Научная статья на тему 'ОТ ИКЕБАНЫ К РАСТИТЕЛЬНОЙ АРАНЖИРОВКЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРИРОДОЙ'

ОТ ИКЕБАНЫ К РАСТИТЕЛЬНОЙ АРАНЖИРОВКЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРИРОДОЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / БОТАНИЧЕСКАЯ АРАНЖИРОВКА / ДЗЕН-БУДДИЗМ / ИКЕБАНА / ЭКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Копытин Александр Иванович, Чжоу Тони Йю

В статье рассматривается история японского искусства икебана и современная практика экологической арт-терапии, включающая ботаническую аранжировку, их взаимосвязь и вклад в физическое и психическое благополучие людей. Различными точками зрения на искусство икебаны и растительной аранжировки делятся российский специалист в области экологической арт-терапии и китайский специалист по танцевальной терапии с биомедицинским образованием. Икебана и ботаническая аранжировка рассматриваются как формы творческого взаимодействия с природой, обеспечивающие различные лечебно-профилактические эффекты и показывающие, как посредством творческой деятельности культура может формировать творческий альянс с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ИКЕБАНЫ К РАСТИТЕЛЬНОЙ АРАНЖИРОВКЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРИРОДОЙ»

УДК 159.99

DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-66-75

ОТ ИКЕБАНЫ К РАСТИТЕЛЬНОМ АРАНЖИРОВКЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРИРОДОЙ*

Воспроизводится с разрешения журнала «Creative Arts in Education and Therapy — Eastern and Western Perspectives», в котором данная статья была впервые опубликована, (2019), 5(2), 98-105 http://caet.inspirees.com/caetojsjournals/index.php/ caet/article/view/192

КОПЫТИН Александр Иванович

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

ЧЖОУ Тони Ию

доктор философии, танцевальный терапевт, директор Инспайрис Института (Пекин, КНР / Нидерланды)

Аннотация. В статье рассматривается история японского искусства икебана и современная практика экологической арт-терапии, включающая ботаническую аранжировку, их взаимосвязь и вклад в физическое и психическое благополучие людей. Различными точками зрения на искусство икебаны и растительной аранжировки делятся российский специалист в области экологической арт-терапии и китайский специалист по танцевальной терапии с биомедицинским образованием. Икебана и ботаническая аранжировка рассматриваются как формы творческого взаимодействия с природой, обеспечивающие различные лечебно-профилактические эффекты и показывающие, как посредством творческой деятельности культура может формировать творческий альянс с природой.

Ключевые слова: арт-терапия, ботаническая аранжировка, дзен-буддизм, икебана, экотерапия

*

Икебана как отражение культурной традиции Японии и Восточной Азии

Икебана — одна из важнейших форм традиционного японского искусства, которая существует уже 600 лет. Слово икебана, которое состоит из слов икеру , сохранять жизнь) и хана (й, цветок), означает «сохранять жизнь цветам» или буквально «живые цветы». Это искусство также обозначают

словом кадо (^Ж или йЖ), что означает «путь цветов». Икебана возникла в Китае и связана с буддийской традицией приношения красивых предметов в память об умершем, в основном в храмах. В VII веке официальный посланник Оно-но-Имоко привез из Китая в Японию одну из таких композиций из цветов и возложил ее на алтарь. Хотя икебана продолжала быть частью буддизма в Китае, в Японии она превратилась в особый вид искусства, выступив одной из примет интеграции буддизма в японскую культуру.

В отличие от искусства создания цветочных композиций в виде букетов в западной культуре, для изготовления которых подчас используется большое количество цветов, икебана характеризуется минимализмом, отражает философские идеи о красоте и определенное культурное мировоззрение, основанное на представлении о жизни в гармонии с природой. В Японии природа всегда была высшим проявлением истины и красоты. Поэтическое отношение японцев к природе остается сильной стороной японской культуры [2]. В икебане внимание сосредоточено на линиях, относительной асимметрии, пространстве, контрасте и гармонии (рис. 1).

В настоящее время, имея многовековую традицию, икебана продолжает развиваться как форма искусства, в которой сочетаются природа и человеческое творчество. Она требует технических навыков и основывается на стройной системе представлений. Подобно другим практикам в Японии, таким как каллиграфия, чайная церемония и хайку, которые ценились в дзен-буддизме как средство самосовершенствования, икебана рассматривается как один из способов тренировки тела и ума. Погружение в физическую практику этого искусства может привести к психологическому и духовному очищению (отсутствию «эго») как основе правильных поступков и этичного поведения.

Самосовершенствование человека рассматривается как результат усердной практики икебаны. Скромность и психологическое «очищение» художника позволяют природным объектам раскрыть свою внутреннюю сущность [8]. Польза для физического и психического здоровья вследствие практики икебаны подтверждается эмпирическими и экспериментальными исследованиями [5, 7, 15, 16].

В современном обществе, где больше всего ценятся изобилие, материальное благосостояние и личные амбиции, икебана выдвигает на первый план качества простоты, скромности и мягкости и напоминает о том, что сила природы и человека не обязательно исходит от Ян или «сгущения». Интересно, что до XVIII века икебана практиковалась только мужчинами. Исключительно мужскими занятиями также считались четыре искусства (ЭД^, siyi): цинь (игра на струнном инструменте ци (стратегическая игра го, шу (китайская

каллиграфия, и хуа (китайская живопись, 1Ё). Они были четырьмя основными академическими и художественными практиками, необходимыми для восточноазиатских ученых аристократов.

В отличие от других форм искусства, икебана использует исключительно экологические материалы, что свидетельствует о признании природы и связи с ней как непреходящей ценности. Традиционная структура аранжировок икебаны имеет три основных стержня, выходящих из центральной точки, и часто формирует композицию в виде гармоничной триады, символизирующей единство между небесным царством, людьми и землей. Таким образом, человеческое тело явно присутствует в космологической модели икебаны, выступая тем началом, которое позволяет человеку взаимодействовать с тремя сферами мироздания. Различные начала внутренней организации тела, такие как радиальная симметрия, баланс верха и низа, правой и левой сторон соблюдаются при создании икебаны.

Заземление и наличие центра тяжести можно почувствовать как в композиции, созданной из цветов, так и на нашем собственном теле. Динамическое равновесие и телесные формы можно проецировать на цветы и растения. Мастера икебаны обычно объединяют дыхание и различные движения тела при создании композиций. Во время ритуала создания композиции, который требует осознанного личного присутствия, ритм и глубина дыхания регулируются в соответствии с растительными элементами и целостной средой.

Наше дыхание прочно связано с философской категорией ци, которая в Восточной Азии интерпретируется как жизненная энергия, движущая сила и психофизическая энергия [13]. Очевидно, что благодаря икебане осуществляется не только поддержка внутреннего равновесия на уровне тела и психики, но и через взаимодействие с цветком как элементом природы человек получает энергию ци. Она усиливает творческие, художественные способности. Внутреннее стремление к достижению оптимального динамического равновесия проявляется при построении композиций из цветов, а также во время срезания растений.

Хотя сама композиция из цветов в икебане представляет собой неподвижную форму,

|

г

I

f

Рис. 1. Икебана, школа Икенобо, любезно предоставлено Реджинальдо Бокхорни

весь процесс ее создания может рассматриваться как динамичный «танец», предполагающий взаимодействие между человеком, цветами и природой в целом на физическом, психологическом и духовном уровне. Чем шире спектр движений и яснее намерения «танцора», тем богаче становится взаимодействие. Искусство нахождения и создания формы равновесия имеет важное значение, позволяя достичь оптимального соотношения порядка и свободы, симметрии и асимметрии, стабильности и подвижности, направленности во внешний мир и мир внутренний, на себя и других, на части и единое целое. Все это реализуется в особом качестве ци мастера икебаны, который может увидеть и убедительно передать в своих работах удивительную динамику человека, цветка и природы.

В икебане акцент делается на подчеркивании линий и индивидуальных форм каждого цветка, листа и ветки. Окружающее пустое пространство так же важно, как и сами предметы. Японское слово ма (или мао, по-китайски), обозначающее интервалы или пустоты во времени и в пространстве, обозначает то, что окружающее пространство наполнено энергией и чувством. Ма создает ритм и поток, вовлекая зрителя в восприятие композиции. Ма позволяет постичь, что «меньше значит больше». Космологическая модель икебаны запускает наше мышление относительно общего пространства, нашего внутренней среды, а также нашей кинесферы (личного пространства), позволяя выстроить из них живое единство.

Помимо создания оптимальной композиции с точки зрения ее характеристик динамического равновесия, практикующий икебану постоянно развивает свои отношения с цветами и окружающей средой. Для этого нужна интуиция. Это позволяет мастеру передать целостное представление о себе в единстве с цветами, оценивать совокупность физических ощущений и восприятие себя и цветов в их взаимодействии друг с другом.

Мотив композиции является одним из характерных символов икебаны и инструментом, напоминающим нам о проецировании нашего мировоззрения на цветы. Икебана требует от практикующих высокой концентрации и внимательности, чтобы создать четкий мотив цветочной композиции. Обычно это однозадачное действие, которое в настоящее время не так часто практикуется в повседневной

жизни и на работе. Таким образом, икебана позволяет сохранить баланс в отношениях с другими и природой.

Икебана предполагает «вмешательство человека» в естественную жизнь цветка, поскольку требует срезания и расстановки цветов в пространстве. Однако в конце концов мы понимаем, что это не вмешательство человека в жизнь природы, а взаимодействие с природой и такой процесс, в котором мы можем научиться согласовывать человеческие поступки с законами природы. Этот процесс можно интерпретировать как практику ву-вэй описываемую в традиции даосизма как «бездействие». Она является подлинной добродетелью человека (тэ / дэ), связанной с его деятельностью и выражением себя в согласии с природой.

Растительная аранжировка и экологическая арт-терапия

Икебана остается одним из символов восточных культурных традиций Китая и Японии с характерной для них философией, художественными и ритуальными практиками. В то же время, она приобретает новый смысл и роль в контексте современного экологического движения. Это движение, вместе с другими задачами, поддерживает развитие инновационных подходов в современной психологии и терапии, в частности, в терапии искусством, арт-терапии. В течение последних двух десятилетий такие новые научные дисциплины, как экопсихология и экотерапия с их концепциями и практиками помогли понять икебану с новых, эколопсихологических позиций.

В настоящее время наблюдается значительный рост использования различных эко-терапевтических методов. По мере того, как глобальная культура становится все более урбанизированной, врачи, психотерапевты и иные помогающие специалисты все чаще обращаются к стратегиям, позволяющим использовать терапевтический потенциал, основанный на контактах с природной средой. Результаты исследований подтверждают, что контакт с природой полезен для здоровья и благополучия человека [1, 6]. Он также может служить изменению отношения

к природной среде, развивать экологические ценности и экологическое сознание в тесной связи с решением задач лечения и профилактики. Далее будет представлена одна из техник экологической арт-терапии — техника ботанической аранжировки, имеющая некоторое сходство с философией и практикой икебаны.

Ботаническая аранжировка — это такой вид творческой художественной деятельности, который получает свое обоснование с позиций арт-терапии, экопсихологии и садоводческой терапии. Ботаническая аранжировка связана с использованием срезанных цветов и иных растений — так называемых ботанических эфемеров — для создания оригинальных композиций.

В процессе создания таких композиций и взаимодействия с ними может проявляться феномен субъектификации природных объектов, являющийся основой субъектно-этического типа отношения к природе. Согласно С.Д. Дерябо, субъектификация природных объектов позволяет реализовать их следующие основные субъектные функции: а) обеспечивать человеку переживание собственной личностной динамики, б) являться живым посредником в отношениях человека с миром, в) выступать в качестве субъекта совместной деятельности и общения [цит. по 12].

Хотя создание ботанических аранжировок может являться формой досуговой творческой деятельности, в данном случае оно будет описано как часть арт-терапевтического процесса, предполагая взаимодействие создателей аранжировок с помогающим специалистом — арт-терапевтом, специалистом по садоводческой терапии, эрготерапев-том и т.д. Такой специалист может помогать участникам занятий в создании и последующем обсуждении композиций из растительных материалов, приобретающих характер художественной, символической продукции. Специалист также может помогать актуализировать экологические позиции участников, способствовать восприятию растительной аранжировки в качестве модальности субъект-субъектного взаимодействия с миром живой природы.

Монтгомери и Кортни [14] подчеркивают, что, когда в терапии используются

ботанические материалы, у клиентов возникают особые чувства и ассоциации. Ботанические материалы вызывают воспоминания, затрагивающие личные, культурно-исторические, родовые и архетипические уровни сознательного и бессознательного опыта. Растения вызывают особо сильные физические и эмоциональные реакции, актуализируют множество разных смыслов, имеющих отношение к жизни, смерти и возрождению. Они затрагивают широкий спектр разных форм опыта опыта благодаря своему цвету, фактуре, форме и запаху и вызывают разнообразные сенсорные ощущения, которые относятся к довербальному, пренарративному опыту, тесно связанному с реакциями био-филии [9, 17, 18]. Прикосновение к ботаническим материалам, вдыхание их аромата и созерцание их форм в процессе взаимодействия с ними изменяет эмоциональное состояние человека, его экологическое сознание, самосознание и поведение.

Представление о биофилии, сформулированное Уилсоном в 1984 г. [17, 18], а затем развитое Келлертом и Уилсоном [9], обозначает «врожденную потребность в эмоциональной близости человека с другими формами жизни» [9, Р. 31]. Келлерт [9] считал, что биофи-лия — это «зависимость человека от природы, которая выходит далеко за рамки физических потребностей и связана также с эстетическими, интеллектуальными, познавательными и духовными потребностями» (Р. 18).

Монтгомери и Кортни [14] полагают, что разнообразие ботанических материалов, включая виноградные лозы, листья, плоды, семенные коробочки, а также цветы предоставляет богатые возможности для творческого самовыражения. «В разных культурах цветы широко используются для украшения свадебных торжеств, литургических обрядов и мемориальных событий, что указывает на то, что цветы обладают богатым эмоционально-смысловым содержанием. Ботанические материалы приобретают метафорическое значение. Неудивительно, что такие материалы становятся символами человеческих и природных событий в их взаимосвязи друг с другом и обладают богатой семантикой» (Р. 19). Согласно Дилу [4], цветы могут выделять нейрохимические вещества, которые помогают «устранить боль, нормализовать сон и создать ощущение благополучия» (Р. 170).

Ботаническая аранжировка как форма экологической арт-терапии может рассматриваться как разновидность «искусства био-филии» [10, 11], определяемого как форма творческой, художественной деятельности человека в его единстве с природной средой, поддерживаемая биофильными реакциями. Творческие действия, воспринимаемые с точки зрения искусства биофилии или эко-поэзиса [12], представляют собой не столько форму индивидуального творческого самовыражения в традиционном смысле этого слова, сколько форму природоцентрирован-ной художественной практики, мотивированной потребностью человека в единении с природной средой и объектами, а также заботой об их красоте и благополучии, проистекающих из трансперсонального центра бытия [3].

Процесс ботанической аранжировки состоит из трех этапов: подготовки, создания композиции и анализа конечного продукта и опыта его создания. Первый этап предполагает знакомство с ботанической аранжировкой как терапевтической практикой и формой экологического искусства, а также с материалами, необходимыми для создания аранжировок. В рамках первого этапа могут использоваться некоторые «разогревающие» упражнения в помещении или на открытом воздухе, направленные на изменение отношения к среде и активацию сенсорного восприятия, связанного с созерцанием, тактильными ощущениями, запахом и вкусом ботанических материалов. Может обсуждаться предполагаемая тема занятия, уточняться запрос и мотивы участников.

Второй этап — это собственно создание ботанической аранжировки в качестве художественного продукта, используя ботанические эфемеры и взаимодействуют с ними и окружающей средой, в определенных случаях располагая произведения в определенной среде или совершая дополнительные творческие действии — исполняя экологические церемонии и танцы, описывая свой опыт в художественной форме. На третьем этапе участники занятия могут заниматься созерцанием и обсуждением созданных работ, анализировать свой опыт с целью более глубокого понимания их психологического, личностного содержания.

Задания, связанные с ботанической аранжировкой, могут быть на свободную

или заданную тему. Задания на свободную тему могут предполагать прогулку участников занятий на открытом воздухе в определенной среде или исследование природных материалов в помещении, обращая внимание на качества среды и природные объекты, которые оказываются наиболее интересными или привлекательными.

Пример 1: Ботаническая аранжировка как результат медитативной прогулки по территории учреждения, связанной с поиском природных материалов

Смешанная группа специалистов соционо-мических профессий (педагоги, психологи и др.) принимала участие в краткосрочном арт-терапевтическом тренинге, связанного с использованием здоровьесберегающих технологий на основе творческой деятельности в контакте с природной средой и объектами. Трехчасовые еженедельные занятия включали в себя создание арт-объектов из разных экологических материалов, включая ботанические эфемеры.

В начале одного сеанса ведущий группы предложил группе провести один час на открытом воздухе с целью исследования территории учреждения, где проходили занятия. На территории располагались: спортивная площадка, небольшие хозяйственные постройки, два десятка яблонь, березы и другие деревья. Значительная часть территории была покрыта дикорастущими травами. Ведущий объяснил, что участникам разрешается выбирать и использовать любой тип органических материалов, имеющихся на территории учреждения, включая листья, фрукты, ветви, семенные коробочки, дикие цветы и другие растительные эфемеры, а также камни, почву, песок, и воду, но не причинять ущерб живому.

Участникам было предложено совершить медитативную прогулку по территории, свободно выбирая маршрут и ориентируясь на поиск наиболее приятных и интересных мест и природных объектов, вызывающих ощущение физического и эмоционального комфорта. В процессе такой прогулки им предлагалось найти и взять с собой отдельные, по возможности небольшого размера природные ботанические материалы и предметы, чтобы затем создать из них миниатюрную композицию,

поместив ее в керамическое блюдце диаметром 12 сантиметров.

Ведущий также посоветовал участникам найти какое-то место в окружающей среде, чтобы затем представить там свои произведения, исполняя некоторое подобие церемонии благодарения природы и каким-то образом взаимодействуя со своим твореньем как со значимыми объектом.

Представляя свое произведение, 62-летний мужчина, преподаватель университета, сел на скамейку под березой, держа блюдце со свечой и водой в правой руке и яблоко в левой руке (рис. 2). Он объяснил свои действия следующим образом:

«Яблоко — символ экологических знаний, а береза — символ моей связи с природой. Я создал композицию, поместив в сосуд воду и горящую свечу. Некоторое время я медитировал, сидя на скамейке под березой и держа блюдце с водой и зажженной свечой в правой руке и яблоко — в левой руке. Исполняя свой короткий ритуал, я чувствовал умиротворение и приглашал великие силы природы в форме воды, огня, земли и воздуха быть рядом со мной и во мне самом. В этот момент я ощущал мир в душе. Я чувствовал себя приобщенным к тайне жизни».

Делясь своим опытом и эффектами в конце этого занятия, участники отметили улучшение своего эмоционального состояния и физического самочувствия. Некоторые из них подчеркнули, что, исследуя окружающую среду в процессе медитативной прогулки и создавая свои произведения, находя место для их установки и взаимодействуя с ними посредством экологической церемонии, они чувствовали себя физически, эмоционально и духовно связанными с природной средой и объектами, ощущали их как нечто живое, чувствующее и разумное.

Пример 2: Ботаническая аранжировка как форма экотерапевтической практики с клиентами, злоупотребляющими психоактивными веществами

Создание композиций из природных материалов происходило в рамках арт-терапии с нарко- и алкоголезависимыми на базе специализированного амбулаторного реабилитационного центра в Санкт-Петербурге. Посетители центра — люди в возрасте 30-60 лет, имеющие проблемы с употреблением психоактивных веществ. Большинство из них

страдают алкогольной зависимостью (70%); остальные — наркозависимые в ремиссии. Примерно 10% клиентов употребляют так называемые новые наркотики (соли, кислоты, галлюциногены). Мужчины составляют около 80%, а женщины — примерно 20% от общего числа участников реабилитационной программы.

Некоторые занятия предполагали создание ботанической аранжировки из природных материалов, в основном из растительных эфемеров, встречающихся в окружающей среде, с целью снятия эмоционального напряжения, развития навыков саморегуляции, поддержки осознанного взаимодействия с окружающей средой, актуализации экологических ценностей, улучшения самопонимания.

В ходе одного занятия в осеннее время участникам было предложено ненадолго выйти на улицу и, гуляя в парке, собрать понравившиеся природные материалы. Вернувшись затем в кабинет, они создавали из них композицию в виде ботанической аранжировки на поверхности картонных тарелок.

Создав простую ботаническую композицию из найденных природных материалов, делясь впечатлениями от занятия, участники отметили, что они смогли увидеть красоту простых вещей, удивительно разнообразные и гармоничные цветовые оттенки и формы, созданные самой природой. Красота природных эфемеров стала более очевидной благодаря построению простых композиций на основе найденных материалов (рис. 3 и 4). Участники также отметили, что в результате относительно короткой прогулки на свежем воздухе (15-20 минут) их эмоциональное и физическое самочувствие улучшились.

Описывая свою ботаническую аранжировку, Валерий (имя изменено) (алкоголик, 57 лет) сказал, что она ассоциируется у него с его жизнью, в которой смешались разные цвета. Левую часть своей «зеленой мандалы» он связывал с детством, в то время как средняя часть его рисунка, сделанная из листьев разных цветов, связана с настоящим периодом его жизни, а правая часть — с преимущественно желто-красноватыми оттенками листьев — с будущим. Символом возрождения Валерий посчитал расположенный вверху композиции желудь (рис. 3).

Рис. 3. Ботаническая аранжировка Валерия

Рис. 4. Ботаническая аранжировка Руслана

Комментируя свою работу, Руслан (имя изменено) (алкоголик, 48 лет) пояснил, что она отражает бег по кругу, но с усилившимся намерением вырваться из круга и реализовать свои таланты и положительные человеческие качества, символом которых являются желуди.

Заключение

Древнее искусство икебаны является ярким примером творческого союза человека и природы, позволяющим видеть и создавать красоту как проявление естественных и культурных форм и, вместе с этим, поддерживать самосовершенствование и духовное развитие человека.

Искусство икебаны приобретает новый смысл и роль в контексте современного экологического движения. Это движение, вместе с другими эффектами, стимулирует развитие инновационных подходов в современной психологии и терапии, в частности, в терапии искусством, арт-терапии.

В статье была представлена одна из техник экологической арт-терапии — техника

Литература

ботанической аранжировки, имеющая определенную связь с философией и практикой икебаны. Ботаническая аранжировка — это такой вид творческой художественной деятельности, который получает свое обоснование с позиций арт-терапии, экопсихоло-гии и садоводческой терапии. Ботаническая аранжировки — это средство не только оздоровления, но укрепления и гармонизации отношений людей с природной средой, формирования экологической культуры и развития экологического сознания.

Представлено обоснование методики ботанической аранжировки и приведены примеры ее использования в качестве инструмента арт-терапии, применяемого в рамках тренинга с представителями помогающих профессий и реабилитационной программы для нарко-и алкоголезависимых в ремиссии.

1. Burls A. People and green spaces: promoting public health and mental well-being through eco-therapy // Journal of Public Mental Health. — 2007. — Vol. 6, №3. — P.24-39.

2. Danylova T. Approaching the East: briefly on Japanese value orientation // International Journal of Social Science and Management. — 2014. — Vol.2, №8. — P.4-7.

3. Davis J. V. Ecopsychology, transpersonal psychology, and non-duality // International Journal of Transpersonal Studies. — 2011. -Vol. 20, №11. — P. 137-147.

4. Diehl E. R. M. Gardens that heal. In L. Buzzell & C. Chalquist (Eds.), Ecotherapy: healing with nature in mind. — San Francisco, CA: Sierra Club Books, 2009. — P.166-174).

5. Hannemann, B. T. Creativity with dementia patients // Gerontology. — 2006. — Vol.52. — P.59-65.

6. Heerwagen J. Biophilia, health and wellbeing. In L. Campbell & A. Wiesen (Eds.), Restorative commons: Creating health and wellbeing through urban landscapes. — Washington, DC: USDA Forest Service, 2009. — P. 39-57

7. Homma I., Oizumi R., & Masaoka, Y. Effects of practicing ikebana on anxiety and respiration // Journal of Depression and Anxiety. — 2015. — Vol. 4, №3. — P. 187-190.

8. Hovane M. Ikebana: The Japanese "way of the flower." Nov 20, 2019, retrieved from https://www.zenvita.com/blog/ ikebana-the-japanese-way-of-the-flower.html.

9. Kellert S. R. Introduction. In S. R. Kellert & E. O. Wilson (Eds.), The biophilia hypothesis. — Washington, DC: Shearwater Books/Island Press, 1983. — P. 18-25

10. Kopytin, A. Green studio: eco-perspective on the therapeutic setting in art therapy. In A. Kopytin & M. Rugh (Eds.), Green studio: Nature and the arts in therapy. — New York: Nova Science Publishers, 2016. — P. 3-26

11. Kopytin A. Environmental and ecological expressive therapies: The emerging conceptual framework for practice. In A. Kopytin & M. Rugh (Eds.), Environmental expressive therapies: Nature-Based theory and practice. — New York: Routledge/Francis & Taylor, 2017. -P. 23-47

12. Kopytin A. Archetypal psychology in the context of the eco-human approach // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №2. - URL: http://en.ecopoiesis.ru

13. McNiff S. Ch'i and artistic expression: An East Asian worldview that fits the creative process everywhere // Creative Arts in Education and Therapy. — 2016. — Vol. 2, №2. — P.12-20.

14. Montgomery C. S., & Courtney J. A. The theoretical and therapeutic paradigm of botanical arranging // Journal of Therapeutic Horticulture, — 2015. — Vol. 25, №1. — P. 16-26.

15. Sasaki M., Oizumi R., Homma A., Masaoka Y., Iijima M., & Homma I. Effects of viewing ikebana on breathing in humans // The Showa University Journal of Medical Sciences. — 2011. — Vol. 23, №1. — P.59-65.

16. Watters A. M., Pearce C., Backman C. L., & Suto M. J. Occupational engagement and meaning: The experience of ikebana practice // Journal of Occupational Science. — 2013. — Vol. 20, №3. -P. 262-277.

17. Wilson E. O. Biophilia. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.

18. Wilson E.O. Biophilia and the conservation ethic. In S. R. Kellert & E. O. Wilson (Eds.), The biophilia hypothesis. — Washington, DC: Shearwater Books/Island Press, 1993. — P. 31-40.

Ссылка для цитирования

Копытин А.И., Чжоу Т.Ю. От икебаны к ботанической аранжировке: художественное, терапевтическое и духовное соответствие с природой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Kopytin A., Zhou T. Yu. From ikebana to botanical arranging: artistic, therapeutic, and spiritual alignment with nature // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2021. — Vol.2, №1. [open access internet journal]. — URL: http:// ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.