МИГРАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА
Ю.А. ЛЯЛЯКИН, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Y.A. LYALYAKIN,
assistant-professor of the of the state and law disciplines
candidate of law sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 314.7
прикладные аспекты обеспечения миграционной безопасности российской Федерации в условиях активизации социально-политических процессов
Applied aspects of migration security of the Russian Federation in the conditions of intensification of socio-political processes
В статье рассматриваются практические аспекты деятельности Федеральной миграционной службы по обеспечению миграционной безопасности в условиях активизации социально-политической ситуации.
Миграционная безопасность, неконтролируемая миграция, От,ратегия национальной безопасности, Концепция государственной миграционной политики, Федеральная миграционная служба.
The article discusses the practical aspects of the Federal migration service to ensure the migration of security in the activation of the socio-political situation.
Migration security, uncontrolled migration, national security strategy, the concept of state migration policy, the Federal migration service.
Вопросы, связанные с подконтрольностью внешней миграции в Российскую Федерацию, по-прежнему не теряют актуальности. Современные миграционные процессы — это нечто значительно большее, чем просто перемещение трудовых ресурсов. Несовершенство действующей системы управления указанными процессами проявляется в неснижаемом уровне неконтролируемой миграции, питающей рабочей силой теневой сектор российской экономики, являющейся одной из глав-
ных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения нашей страны [9].
Как было подчеркнуто в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной 13 июня 2012 г. Президентом РФ, «Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического раз-
вития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов» [3].
В принятой еще в 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. было отмечено, что «Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы, может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников» [4].
Рассматривая прикладные вопросы обеспечения национальной безопасности в РФ в преломлении с ее миграционной составляющей в условиях активизации социально-политических и экономических процессов, необходимо создать общую концепцию комплексного и оперативного решения ряда первостепенных задач. Прежде всего требуется сосредоточить усилия на: 1) создании и принятии отвечающих изменяющейся социально-политической ситуации конкретных юридических процедур постановки на миграционный учет; 2) развитии тесного двустороннего и многостороннего взаимодействия со странами, откуда приезжают иностранные граждане; 3) унификации трудового и миграционного законодательства в первую очередь в рамках Евразийского экономического и Таможенного союзов; 4) жестком пресечении различных криминальных схем и оперативном реагировании на выявляемые факты различных правонарушений; 5) создании центров доми-грационной подготовки как звена в механизме адаптации к российским условиям.
С учетом представляемого формата в статье будут рассмотрены лишь некоторые из вышеперечисленных направлений, которые в комплексе должны иметь общее комплексное решение, отвечающее потребностям государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности и общества.
Активизация новых социальных движений в Украине привела к нарастанию кризисных процессов и явлений в различных сферах этого пограничного с РФ государства. Возникшее
в Украине обострение социально-политических процессов, резкое нарушение устойчивости экономических структур, осложнения в международной обстановке привели к усилению внутригосударственных противоречий и оказали непосредственное влияние на внесение некоторых корректив в обеспечение национальной безопасности РФ.
В этих условиях РФ, соблюдая принципы гуманизма и добрососедского сотрудничества, к середине июля 2014 г. на свою территорию приняла порядка 490 тыс. граждан Украины. Из этого количества порядка 10 % — люди, которым оказывают помощь местные власти нашей страны, остальной контингент находится у знакомых и родственников. С начала обострения социально-политических процессов в Украине порядка 130 тыс. граждан этого государства обратились в ФМС России с просьбой о длительном пребывании в нашей стране, причем количество обратившихся за статусом беженца и временного убежища уже более 30 тыс. человек, и эта цифра постоянно растет [5].
Уже к концу сентября текущего года с учетом все более осложняющейся внутригосударственной обстановки в Украине более 875 тыс. жителей Луганской и Донецкой областей прибыли в Россию, при этом за статусом беженца или разрешением на временное проживание обратились почти 300 тыс. человек. Причем более трети из них — это дети [6].
Вопрос функционирования организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере миграции с учетом активизации социально-политических процессов как никогда является одним из стратегических национальных приоритетов нашего государства на современном этапе, требующим особого внимания и адекватного реагирования. В этих непростых условиях система обеспечения национальной безопасности, силы и средства ее обеспечения проходят некое тестирование на предмет своего эффективного функционирования и сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении безопасности во внутриполитической, международной, экономической, социальной сферах, а также в сфере общественной безопасности в Российской Федерации.
Миграционная безопасность1 в РФ как составная часть национальной безопасности представляет систему, состоящую из элементов ценностей, интересов, угроз нашему государству и других факторов в сфере миграции.
1 Миграционная безопасность - совокупность общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях соблюдения стратегических национальных приоритетов, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от всевозможных угроз в сфере миграции.
<
а s н
S
<
0
с
<
X
1
о S
э
<
а и-
S
91
<
а s н
S
<
0 с
1 I
о S
э
<
а и-
S
92
Миграционная безопасность является одним из видов общего понятия по отношению к национальной безопасности, поэтому правильная дифференциация способствует выработке концепции и эффективной организационно-правовой модели ее обеспечения в РФ.
Федеральная миграционная служба, наде-ляясь государством широкими полномочиями, использует их для успешного выполнения правоохранительных функций. Эффективное решение ответственных и сложных задач, стоящих перед ФМС России, находится в прямой зависимости от уровня социально-политического и экономического состояния в государстве, а также высокой степени соблюдения требований законности сотрудниками в своей повседневной деятельности.
Оперативно реагируя на постоянно меняющуюся обстановку, ФМС России в месячный период инициировало подписание Президентом РФ Указа, который во многом способствовал разрешению вопросов содействия лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины, кроме того, было подготовлено и принято 12 соответствующих постановлений и распоряжений Правительства РФ [6].
В современных условиях глобализации процессов мирового развития, обострения международных политических отношений и экономических кризисных ситуаций, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного межгосударственного развития скорректировала концепцию государственной политики в сфере обеспечения миграционной безопасности.
Сегодня Россия по-прежнему позиционирует себя как привлекательная страна для различных категорий трудовых мигрантов и беженцев по военно-политическим мотивам.
В сегодняшней общественно-политической ситуации РФ соблюдает уверенный курс на сохранение и обеспечение национальных приоритетов и государственных интересов.
Крайне важной задачей является регулирование и перенаправление потоков прибывающей из Украины иностранной рабочей силы из трудоизбыточных регионов России в трудоне-достаточные. В этой части уже в полной мере осуществляется как активное взаимодействие со всеми заинтересованными министерствами, службами и агентствами внутри страны, так и взаимное предотвращение возникающих угроз и решение проблем беженства с международными организациями [5].
В этих условиях на органы публичной власти, на общественные объединения в РФ легли новые дополнительные нагрузки по приему, размещению и социально-бытовому устройству
граждан, вынужденно покинувших территорию Украины.
В кратчайшие сроки, практически в авральном режиме, был подготовлен пакет правительственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правового статуса граждан Украины, прибывших к нам в результате боевых действий на юго-востоке их родины. Продолжается напряженная работа на «крымском направлении». К завершению подходит паспортизация жителей Республики Крым и Севастополя, изъявивших желание стать гражданами РФ. Приняты документы для оформления паспорта более чем у 1,6 млн чел.; оформлено почти 1,56 млн паспортов; 1,45 млн граждан их уже получили [7].
Несмотря на новые выдвигаемые социально-политические и экономические требования, увеличившуюся нагрузку на государственно-правовой механизм обеспечения миграционной безопасности, ФМС России продолжает свое поступательное функционирование, в 2013 г. ею было инициировано и принято законодательными органами 20 нормативных правовых актов. Среди них законы, устанавливающие упрощенный порядок приема в российское гражданство иностранных граждан, введен в действие и запущен по существу новый механизм контроля за миграцией, в том числе процедура недопущения незаконной миграции. В результате этого въезд представителей Центральной Азии в РФ сократился на 25 % [7].
При этом РФ, реализуя концепцию «ситуативного состояния» миграционной безопасности, не меняет своих принципиальных позиций, соблюдая принципы гуманизма и человечности, не отдавая приоритет политико-экономической целесообразности, привлекая только высококвалифицированных специалистов из зарубежных стран, как это происходит в большинстве государств.
Между тем миграционные процессы явно будут развиваться и далее, а в условиях активизации социально-политических процессов, экономического кризиса, охватившего ряд государств мира, не исключено повсеместное обострение связанных с ними проблем. Это определяет высокую актуальность рассмотрения в дальнейшем миграционной безопасности как важнейшего фактора обеспечения конституционных прав, свобод, достойного качества и уровня жизни российских граждан, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого развития РФ и безопасности государства.
В связи с этим требует особого внимания повышение эффективности организации международного сотрудничества, которое согласно недавно принятым в РФ нормативным установлениям строится в направлении заключения двусторонних и многосторонних соглашений
между РФ с союзными государствами по вопросам организованного набора иностранных работников для осуществления трудовой деятельности, в том числе предусматривающих отдельные преференции для иностранных специалистов, желающих длительное время осуществлять трудовую деятельность на территории России [9, 8, 1, 2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что постоянно меняющаяся социально-политическая обстановка требует гибких и юридически эффективных государственных решений. Решение вопросов пресечения различных кри-
минальных схем, таких как «резиновые квартиры» и т. п., а также оперативного реагирования на выявляемые факты уголовных преступлений и административных правонарушений в сфере миграции должно строиться на основе полного взаимодействия ФМС России и МВД России в направлении принятия новых, отвечающих современной ситуации конкретных юридических процедур постановки на миграционный учет и тесного сотрудничества со странами приезда иностранных граждан, а первую очередь в рамках союза Белоруссии, Казахстана, России и Армении.
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
Договор о присоединении Республики Ар- 6. мения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014) // СПС Консультант Плюс.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан 7. Республики Армения на территории Российской Федерации (заключено в г. Сочи 11.07.2014) // СПС КонсультантПлюс. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 8. период до 2025 года: утв. Президентом РФ. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 01.10.2014).
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс.
О плане мероприятий по реализации 9. в 2012—2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2012 г. №1502-р // СПС КонсультантПлюс.
Встреча руководителя ФМС России Константина Ромодановского с Директором Европейского Бюро Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Винсентом Коштелем и Представителем УВКБ ООН в Российской Федерации Баиса Вак-Войя 14 июля 2014 г. URL: http://www.fms. gov.ru/press/news/news_detail (дата обращения: 16.07.2014).
Рабочая встреча руководителя Федеральной миграционной службы с Председателем Правительства Российской Федерации 25 сентября 2014 г. URL: http://www.fms.gov. ru/press/news (дата обращения: 26.09.2014). Расширенное совещание ФМС России с участием председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представителями экспертного сообщества 23 июля 2014 г. URL: http://www.fms. gov.ru/press/news/rss.php (дата обращения: 27.07.2014).
Лялякин Ю.А. Некоторые вопросы правового обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации // Труды Академии МВД России. 2013. № 3(28).
E-mail: [email protected]
<
а s н
S
<
0
с
<
X
1
о S
э
<
а и-
S
93