Н.А. Абдель Джалиль
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассматривается миграционная ситуация в Брянской области, особенности миграции в региональном аспекте, анализируются миграционные потоки региона. Анализируются причины миграционной привлекательности Брянской области для других регионов. Рассматривается миграционная политика области, представлены основные нормативные документы, определяющие миграционную политику. Анализируется демографическая ситуация в области и ее связь с миграционными процессами в регионе. Наглядно представлены коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста, цифры по миграционному приросту по видам миграции в Брянской области. Выделяются проблемы, связанные с глобальными миграционными процессами. Сделан акцент на обострившуюся политическую и экономическую ситуацию в мире, вызванную Украинским кризисом, в связи с чем, показано увеличение миграционных потоков со стороны Украины в Брянскую область. Анализируется количество мигрантов из Украины и оказываемая им социально-экономическая помощь на территории Брянской области. Представлены и анализируются возможные проблемы области, связанные с нерегулируемым потоком мигрантов из приграничных районов. Сделан вывод о возможной угрозе интересам общества и государства в связи с сохранением потока беженцев в приграничных районах. Акцентируется внимание на межнациональных конфликтах и социальной напряженности в связи с большим притоком вынужденных мигрантов в пограничное пространство. Обозначена
N. Abdel Jalil
CHARACTERISTICS OF MIGRATION AND MIGRATORY POLICY IN THE BRYANSK REGION
Abstract
The article discusses the migratory situation in the Bryansk region, features of migration in the regional context, analyzes the migratory flows in the region. The reasons for the attractiveness of the Bryansk area for other regions are analyzed. The migratory policy of the region is examined, the main regulatory documents defining migratory policies in the region are presented. The demographic situation in the region and its relationship with migratory processes in the region is analyzed. Factors of birth rate, death rate and a natural increase, figures for migratory growth by migration kinds in Bryansk area are visually presented. The problems connected with global migratory processes are allocated. It is made an emphasis on the tense political and economic situation caused by the Ukrainian crisis, therefore, the increase of migratory flows from the Ukraine to Bryansk area is shown. The possible problems of the area connected with a noncontrollable stream of migrants from frontier areas are presented and analyzed.
The number of migrants from the Ukraine and social economic help rendered to them at the territory of Bryansk region are analyzed. The potential problems of the region connected with the unregulated flow of migrants from the border areas are presented and analyzed. The conclusion is made about the possible threat to the interests of the society and the state in connection with preservation of a stream of refugees in frontier areas. The attention is focused on the ethnic conflicts and social tension in connection with the large inflow of displaced persons in the boundary space. Necessity of maintenance of the national security in the
необходимость обеспечения национальной безопасности в приграничных районах. Анализируется необходимость ужесточения миграционного законодательства в связи с приобретением миграционными процессами глобального характера. Рассматриваются меры, сделанные в этом направлении. Рассматриваются вопросы привлечения рабочей силы за счет мигрантов. Рассматривается тема, связанная с нехваткой квалифицированных кадров с высшим образованием в мировом масштабе, прогнозируется дальнейшее обострение данной проблемы в глобальном масштабе, особенно в развитых странах. Показана необходимость развивать политику привлечения высококвалифицированных кадров из других регионов. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего совершенствованию миграционной политики.
border areas is highlighted. Necessity of toughening of the migratory legislation in connection with acquisition by migratory processes of global character is analyzed. The measures made in this direction are considered. Questions of attraction of a labour at the expense of migrants are considered. Discusses the involvement of the workforce at the expense of workers. The theme connected with shortage of qualified personnel with higher education on a global scale is considered, the further aggravation of the given problem on a global scale, especially in the developed countries is predicted.
Ключевые слова:
миграция населения, беженцы, миграционный кризис, демографическая политика, миграционная политика, Брянская область.
Key words:
migration, refugees, migratory crisis, demographic policy, migratory policy, Bryansk area.
Перемещение трудовых ресурсов между странами издавна способствовали крупным изменениям в мировом хозяйстве, были связаны с производительными силами и производственными отношениями, а также с процессами индустриализации, колонизации, мировыми войнами и кризисами. В современной жизни движение населения, наряду с движением капитала, технологий, товаров, информации представляет собой одну из важнейших составляющих современных процессов глобализации в хозяйственно-экономической жизни общества [26; 28; 29; 31].
Сегодня миграция населения, представляя глобальную проблему современности, влияет на экономическую, политическую, социальную и культурную стороны жизни человека [18]. С целью эффективного управления миграцией для упорядочения миграционных потоков необходимо изучение миграционных процессов как части глобального политического процесса [3, с. 83-85; 8, с. 31; 10; 17].
Брянская область является центром тяготения для мигрантов большинства стран постсоветского пространства, поэтому изучение миграционных процессов именно в Брянской области, представляется важной темой 94
исследования. Приграничное положение Брянской области накладывает на нее дополнительную ответственность по обеспечению национальной и региональной безопасности [19].
Географическое положение Брянской области является исключительным: осуществляющее прямое сообщение с окружающими областями Центрального федерального округа, а также с Белоруссией и Украиной. Брянская область граничит на юге с Украиной (Черниговской и Сумской областями), на западе - с республикой Беларусь (Гомельской и Могилевской областями). Протяженность границы Брянской области составляет 3366 км, из которых более 350 км границы с Украиной и 355 км границы с Республикой Беларусь.
Миграционная политика Брянской области проводится в контексте политики, реализуемой в рамках Программы «Оказание содействия добровольному переселению в Брянскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (2014 - 2020 гг.) в соответствии с Указом Президента РФ от 14.09.2012 года №1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» [14]; в соответствии с Концепцией управления миграционными процессами в Брянской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Брянской области от 18.06.2013 года №431 «Об утверждении концепции управления миграционными процессами в Брянской области до 2025 года» [13].
В целом демографическая политика, являясь частью политики народонаселения, регулируя процессы воспроизводства населения, во многом предопределяет перспективы социально-экономического и политического развития России. Она находится в тесном взаимодействии с мировыми миграционными процессами [20].
Система демографической политики в Брянской области до 2019 года основана на Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 года №1351 [15]. Она представляет собой подсистему задач, целей и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографической политики в регионе [6].
С начала 2000-х гг. в демографическом развитии Брянской области наметился ряд проблем, одной из которых является снижение численности населения. Динамика численности населения Брянской области показывает
естественную убыль населения в период 2005-2015 гг., его численность составляет 111200 человек. Брянская область по этому показателю превышает общероссийские цифры (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста
На 1000 человек населения
родившихся умерших естественный прирост, убыль (-)
2015 2014 2013 2015 2014 2013 2015 2014 2013
Российская Федерация 13,2 13,3 13,2 13,1 13,1 13,1 0,1 0,2 0,1
Брянская область 11,4 11,0 11,1 15,9 16,0 15,9 -4,5 -5,0 -4,8
Составляющие абсолютного прироста численности населения - естественная убыль и миграционный прирост населения. Миграция населения имеет значимое воздействие на изменение численности населения, являясь компонентом абсолютного прироста, требует большого внимания в управлении данными процессами.
В Брянской области миграционный поток складывается из трех частей: миграции с регионами Российской Федерации, миграции со странами СНГ и миграции со странами дальнего зарубежья. Положительное сальдо миграции покрывается за счет прибывших из стран СНГ. Страны дальнего зарубежья и внутрироссийская миграции имеют отрицательное сальдо.
В таблице 2 представлен миграционный прирост на территории Брянской области в течение 8 лет. Как видно из представленных данных, начиная с 2005 года растет миграционная убыль в целом. Миграция со странами СНГ в 2015 году возрастает, в этом же году сократилась миграционная убыль (табл. 2).
PolitBook - 2017 - 3 Таблица 2. Миграционный прирост по видам миграции (человек)
2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Миграция - всего -699 17 -2491 -4290 -4708 -5034 -3440 -514
в том числе:
межрегиональная -1440 -1731 -3142 -5264 -5920 -6282 -4902 -2200
со странами СНГ 835 1734 671 938 1136 1193 1420 1666
с другими зарубежными странами -94 14 -20 36 76 55 42 20
Как видно из таблицы 2, за счет прибывших из стран СНГ обеспечивается положительное сальдо миграции. В структуре прибывших мигрантов по Брянской области преобладает доля мигрантов со странами СНГ.
Украинский кризис в феврале 2014 года усложнил политическую ситуацию в мире.
Национальный банк Украины дал оценку данному процессу: падение ВВП в 2014 году составило 6,7%, по оценке МВФ - 7-7,5% (причиной является, в основном, война на востоке страны), (без учёта Крыма, ДНР и ЛНР) [4].
Как отмечает Fitch Ratings (Fitch Ratings Inc.), значительное падение экономики страны во многом обусловлено разрывом традиционных экономических связей с Россией. За 2014 год промышленное производство на Украине снизилось на 10,7% [12].
Вышеизложенное спровоцировало увеличение мигрантов из Украины. В первом квартале 2016 года на брянском участке российско-украинской границы в Россию въехало 388 тыс. иностранных граждан.
Усугубившаяся политическая и экономическая ситуация в мире, вызванная Украинским кризисом, спровоцировала увеличение миграционных потоков со стороны Украины в Россию, в частности, в Брянскую область. В настоящее время граждане Украины составляют основной процент мигрантов из стран СНГ.
Недостатки административно-правовых режимов на российско-белорусской границе позволяют использовать ее для обхода мер, введенных Россией в ответ на санкции ЕС. На миграционный учет в Брянской области поставлены не все прибывшие в регион мигранты. Другая часть использует область для продления срока пребывания на территории РФ путем формаль-
ного пересечения границы и возвращения в Россию. Таким образом, ежемесячно происходит легализация около 60 тыс. иностранных граждан [2].
Согласно источникам официальной информации УФМС России по Брянской области с начала 2014 года на территорию региона въехало около 26 тыс. граждан Украины, в том числе около 4,5 тыс. детей. К концу 2014 года на территории области пребывают более 15 тыс. граждан, из них около 3 тыс. -дети. Основная часть из них проживает у родственников или знакомых.
По официальным данным в медицинские учреждения Брянской области в 2014 году обратилось 838 жителей Украины (614 взрослых и 224 ребенка), 19 беременных женщин. Принято 7 родов. Госпитализировано 115 человек, из них 25 детей. 831 человеку сделаны прививки [1, с. 64-65].
Департаментом здравоохранения Брянской области было подготовлено соглашение с Министерством здравоохранения РФ на предоставление трансфертов из федерального бюджета на выплату расходов, связанных с оказанием в 2014 году медицинской помощи гражданам Украины в размере 1,5 млн. рублей.
С 2014 года по данным ФМС количество обращения иностранных граждан, преимущественно из Украины, с просьбой предоставления статуса «беженца», увеличилось.
Прослеживается сохранение потока беженцев из Украины в приграничных регионах, в частности, в Брянской области. Если не будут приняты соответствующие меры, возможны следующие проблемы: большой приток вынужденных мигрантов в пограничное пространство - угроза интересам общества и государства. Отсутствие необходимых жилищных условий, медико-гигиенической помощи, социальных гарантий ставит под угрозу эпидемиологическую обстановку в приграничных районах. Не исключены межнациональные конфликты и социальная напряженность. На приграничных территориях - Брянской, Белгородской, Курской и Воронежской областях существует риск противозаконного проникновения в потоках беженцев радикально настроенных лиц и членов экстремистских группировок. В связи с этим крайне важным является обеспечение национальной безопасности, особенно в приграничных районах [11].
Миграционные процессы приобретают глобальный характер, в связи с этим происходит ужесточение миграционного законодательства.
С 1 января 2015 года лицам, прибывшим на территорию РФ для разрешения на работу, получения патента, вида на жительство, разрешения
на временное проживание необходимо сдать экзамен на знание русского языка, основ законодательства РФ и российской истории. Меняется порядок приема на работу иностранных граждан. Получение патента является обязательным условием для разрешения на работу [16].
Начиная с 2017 года правила сдачи экзаменов для мигрантов, желающих получить вид на жительство и патент на работу, претерпевают дальнейшие изменения. В тесты на знание русского языка и законодательства РФ добавляются дополнительные вопросы. По сведениям миграционной службы Брянской области, ежегодно 13% иностранцев не сдают с первой попытки экзамен [7].
В январе 2017 года сразу не удалось сдать экзамен первой части мигрантов, проходившей тестирование по новым правилам. Желающим трудоустроиться в России предоставлена возможность повторно сдавать экзамены. Разрешительные документы на проживание и работу в Брянской области в
2016 года получили более 4 тыс. мигрантов, основная группа из которых -граждане Армении, Азербайджана и Узбекистана. По состоянию на 1 января
2017 года в Брянской области трудятся более 2,5 тыс. иностранных граждан, которые заняты в строительстве, обрабатывающей промышленности и торговле. Данная цифра составляет 0,5% от всех работающих в области. Всего в регионе более 10 тыс. вакансий, на которые могут устроиться приезжие из других стран и регионов. Наблюдается несоответствие существующих вакансий по трудоустройству квалификационному и образовательному уровню жителей региона. Полностью не удается решить проблему привлечения рабочей силы на не престижные должности за счет внутренних работников, поэтому вопрос пополнения трудовых ресурсов посредством миграции не утратил свою актуальность. Остается открытым вопрос привлечения образованных и высококвалифицированных мигрантов.
Ряд аналитиков отмечают, что в мире в настоящий момент наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Данная проблема отсутствует только в странах Персидского залива - странах с высоким процентом мигрантов [23, s. 256-257; 24, s. 155-156].
В будущем прогнозируемый квалификационный кризис может затронуть большинство стран мира и иметь серьезные последствия. По прогнозам Глобального института McKinsey (MGI), к 2020 году дефицит высококвалифицированных работников и рабочей силы может достигнуть 85 млн. человек. Нехватка квалифицированных кадров с высшим образованием,
прогнозируемая на уровне 38-40 млн., будет наблюдаться в основном в развитых странах [22]. Дефицит работников с необходимыми профессионально-квалификационными навыками составит 45 млн. человек. В настоящий момент работодатели во всем мире, в том числе в Евразии, жалуются, что 1/3 вакансий высококвалифицированных специалистов остаются незаполненными [5, с. 78-79; 21, s. 272; 25, s. 97-98; 27, s. 184-186; 30].
В 2017 году в миграционном законодательстве происходят дальнейшие изменения, касающиеся граждан Украины: въезд и пребывание которых на территории Российской Федерации усложняется. За полугодовой период срок пребывания на территории РФ без получения специального разрешения не должен превышать 90 дней. Механизм, когда человек выезжает и сразу же возвращается в Россию, не работает [9].
До 2014 года каждый гражданин Украины мог работать на территории России без оформления документов и не выезжать домой, эпизодически меняя миграционную карту.
В случае невыполнения миграционного законодательства будет применена депортация и запрет на въезд на территории Российской Федерации.
Из-за большого количества эмигрантов из Украины для жителей Луганской и Донецкой областей действует относительно льготный миграционный режим. В 2017 году в России находится около 500-600 тыс. переселенцев из восточных областей Украины, обладающих статусом беженца. Большой процент этой категории мигрантов приходится на Брянскую область. В 2017 году планируется применение лимитов на проживание в России для этой категории граждан.
Анализ современного состояния миграционных процессов в РФ в целом и в Брянской области, в частности, показал необходимость дальнейшего совершенствованию миграционной политики, миграция должна стать решением ряда социально-экономических и политических проблем. Необходимо привлекать в Брянскую область высококвалифицированных специалистов. Проведенный анализ современного состояния миграции выявил необходимость совершенствовать политику, направленную на развитие научного потенциала области, и бороться с переходом научных работников в коммерческую сферу, переездом их в другие регионы России, а также за рубеж. Необходимо развивать политику привлечения высококвалифицированных кадров из других регионов.
Литература
1. Брянская область в цифрах. Краткий статистический сборник // Брянскстат. Брянск, 2015.
2. Брянский глава заявил о криминализации миграционной сферы. URL: https://www.bragazeta.ru/news/2015/04/22/granitsa/ (дата обращения 23.07.2017).
3. Бурда М.А. Риски нелегальной миграции как угроза национальной безопасности России // PolitBook. 2015. №1.
4. Дефолт Украины - Золотовалютные резервы Украины в 2014 году упали до уровня февраля-2004. URL: http: //zn.ua (дата обращения 14.07.2017).
5. Иванова Е.А. Проблемы миграции в Москве и возможные пути их решения // Вестник РУДН. Серия Политология. 2010. №2.
6. Концепция демографической политики в Брянской области до 2019 года, утвержденная распоряжением Правительства Брянской области от 20.02.2015 №56-рп.
7. На Брянщине более двух с половиной тысяч мигрантов. URL: http://www.br-tvr.ru/index.php/obshchestvo/19283-ekzamen-dlya-migrantov (дата обращения 20.07.2017).
8. Нестерчук О.А., Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами: субъектно-деятельностный подход // PolitBook. 2015. №1.
9. О каких изменениях в миграционном законодательстве в 2017 году важно знать. URL: http://migrantinform.ru/migraciya/izmeneniya-v-migratsionnom-zakonodatelstve.html (дата обращения 14.07.2017).
10. Патрик Таран: Миграция, глобализация и экономическая жизнеспособность: вызовы и возможности для России и Евразии. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6665#top-content (дата обращения 14.08.2017).
11. Патрушев Н.П. В четыре приграничные области России могут проникнуть бандиты с Украины. URL: http://www.vesti.ru/doc.html? id=2521259&cid=7 (дата обращения 14.08.2017).
12. Спад экономики РФ имеет неоднородный эффект на перспективы роста стран СНГ - Fitch. URL: https://ru.investing.com/news/новости-форекс/спад-экономики-рф-имеет-неоднородный-эффект-на-перспективы-роста-стран-снг---fitch-156986 (дата обращения 23.01.2017).
13. Указ Губернатора Брянской области от 18.06.2013 года №431 «Об утверждении концепции управления миграционными процессами в Брянской области до 2025 года». URL: http://lawru.info/dok/2013/06/18/n53897.htm (дата обращения 25.01.2017).
14. Указ Президента РФ от 14.09.2012 года №1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ http://base.garant.ru/70227698/ (дата обращения 25.01.2017).
15. Указ Президента РФ от 9.10.2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/191961/#ixzz4ba48jkh7 (дата обращения 25.06.2017).
16. Федеральный закон от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями ФЗ от 20.04.2014 г.) Ст.15.1. http://base.garant.ru/58056477/ (дата обращения 25.01.2017).
17. Aisati M., Plume A., Moed H.F. International Scientific Migration Balances // Archambault E., Gingras Y. and Larivière, V. Proceedings of 17th International Conference on Science and Technology Indicators. Montréal: Science-Metrix and OST, 2012. URL: http://sticonference.org/index.php?page=proc (дата обращения 25.08.2017).
18. Andersson H. Liberal Intergovernmentalism, spillover and supranational immigration policy // Cooperation and Conflict. 2016. №51(1).
19. Avtisinova, G., Supryaga, I., Khalbaeva, A., Martynova, M., Nester-chuk, O., Yudaev V. Migration and public security: problem field of research // Biosciences biotechnology research Asia. 2015. №1(12).
20. Baruffaldi S.H., Landoni P. Return mobility and scientific productivity of researchers working abroad: The role of home country linkages // Research Policy. 2012. №9(41).
21. Beaverstock J.V., Hall S. Competing for Talent: Global Mobility, Immigration and the City of London's Labour Market // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2012. №5.
22. Biondo A.E. What's up after brain drain? Sometimes, somewhere, someone comes back: A general model of return migration // International Review of Economics. 2012. №3(59).
23. Buckley M. Locating Neoliberalism in Dubai: Migrant Workers and Class Struggle in the Autocratic City. 2013, Antipode 45.
24. Buckley M., Hanieh A. Diversification by Urbanisation: Tracing the Property-Finance Nexus in Dubai and the Gulf // International Journal of Urban and Regional Research. 2014. №38.
25. Collins F.L., Shubin S. Migrant Times Beyond the Life Course: The Temporalities of Foreign English Teachers in South Korea // Geoforum. 2015. Vol. 62.
26. Di Maria C., Lazarova E.A. Migration, human capital formation, and growth: An empirical investigation // World Development. 2012. №5(40).
27. Glick Schiller N., Salazar N.B. Regimes of Mobility Across the Globe // Journal of Ethnic and Migration. 2013. Studies 39. №2.
28. Lazaridis G. International Migration into Europe: From Subjects to Abjects. London: Palgrave Macmillan, 2015.
29. Plume A. The evolution of brain drain and its measurement: Part I // Research Trends. Issue 26. January 2012. URL: https://www.researchtrends.com/issue26-january-2012/the-evolution-of-brain-drain-and-its-measurement-part-i/ (дата обращения 25.06.2017).
30. Shanthi R. Student-workers and tourist-workers as urban labour: temporalities and identities in the Australian cosmopolitan city. URL: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1369183X.2016.1205808 (дата обращения 25.06.2017).
31. Weber H. National and regional proportion of immigrants and perceived threat of immigration: A three-level analysis in Western Europe // International Journal of Comparative Sociology. 2015. №56(2).
References
1. Bryanskaya oblast' v tsifrakh. Kratkii statisticheskii sbornik. Bryanskstat. Bryansk, 2015.
2. Bryanskii glava zayavil o kriminalizatsii migratsionnoi sfery. URL: https://www.bragazeta.ru/news/2015/04/22/granitsa/ (data obrashcheniya 23.07.2017).
3. Burda M.A. Riski nelegal'noi migratsii kak ugroza natsional'noi bezopas-nosti Rossii. PolitBook. 2015. №1.
4. Defolt Ukrainy - Zolotovalyutnye rezervy Ukrainy v 2014 godu upali do urovnya fevralya-2004. URL: http: //zn.ua (data obrashcheniya 14.07.2017).
5. Ivanova E.A. Problemy migratsii v Moskve i vozmozhnye puti ikh resheniya. Vestnik RUDN. Seriya Politologiya. 2010. №2.
6. Kontseptsiya demograficheskoi politiki v Bryanskoi oblasti do 2019 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Bryanskoi oblasti ot 20.02.2015 №56-rp.
7. Na Bryanshchine bolee dvukh s polovinoi tysyach migrantov. URL: http://www.br-tvr.ru/index.php/obshchestvo/19283-ekzamen-dlya-migrantov (data obrashcheniya 20.07.2017).
8. Nesterchuk O.A., Khalbaeva A.M. Politicheskoe upravlenie migratsion-nymi protsessami: sub"ektno-deyatel'nostnyi podkhod. PolitBook. 2015. №1.
9. O kakikh izmeneniyakh v migratsionnom zakonodatel'stve v 2017 godu vazhno znat'. URL: http://migrantinform.ru/migraciya/izmeneniya-v-migratsionnom-zakonodatelstve.html (data obrashcheniya 14.07.2017).
10. Patrik Taran: Migratsiya, globalizatsiya i ekonomicheskaya zhiznespo-sobnost': vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii i Evrazii. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6665#top-content (data obrashcheniya 14.08.2017).
11. Patrushev N.P. V chetyre prigranichnye oblasti Rossii mogut proniknut' bandity s Ukrainy. URL: http://www.vesti.ru/doc.html? id=2521259&cid=7 (data obrashcheniya 14.08.2017).
12. Spad ekonomiki RF imeet neodnorodnyi effekt na perspektivy rosta stran SNG - Fitch. URL: https://ru.investing.com/news/novosti-foreks/spad-ekonomiki-rf-imeet-neodnorodnyi-effekt-na-perspektivy-rosta-stran-sng---fitch-156986 (data obrashcheniya 23.01.2017).
13. Ukaz Gubernatora Bryanskoi oblasti ot 18.06.2013 goda №431 «Ob utverzhdenii kontseptsii upravleniya migratsionnymi protsessami v Bryanskoi oblasti do 2025 goda». URL: http://lawru.info/dok/2013/06/18/n53897.htm (data obrashcheniya 25.01.2017).
14. Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.2012 goda №1289 «O realizatsii gosu-darstvennoi programmy po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v RF sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom». URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ http://base.garant.ru/70227698/ (data obrashcheniya 25.01.2017).
15. Ukaz Prezidenta RF ot 9.10.2007 goda №1351 «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda».
Sistema GARANT: URL: http://base.garant.ru/191961/#ixzz4ba48jkh7 (data obrashcheniya 25.06.2017).
16. Federal'nyi zakon ot 25.07.2002 goda №115-FZ «O pravovom poloz-henii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami FZ ot 20.04.2014 g.) St.15.1. http://base.garant.ru/58056477/ (data obrashcheniya 25.01.2017).
17. Aisati M., Plume A., Moed H.F. International Scientific Migration Balances. Archambault E., Gingras Y. and Larivière, V. Proceedings of 17th International Conference on Science and Technology Indicators. Montréal: Science-Metrix and OST, 2012. URL: http://sticonference.org/index.php?page=proc (data obrashcheniya 25.08.2017).
18. Andersson H. Liberal Intergovernmentalism, spillover and supranational immigration policy. Cooperation and Conflict. 2016. №51(1).
19. Avtisinova, G., Supryaga, I., Khalbaeva, A., Martynova, M., Nester-chuk, O., Yudaev V. Migration and public security: problem field of research. Biosciences biotechnology research Asia. 2015. №1(12).
20. Baruffaldi S.H., Landoni P. Return mobility and scientific productivity of researchers working abroad: The role of home country linkages. Research Policy. 2012. №9(41).
21. Beaverstock J.V., Hall S. Competing for Talent: Global Mobility, Immigration and the City of London's Labour Market. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2012. №5.
22. Biondo A.E. What's up after brain drain? Sometimes, somewhere, someone comes back: A general model of return migration. International Review of Economics. 2012. №3(59).
23. Buckley M. Locating Neoliberalism in Dubai: Migrant Workers and Class Struggle in the Autocratic City. 2013, Antipode 45.
24. Buckley M., Hanieh A. Diversification by Urbanisation: Tracing the Property-Finance Nexus in Dubai and the Gulf. International Journal of Urban and Regional Research. 2014. №38.
25. Collins F.L., Shubin S. Migrant Times Beyond the Life Course: The Temporalities of Foreign English Teachers in South Korea. Geoforum. 2015. Vol. 62.
26. Di Maria C., Lazarova E.A. Migration, human capital formation, and growth: An empirical investigation. World Development. 2012. №5(40).
27. Glick Schiller N., Salazar N.B. Regimes of Mobility Across the Globe. Journal of Ethnic and Migration. 2013. Studies 39. №2.
28. Lazaridis G. International Migration into Europe: From Subjects to Abjects. London: Palgrave Macmillan, 2015.
29. Plume A. The evolution of brain drain and its measurement: Part I. Research Trends. Issue 26. January 2012. URL: https://www.researchtrends.com/issue26-january-2012/the-evolution-of-brain-drain-and-its-measurement-part-i/ (data obrashcheniya 25.06.2017).
30. Shanthi R. Student-workers and tourist-workers as urban labour: temporalities and identities in the Australian cosmopolitan city. URL: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1369183X.2016.1205808 (data obrashcheniya 25.06.2017).
31. Weber H. National and regional proportion of immigrants and perceived threat of immigration: A three-level analysis in Western Europe. International Journal of Comparative Sociology. 2015. №56 (2).