда я действительно хотела отсюда уехать, но все же продолжаю жить здесь, так как мои корни тоже здесь, и они достаточно глубоки. Я пытаюсь найти способ укрепить

связь с этим регионом, полюбить его. Именно это послужило отправной точкой, с которой я начала долгий процесс изучения экосистемы нашего региона, местной флоры и фауны. Что, в свою очередь, привело к многолетней волонтерской работе в Чикагском полевом музее естественной истории, в его лаборатории по изучению птиц, и этот опыт помог мне найти свой голос в искусстве.

Проживание в этом регионе на протяжении всей моей жизни, конечно, не означало, что я знала абсолютно все о нашей среде обитания, о местных видах растений и животных. Я знала так мало! И чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось делиться этими знаниями, передавать свой опыт общения с миром природы Среднего Запада другим людям, и лучший способ это сделать — через мое искусство.

Рисунок 4.. «Рюкзак» | гуашь на грунтованном картоне | текст: «Сойки Стеллера первыми заметили сумку, лежащую среди мха и папоротника. Они аккуратно вытащили содержимое, передавая друг другу предметы выше, на дерево. Все птицы работали быстро

и слаженно, не зная, когда владелец вернется». (Стеллерова черноголовая голубая сойка — певчая птица из семейства врановых (Corvidae). Обитает в

Северной Америке)

А.Д.: Вы много работали с природой и в качестве волонтера, и в качестве художника. Не могли бы вы описать различия и сходства обоих процессов? Какая связь между экологией и искусством?

Д.С.: Более 10 лет я работала в лаборатории по изучению птиц в Чикагском полевом музее, готовя птиц в качестве образцов для исследования с использованием упрощенной формы таксидермии. Есть много добровольцев, которые делают эту работу. Чучела птиц создаются таким образом, что их оперение и

форма тела сохраняются, но мы не пытаемся воссоздать позы, как в традиционной таксидермии, ведь лаборатории необходимо, чтобы образцы птиц можно было хранить в плоских ящиках. Орнитолог, который обучал меня, начал программу сбора птиц, которые умерли в результате столкновения со зданиями в центре Чикаго из-за нарушения ориентировки в пространстве, вызванного искусственным освещением. Он и целая группа преданных добровольцев собирают и приносят погибших птиц в музей для сохранения, особенно во время осенних и весенних миграционных

сезонов. Эти образцы предоставили много ценных данных и позволили понять, какое влияние оказывает антропогенная среда на популяцию диких птиц, и полученные данные вдохновили многие города по всему миру на поиски путей уменьшения потерь такого рода среди птиц.

Встреча с этими необыкновенными людьми, которые так щедро делились своей любовью и знанием птиц, действительно повлияла на меня и мою работу. Я была вдохновлена каждый раз, когда приходила на смену. Я была вдохновлена не только тем, что я узнавала, но также и непосредственно работой так близко с этими красивыми птицами. Я всегда любила работать руками. При создании чучел птиц существует много аспектов их сохранения

таким способом, который требует развитых навыков координации рук и глаз и принятия эстетических решений — всего того, что также участвует в создании произведений искусства.

Кроме того, развитая способность к наблюдениям, которая формируется у художника, очень важна и для становления экологической чувствительности. Будь то наблюдение за птицами, уход за растениями или выращивание сада; Вы сможете добиться большего, если у вас будет понимание окружающей среды, того, как и почему какое-либо конкретное растение или животное адаптировалось к ней, и для этого вы должны наблюдать и отмечать множество деталей.

Рисунок 5. Лаборатория для птиц в Чикагском полевом музее, пример образцов, которые делала Диана

А.Д.: У вас есть дочь, и, похоже, вы очень близки. Как материнство изменило вашу художественную точку зрения и понимание природы, если оно изменилось? Как научить детей ценить природу? Что здесь может быть наиболее важным?

Д.С.: Да, моей дочери 9 лет, и мы очень близки. Когда я стала матерью, мои многолетние размышления по поводу того, должна ли я иметь ребенка или нет, прекратились, и это стало живой реальностью. Вся интеллектуализация просто вылетела в окно. Опыт материнства сильно изменил меня и заставил задуматься о некоторых вещах, в которые я до этого верила, например, о том, действительно ли у меня есть выбор. Переживая тесную связь между мной и моим ребенком с его разнообразными потребностями, я также стала более остро

чувствовать связь с другими формами жизни на Земле. Однако произошедшие в связи с материнством изменения также сделали для меня мое творчество еще более важным, чем когда-либо. Сложность состоит в том, что мне нужно найти баланс между работой и семьей, но я считаю, что удовлетворение от творчества стало еще больше, чем до того, как я стала родителем. Я хорошо понимаю, насколько это большая привилегия — быть матерью.

Как и на многих других людей, на меня сильно повлиял Ричард Лув с его книгой «Последний ребенок в лесу», в которой рассказывается о том, что он называет «расстройством, вызванным дефицитом природы», и о том, как это влияет на детей. Мой личный опыт воспитания и общения с природой убеждает меня в том, что все дети рождаются с врожденным

и естественным интересом к миру природы. Этот интерес проявляется с самого начала жизни. Я думаю, что в современной культуре очень много того, что может негативно влиять на этот интерес и нарушить связь ребенка с миром природы. Современные люди боятся внешнего мира. Прочная связь с природой формируется, когда детям предоставляется возможность регулярно проживать положительный опыт контакта с ней, будь то дома или в школе. Впрочем, это больше не является частью современной культуры в целом. Мы становимся «комнатным видом» во многих отношениях. Я была шокирована тем, как мало учат в школах биоразнообразию и местной флоре и фауне в младших классах. Это

усложняется и другими факторами социального и экономического характера. На южной стороне Чикаго в недостаточно обеспеченных районах были проведены несколько действительно замечательных программ, направленных на то, чтобы вывести чернокожих и латиноамериканских старшеклассников в заповедники, помогая им узнать о местном биологическом разнообразии и необходимости удаления инвазивных видов. Очень важно, чтобы дети и молодежь получали такой опыт, который подтверждает, что природа может быть чрезвычайно целебной и способна развить чувство гордости за местные экосистемы. Со своей стороны, я стараюсь выводить свою дочь на улицу как можно больше. Нам

Рисунок 7. «Длинная арктическая ночь» | Гуашь, акварель на бумаге | текст: «Они скользили по непрекращающейся тьме арктической ночи, в то время, как жители деревни спали,

а волки завывали им вслед»

повезло иметь двор, а также несколько близлежащих лесных заповедников. Мы надеемся, что, когда коронавирус перестанет быть угрозой для повседневной жизни, мы будем больше помогать нашим местным заповедникам вместе с дочерью. Мы также стараемся делать простые вещи, такие как выращивание бабочек вида данаида монарх или же головастиков в течение лета. Однако я стараюсь не быть слишком навязчивой, чтобы не вызвать у дочери отторжения этих инициатив.

А.Д.: Как бы вы описали связь между природой и искусством, творчеством?

Д.С.: В молодости меня вдохновляло, когда люди видели мои рисунки и говорили, что я «талантлива», и у меня есть «дар». Конечно, я некоторое время верила в это и хотела развивать свои художественные способности еще больше. Многие художники начинают свой путь, рисуя с юных лет. Как взрослый и как родитель, я вижу, что некоторые из нас с самого раннего возраста действительно обнаруживают определенные способности. Но что это значит конкретно? Значит ли это, что у такого ребенка менее развито «линейное» мышление? Значит ли это, что он может рисовать вещи лучше и точнее, чем его одноклассники? Я думаю, что мы все креативны, и эта креативность ни в коем случае не связана исключительно с искусством. Вы можете быть креативными в сельском хозяйстве, и в спорте, и в преподавании или в медицине и т. д. Везде нужны креативность и инновации. Творчество — это навык выживания, и, по крайней мере для меня, это корень природы и жизни. Чтобы адаптироваться, нужно быть креативным. Моя дочь, что не удивительно, не очень склонна мыслить понятиями... как, впрочем, и ее родители. Иногда это может быть проблематично, особенно в школе. В то же время она очень наблюдательна и умеет мыслить образами. Иногда мы, художники, называем себя

«мозгами природы». Это означает, что, к лучшему или худшему, мы более чувствительны к определенным визуальным эффектам и звукам, чем большинство людей. Я не говорю, что мы особенные, хотя, конечно, многие художники подчеркивают эти свои отличия и способности. Это качества могут обусловливать способность художника выходить за рамки привычного. Я много думала о том, как эти качества и навыки, необходимые для моего творчества, как, впрочем, и творчества многих других, могут быть просто «неуместной» адаптацией, которая давным-давно помогла моему предку определить, какие растения и грибы хорошие, а какие — нет. Пристальное внимание к тонким различиям в цвете или форме могло очень много значить для сохранения жизни для моих первобытных предков. Теперь, когда мне не нужно полагаться на собирательство или охоту, это внимание к деталям применяется по отношению к другим вещам, таким как мое искусство. Тем не менее я все еще черпаю вдохновение в мире природы. В эти дни я стремлюсь найти баланс в использовании этих способностей наблюдения для создания моих работ, делясь моими чувствами связи с природой через эту работу с другими людьми или просто наблюдая замечательные и прекрасные вещи, которые я открываю для себя в лесу или во дворе своего дома.

Примечание: Работы Дианы можно увидеть на ее сайте www. dianasudyka.com и в Инстаграм https://www. instagram. com/ tinyaviary/

Интервью взяла:

Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)

Ссылка для цитирования • ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••в ^^

Дворникова А.В. Избранные художники: интервью с Дианой Судикой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova A.V. Featured artists: interview with Diana Sudyka // Ecopoiesis: Eco-Human "tteory and Practice. — 2020. — Vol.1, №2. — URL: http://ecopoiesis.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.