Научная статья на тему 'РЕПОРТАЖ О ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»'

РЕПОРТАЖ О ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕПОРТАЖ О ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»»

DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-155-163

РЕПОРТАЖ О ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Проведение 8-9 августа 2020 г. международной научно-практической онлайн конференции «Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы» является важным событием в российской и мировой арт-терапии, а также терапии искусством/ экспрессивной терапии в целом (включая, наряду с арт-терапией, также дра-матерапию, танцевально-двигательную терапию, музыкальную терапию, полимодальную терапию выразительными искусствами, креативную повествовательную терапию). Конференция отражает активное развитие экологического направления в арт-терапии, терапии искусством в его тесной связи с экологическим движением, экотерапией, экопсихологи-ей, экологическим образованием, «зеленым» искусством. Хотя все больше специалистов в сфере терапии искусством обращают внимание на терапевтический потенциал взаимодействия с разными видами сред, в частности, с природной средой, до последнего времени экологическая арт-терапия не была сколь-либо последовательно и весомо представлена на международной арене. Ранее не было проведено ни одного крупного научно-практического форума по данному направлению.

Экологическая арт-терапия, экологическая терапия искусством в целом являются сравнительно новым явлением, вызывающим разночтения. В частности, зачастую к таким терапиям относят любые формы лечебно-профилактической, оздоровительной практики, которые используют целебные возможности природной среды и взаимодействия с природными объектами. Однако этого недостаточно, чтобы рассматривать их как связанные с экологическим подходом. Наряду с другими задачами, конференция решала задачу уточнения границ и основного содержания

данного направления, его принципов и отличий от внешне схожих с ним форм работы.

Важной задачей конференции также являлось объединение специалистов разных стран, использующих разные виды субъект-средовых взаимодействий в медицине, образовании и социальной работе с целью оздоровления и развития человеческого потенциала, экологического образования (образования в интересах устойчивого развития), гармонизации отношений человека с природной средой. Организаторы конференции рассчитывали, что международный состав участников поддержит межкультурный диалог и актуализирует экологические основы традиционных культур и практик оздоровления и, тем самым, позволит увидеть предпосылки экологического направления в терапии искусством, существующие в разных регионах планеты, связанные со спецификой местных культур и экосистем.

Одним из значимых факторов развития экологического направления в терапии искусством является растущее понимания значительного здоровьесберегающего потенциала определенных форм субъект-средовых взаимодействий, прежде всего, связанных с творческой активностью и использованием разных видов искусств. Спектр инновационных подходов, основанных на субъект-средовых взаимодействиях с разными видами окружающей среды и используемых в медицине, образовании и социальной сфере на основе применения искусства и доступных видов творческой активности постепенно расширяется. Однако они остаются плохо известными большинству специалистов, в частности, занимающихся вопросами психического здоровья и экологического образования (образования в интересах устойчивого развития).

За последние два с лишним десятилетия был проведен большой объем исследований, подтверждающих разнообразные лечебно-профилактические эффекты таких взаимодействий. Это было связано, прежде всего, в экопсихологическими исследованиями и формированием теоретической базы экопсихологии, что позволяет рассматривать ее сейчас в качестве фундаментальной науки, располагающей солидной доказательной базой.

Другим важнейшим фактором развития экологического направления в терапии искусством является экологическое движение, вызванное негативными последствиями хозяйственной деятельности человека и направленное не только на изменение форм такой деятельности и подходов к использованию природных ресурсов, но и на изменение экологического сознания и ценностей. Очевидно, что экологические проблемы регионального и глобального масштабов не могут быть решены только путем реализации природоохранных мероприятий и принятия соответствующих законов, но требует изменения позиции людей по отношению к жизненной среде, миру природы с антропоцентрической на экоцентрическую и природоцентрическую. В последние годы решение экологических проблем согласовывается с принятой ООН программой устойчивого развития.

Искусству может быть отведена особая роль в формировании экологического сознания, изменении субъективного отношения людей к природе. Оно может стать фактором становления экоцентрического или приро-доцентрического экологического сознания, составляющего альтернативу более привычному антропоцентрическому экологическому сознанию, ставящему во главу угла интересы человека и обусловливающему утилитарно-потребительскую позицию в его отношениях с ней. Экоцентрическое и природоцентри-ческое экологическое сознание, поддерживаемое современным экологически-ориентированным искусством, характеризуются субъектно-этической позицией в отношениях человека с миром природы, ее одушевлением, восприятием в качестве субъекта, проявлением человеком способности к сопереживанию, эмпатии в отношениях с природными объектами и идентификацией с ними, а также

способностью к рефлексии своего поведения и опыта взаимодействия с природной средой.

Развитие экологической арт-терапии и терапии искусством в целом связано с расширением набора средств и видов творческой экспрессии, использованием природных сред и объектов (часто также воспринимаемых как субъекты), художественно-эстетическим освоением природного ландшафта, жизненной среды.

Она также допускает сочетание разных форм изобразительной и иной творческой средовой активности с теми формами работы, которые свойственны разным направлениям экотера-пии — садовой терапии или гарденотерапии, терапии погружением в природную среду, терапии на основе восстановления природной среды, терапии с участием животных — ани-малотерапии и других.

Хотя использование целебных факторов природной среды известно издревле, в экологической арт-терапии оно осуществляется на новой идейной основе, характеризуется иной системой представлений о человеке и его отношениях с миром природы, механизмах и направленности творческой деятельности, функциях искусства, факторах и условиях оздоровления, а также специфическими средствами и технологиями работы.

Заявленный в процессе подготовки конференции спектр тем был весьма широк и включал следующие основные темы:

• влияние экологического движения на развитие арт-терапии,

• современная арт-терапия и экологическая эстетика, искусство среды, эко-арт,

• социальная справедливость и экологическая арт-терапия,

• использование экологической арт-терапии в медицине, образовании, социальной сфере,

• экологическая арт-терапия в работе с детьми и подростками, семьями и сообществами, людьми пожилого и преклонного возраста,

• экологическая арт-терапия и перинатальная психология,

• экологическая арт-терапия и связанные со стрессом, посттравматические расстройства,

• экологическая арт-терапия в лечении и профилактике соматических

заболеваний и психосоматических расстройств,

• экологические основы традиционных культур и традиционных практик оздоровления,

• использование экологической арт-терапии и арт-педагогики для экологического воспитания и развития экологического сознания.

• ландшафтная музыкальная терапия, драматерапия (ландшафтный театр), полимодальная терапия искусством, танцевально-двигательная терапия в природной среде,

• современные цифровые технологии и медиа (фотография, видео и др.) в практике экологической арт-терапии,

• интеграция арт-терапии и анимало-терапии, гарденотерапии и других направлений современной экотерапии,

• новые концепции и модели терапевтической среды

Организаторами конференции выступили:

• Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»,

• журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»,

• Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования

• Международная школа арт-терапии (Москва)

Партнеры конференции:

• Институт Пратта, отделение креативных терапий искусством (Нью-Йорк),

• Европейская школа последипломного образования (Саас-Фе, Швейцария),

• Калифорнийский колледж искусств, Лаборатория архитектурной экологии (Сан-Франциско, США),

• Флоридский государственный университет, факультет художественного образования (Талахасси, шт. Флорида, США),

• Ecología Youth Trust (Шотландия),

• Институт практической психологии «Иматон» (СПб, РФ)

• Ассоциация интермодальной терапии искусством (Москва, РФ)

• Ассоциация танцевально-двигательной терапии (Москва, РФ)

• Портал «Медицинская психология в России» (Ярославль, РФ)

В конференции приняли участие около ста специалистов в области терапии искусством, психологии, психотерапии, образования, художники, дизайнеры, студенты и аспиранты, в основном те, кто осваивает или уже использует лечебно-профилактические, реабилитационные, воспитательные и социализирующие возможности искусства в его единстве с природной средой. Среди докладчиков и ведущих мастер-классов были представители шести стран — России, США, Канады, Германии, Украины и Великобритании. Весьма значительным было общее количество зарубежных участников конференции, выступающих в качестве слушателей, а также спектр представляемых ими стран и регионов планеты — Канада, США, Перу, Индия, Турция, Китай.

Программа первого дня конференции 8 августа состояла из линейки пленарных докладов и множества мастер- классов, идущих в трех параллелях, и семи докладов и трех практических семинаров зарубежных специалистов во второй день конференции 9 августа.

Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратился Шон Мак-Нифф — автор книг «Воображение в действии: секреты раскрытия творческого самовыражения», «Доверься процессу: руководство художника по отпусканию», «Искусство лечит», «Искусство как лекарство», «Интеграция искусств в терапии», оказавший значительное влияние на развитие арт-терапии в разных странах мира, один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный член Американской арт-терапевтической ассоциации, почетный профессор Университета Лесли (Кембридж, шт. Массачусетс, США).

Он от всего сердца поддержал инициативу проведения этой конференции и признал ее «самым важным вкладом в будущее терапий искусством», заявив, что специалистам в сфере терапий искусством действительно нужна новая парадигма, основанная на новой глубинной психологии природы и новой глубинной психологии искусства, то есть такой психологии, которая находится в согласии с природой. По мнению МакНиффа, «...центральная идея этой конференции—признание

природы как участника всех ситуаций, в которые мы вовлечены как художники, психотерапевты и личности. И это возможно везде — и на природе, и на улицах городов, в студии, даже в самых сложных ситуациях, а не только посреди красивых природных ландшафтов», позволяя творить вместе с природой и привносить тем самым целебное начало творческого самовыражения в повседневность, где бы мы ни оказались.

Пленарные доклады обозначали содержание и границы основного предмета — экологической арт-терапии, терапии искусством — как развивающихся на основе междисциплинарной интеграции философских, психологических, медицинских, антропологических и экологических представлений в их единстве с искусством. Это было, в частности, связано с тем, что докладчики — представители России (А.И. Копытин и С.В. Алексеев), Соединенных Штатов Америки (Л.К. Робертс и К. Фальер) и Канады (С. Левин), за счет своих разных профессиональных позиций (медицины, психологии, педагогики, философии, литературы, дизайна и архитектуры) и культурного опыта смогли обозначить широкую полидисциплинарную основу экологической арт-терапии, сочетающей в себе экологическую и гуманитарную составляющие.

В докладе А.И. Копытина «Экологическая арт-терапия и смена парадигм: что могут сделать арт-терапевты перед лицом новых глобальных вызовов» представлены ключевые принципы и теоретические положения экологической арт-терапии в текущей ситуации экологического кризиса и оформления экогу-манитарной парадигмы. Рассмотрены связи формирующейся экогуманитарной парадигмы с глубинной экологией и экофилософией, особая роль искусства и творческой активности в развитии отношений человека с жизненной средой, с целью оздоровления людей и их жизненной среды, развития экологического сознания, решения задач устойчивого развития.

В выступлении Стивена Левина, доктора философии, заслуженного профессора Йоркского университета в Торонто, декана докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской школе последипломного образования в Швейцария, основателя Международной ассоциации выразительных

искусств (IEATA) и Института креативности в Торонто, «Путь поэзиса: экопоэзис, ву-вэй и ненасилие» рассмотрены три принципиально разные позиции в отношениях человека с миром природы — инструментальная (антропоцентрическая), романтическая и поэз-ная (экопоэзная), знаменующая собой более экологичных способ построения отношений с миром природы. Для обоснования последней как обозначающей оптимальный путь развития цивилизации в эпоху антропоцена докладчиком использованы представления философии даосизма, Ф. Ницше, М. Хайдегге-ра и собственная авторская концепция творческой деятельности как средовой творческой активности человека.

Обозначая мультикультурные основы концепции экопоэзиса как пути гармонизации отношений человека с жизненной средой, докладчик обратился к даосскому понятию ву-вэй, которое подразумевает не пассивность, а ненасильственный подход к восприятию различных форм природной жизни, который уважает целостность другого. Понятие ву-вэй рассмотрено через призму философского понятия поэзиса, обозначающего творческую природу человека, который творчески реагирует на окружающую среду, раскрывая заложенные в ней потенциалы. Понятия ву-вэй и поэзиса (экопоэзиса) рассмотрены как емкие философские категории, с помощью которых может быть обоснована альтернативная система отношений человека с миром природы, противостоящая доминирующему в настоящее время в эпоху антропоцена отношению человека к природе, основанному на насилии. Понятия ву-вэй и поэзиса (экопоэзиса) была также привлечены докладчиком при рассмотрении психотерапевтического процесса. Проведены параллели между разными моделями отношений психотерапевта с клиентом и индивида — с жизненной средой.

Совместный доклад Лэсли Кэрол Робертс — писателя, журналиста, профессора, руководителя программы литературного творчества, сотрудника Лаборатории архитектурной экологии Калифорнийского колледжа искусств (Сан-Франциско, США) и Кристофера Фа-льера — доцента, преподавателя Лаборатории архитектурной экологии Калифорнийского колледжа искусств, руководителя лаборатории ULA Design в Университете Беркли, «Экопоэзис как праксис современности.

Как мы сейчас слышим: звуки, языки, среда» был посвящен мероприятиям, проведенным в течение 2019-2020 гг. в рамках проекта «Экопоэзис» сотрудниками лаборатории архитектурной экологии. Проект является междисциплинарной исследовательской инициативой, направленной на изучение меняющегося философского и онтологического контекста отношений человека с жизненной средой, поддержку экологического повествования на стыке искусства, гуманитарных наук и дизайна. В докладе пояснен генезис проекта и описаны его первые два мероприятия — неформальная встреча представителей разных научных дисциплин в 2019 году и создание звуковой и художественной инсталляции в 2020 г. «Как мы сейчас слышим», отражающей экологическую ситуацию и состояние людей на пике пандемии.

Каждый участник проекта создал звуковую запись своего окружения 22 апреля 2020 года, в день празднования пятидесятой годовщины Дня Земли, и представил описание экологических или культурных явлений. Аудиозаписи и описания окружающей среды объединены в многоуровневый поток звука и текста, визуальный и звуковой ландшафт экологических наблюдений, собранных в это уникальное время. Индивидуальные вклады объединяются вместе с визуализацией сейсмических данных, собранных 22 апреля, и представляющих параллельную геологическую активность, происходящую в масштабе планеты.

Доклад «Экогуманитарный подход в науке и образовании» доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академика Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), академика Российской экологической академии (РЭА), Сергея Владимировича Алексеева представлял собой попытку теоретического осмысления необходимости «озеленения» и гуманитаризации науки и образования в контексте глобальных социокультурных вызовов. Была рассмотрена проблема интеграции экологии, медицины, психологии, педагогики и искусства для становления экосистемы образования будущего (образовательной

экосистемы). Определены основания реализации принципов целостности (единства) и дополнительности указанных научных направлений и сфер образования для функционирования системы развития человека. Рассмотрены единство и дополнительность арт-терапии и арт-педагогики как интегра-тивных областей науки и образовательной практики. Обозначены перспективные направления системной интеграции естественных и гуманитарных наук в формировании экологической культуры человека 21 века.

Проходящие затем в трех параллелях девять мастер-классов включали теоретическое обоснование и элементы практической работы, связанные с разнообразными видами экологически-ориентированной деятельности специалистов разных направлений терапии искусством. На нескольких мастер-классах обсуждались и демонстрировались возможности создания художественной продукции с использованием разных природных материалов — растений, глины, песка, камней и других, а также практика создания пейзажей или использования готовых пейзажных образов в качестве проективного средства в деятельности арт-терапевтов и других помогающих специалистов. Это было, в частности, показано на мастер-классах Яросла-вовой Виктории «Использование пейзажной живописи в онлайн-арт-терапии: ландшафт детско-родительских отношений в контексте сепарации», Дворниковой Александры «Эстетика гербария. Что растения могут рассказать о нас?», Шарафиевой Лилии «Природный ландшафт как место встречи с собой и значимым другим», Сидоровой Варвары «Поэзия камней: натур-ориентированная терапия экспрессивными искусствами», Ивженко Инны «Мандала сезонов души и тела».

Использование полимодального подхода в экологической терапии искусством, в частности, предполагающего использование движения и танца, поэзии и повествовательной активности, музыкальной экспрессии в форме голосовых практик было показано на мастер-классах Грейселн Чунг-Ян Лау «Земля моего тела, вода моей крови: деколонизация нашей сущности», Кирилловой Александры «Дыхание природы. Наблюдение и празднование циклических изменений в природе в контексте терапевтических голосовых практик», Лебедевой Людмилы «Модель

эко-арт-терапевтической сессии онлайн: проективные стимулы и природные ресурсные опоры».

На мастер классе Ольги Орнаты «Ленд-арт (современное искусство в ландшафте): возможности для экологической арт-терапии» был показан потенциал ленд-арта как способа художественного освоения пространства, катализатора «нахождения своего места в мире» не только в работе арт-терапевта с клиентом/ группой, но и в собственной личной художественной практике арт-терапевта. Мастер класс позволил глубже познакомиться с современным «искусством земли» и повысить художественную компетентность специалистам помогающих профессий.

Множество граней и форм современного искусства как проводника экологических ценностей и особого средства развития отношений человека с миром природы было показано на международной выставке, организованной на сайте конференции. На выставке были представлены работы десяти художников из России (Леонида Тишкова, Александры Дворниковой, Анны Амирхановой, Светланы Пастуховой, Ольги Орнаты), Соединенных Штатов Америки (Шона МакНиффа, Дианы Судики, Тиган Уайт, Джин Дэвис) и Великобритании (Беверли Э'Коурт). Разнообразие авторских стилей, техник и видов изобразительной деятельности было объединено общей направленностью творчества художников на культивирование альянса человека и мира природы, их умением тонко ее чувствовать и черпать в ней источники для исцеления и духовного роста.

Полвека назад развитие ленд-арта и искусства среды совпало с растущим экологическом сознанием. Это породило экологическое движение, формировало основы экологической политики на государственном и гражданском уровнях. В настоящее время искусство играет все более значимую роль в экологической повестке дня человечества. Сопровождая конференцию выставкой, организаторы и участники конференции, среди которых немало профессиональных художников, подчеркнули, сколь важную роль искусство как средство решения экологических проблем приобрело в настоящее время, и что современная экологическая арт-терапия не может рассматриваться вне стремительно развивающегося «зеленого» искусства.

Программа второго дня конференции 9 августа открылась выступлениями ключевых фигур российской экопсихологии и экологической психопедагогики. Панов Виктор Иванович — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экоп-сихологии развития и психодидактики Психологического института РАО, члена-корреспондента РАО, члена Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования — представил экопсихологическую гипотезу о природе психотравматических состояний. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики, она исходно рассматривается онтологически — как форма бытия, которая обретает реальность существования в виде психических феноменов в процессах взаимодействия в системе отношений «индивид — окружающая среда». Согласно такому подходу, психическое состояние, как и любая форма бытия, представляет собой творческое событие (своего рода «поэзис»), которое в своем становлении должно пройти разные стадии целостного цикла. Прохождение этих стадий может быть затруднено вследствие нарушений в системе индивид-окружающая среда, обусловливая развитие психогенных нарушений адаптации и нарушений развития, а также формирование дисфункциональных механизмов адаптации, в частности, связанных с деструктивными формами взаимодействия человека с жизненной средой. В сообщении В.И. Панова, фактически рассмотрены основания нового понимания механизмов и ведущих факторов пато- и саногенеза, вытекающего из экосистемных представлений о природе психических состояний и экопси-хологии развития.

В докладе Ясвина Витольда Альбертовича, доктора психологических наук, профессора, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессора института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, члена Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования (Москва) «Опыт формирования отношения к природе», подчеркнута важная роль художественно-эстетического восприятия жизненной среды, связанного с формированием мыслеобразов как обеспечивающих

интеграцию когнитивных, сенсорных, эмоциональных и ценностно-смысловых аспектов опыта взаимодействия с миром природы. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам, связанные с феноменом их субъектификации.

Далее в двух линейках были представлены доклады зарубежных и российских специалистов. Эрик Пфейфер — зарегистрированный музыкальный терапевт, профессор факультета эстетики и коммуникаций, Католический университет прикладных наук Фрайбурга (Германия) — рассмотрел исторические и современные данные, касающиеся использования природы в психотерапии, в том числе, психотерапевтические прогулки на свежем воздухе, «зеленые» микро-брейки. Особое внимание он уделил средовой музыкальной терапии, представив результаты исследования эффектов средовой музыкальной терапии и влиянии тишины и природных фоновых звучаний.

Арт-терапевт, специализирующийся на экологической терапии, содействующей устойчивому развитию в работе с местными сообществами провинции Онтарио (Канада), аспирантка Арт-терапевтического института Кутенай Сара Уэст поделилась опытом использования технологии «Тройной спирали», которая обеспечивает сопровождение в процессе принятия решений и общественных консультаций по вопросам окружающей среды.

Лопухова Ольга Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета (Казань), и Газизов Каюм Касимович — клинический психолог, тренер-преподаватель верховой езды, Международный конноспортивный комплекс (Казань), рассмотрели эффект «морального последействия искусства» (впервые описанный Л.С. Выготским), связанный с творческой личностной активностью. По мысли Л.С. Выготского, погружение человека в творческий процесс является основным условием развития личности и источником сил для преодоления кризисной ситуации. Одним из положений экопсихологического подхода к развитию психики, разработанного В.И. Пановым и его коллегами, является понимание, что развитие психики и отношение к природе имеет

творческую основу, которая требует создания соответствующих образовательных и воспитательных условий. Докладчики рассмотрели арт-терапию и арт-педагогику как методы создания специфических средовых условий, не только способствующих развитию экологического сознания, но и формирующих личность, ее морально-ценностные основания и динамическую устойчивость, благодаря использованию определенных форм творческого взаимодействия с окружающей средой.

Заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета (Тверь) Шарафиева Лилия Раисовна в своем докладе рассмотрела опыт взаимодействия человека с природными материалами и объектами и ландшафтом в целом в процессе занятий экологической арт-терапией, обозначая их как «дары природы». Каждый дар представлен с точки зрения его природных свойств, художественной выразительности образа и символического значения.

В докладе Лебедева Алексея Анатольевича — врача-психотерапевта психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, старшего преподавателя кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (Волгоград) — представлен опыт применения средового (экологического) подхода в процессе клинической системной арт-терапии (КСАТ) пациентов с пограничными психическими расстройствами. Работа предполагала использование найденных природных и неприродных объектов и фотографирования среды. Рассмотрены терапевтические механизмы экологического подхода, их качественное своеобразие и роль в оптимизации и повышении эффективности лечебно-реабилитационной программы КСАТ, с учетом личностных особенностей пациентов, групповой динамики и условий лечения.

Большая часть времени второго дня конференции отводилась на семинары трех зарубежных специалистов в области экологической арт-терапии — Беверли Э'Коурт, работающей на базе Финдхорн Фонда (Шотландия, Великобритания), Мэдлин Руг — доцента Университета Св. Григория в Шони и адъюнкт-профессора Института Пратта (Нью-Йорк), и Джин Дэвис — профессора кафедры терапии искусством Института Пратта (Нью-Йорк).

На семинаре Беверли Э'Коурт было показано как может развиваться и проявляться чувство нежности и бережное отношение к природе, в том числе, понимаемой как часть собственной телесной основы индивида, в условиях экологической арт-терапии. Практическая часть занятия была связана с созданием серии рисунков и нарративов на основе телесноори-ентированных упражнений, включающих медитацию, сканирование телесных ощущений и аутентичное движение.

Семинар Мэдлин Руг состоял из двух переходящих друг в друга частей и позволял получить представление о базовых практиках, принципах и философии природоцентриро-ванной арт-терапии. В первой части семинара был показан процесс выбора и организации места для пребывания на природе как важнейшего условия переживания безопасности и связи с природной средой. Также показана последующая созерцательная и художественно-творческая практика взаимодействия с выбранной природной средой и ее объектами. В ходе второй части семинара была продемонстрирована «техника рисования прикосновениями», выступающая инструментом настройки на среду и внутренние процессы тела и психики. Пояснены направленность и психологические механизмы такой практики, сопровождающейся эффектами полисенсорной стимуляции, изменениями восприятия среды и активацией творческого воображения как важных предпосылок изменения отношения к природе и развития экологического сознания. Техника рисования прикосновениями в условиях природоцен-трированой арт-терапии представляет собой интуитивный рисунок, форму монопечати, и требует высокого уровня чувствительности к среде. Благодаря этому мир природы начинает «говорить» на языке искусства, и процесс изобразительный деятельности становится формой поддержки резонанса человека с миром природы.

Семинар Джин Дэвис был посвящен рисованию природных объектов, с которыми участники занятия встречались во время прогулки и исследования среды. Показано, как подобная практика позволяет установить более глубокую, чем в обычных условиях, связь с жизненной средой, раскрывая и поддерживая психические состояния и формируя определенные личностные качества индивида.

Практика рисования природных объектов была проиллюстрирована клиническим примером.

Первая международная научно-практическая онлайн конференция "Экологическая арт-терапия: международные и мультикуль-турные перспективы" явилась заметным событием в развитии российской и мировой арт-терапии, привлекла внимание к данному направлению и помогла обозначить ее основные идейные, ценностные и теоретические предпосылки и принципы, показать особенности ее методик и областей практического применения. Она заставила задуматься, какую роль экологическая арт-терапия, терапия искусством в целом играют в решении задач сохранения здоровья человека в тесной связи с заботой о благополучии мира природы и глобальной экосистемы, в развитии экологического сознания и поддержке природосоо-бразного образа жизни.

Одним из важных результатов конференции явилось также то, что она позволила объединить представителей экологического направления в терапии искусством, выработать общую повестку дня для ее дальнейшего развития, создать международную сеть единомышленников — не только арт-терапевтов, но и экопсихологов, представителей экологической психопедагогики и педагогики в интересах устойчивого развития, экотерапевтов и экологически-ориентированных художников и дизайнеров среды. Она укрепила межкультурные связи экологического движения в арт-терапевтической среде и актуализировала запрос на создание образовательных программ со специализацией по направлению экологической, природоцентрированной арт-терапии и терапии искусством.

Конференция показала не только активное развитие экологической терапии искусством и ее возрастающее внедрение в медицинскую и психологическую практику, образование и социальную сферу, но и определенные проблемы и дефициты, касающиеся теоретических и практических аспектов, требующие более активной работы по их преодолению. Что касается теории экокологической арт-терапии и терапии искусством в целом, то несмотря на произошедшее за последние годы оформление основ их методологии, связанной, прежде всего, с привлечением представлений экогуманитарного подхода,

экопсихологии и экологической психопедагогики, многие вопросы ее теории и методологии остаются недостаточно разработанными. Это, в частности, касается структуры и динамики формирования личностных характеристик, связанных с концепцией экологической идентичности и ее развитием в онтогенезе; роли средовой творческой активности и субъ-ект-порождающего взаимодействия (В.И. Панов) индивида с разными компонентами жизненной среды в этом процессе; факторов и механизмов пато- и саногенеза, рассматриваемых с точки зрения экосистемных, эко-гуманитарных представлений. Весьма слабо на конференции были представлены вопросы институциональной и макросоциальной динамики, касающейся экологических представлений и ценностей, и ее опосредованно-стью дискурсивными, репрезентативными системами, связанными, в частности, с искусством и СМИ, а также вопросы влияния культуры на формирование экологической идентичности. Данные социологические (социально-психологические) аспекты экогума-нитарных исследований крайне слабо пока представлен как в российской, так и зарубежной литературе.

Оставляет желать лучшего уровень разработки технологий экологической арт-терапии (терапии искусством). Большинство практических форм работы, представленных на мастер-классах, пока не может рассматриваться как технологии в силу их недостаточной обоснованности с точки зрения психологии

(экопсихологии), педагогики или медицины, а также отсутствия доказательной базы. Во многих случаях представляемые виды деятельности могут быть отнесены к оригинальным эмпирическим находкам, являющимся адаптацией известных психологических и культурных практик.

Анализ обратной связи от участников конференции позволяет признать, что они считают перспективным развитие экологической арт-терапии и арт-педагогики в их тесной связи с экотерапией, экопсихологичей развития, экологической психопедагогикой и экологическим образованием (образованием в интересах устойчивого развития) и экологически-ориентированным искусством.

В обратной связи прозвучали предложения организовать программу дополнительного образования по экологической арт-терапии, по возможности, с международным составом ведущих, что способствовало бы развитию методического обеспечения и распространению лучших достижений в этой области.

Также высказаны предложения сделать конференцию ежегодным мероприятием.

Репортаж подготовил: Копытин Александр Иванович

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Ссылка для цитирования

Копытин А.И. Репортаж о первой международной научно-практической онлайн конференции "Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы" 8-9 августа 2020 г. // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Kopytin A. Conference review: "Ecological/Earth-based arts therapies: international and multicultural perspectives // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. - 2021. — Vol.2, №1. [open access internet journal]. — URL: http:// ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.