Научная статья на тему 'РЕПОРТАЖ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»'

РЕПОРТАЖ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ПРИРОДОЦЕНТРИРОВАННАЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ / ЭКОПСИХОЛОГИЯ / ЭКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытин Александр Иванович

Представлен репортаж о первой международной научно-практической конференции по экологической арт-терапии. Конференция носит междисциплинарный характер, отражает активное развитие экологического направления в арт-терапии в его тесной связи с экологическим движением, экотерапией, экопсихологией, экологическим образованием (образованием в интересах устойчивого развития), «зеленым» искусством. Репортаж отражает актуальное состояние и задачи развития данного инновационного подхода, имеющего значительный потенциал для сохранения здоровья населения, развития экологической культуры и экологического сознания в тесной связи с задачей сохранения благополучия окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORT ON THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL ONLINE CONFERENCE “ECOLOGICAL ART THERAPY: INTERNATIONAL AND CULTURAL PROSPECTS”

The article reports on the first international scientific and practical conference on ecological art therapy. The conference has an interdisciplinary character and reflects active development of the ecological direction in art therapy in its close connection with the ecology movement, ecotherapy, ecopsychology, environmental education (education for sustainable development) and “green” art. The report reflects the current state and development objectives of this innovative approach, which has significant potential for preserving health of the population, developing ecological culture and ecological awareness in close connection with the problem of preserving well-being of the environment.

Текст научной работы на тему «РЕПОРТАЖ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 86-93

Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 1 (37), рр. 86-93

Материалы конференции

ht1ps://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-1 -86-93

Репортаж о международной научно-практической онлайн-конференции «Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы»

А. И. Копытин

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Россия, 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11/13

Копытин Александр Иванович, доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии, alkopytin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3366-5167

Аннотация. Представлен репортаж о первой международной научно-практической конференции по экологической арт-терапии. Конференция носит междисциплинарный характер, отражает активное развитие экологического направления в арт-терапии в его тесной связи с экологическим движением, экотерапией, экопсихологией, экологическим образованием (образованием в интересах устойчивого развития), «зеленым» искусством. Репортаж отражает актуальное состояние и задачи развития данного инновационного подхода, имеющего значительный потенциал для сохранения здоровья населения, развития экологической культуры и экологического сознания в тесной связи с задачей сохранения благополучия окружающей среды.

Ключевые слова: арт-терапия, природоцентрированная, экологическая, экопсихология, экотерапия

Для цитирования: Копытин А. И. Репортаж о международной научно-практической онлайн-конференции «Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 86-93. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2021 -10-1 -86-93

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Proceedings

https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-1 -86-93

Report on the International scientific and practical online conference "Ecological art therapy: International and cultural prospects"

Alexander I. Kopytin

St. Petersburg Academy of Post-Graduate Pedagogical Education, 11/13 Lomonosova St., St. Petersburg 191002, Russia

Alexander I. Kopytin, https://orcid.org/0000-0003-3366-5167, alkopytin@rambler.ru

Abstract. The article reports on the first international scientific and practical conference on ecological art therapy. The conference has an interdisciplinary character and reflects active development of the ecological direction in art therapy in its close connection with the ecology movement,

ecotherapy, ecopsychology, environmental education (education for sustainable development) and "green" art. The report reflects the current state and development objectives of this innovative approach, which has significant potential for preserving health of the population, developing ecological culture and ecological awareness in close connection with the problem of preserving well-being of the environment. Keywords: art therapy, nature-centered, ecological, ecopsychology, ecotherapy

For citation: Alexander I. Kopytin. Report on the International scientific and practical online conference "Ecological art therapy: International and cultural prospects". Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 1 (37), pp. 86-93 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-86-93 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Проведение 8-9 августа 2020 г. международной научно-практической онлайн-конференции «Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы» является важным событием в российской и мировой арт-терапии. Конференция отражает активное развитие экологического направления в арт-терапии в его тесной связи с экологическим движением, экотерапией, экопсихологией, экологическим образованием, «зеленым» искусством. Хотя все больше специалистов в сфере арт-терапии обращают внимание на оздоровительный потенциал взаимодействия с разными видами сред, в частности с природной средой, до последнего времени экологическая арт-терапия не была сколько-нибудь последовательно и весомо представлена на международной арене. Ранее не было проведено ни одного крупного научно-практического форума по данному направлению.

Экологическая арт-терапия представляет собой сравнительно новое явление, вызывающее разночтения. В частности, к ней зачастую относят любые формы лечебно-профилактической, оздоровительной практики с использованием целебных возможностей природной среды и взаимодействия с природными объектами. Однако этого недостаточно, чтобы рассматривать их как связанные с экологическим подходом. Наряду с другими задачами конференция решала задачу уточнения границ и основного содержания данного направления, его принципов и отличий от внешне схожих с ним форм работы.

Важной задачей конференции также являлось объединение специалистов из разных стран, использующих разные виды субъект-средового взаимодействия в медицине, образовании и социальной работе с целью оздоровления и развития человеческого потенциала, экологического образования (образования в интересах устойчивого развития). Организаторы конференции рассчитывали, что интернациональный состав участников поддержит межкультурный диалог и актуализирует экологические основы традиционных культур и практик оздоровления и тем самым позволит увидеть предпосылки экологического направления в арт-терапии, существующие в разных регионах планеты, связанные со спецификой местных культур и экосистем.

Одним из значимых факторов развития экологического направления в арт-терапии является

растущее понимание значительного здоровье-сберегающего потенциала определенных форм субъект-средового взаимодействия, прежде всего связанных с творческой активностью и использованием разных видов искусства. Спектр инновационных подходов, основанных на субъ-ект-средовом взаимодействии с разными видами окружающей среды, используемых в медицине, образовании и социальной сфере на основе применения искусства и доступных видов творческой активности, постепенно расширяется. Однако они остаются мало известными большинству специалистов, в частности занимающихся вопросами психического здоровья и экологического образования (образования в интересах устойчивого развития).

За последние два с лишним десятилетия был проведен большой объем исследований, подтверждающих разнообразные лечебно-профилактические эффекты такого взаимодействия. Это было связано прежде всего с экопсихоло-гическими исследованиями и формированием теоретической базы экопсихологии, что позволяет рассматривать ее сейчас в качестве фундаментальной науки, располагающей солидной доказательной базой.

Другим важнейшим фактором развития экологического направления в терапии искусством является экологическое движение, выступающее против негативных последствий хозяйственной деятельности человека и направленное на изменение не только форм такой деятельности и подходов к использованию природных ресурсов, но и экологического сознания и ценностей. Очевидно, что экологические проблемы регионального и глобального масштаба не могут быть решены только путем реализации природоохранных мероприятий и принятия соответствующих законов - требуется изменение позиции людей по отношению к жизненной среде, миру природы с антропоцентрической на экоцентрическкую и при-родоцентрическую. В последние годы решение экологических проблем согласовывается с принятой ООН программой устойчивого развития.

Искусству может быть отведена особая роль в формировании экологического сознания, изменении субъективного отношения людей к природе. Оно может стать фактором становления экоцен-трического или природоцентрического экологического сознания, составляющего альтернативу

более привычному антропоцентрическому экологическому сознанию, ставящему во главу угла интересы человека в его отношениях с природой и обусловливающему утилитарно-потребительскую позицию в его отношениях с ней. Экоцен-трическое и природоцентрическое экологическое сознание характеризуется субъектно-этической позицией в отношениях человека с миром природы, ее одушевлением, восприятием в качестве субъекта, проявлением человеком способности к сопереживанию, эмпатии в отношениях с природными объектами и идентификацией с ними, а также способностью к рефлексии своего поведения и опыта взаимодействия с природной средой.

Развитие экологической арт-терапии связано с расширением набора средств и видов творческой экспрессии, использованием природных сред и объектов, художественно-эстетическим освоением жизненной среды. Она также допускает сочетание разных форм изобразительной и иной творческой средовой активности с теми формами работы, которые свойственны разным направлениям эко-терапии - садовой терапии, или гарденотерапии, терапии погружением в природную среду, терапии на основе восстановления природной среды, терапии с участием животных - анималотерапии - и др.

Хотя использование оздоровительных факторов природной среды известно издревле, в экологической арт-терапии оно осуществляется на новой идейной основе, характеризуется иной системой представлений о человеке и его отношениях с миром природы, механизмах и направленности творческой деятельности, функциях искусства, факторах и условиях оздоровления, а также специфическими средствами и технологиями работы.

Заявленный в процессе подготовки конференции спектр тем был весьма широк и включал следующие основные темы:

• влияние экологического движения на развитие арт-терапии;

• современная арт-терапия и экологическая эстетика, искусство среды, эко-арт;

• социальная справедливость и экологическая арт-терапия;

• использование экологической арт-терапии в медицине, образовании, социальной сфере;

• экологическая арт-терапия в работе с детьми и подростками, семьей и сообществами, людьми пожилого и преклонного возраста;

• экологическая арт-терапия и перинатальная психология;

• экологическая арт-терапия и связанные со стрессом посттравматические расстройства;

• экологическая арт-терапия в лечении и профилактике соматических заболеваний и психосоматических расстройств;

• экологические основы традиционных культур и традиционных практик оздоровления;

• использование экологической арт-терапии и арт-педагогики для экологического воспитания и развития экологического сознания;

• современные цифровые технологии и медиа (фотография, видео и др.) в практике экологической арт-терапии;

• интеграция арт-терапии и анималотерапии, гарденотерапии и других направлений современной экотерапии;

• новые концепции и модели терапевтической среды.

Организаторами конференции выступили:

• Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»;

• журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»;

• Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»;

• Международная школа арт-терапии (Москва).

Партнеры конференции:

• Институт Пратта, отделение креативных терапий искусством (Нью-Йорк, США);

• Европейская школа последипломного образования (Саас-Фе, Швейцария);

• Калифорнийский колледж искусств, Лаборатория архитектурной экологии (Сан-Франциско. США);

• Флоридский государственный университет, факультет художественного образования (Талахасси, штат Флорида, США);

• Ecología Youth Trust (Шотландия);

• Институт практической психологии « Има-тон» (Санкт-Петербург, Россия);

• Ассоциация интермодальной терапии искусством (Москва, Россия);

• Ассоциация танцевально-двигательной терапии (Москва, Россия);

• Портал «Медицинская психология в России» (Ярославль, Россия).

В конференции приняли участие около ста специалистов в области арт-терапии, психологии, психотерапии, образования, художники, дизайнеры, студенты и аспиранты, в основном те, кто осваивает или уже использует лечебно-профилактические, реабилитационные, воспитательные и социализирующие возможности искусства в его единстве с природной средой. Среди докладчиков и ведущих мастер-классов были представители шести стран - России, США, Канады, Германии, Украины и Великобритании. Весьма значительными были общее количество зарубежных участников конференции, выступающих в качестве слушателей, а также спектр представляемых ими стран и регионов планеты - Канада, США, Перу, Индия, Турция, Китай.

Программа первого дня конференции 8 августа состояла из линейки пленарных докладов и множества мастер-классов, идущих в трех параллелях, и семи докладов и трех практических семинаров зарубежных специалистов во второй день конференции, 9 августа.

Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратился Шон Мак-Нифф - автор книг «Воображение в действии: секреты раскрытия творческого самовыражения», «Доверься процессу: руководство художника по отпусканию», «Искусство лечит», «Искусство как лекарство», «Интеграция искусств в терапии», оказавший значительное влияние на развитие арт-терапии в разных странах мира, один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный член Американской арт-терапевтической ассоциации, почетный профессор Университета Лесли (Кембридж, штат Массачусетс, США).

Он от всего сердца поддержал инициативу проведения этой конференции и признал ее «самым важным вкладом в будущее арт-терапии», заявив, что специалистам в этой сфере действительно нужна новая парадигма, основанная на новой глубинной психологии природы и новой глубинной психологии искусства, т. е. такой психологии, которая находится в согласии с природой. По мнению МакНиффа, «...центральная идея этой конференции - признание природы как участника всех ситуаций, в которые мы вовлечены как художники, психотерапевты и личности. И это возможно везде - и на природе, и на улицах городов, в студии, даже в самых сложных ситуациях, а не только посреди красивых природных ландшафтов», позволяя творить вместе с природой и привносить тем самым целебное начало творческого самовыражения в повседневность, где бы мы ни оказались.

Пленарные доклады обозначали содержание и границы основного предмета - экологической арт-терапии как развивающейся на основе междисциплинарной интеграции философских, психологических, медицинских, антропологических и экологических представлений в их единстве с искусством. Это было, в частности, связано с тем, что докладчики - представители России (А. И. Копытин и С. В. Алексеев), Соединенных Штатов Америки (Л. К. Робертс и К. Фальер) и Канады (С. Левин) - за счет своих разных профессиональных позиций (медицины, психологии, педагогики, философии, литературы, дизайна и архитектуры) и культурного опыта смогли обозначить широкую полидисциплинарную основу экологической арт-терапии, сочетающей в себе экологическую и гуманитарную составляющие.

В докладе Александра Ивановича Копытина «Экологическая арт-терапия и смена парадигм: что могут сделать арт-терапевты перед лицом новых глобальных вызовов» представлены клю-

чевые принципы и теоретические положения экологической арт-терапии в текущей ситуации экологического кризиса и оформления полидисциплинарного экогуманитарного подхода. Рассмотрены связи экогуманитарного подхода с глубинной экологией и экофилософией, а также особая роль искусства и творческой активности для развития отношений человека с жизненной средой, оздоровления людей и их жизненной среды, развития экологического сознания, решения задач устойчивого развития.

В выступлении Стивена Левина (доктора философии, заслуженного профессора Йоркского университета в Торонто, декана докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской школе последипломного образования в Швейцарии, основателя Международной ассоциации выразительных искусств (1ЕАТА) и Института креативности в Торонто) «Путь поэзиса: эко-поэзис, ву-вэй и ненасилие» рассмотрены три принципиально разные позиции в отношениях человека с миром природы - инструментальная (антропоцентрическая), романтическая и поэзная (экопоэзная), знаменующая собой более экологичный способ построения отношений с миром природы. Для обоснования последней как обозначающей оптимальный путь развития цивилизации в эпоху антропоцена докладчиком использованы представления философии даосизма, Ф. Ницше, М. Хайдеггера и собственная авторская концепция творческой деятельности как средовой творческой активности человека.

Обозначая мультикультурные основы концепции экопоэзиса как пути гармонизации отношений человека с жизненной средой, докладчик обратился к даосскому понятию ву-вэй, подразумевающему не пассивность, а ненасильственный подход к восприятию разных форм природной жизни, который уважает целостность другого. Понятие ву-вэй рассмотрено через призму философского понятия поэзиса, обозначающего творческую природу человека, который творчески реагирует на окружающую среду, раскрывая заложенный в ней потенциал. Понятия ву-вэй и поэзиса (экопоэзиса) рассмотрены как емкие философские категории, с помощью которых может быть обоснована альтернативная система отношений человека с миром природы, противостоящая доминирующему в настоящее время, в эпоху антропоцена отношению человека к природе, основанному на насилии. Понятия ву-вэй и поэзиса (экопоэзиса) были также привлечены докладчиком при рассмотрении психотерапевтического процесса. Проведены параллели между разными моделями отношений психотерапевта с клиентом и индивида - с жизненной средой.

Совместный доклад Лэсли Кэрол Робертс -писателя, журналиста, профессора, руководителя программы литературного творчества, сотрудника

Лаборатории архитектурной экологии Калифорнийского колледжа искусств (Сан-Франциско, США) - и Кристофера Фальера - доцента, преподавателя Лаборатории архитектурной экологии Калифорнийского колледжа искусств, руководителя лаборатории ULA Design в Университете Беркли, - «Экопоэзис как праксис современности. Как мы сейчас слышим: звуки, языки, среда» был посвящен мероприятиям, проведенным в течение 2019-2020 гг. в рамках проекта «Экопо-эзис» сотрудниками Лаборатории архитектурной экологии. Проект является междисциплинарной исследовательской инициативой, направленной на изучение меняющегося философского и онтологического контекста отношений человека с жизненной средой, поддержку экологического повествования на стыке искусства, гуманитарных наук и дизайна. В докладе пояснен генезис проекта и описаны его первые два мероприятия - неформальная встреча в 2019 г. представителей разных научных дисциплин и создание в 2020 г. звуковой и художественной инсталляции «Как мы сейчас слышим», отражающей экологическую ситуацию и состояние людей на пике пандемии.

Каждый участник проекта создал звуковую запись своего окружения 22 апреля 2020 г., в день празднования пятидесятой годовщины Дня Земли, и представил описание экологических или культурных явлений, ассоциирующихся с аудиозаписью. Аудиозаписи и описание окружающей среды объединены в многоуровневый поток звука и текста, визуальный и звуковой ландшафт экологических наблюдений, собранных в это уникальное время. Индивидуальные вклады объединяются с визуализацией сейсмических данных, собранных 22 апреля и представляющих параллельную геологическую активность, происходящую в масштабе планеты.

Доклад «Экогуманитарный подход в науке и образовании» доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, академика Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), академика Российской экологической академии (РЭА) Сергея Владимировича Алексеева представлял собой попытку теоретического осмысления необходимости «озеленения» и гуманитаризации науки и образования в контексте глобальных социокультурных вызовов. Была рассмотрена проблема интеграции экологии, медицины, психологии, педагогики и искусства для становления экосистемы образования будущего (образовательной экосистемы). Определены основания реализации принципов целостности (единства) и дополнительности указанных на-

учных направлений и сфер образования для функционирования системы развития человека. Рассмотрены единство и дополнительность арт-терапии и арт-педагогики как интегративных областей науки и образовательной практики. Обозначены перспективные направления системной интеграции естественных и гуманитарных наук в формировании экологической культуры человека XXI в.

Проходящие затем в трех параллелях девять мастер-классов включали теоретическое обоснование и элементы практической работы, связанные с разнообразными видами экологически ориентированной деятельности специалистов разных направлений терапии искусством. На нескольких мастер-классах обсуждались и демонстрировались возможности создания художественной продукции с использованием разных природных материалов - растений, глины, песка, камней и др., а также практика создания пейзажей или использования готовых пейзажных образов в качестве проективного средства в деятельности арт-терапевтов и других помогающих специалистов.

Это было, в частности, показано на мастер-классах Виктории Ярославовой «Использование пейзажной живописи в онлайн-арт-терапии: ландшафт детско-родительских отношений в контексте сепарации», Александры Дворниковой «Эстетика гербария. Что растения могут рассказать о нас?», Лилии Шарафиевой «Природный ландшафт как место встречи с собой и значимым другим», Варвары Сидоровой «Поэзия камней: натур-ориенти-рованная терапия экспрессивными искусствами», Инны Ивженко «Мандала сезонов души и тела».

Использование полимодального подхода в экологической терапии искусством, в частности предполагающего использование движения и танца, поэзии и повествовательной активности, музыкальной экспрессии в форме голосовых практик, было показано на мастер-классах Грейселн Чунг-Ян Лау «Земля моего тела, вода моей крови: деколонизация нашей сущности», Александры Кирилловой «Дыхание природы. Наблюдение и празднование циклических изменений в природе в контексте терапевтических голосовых практик», Людмилы Лебедевой «Модель эко-арт-терапевтической сессии онлайн: проективные стимулы и природные ресурсные опоры».

На мастер-классе Ольги Орнаты «Ленд-арт: возможности для экологической арт-терапии» был показан потенциал ленд-арта как способа художественного освоения пространства, катализатора «нахождения своего места в мире» не только в работе арт-терапевта с клиентом / группой, но и в собственной личной художественной практике специалиста. Мастер-класс позволил глубже познакомиться с современным «искусством земли» и повысить художественную компетентность специалистам помогающих профессий.

Множество граней и форм современного искусства как проводника экологических ценностей и особого средства развития отношений человека с миром природы было показано на международной выставке, организованной на сайте конференции. На ней были представлены работы десяти художников из России (Леонида Тишкова, Александры Дворниковой, Анны Амирхановой, Светланы Пастуховой, Ольги Орнаты), Соединенных Штатов Америки (Шона МакНиффа, Дианы Судики, Тиган Уайт, Джин Дэвис) и Великобритании (Беверли Э'Коурт). Разнообразие авторских стилей, техники и видов изобразительной деятельности было объединено общей направленностью творчества художников на культивирование альянса человека и мира природы, их умением тонко ее чувствовать и находить в ней источники для исцеления и духовного роста.

Полвека назад развитие ленд-арта и искусства среды совпало с ростом экологического сознания. Это породило экологическое движение, формировало основы экологической политики на государственном и гражданском уровне. В настоящее время искусство играет все более значимую роль в экологической повестке дня человечества. Сопровождая конференцию выставкой, организаторы и участники конференции, среди которых немало профессиональных художников, подчеркнули важную роль искусства как средства обозначения и решения экологических проблем.

Программа второго дня конференции 9 августа открылась выступлениями ключевых фигур российской экопсихологии и экологической психопедагогики. Виктор Иванович Панов - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО, член-корреспондент РАО, член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования -представил экопсихологическую гипотезу о природе психотравматических состояний. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики, она исходно рассматривается онтологически -как форма бытия, которая обретает реальность существования в виде психических феноменов в процессах взаимодействия в системе отношений «индивид - окружающая среда». Согласно такому подходу психическое состояние, как и любая форма бытия, представляет собой творческое событие (своего рода поэзис), которое в своем становлении должно пройти разные стадии целостного цикла. Прохождение этих стадий может быть затруднено вследствие нарушений в системе «индивид - окружающая среда», обусловливая развитие психогенных нарушений адаптации и нарушений развития, а также формирование дисфункциональных механизмов адаптации, в частности связанных с деструктивными формами взаимодействия

человека с жизненной средой. В сообщении В. И. Панова фактически рассмотрены основания нового понимания механизмов и ведущих факторов пато- и саногенеза, вытекающего из экоси-стемных представлений о природе психических состояний и экопсихологии развития.

В докладе Витольда Альбертовича Ясвина, доктора психологических наук, профессора, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, члена Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования (Москва) - «Опыт формирования отношения к природе» подчеркнута важная роль художественно-эстетического восприятия жизненной среды, связанного с формированием мыслеобразов как обеспечивающих интеграцию когнитивных, сенсорных, эмоциональных и ценностно-смысловых аспектов опыта взаимодействия с миром природы. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам, связанные с феноменом их субъектификации.

Далее в двух линейках были представлены доклады зарубежных и российских специалистов. Эрик Пфейфер - зарегистрированный музыкальный терапевт, профессор факультета эстетики и коммуникаций (Католический университет прикладных наук Фрайбурга, Германия) - рассмотрел исторические и современные данные, касающиеся использования природы в психотерапии, в том числе психотерапевтические прогулки на свежем воздухе, «зеленые» микробрейки. Особое внимание он уделил средовой музыкальной терапии, представив результаты исследования эффектов средовой музыкальной терапии и влияния тишины и природного фонового звучания.

Арт-терапевт, специализирующийся на экологической терапии, содействующей устойчивому развитию в работе с местными сообществами коренных народов провинции Онтарио (Канада), аспирантка института Кутенай Сара Уэст поделилась опытом использования технологии «тройной спирали», которая обеспечивает сопровождение в процессе принятия решений и общественных консультаций по вопросам окружающей среды.

Ольга Геннадьевна Лопухова - кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета и Каюм Касимович Газизов - клинический психолог, тренер-преподаватель верховой езды (Международный конноспортивный комплекс, Казань) - рассмотрели эффект «морального последействия искусства», впервые описанный Л. С. Выготским и связанный с творческой личностной активностью. По мысли

Л. С. Выготского, погружение человека в творческий процесс является основным условием для развития личности и источником сил для преодоления кризисной ситуации. Одним из положений экопсихологического подхода к развитию психики, разработанного В. И. Пановым и его коллегами, является понимание, что развитие психики и отношение к природе имеет творческую основу, которая требует создания соответствующих образовательных и воспитательных условий. Докладчики рассмотрели арт-терапию и арт-педагогику как методы создания специфических средовых условий, не только способствующих развитию экологического сознания, но и формирующих личность, ее морально-ценностные основания и динамическую устойчивость благодаря использованию определенных форм творческого взаимодействия с окружающей средой.

Заведующая лабораторией эко-арт-терапии ботанического сада Тверского государственного университета Лилия Раисовна Шарафиева в своем докладе рассмотрела опыт взаимодействия человека с природными материалами и объектами и ландшафтом в целом в процессе занятий экологической арт-терапией, обозначая их как «дары природы». Каждый «дар» представлен с точки зрения его природных свойств, художественной выразительности образа и символического значения.

В докладе Алексея Анатольевича Лебедева -врача-психотерапевта психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, старшего преподавателя кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета - представлен опыт применения средового (экологического) подхода в процессе клинической системной арт-терапии (КСАТ) пациентов с пограничными психическими расстройствами. Рассмотрены терапевтические механизмы экологического подхода, их качественное своеобразие и роль в оптимизации и повышении эффективности лечебно-реабилитационной программы КСАТ с учетом личностных особенностей пациентов, групповой динамики и условий лечения.

Большая часть времени второго дня конференции отводилась на семинары трех зарубежных специалистов в области экологической арт-терапии - Беверли Э'Коурт, работающей на базе Финдхорн Фонда (Шотландия, Великобритания), Мэдлин Руг - доцента Университета св. Григория в Шони и адъюнкт-профессора Института Пратта (Нью-Йорк) и Джин Дэвис - профессора кафедры терапии искусством Института Пратта (Нью-Йорк).

На семинаре Беверли Э 'Коурт было показано, как может развиваться и проявляться чувство нежности и бережное отношение к природе, в том числе понимаемой как часть собственной теле-

сной основы индивида, в условиях экологической арт-терапии. Практическая часть занятия была связана с созданием серии рисунков и нарративов на основе телесно-ориентированных упражнений, включающих медитацию, сканирование телесных ощущений и движение.

Семинар Мэдлин Руг состоял из двух переходящих одна в другую частей и позволял получить представление о базовых практиках, принципах и философии природоцентрированной арт-терапии. В первой части семинара был показан процесс выбора и организации места для пребывания на природе как важнейшего условия переживания безопасности и связи с природной средой, а также показана последующая созерцательная и художественно-творческая практика взаимодействия с выбранной природной средой и ее объектами. В ходе второй части семинара была продемонстрирована «техника рисования прикосновениями», выступающая инструментом настройки на среду и внутренние процессы тела и психики, пояснены направленность и психологические механизмы такой практики, сопровождающейся эффектами полисенсорной стимуляции, изменением восприятия среды и активацией творческого воображения как важных предпосылок изменения отношения к природе и развития экологического сознания. Техника рисования прикосновениями в условиях природоцентрированой арт-терапии представляет собой интуитивный рисунок, форму монопечати и требует высокого уровня чувствительности к среде. Благодаря этому мир природы начинает «говорить» на языке искусства и процесс изобразительный деятельности становится формой поддержки резонанса человека с миром природы.

Семинар Джин Дэвис был посвящен рисованию природных объектов, с которыми участники занятия встречались во время прогулки и исследования среды. Показано, как подобная практика позволяет установить более глубокую, чем в обычных условиях, связь с жизненной средой, раскрывая и поддерживая психические состояния и формируя определенные личностные качества индивида. Практика рисования природных объектов была проиллюстрирована клиническим примером.

Международная научно-практическая он-лайн-конференция « Экологическая арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы» явилась заметным событием в развитии российской и мировой арт-терапии, привлекла внимание к данному направлению и помогла обозначить ее основные идейные, ценностные и теоретические предпосылки и принципы, показать особенности ее методик и областей практического применения. Она заставила задуматься, какую роль экологическая арт-терапия играет в решении задач сохранения здоровья человека в тесной связи с заботой о благополучии мира

природы и глобальной экосистемы, в развитии экологического сознания и поддержке природо-сообразного образа жизни.

Одним из важных результатов конференции явилось также то, что она позволила объединить представителей экологического направления в арт-терапии, выработать общую повестку дня для его дальнейшего развития, создать международную сеть единомышленников - не только арт-терапевтов, но и экопсихологов, представителей экологической психопедагогики и педагогики в интересах устойчивого развития, экотерапевтов и экологически ориентированных художников и дизайнеров среды. Она укрепила межкультурные связи экологического движения в арт-терапевтической среде и актуализировала запрос на создание образовательных программ со специализацией по направлению экологической, природоцентрированной арт-терапии.

Конференция показала не только активное развитие экологической арт-терапии и ее возрастающее внедрение в медицинскую и психологическую практику, образование и социальную сферу, но и определенные проблемы и дефицит, касающиеся теоретических и практических аспектов, требующие более активной работы по их преодолению. Что касается теории экологической арт-терапии, то, несмотря на произошедшее за последние годы оформление основ их методологии, связанной прежде всего с привлечением представлений экогуманитарного подхода, экопсихологии и экологической психопедагогики, многие вопросы ее теории и методологии остаются недостаточно разработанными. Это, в частности, касается структуры и динамики формирования личностных характеристик, связанных с концепцией экологической идентичности и ее развитием в онтогенезе, роли средовой творческой активности и субъект-порождающего взаимодействия (В. И. Панов) индивида с разными компонентами жизненной среды, факторов и механизмов пато- и саногенеза, рассматриваемых с точки зрения экосистемных,

экогуманитарных представлений. Весьма слабо на конференции были представлены вопросы институциональной и макросоциальной динамики, касающейся экологических представлений и ценностей, и ее опосредованности дискурсивными, репрезентативными системами, связанными, в частности, с искусством и СМИ. Данный социологический (социально-психологический) компонент экогуманитарных исследований крайне слабо пока представлен как в российской, так и зарубежной литературе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставляет желать лучшего уровень разработки технологий экологической арт-терапии. Большинство практических форм работы, представленных на мастер-классах, пока не может рассматриваться как технологии в силу их недостаточной обоснованности с точки зрения психологии (экопсихологии), педагогики или медицины, а также отсутствия доказательной базы. Во многих случаях представляемые виды деятельности могут быть отнесены к оригинальным эмпирическим находкам, являющимся адаптацией известных психологических и культурных практик.

В принятой по итогам конференции резолюции заявлена актуальность и перспективность развития экологической арт-терапии и арт-педагогики в их тесной связи с экотерапией, экопсихологией развития, экологической психопедагогикой и экологическим образованием (образованием в интересах устойчивого развития) и экологически ориентированным искусством.

Обозначена необходимость дальнейшего развития теории, методологии и технологий экологической арт-терапии и укрепления ее научной доказательной базы. Признано целесообразным организовать программу дополнительного образования по экологической арт-терапии, по возможности с международным составом ведущих, что способствовало бы развитию методического обеспечения и распространению лучших достижений в этой области. Предложено сделать конференцию ежегодным мероприятием.

Поступила в редакцию 23.06.2020, после рецензирования 27.09.2020, принята к публикации 13.12.2020 Received 23.06.2020, revised 27.09.2020, accepted 13.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.