Научная статья на тему 'Современная миграционная политика Российской Федерации в пограничном пространстве с Украиной: особенности, тенденции и влияние на безопасность государства'

Современная миграционная политика Российской Федерации в пограничном пространстве с Украиной: особенности, тенденции и влияние на безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1525
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / MODERN MIGRATION POLICY / MIGRATORY SITUATION / MIGRATORY PROCESSES / BORDER REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шипицина Татьяна Юрьевна

Проведен анализ современной миграционной ситуации в пограничном пространстве страны и происходящих в нем политических, экономических и социальных проявлений. Определяются состояние миграционной политики Российской Федерации и особенности, тенденции миграционных процессов в приграничных с Украиной субъектах страны по федеральным округам. Раскрывается влияние на безопасность государства в пограничной сфере. Доказано, что современная миграционная политика России и миграционная ситуация в пограничном пространстве влияет на безопасность личности, общества и государства, а экономическое и социальное развитие регионов, на происходящие в них политические процессы. При этом, переселенческие потоки могут стать причиной межнациональных конфликтов и столкновений, а, в отдельных случаях, привести к политической нестабильности. Аргументирована позиция, что с целью снижения риска возникновения и предупреждения разнообразных угроз обеспечению безопасности государства в пограничной сфере необходимо учитывать, как общие черты миграционной обстановки, присущие российско-украинскому участку государственной границы, так и частные особенности, тенденции миграционных процессов, соответствующие отдельным приграничным субъектам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN BORDER SPACE WITH UKRAINE: FEATURES, TENDENCIES AND INFLUENCE ON SAFETY OF THE STATE

The analysis of a modern migratory situation in border space of the country and the political, economic and social manifestations happening in it is carried out. The condition of migration policy of the Russian Federation and feature, a tendency of migratory processes in subjects of the country, border with Ukraine, are determined by federal districts. Influence on safety of the state in the border sphere reveals. It is proved that modern migration policy of Russia and a migratory situation in boundary space influences safety of the personality, society and state, and economic and social development of regions, the political processes happening in them. Thus, resettlement streams can become the reason of the international conflicts and collisions, and, in some cases, to result in political instability. The position is reasoned that for the purpose of decrease in risk of emergence and the prevention of various threats to safety of the state in the boundary sphere it is necessary to consider, as the common features of a migratory situation inherent in the Russian-Ukrainian site of frontier, and private features, tendencies of migratory processes corresponding to certain border subjects of Russia.

Текст научной работы на тему «Современная миграционная политика Российской Федерации в пограничном пространстве с Украиной: особенности, тенденции и влияние на безопасность государства»

Т.Ю. Шипицина

СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С УКРАИНОЙ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

T. Shipitsina

MODERN MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN BORDER SPACE WITH UKRAINE: FEATURES, TENDENCIES AND INFLUENCE ON SAFETY OF THE STATE

Аннотация

Проведен анализ современной миграционной ситуации в пограничном пространстве страны и происходящих в нем политических, экономических и социальных проявлений. Определяются состояние миграционной политики Российской Федерации и особенности, тенденции миграционных процессов в приграничных с Украиной субъектах страны по федеральным округам. Раскрывается влияние на безопасность государства в пограничной сфере. Доказано, что современная миграционная политика России и миграционная ситуация в пограничном пространстве влияет на безопасность личности, общества и государства, а экономическое и социальное развитие регионов, на происходящие в них политические процессы. При этом, переселенческие потоки могут стать причиной межнациональных конфликтов и столкновений, а, в отдельных случаях, привести к политической нестабильности. Аргументирована позиция, что с целью снижения риска возникновения и предупреждения разнообразных угроз обеспечению безопасности государства в пограничной сфере необходимо учитывать, как общие черты миграционной обстановки, присущие российско-украинскому участку государственной границы, так и частные особенности, тенденции миграционных процессов, соответствующие

Abstract

The analysis of a modern migratory situation in border space of the country and the political, economic and social manifestations happening in it is carried out. The condition of migration policy of the Russian Federation and feature, a tendency of migratory processes in subjects of the country, border with Ukraine, are determined by federal districts. Influence on safety of the state in the border sphere reveals. It is proved that modern migration policy of Russia and a migratory situation in boundary space influences safety of the personality, society and state, and economic and social development of regions, the political processes happening in them. Thus, resettlement streams can become the reason of the international conflicts and collisions, and, in some cases, to result in political instability. The position is reasoned that for the purpose of decrease in risk of emergence and the prevention of various threats to safety of the state in the boundary sphere it is necessary to consider, as the common features of a migratory situation inherent in the Russian-Ukrainian site of frontier, and private features, tendencies of migratory processes corresponding to certain border subjects of Russia.

отдельным приграничным субъектам России.

Ключевые слова:

современная миграционная политика, миграционная ситуация, миграционные процессы, приграничные регионы.

Key words:

modern migration policy, migratory situation, migratory processes, border regions.

Объектом управления миграционной политики являются миграционные процессы, происхождение которых обусловливается влиянием разнообразных факторов. Направленность и содержание миграционных процессов в пограничном пространстве России, в ее приграничных регионах зависят от политической, экономической и социальной ситуации в отдельном субъекте, его геополитического положения, особенностей различных участков государственной границы. Политический кризис на Украине, до 2012 года являющейся основным «поставщиком» трудовых мигрантов, обострение отношений на политической мировой арене не способствуют стабилизации миграционной ситуации, провоцируют массовые потоки беженцев в пограничном пространстве России, рост незаконной миграции, повышают риски возникновения межнациональных конфликтов и столкновений и иных нарушений интересов личности, общества и государства в пограничной сфере. Все это позволяет говорить об осложнении политической и социально-экономической обстановки на российско-украинском участке границы и необходимости ее урегулирования, ведь как известно, безопасность государства начинается с безопасности его границ. Исследование миграционных процессов, выявление их особенностей и тенденций позволит определить современное состояние миграционной политики России в пограничном пространстве с Украиной и выработать рекомендации, предложения по ее совершенствованию.

К российско-украинскому участку государственной границы примыкают 3 федеральных округа и 8 регионов, входящих в их состав: Центральный федеральный округ (Белгородская, Брянская, Воронежская и Курская области), Южный федеральный округ (Ростовская область, Краснодарский край по Азовскому морю), Крымский федеральный округ (Республика Крым, г. Севастополь).

В настоящее время, как уже отмечалось выше, ситуация в приграничных с Украиной регионах характеризуется достаточно сложной социально-политической обстановкой. Социально-политическая нестабильность и гражданская война на Украине спровоцировали миграционные

процессы вынужденного характера. Национальные и политические разногласия стали причиной террора, преследования населения юго-востока государства, что спровоцировало миграцию как в Западную и Центральную Украину, так и в Российскую Федерацию. И как следствие, многочисленная трудовая миграция с Украины трансформировалась в вынужденную, которая, несомненно, имеет политические последствия.

Следует отметить, что с 2014 года, по данным Федеральной миграционной службы (далее - ФМС), участились обращения иностранных граждан о предоставлении статуса «беженца». В связи с чем, просматривается тенденция сохранения потоков беженцев в приграничные регионы Российской Федерации в случае продолжения вооруженных конфликтов на Украине.

В связи со сложившейся обстановкой, в случае непринятия соответствующих мер, России грозит гуманитарная катастрофа. По мнению экспертов, большой приток вынужденных мигрантов в пограничное пространство несет в себе угрозу интересам личности, общества и государства, прежде всего, в пограничной сфере. Отсутствие необходимых жилищных условий, социальных гарантий, доступа данной категории к медицинскому обслуживанию создает угрозу эпидемиологической обстановке на приграничных территориях. На этой почве не исключены межнациональные конфликты, социальная напряженность в пограничном пространстве. Кроме того, следует учитывать возможность проникновения в потоках беженцев в приграничные регионы России радикально настроенных лиц, членов экстремистских группировок, в целях организации и осуществления террористических и подрывных акций. Так, Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев на совещании о мерах по обеспечению национальной безопасности отметил, что «на территориях Брянской, Белгородской, Воронежской и Курской областей существует угроза незаконного проникновения на территорию России членов украинских националистических структур, бандитских формирований» [9].

Обеспечение большого количества вынужденных переселенцев требует значительных расходов. По свидетельствам главы ФМС К.О. Ро-модановского, только по состоянию на 2014 год на эти цели федеральное правительство выделило 6 миллиардов рублей, а также каждый регион дополнительно тратит свои средства. Помимо экономических труд-

ностей, есть и социальные проблемы. Под пункты временного размещения беженцев выделяются школы, общежития, что создает социальную нагрузку на субъекты Российской Федерации. По мнению главы ФМС, данные мигранты, около 500 000 человек, являются демографической поддержкой для государства, могут участвовать в госпрограмме добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, не нуждаются в серьезной адаптации и интеграции, в связи со схожей системой культурно-исторических ценностей, профессионального образования [3].

Однако в современных реалиях, в связи с преобладанием в украинском обществе антироссийских настроений, такая категория иммигрантов требует более пристального внимания со стороны государственных органов власти. Также необходимо отметить, что большинство мигрантов подали заявки на проживание в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО). Украинских граждан, изъявивших желание обосноваться в Приволжском (ПФО) и Дальневосточном федеральных округах (ДФО), которые наиболее нуждаются в переселенцах, насчитывается в два раза меньше, чем в ЦФО, в приграничных регионах которого сохраняется достаточно высокая плотность населения и активный прирост иностранных лиц. Субъекты страны, входящие в ПФО и ДФО, обладают низкой плотностью расселения жителей и интенсивным внутренним миграционным оттоком.

Обзор материалов ФМС и статистических данных Росстата показал, что в приграничных с Украиной областях произошло значительное увеличение потоков иностранных граждан из соседнего государства, в том числе транзитной направленности [1; 4; 5], что негативно отражается на взаимоотношениях беженцев и местных жителей.. Предоставление этой категории мигрантов материальной помощи, жилищных условий, различных преференций при трудоустройстве, а также неуважительное отношение к коренному населению и государству со стороны некоторых граждан Украины вызывают обоснованное недовольство у принимающего сообщества и создают предпосылки для межэтнических и межкультурных столкновений.

Анализ обстановки на российско-украинском участке государственной границы свидетельствует о большом сосредоточении беженцев в пограничном пространстве. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время Российская Федерация и Украина находятся на антагонистичных

политических позициях и ростом количества нарушений режима границы приграничным населением. Так, руководитель Пограничной службы ФСБ России, В.Г. Кулишов отмечает, что на данном участке границы ежегодно растет число лиц, следующих по недействительным, поддельным и чужим документам [10].

Таким образом, оценка общего состояния миграционной ситуации на российско-украинском участке государственной границы позволила выявить его специфичные черты, влияющие на миграционные потоки в пограничном пространстве. Однако особенности и тенденции миграционных процессов в приграничных регионах, влияющие на современную миграционную политику и безопасность государства, прежде всего, в пограничной сфере, целесообразно раскрывать в соответствии с их принадлежностью к отдельным федеральным округам. В связи с тем, что они сформированы с учетом внутренних территориальных различий, экономических, социальных, религиозных и иных основ развития входящих в них субъектов Российской Федерации.

Центральный федеральный округ занимает 3,8% территории России, на его долю приходится 27,0% населения страны и самая высокая плотность населения - 59,70 чел./кв.км. Естественная убыль населения здесь компенсируется только за счет миграционного прироста, который ее превышает на 4 %. В составе ЦФО, как уже отмечалось, четыре субъекта Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская области, граничащих с Украиной. Все эти регионы обладают положительным миграционным приростом (как за счет внутренних, межрегиональных, так и внешних, международных, потоков) [13]. В настоящее время данная тенденция сохраняется. Это объясняется наличием большей возможности трудоустройства, развитостью транспортной, социальной и культурной инфраструктур, а также близкой расположенностью регионов ЦФО к центрам притяжения - г. Москве и Московской области.

Помимо значительного числа беженцев, о чем уже говорилось выше, трудовая миграция в приграничных областях округа также состоит в своем большинстве из граждан Украины, которые в совокупности с мигрантами из Молдовы составляют порядка 90% всех иностранных лиц [1].

Важно отметить, что в ЦФО сформировано большое количество ми-грантских диаспор из Армении, Азербайджана, Афганистана, Вьетнама, Грузии, Китая, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Самая круп-

ная диаспора - армянская - имеет сильное политическое влияние и способна отстаивать интересы своей страны. Члены общины поддерживают регулярные родственные, культурные и экономические связи с Арменией. Среди выходцев из Армении много известных политиков, бизнесменов и спортсменов.

Итак, анализ миграционной ситуации в пограничном пространстве ЦФО показал, что в регионах наблюдается положительная динамика внутренних потоков населения, сохраняется незаконная миграция с транзитной составляющей, рост трудовой миграции, вынужденных переселенцев, большая численность диаспор, обладающих достаточно значительным политическим влиянием в общественно-политической жизнедеятельности приграничных субъектов. Вместе с тем, в условиях обострения российско-украинских отношений существует риск возникновения в пограничном пространстве сепаратистских и экстремистских тенденций.

Крымский федеральный округ (КФО) является новым административным формированием России. Его территории, в результате проведенного в марте 2014 года референдума и последующих конституционных изменений, вошли в состав Российской Федерации. Округ состоит из двух приграничных регионов: Республики Крым и г. Севастополя, имеет сухопутную и морскую границы с Украиной.

Геополитическое положение КФО влияет на миграционную ситуацию в целом и заключается в следующем. Его территории, а также внутренние воды признаются Украиной и большинством политических акторов в мире как «оккупированные» или «захваченные» Россией и считаются предметом территориального спора. Присоединение Крыма к Российской Федерации спровоцировало многочисленные миграционные процессы стихийного характера и различной направленности, а также влияющие на региональные политические процессы. Кроме этого, в указанных регионах в связи с интеграционным периодом различные государственные органы функционируют не в полном объеме, в связи с чем информация о передвижениях населения и состоянии миграционной политики в приграничных регионах нового округа в уполномоченных органах государственной власти представлена в усеченном варианте. Поэтому на сегодняшний день отсутствует возможность точной дифференциации мигрантов по странам исхода, что затрудняет регулирование пе-

реселенческих процессов и обеспечение безопасности государства в пограничном пространстве.

Однако статистические данные Украины, свидетельствуют о том, что до 2013 - 2014 годов в округе наблюдался невысокий естественный прирост населения. Восполнение численности жителей происходило преимущественно за счет положительных межрегиональных и международных миграционных потоков. Кроме того, основной обмен происходил со странами СНГ: Россией (более 40%) и Узбекистаном (более 39%) [6; 7]. Большой процент приезжих из нашего государства можно объяснить как выгодным географическим положением регионов, благоприятным климатом, так и преобладанием там русскоязычного населения. Присутствие же граждан Узбекистана, помимо трудовой составляющей - возвращением депортированных туда в советское время крымских татар.

В настоящее время в приграничных регионах сохраняется положительный миграционный прирост, как за счет внутренних, так и международных потоков. Однако отследить миграционные процессы более полно в силу указанных причин достаточно сложно. Частично это объясняется незавершенным процессом замены паспортов и получения гражданства Российской Федерации.

Как и в других приграничных с Украиной субъектах, здесь наблюдался большой приток вынужденных переселенцев. В настоящее время, в связи с ограниченными возможностями обеспечения данной категории лиц, центры временного размещения здесь закрыты. Как и в большинстве приграничных с Украиной регионов, осуществляется прием и отправка мигрантов в другие субъекты страны. Кроме этого, имеют место факты проникновения на территорию Республики Крым и г. Севастополя лиц, планировавших осуществление провокаций и мошенничества. Переходный период способствует увеличению потоков нелегальной и транзитной миграции, а также возникновению различных сопутствующих ей незаконных элементов; сохранению сепаратистских и экстремистских тенденций; осложнению международной политической обстановки.

Важно отметить, что на территории округа действуют различные радикальные направления движений крымских татар, выступающих за право своего народа на самоопределение, а в политической области -за образование национальной государственности, поддерживая связи с

экстремистскими организациями и спецслужбами Турции, и выступая за возрождение исламских ценностей [2, с. 51].

Таким образом, миграционная ситуация в приграничных регионах КФО складывается под воздействием интеграционного периода и с учетом специфичных особенностей российско-украинского участка границы. Миграционные процессы характеризуются приростом населения. Вместе с тем, они сохраняют свою стихийную направленность и под влиянием различных политических и социально-экономических факторов, в условиях сохранения сепаратистских и экстремистских тенденций, наличия оппозиционных организаций в среде крымской татарской диаспоры способны спровоцировать возникновение угроз безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве.

Южный федеральный округ (ЮФО) занимает чуть более 2% территории России. Однако на его долю приходится 9,7% населения страны, что свидетельствует о высокой плотности расселения жителей [12]. Округ имеет как сухопутные (Ростовская область), так и морские границы с Украиной (Краснодарский край).

Положение Ростовской области характеризуется непростой демографической и миграционной обстановкой, наплывом беженцев с Украины. В данном регионе, в одном из немногих регионов до сих пор сохраняется естественная убыль населения, а также отток жителей в другие регионы России. Причинами отрицательных внутренних миграционных процессов являются дефицит рабочих мест, низкие заработные платы, недостаточно развитая социальная инфраструктура и т.д.

В Краснодарском крае наблюдается наибольший международный миграционный обмен со странами СНГ: Арменией, Узбекистаном, Украиной, Казахстаном [8]. Надо сказать, что традиционная привлекательность данного региона формирует активные внешние и межрегиональные миграционные процессы положительной направленности и делает край одним из густо заселенных и многонациональных субъектов Российской Федерации (после г. Москвы и Московской области).

Кроме того, край граничит с Республикой Абхазия, являющейся частично признанным государством и считаемой Грузией «оккупированной территорией», что создает угрозу проникновения в потоках мигрантов экстремистки настроенных лиц, и вызывает сложности в обеспечении безопасности государства.

В целом современная миграционная ситуация в ЮФО складывается, в том числе под влиянием общей обстановки на российско-украинском участке государственной границы, характеризуется увеличением населения за счет сохранения тенденций роста внутренних и внешних миграционных потоков из стран СНГ, увеличением количества беженцев с Украины, незаконной миграции и оказывает влияние на политические процессы в стране. Социально-экономическое положение регионов, его полиэтничный состав не способствуют снижению риска возникновения межнациональных, межкультурных конфликтов и экстремистских тенденций, что непосредственно несет в себе угрозу безопасности государства, в том числе в пограничной сфере.

Таким образом, анализ миграционной ситуации в пограничном пространстве Российской Федерации с Украиной, и происходящих в нем политических, экономических и социальных проявлений, позволил выявить особенности и тенденции миграционных процессов, их влияние на безопасность государства в пограничной сфере. Современная миграционная политика России и миграционная ситуация в пограничном пространстве влияет на безопасность личности, общества и государства, экономическое и социальное развитие регионов, на происходящие в них политические процессы. Переселенческие потоки могут стать причиной межнациональных конфликтов и столкновений, а, в отдельных случаях, привести к политической нестабильности. С целью снижения риска возникновения и предупреждения разнообразных угроз обеспечению безопасности государства в пограничной сфере необходимо учитывать, как общие черты миграционной обстановки, присущие российско-украинскому участку государственной границы, так и частные особенности, тенденции миграционных процессов, соответствующие отдельным приграничным субъектам России.

Литература

1. В Белгородскую область пустят жить 450 мигрантов. URL: http://www.belpressa.ru/news/news/v-belgorodskuyu-oblast-pustyat-zhit-450-migrant (дата обращения 21.02.2015).

2. Габриелян О.А. Политические процессы в Крыму. Последнее десятилетие ХХ века / под ред. В П. Петрова. Симферополь, 2000.

3. Дом и хата. Глава миграционной службы Константин Ромоданов-ский: В Россию могут приехать более 4 миллионов украинцев. URL: http://www.rg.ru/2014/09/22/migranty-site.html (дата обращения 19.02.2015).

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления федеральной миграционной службы по Ростовской области на 2013 год и плановый период 2014, 2015 и 2016 годов. URL: http://www.fms-rostov.ru/statistika/ (дата обращения 19.02.2015).

5. Информация о гражданах Украины, обратившихся в УФМС России по Ростовской области за предоставлением государственных услуг. URL: http://www.fms-rostov.ru/ne_5116 865/ (дата обращения 20.02.2015).

6. Население Севастополя по-прежнему прирастает за счет миграционных процессов. URL: http://new-sebastopol.com/news/novosti _sevastopolya/NaselenieSevastopola_po_pregnemu_prirastaet_za_schet_migrat sionnih_protsessov (дата обращения: 20.04.2015).

7. Население Крыма увеличилось за счет прибывших из Узбекистана мигрантов. URL: http://qha.com.ua/naselenie-krima-uvelichilos-za-schet-pribivshih-iz-uzbekistana123155.html (дата обращения: 02.03.2015).

8. Официальная статистика: население // Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Краснодарскому краю. : сайт. Краснодар, 2014. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics /population/ (дата обращения: 01.04.2015).

9. Патрушев: в четыре приграничные области России могут проникнуть бандиты с Украины. URL: http://www.vesti.ru/doc.htmPid =252 1259 (дата обращения 04.03.2015).

10. Руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов: как обустраивается граница и как ее охраняют // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/05/27/granitsa-site.html (дата обращения 11.12.2014).

11. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-августе 2014 года. URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect

/rosstat_ts/rostov/ru/publications/official_publications/electron ic_versions/ (дата обращения 04.03.2015).

12. Социально-экономическое положение Южного федерального округа за 2014 год. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641 (дата обращения 30.02.2015).

13. Титаренко А.И., Карвацкая Г.Ф., Титов В.А. Этика - проблемы и перспективы // Философские науки. 1972. №4.

14. Титов В.А. Моральное познание в системе гуманитарных наук // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1.

15. Численность и миграция населения. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11400 96 034906 (дата обращения 30.02.2015).

References

1. V Belgorodskuyu oblast' pustyat zhit' 450 migrantov. URL: http://www.belpressa.ru/news/news/v-belgorodskuyu-oblast-pustyat-zhit-450-migrant (data obrashcheniya 21.02.2015).

2. Gabrielyan O.A. Politicheskie protsessy v Krymu. Poslednee desyatiletie KhKh veka. pod red. V P. Petrova. Simferopol', 2000.

3. Dom i khata. Glava migratsionnoi sluzhby Konstantin Romodanovskii: V Rossiyu mogut priekhat' bolee 4 millionov ukraintsev. URL: http://www.rg.ru/2014/09/22/migranty-site.html (data obrashcheniya 19.02.2015).

4. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Uprav-leniya federal'noi migratsionnoi sluzhby po Rostovskoi oblasti na 2013 god i pla-novyi period 2014, 2015 i 2016 godov. URL: http://www.fms-rostov.ru/statistika/ (data obrashcheniya 19.02.2015).

5. Informatsiya o grazhdanakh Ukrainy, obrativshikhsya v UFMS Rossii po Rostovskoi oblasti za predostavleniem gosudarstvennykh uslug. URL: http://www.fms-rostov.ru/ne_5116 865/ (data obrashcheniya 20.02.2015).

6. Naselenie Sevastopolya po-prezhnemu prirastaet za schet migratsion-nykh protsessov. URL: http://new-sebastopol.com/news/novosti _sevastopolya/NaselenieSevastopola_po_pregnemu_prirastaet_za_schet_migrat sionnih_protsessov (data obrashcheniya: 20.04.2015).

7. Naselenie Kryma uvelichilos' za schet pribyvshikh iz Uzbekistana mi-grantov. URL: http://qha.com.ua/naselenie-krima-uvelichilos-za-schet-pribivshih-iz-uzbekistana123155.html (data obrashcheniya 02.03.2015).

8. Ofitsial'naya statistika: naselenie. Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Krasnodarskomu krayu. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/con-nect/ rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics /population/ (data obrashcheniya: 01.04.2015).

9. Patrushev: v chetyre prigranichnye oblasti Rossii mogut proniknut' bandity s Ukrainy. URL: http://www.vesti.ru/doc.htmPid =252 1259 (data obrashcheniya 04.03.2015).

10. Rukovoditel' Pogranichnoi sluzhby Vladimir Kulishov: kak obus-traivaetsya granitsa i kak ee okhranyayut. URL: http://www.rg.ru/2014/05/27/granitsa-site.html (data obrashcheniya 11.12.2014).

11. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Rostovskoi oblasti v yanvare-avguste 2014 goda. URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect /rosstat_ts/rostov/ru/publications/official_publications/electron ic_versions/ (data obrashcheniya 04.03.2015).

12. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Yuzhnogo federal'nogo okruga za 2014 god. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641 (data obrashcheniya 30.02.2015).

13. Titarenko A.I., Karvatskaya G.F., Titov V.A. Etika - problemy i per-spektivy. Filosofskie nauki. 1972. №4.

14. Titov V.A. Moral'noe poznanie v sisteme gumanitarnykh nauk. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. №1.

15. Chislennost' i migratsiya naseleniya. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11400 96 034906 (data obrashcheniya 30.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.