Научная статья на тему 'Миграционная политика в Краснодарском крае: этнополитический аспект'

Миграционная политика в Краснодарском крае: этнополитический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1321
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES / ETHNO-POLITICAL ASPECT / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович, Костенко Юлия Витальевна

В статье раскрыт этнополитический аспект развития миграционной политики в Краснодарском крае (2014-2016 гг.). Внимание сконцентрировано на динамике этнической структуры населения, миграционных процессов, влиянии украинского кризиса на региональную миграционную политику в Краснодарском крае. Сформулированы рекомендации субъектам миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy in the Krasnodar Territory: ethno-political aspect

The article deals with the ethno-political aspect of the migration policy development in the Krasnodar Territory in 2014-2016. The authors focus on the dynamics of the ethnic structure of the population, migration processes, the impact of the Ukrainian crisis on the regional migration policy in the Krasnodar Territory. Some guidelines for the subjects of the migration policy are suggested.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика в Краснодарском крае: этнополитический аспект»

УДК 316.4(470.620)

Баранов Андрей Владимирович

доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета

Костенко Юлия Витальевна

кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [1]

Baranov Andrey Vladimirovich

D.Phil. in Political Science, D.Phil. in History, Professor, Political Science and Political Management Department, Kuban State University

Kostenko Julia Vitalievna

PhD in Political Science, Lecturer, Political Science and Political Management Department, Kuban State University

MIGRATION POLICY IN THE KRASNODAR TERRITORY: ETHNO-POLITICAL ASPECT [1]

Аннотация:

В статье раскрыт этнополитический аспект развития миграционной политики в Краснодарском крае (2014-2016 гг.). Внимание сконцентрировано на динамике этнической структуры населения, миграционных процессов, влиянии украинского кризиса на региональную миграционную политику в Краснодарском крае. Сформулированы рекомендации субъектам миграционной политики.

Ключевые слова:

миграционная политика, миграционные процессы, этнополитический аспект, Краснодарский край.

Summary:

The article deals with the ethno-political aspect of the migration policy development in the Krasnodar Territory in 2014-2016. The authors focus on the dynamics of the ethnic structure of the population, migration processes, the impact of the Ukrainian crisis on the regional migration policy in the Krasnodar Territory. Some guidelines for the subjects of the migration policy are suggested.

Keywords:

migration policy, migration processes, ethno-political aspect, Krasnodar Territory.

Актуальность темы статьи в том, что Краснодарский край - один из субъектов Российской Федерации, имеющих наивысший миграционный приток. Миграции ведут к изменениям этнической идентичности и этностатусных диспозиций, что весомо влияет на направленность регионального политического процесса. Поэтому важно раскрыть основные параметры миграционной политики в Краснодарском крае в условиях роста геополитических угроз.

Цель статьи - выявить этнополитический аспект миграционной политики в Краснодарском крае (2014-2016 гг.). Среди новейших исследований отметим аналитические отчеты под редакцией Г.С. Денисовой [2], коллективную монографию под редакцией Т.А. Хагурова [3], статьи В.В. Касьянова и С.Н. Шаповалова [4], Ю.В. Костенко [5].

Общий коэффициент миграционного прироста в крае в 2014 г. оставался на третьем месте по России [6]. Сравнение коэффициентов прироста в регионах южной России за 1990-2014 гг. доказывает, что Краснодарский край является лидером по приему населения (наивысший коэффициент 162 на 10 000 чел. постоянного населения в 1995 г., 84,4 - в 2014 г.) [7]. Наибольшую миграционную нагрузку испытывают Сочи, Новороссийск, Краснодар, Черноморское побережье.

За январь 2016 г. в край прибыло 13 095 мигрантов, выбыло - 9 775, что дало снижение миграционного прироста в сравнении с данными за январь 2015 г. Из прибывших мигрантов, %: 89,8 - внутрироссийские (34,0 - внутрирегиональные, 55,8 - межрегиональные); 10,2 - зарубежные (в том числе 8,9 - граждан стран СНГ и 1,3 - стран дальнего зарубежья) [8]. В сравнении с показателями аналогичного периода 2015 г. удельный вес внутрироссийских миграций не изменился [9]. Соотношение категорий мигрантов устойчиво.

По данным Краснодарстата, миграционный прирост населения края за 2015 г. по сравнению с данными 2014 г. увеличился на 12 504 чел. (35,2 %). Прирост отмечен за счет увеличения числа прибывших мигрантов в край на 6 741 чел. (6,1 %) [10]. Положительное сальдо миграции наблюдалось за счет всех стран СНГ. Основными источниками миграции в Краснодарский край являются Украина (50,0 %), Армения (20,0 %), Узбекистан (14,5 %) [11].

В 2015 г., по сведениям Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю, на миграционный учет поставлено 539 528 иностранных граждан и лиц без гражданства, что больше уровня 2014 г. на 6,5 %. Основными целями пребывания остаются следующие, %: работа - 34,5 поставленных на учет иностранных граждан и лиц без гражданства;

частная поездка - 25,4; туристическая - 6,0; деловая - 2,2; служебная - 0,3; обучение - 1,4; гуманитарная - 0,4; другие цели - 2,0. На 31 декабря 2015 г. в Краснодарском крае находились 250 112 иностранных граждан и лиц без гражданства [12].

Из общего числа иностранных граждан и лиц без гражданства в Краснодарском крае пребывают с правом на работу 23,0 % (57 327); фактически работающих, но без права на это -43,6 % (109 059), из которых 85,5 % составляют граждане стран СНГ, ЕС - 2,5 %, других государств - 12,0 % [13].

Приказом Минтруда РФ от 31.12.2014 г. № 1208-н в 2015 г. для Краснодарского края установлена квота на выдачу разрешений на работу с учетом корректировок на 5 049 чел. [14]. За 2015 г. УФМС РФ по краю оформила 4 427 разрешений иностранным гражданам и лицам без гражданства на работу (спад на 86,5 % за год) и 49 431 патент (сокращение на 29,2 %). Вид на жительство получили 7 561 чел. (прирост на 19,7 %), разрешение на временное проживание в России - 13 010 чел. (снижение на 14,8 %) [15]. Квота заполняется не полностью.

Соотношение иностранных работников по странам исхода стабильно. Максимальное количество разрешений на работу иностранцам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, выдано гражданам следующих стран, %: Сербии - 40, КНДР - более 20, Турции - 15, Вьетнама -более 7. Доминирующее место среди трудовых мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и оформивших патенты, занимают граждане государств, %: Узбекистана - 60, Таджикистана - более 20, Украины - свыше 12, Молдовы - менее 5 [16]. В связи со вступлением Армении и Киргизии в Евразийский экономический союз в 2015 г. оформление разрешительных документов на работу для граждан этих стран прекращено.

Миграционный прирост населения края в январе 2016 г. по сравнению с показателями за январь 2015 г. уменьшился на 6,6 % за счет снижения числа прибывших в край на 1 019 чел. (10,5 %). Внутрирегиональная миграция в январе 2016 г. сократилась на 6,1 % по сравнению с данными за январь 2015 г. [17].

За 2015 г. отмечен значительный спад количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в гражданство Российской Федерации (4 549 чел., что на 27 % меньше уровня 2014 г.) [18]. В частности, за 2015 г. отказано в виде на временное проживание 36 иностранцам и лицам без гражданства, аннулирован вид на временное проживание 61 чел., тогда как получили данный вид 13 010 чел. Отказано в получении вида на жительство 19 чел., аннулирован вид на жительство у 24, а оформлен - 7 561 чел. Аналогичные пропорции отмечены в сфере внешней трудовой миграции. Разрешения на привлечение иностранных работников выданы всем подавшим заявления. Аннулирования разрешений на работу и выдачи патентов затронули 1,5 % иностранцев и лиц без гражданства [19].

Привлечение иностранной рабочей силы не оказывает отрицательного влияния на социально-экономическое развитие. Большинство трудовых мигрантов задействовано на рабочих местах, которые не пользуются спросом у местного населения. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые правила получения иностранными гражданами патентов на трудовую деятельность. Закон облегчил ведение такой деятельности иностранцев на территории РФ.

На 31 декабря 2015 г. в крае проживают 438 лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. Наибольшее количество зарегистрированных вынужденных переселенцев - бывшие жители следующих стран, %: Казахстана - 46,0, Узбекистана - 25,0, Чеченской Республики - 12,0, Грузии - 8,5, Таджикистана - 3,7. По этническому составу среди переселенцев преобладают русские - 87,0 %, на втором месте украинцы - 10,3 % [20]. Кроме них подали ходатайства в уФМс по краю о признании себя вынужденными переселенцами 10 чел. Эти данные подтверждают сокращение числа переселенцев в сравнении с данными 2014 г. на 12,5 % [21].

Обращения граждан за получением статуса беженца носят единичный характер. В 2015 г. обратились 46 граждан (в 2014 г. в условиях войны на Украине присвоения статуса беженца запрашивали 353 чел.), из общего числа обратившихся большую часть составляют выходцы из Украины - 22 чел. (48 %), Афганистана - 12 (26), Сирии - 11 (24), а также один гражданин Судана (2 %). Статус беженца в течение последних 5 лет предоставлен только 11 иностранным гражданам, 9 из них - в 2015 г. Всего состоят на учете в качестве беженцев 23 чел., в том числе граждане Украины составляют 61 % (14 чел.), выходцы из Афганистана - 39 % (9 чел.) [22].

На 31 декабря 2015 г. в крае находились около 250 тыс. иностранных граждан, из них более 90 тыс. чел. превысили срок пребывания и составляют группу риска. Граждан СНГ в ней подавляющее большинство - 85,0 % (80 477 чел.), из них, % (чел.): Украины - 26,0 (24 538), Узбекистана - 15,3 (14 363), Беларуси - 15,0 (14 183), Армении - 14,6 (13 771), Таджикистана (4 596) и Молдовы (3 087) - менее 5,0 каждая. Граждане стран ЕС составляют немногим более 2,5 % группы риска (2 407 чел.), других государств - порядка 12,0 % (11 086 чел.) [23].

Анализ соотношения группы риска и общего числа находящихся на территории края иностранных граждан показал, что наибольшую долю группы риска имеют граждане следующих государств, %: Беларуси - 51, Молдовы - 49, Азербайджана - 48, Узбекистана и Украины - по 40 [24].

В 2015 г. продолжались мероприятия пресечения правонарушений в миграционной сфере. По распоряжению губернатора края они проводятся постоянно. Сводные группы состоят из сотрудников УФМС России по краю, полицейских, казаков и представителей администраций. Сотрудники УФМС по краю провели 6 765 рейдов за 2015 г., в ходе которых проверено 10 443 иностранных гражданина и лица без гражданства (на 12,2 % больше, чем за предыдущий год). Выявлено 56 153 административных правонарушения в миграционной сфере, в том числе 17 692 по линии иммиграционного контроля и трудовой деятельности иностранцев и 1085 по линии гражданства. Возбуждено 122 уголовных дела [25]. За 2015 г. обнаружено 1 899 незаконно находящихся на территории края иностранных граждан и лиц без гражданства. К административной ответственности за незаконное пребывание привлечено 1 807 чел. (на 6,3 % меньше, чем в 2014 г.). Не разрешен въезд в РФ на основании решения об административном выдворении 2 870 чел., о депортации - 66 чел. [26].

В частности, краевой суд по апелляционному представлению прокурора рассмотрел уголовное дело в отношении участников преступной группы, которая почти 10 лет в г. Сочи занималась организацией незаконной миграции граждан Турции на территорию Российской Федерации. Создал преступную группу в 2005 г. турок Карбуз Валид, получивший гражданство России. Он осужден на 4 года условно с испытательным сроком 3 года и штрафом в 200 тыс. р., а участница группы Носова - на 3 года условно с испытательным сроком 3 года. Приговор вступил в законную силу [27]. В административном порядке за 2015 г. выдворено 1 464 иностранных гражданина и лица без гражданства (на 52,4 % меньше, чем за 2014 г.), депортировано за пределы России -66 (на 29,4 % больше, чем в 2014 г.). Представлений о неразрешении въезда в РФ направлено на 4 025 чел. (на 22,7 % меньше уровня 2014 г.) [28].

При УФМС России по Краснодарскому краю действует общественно-консультативный совет (председатель А.А. Пащевский). В нем участвуют представители правозащитных организаций, общественных объединений, этнических диаспор, учебных заведений, а также специалисты в сфере миграции, демографии и экономики. Обсуждаются актуальные вопросы контроля над привлечением иностранной рабочей силы, мониторинга эффективности деятельности сотрудников УФМС [29]. Управление ФМС России по Краснодарскому краю наладило взаимодействие со 104 национально-культурными общественными объединениями на территории края, 17 из которых - неформальные объединения и общины. Кроме того, управлением установлены тесные связи с центром национальных культур края, в котором зарегистрированы 35 национально-культурных общественных объединений [30].

В 2015 г. проведен опрос членов ОКС в целях получения информации о влиянии миграционных процессов в крае. Вопросы касались внутренней и внешней миграции. Мнения экспертного сообщества в оценках объемов нелегальной миграции распределились следующим образом: каждый третий (17,3 %) опрошенный считает, что в крае пребывают менее 10,0 % нелегальных мигрантов, 49,0 % - от 10,0 до 50,0 % нелегалов, 16,0 % предполагают, что нелегалов более половины.

Респонденты считают, что основное количество мигрантов прибывает в край со следующими целями, % от общего числа иммигрантов: работа - 36,8; строительство - 18,9; торговля -12,4; учеба - 7,8; частная - 6,2. Большая часть въезжающих руководствуется экономической привлекательностью Краснодарского края, выбирая зачастую рабочие специальности [31].

Треть опрошенных (32 %) считают, что мигранты оказывают отрицательное влияние на рынок труда края и нет необходимости привлекать рабочую силу из других мест. Почти половина анкетируемых (44 %) отметили, что прибывающие мигранты незначительно воздействуют на рынок труда края, а 51 % респондентов полагают, что работа мигрантов в целом полезна для страны и края, 13 % думают, что регион остро нуждается в привлечении иностранной рабочей силы [32]. Мигранты согласны на низкооплачиваемую работу, которую не будут выполнять местные жители, поэтому работодателям выгодно привлекать иностранную рабочую силу.

Более 63,3 % респондентов отмечают, что они сами либо их родственники и знакомые могли бы выполнять работу, которую осуществляют мигранты, но за более высокую плату; 31,0 % опрошенных выразили отрицательное отношение к работе мигрантов; только 4,1 % анкетируемых сообщили, что их родственники или знакомые согласились бы выполнять подобную работу [33].

В соответствии с п. 8 ст. 15.1 федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высшему исполнительному органу государственной власти края предоставлены полномочия утверждения перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ. С сентября 2014 г. в Краснодарском крае проводится такой экзамен комиссиями с участием специалистов. В крае действуют 18 организаций, осуществляющих тестирование иностранцев. Они расположены в Краснодаре - 12, Сочи - 3, по одной в Армавире, Новороссийске и Анапе [34]. По заявкам крупных работодателей периодически предпринимаются выездные экзамены. Ажиотажный спрос на тестирование, который возник в начале 2015 г., урегулирован.

Консультирование и прием заявлений проводят специалисты по гражданству в территориальных структурных подразделениях УФМС России по краю по месту регистрации заявителя. Подготовленные сотрудниками отделения содействия интеграции и общественных связей управления ФМС России по Краснодарскому краю сведения о центрах тестирования, действующих в регионе и уполномоченных на прием указанного экзамена, требования к содержанию и уровню знаний, которыми должен обладать иностранный гражданин, а также программа теста размещены на сайте УФМС России по Краснодарскому краю. Информация совместно со специалистами центра национальных культур Краснодарского края представлена в виде памятки для иностранцев с переводом с русского на три наиболее распространенных языка трудовых иммигрантов (армянский, таджикский и узбекский) в ведомственном издании ФМС России по Краснодарскому краю «Миграционный вестник Кубани» [35].

Миграционная служба края планирует увеличивать количество мест, где трудовые мигранты могут пройти обучение и сдать экзамены, необходимые для получения трудового патента. На встрече УФМС РФ по Краснодарскому краю с представителями Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана руководитель УФМС В.Г. Горб обратил внимание на возможность обучения русскому языку граждан Таджикистана на родине до приезда в Россию, их прибытия в РФ с сертификатами. «Это сократило бы время оформления разрешительных документов и помогло успешнее интегрироваться в российское общество», - пояснил он [36].

Важным аспектом миграционной политики стало знание переселенцами русского языка, экзамен стал обязательным для получения гражданства. Закон об упрощенном получении российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые будут признаны носителями русского языка, представят документы об отказе от гражданства иностранного государства и выходе из него, вступил в силу 02.05.2014 г. Таким лицам оформляется вид на жительство с предоставлением гражданства России. Кроме знания языка, для его получения иностранцы должны подтвердить, что они или их прямые родственники по восходящей линии проживают или в прошлом постоянно проживали в России. За 2015 г. комиссия при УФМС России по Краснодарскому краю по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка рассмотрела 994 заявления иностранных граждан и лиц без гражданства, признала носителями русского языка 855 заявителей, не признала таковыми 139 [37].

Новым фактором миграционной ситуации является приток вынужденных переселенцев с Украины. В 2014 г. вследствие гражданской войны число граждан этой страны в Краснодарском крае превысило 100 тыс. чел. и составило 27,0 % общего количества иностранцев и апатридов, поставленных на миграционный учет. В 2015 г. граждане Украины оставались самой многочисленной категорией вынужденных переселенцев (61 919 чел., то есть 24,7 % всех иностранцев) [38].

По данным штабов администрации районов, к 31 декабря 2015 г. в Краснодарском крае размещено 38 575 граждан Украины, что на 5 тыс. меньше, чем год назад (из них детей младше 17 лет - 10 988, а также 3 302 чел. учащейся молодежи от 18 до 25 лет). Прибывших в экстренном массовом порядке, в том числе размещенных в резервном жилом фонде администрации, -1 538 чел. (емкость временных лагерей в крае рассчитана на 5 тыс. чел.) [39], у родственников и знакомых поселилось 36 804 чел. [40]. Кубань занимает в РФ второе место по количеству принятых граждан Украины после Ростовской области.

С ходатайством о предоставлении статуса временного убежища в 2014 г. обратились более 15 тыс. граждан Украины, а в 2015 г. - более 19 тыс. чел. (99,8 % всех обратившихся). Предоставлено временное убежище 18 843 чел., что на 29,9 % больше, чем за 2014 г. На 31 декабря 2015 г. в крае на учете состояло 28 759 иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации (на 8,2 % больше, чем за 2014 г.). Почти все они - граждане Украины - 28 705 чел. (99,81 %) [41].

С заявлениями о предоставлении временного убежища за 2015 г. обратилось 19 037 чел., что на 24,6 % больше, чем за 2014 г. Стабилизация положения выходцев с Украины выразилась в том, что утратили или лишены статуса временного убежища 2 225 чел. (на 49,7 % больше, чем за 2014 г.) [42]. Подавляющее большинство граждан Украины, временно размещенных в крае, надеется в скором времени вернуться на родину [43].

Значимость проблемы очевидна потому, что именно граждане Украины составляют 93,1 % обратившихся в органы УФМС по краю за предоставлением временного убежища и статуса беженца. Для граждан этой страны предусмотрена специальная процедура получения данных статусов. Присвоение статуса «временное убежище» занимает 3 дня, а раньше для этого требовалось 3 месяца. Распоряжением правительства РФ увеличены квоты субъектам Федерации на выдачу разрешений на временное проживание для иностранных граждан. На 2 тыс. чел. увеличена квота для Краснодарского края. Среди получивших в крае статус временного убежища - 13 749 граждан Украины (7 760 семей), то есть 99,6 % всех иностранных граждан и апатридов [44].

В г. Краснодаре создан оперативный штаб, координирующий работу по оказанию гуманитарной помощи гражданам, которые приезжают из Донецкой и Луганской народных республик. С июня 2014 г. действует рабочая группа по их трудоустройству. В ее состав вошли представители департамента труда и занятости населения края, государственной инспекции труда в регионе, УФМС России по краю и департамента внутренней политики краевой администрации. Группу возглавляет вице-губернатор края. В муниципальных образованиях созданы оперативные штабы по приему беженцев, своевременно подготовлены места для размещения. Больше всего граждан Украины находится в Геленджике, Краснодаре, Анапе, Новороссийске, Апшеронском, Крымском, Лабинском, Белореченском и Усть-Лабинском районах [45]. Губернатор края распорядился организовать в регионе 76 пунктов временного размещения для граждан Украины на базе гостиниц, санаториев, домов отдыха и лагерей в расчете на общее количество в 5 073 места [46]. Формирование пунктов временного размещения возложено на глав муниципалитетов. Курировать работу поручено региональному министерству курортов и туризма.

Вынужденные переселенцы могут трудоустраиваться на квотируемые рабочие места для граждан Украины. Таких мест - 6 044, согласно заявкам работодателей [47]. Этнические и конфессиональные объединения участвуют в сборе финансовых средств в помощь вынужденным переселенцам с Украины.

Администрацией Краснодарского края проведен анализ целесообразности разработки региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Руководитель ФМС России К.О. Ромо-дановский предложил В.И. Кондратьеву, на тот момент врио губернатора Краснодарского края, вернуться к разработке проекта реализации такой госпрограммы в Краснодарском крае и в кратчайшие сроки направить его в адрес ФМС России [48].

Предложено отдавать приоритет при отборе участников программы соотечественникам, планирующим переселиться в сельские районы края для трудоустройства в учреждения здравоохранения и образования, способным замещать наиболее высокооплачиваемые рабочие места, имеющим собственные средства для приобретения жилья или возможность участия в программе ипотечного кредитования.

Проект региональной программы переселения соотечественников одобрен на заседании межведомственной комиссии по реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (протокол № 24 от 26.10.2015 г.). Указана цель программы - привлечение в Краснодарский край квалифицированных кадров из числа соотечественников, живущих за рубежом, на постоянное место жительства.

В итоге исследования сделаны следующие выводы. Миграционная политика в Краснодарском крае (2014-2016 гг.) представляет собой проактивную и достаточно целостную совокупность направлений, методов и действий по управлению целями и пропорциями перемещений населения. Этнополитический аспект региональной миграционной политики проявляется в реализации императивов адаптации и интеграции переселенцев в принимающее сообщество, регулировании конфликтов интересов и идентичностей. Специфика миграционной политики в Краснодарском крае состоит в повышенном значении регулирования миграции с Украины и из других зон этно-политических конфликтов, в институционализированности взаимодействий УФМС по краю с национально-культурными объединениями.

Рекомендации по совершенствованию региональной миграционной политики таковы. Ее основы должны быть закреплены в кодексе законов, реализующем принципы международного права и Конституции РФ с учетом интересов национальной безопасности страны, что позволит установить единые критерии эффективности политики. Необходимо определить статус внутри-российского переселенца. На уровне субъектов Федерации целесообразно принимать программы реализации миграционной политики РФ, поскольку их цели и задачи не сводятся к иным видам политики: этнической, языковой, демографической и др.

Краснодарский край имеет сравнительно низкие валовой региональный продукт и среднемесячную зарплату, высокий уровень плотности населения. Ввиду аграрной и курортной специализации основной части края конфликтогенным узлом может стать контроль над землей. Следовательно, необходимы целевое расселение мигрантов в депрессивных северных и северо-восточных районах Кубани, ограничение миграционных потоков в приграничных и геополитически важных местностях.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем по теме № 16/27т «Проведение мониторинга межнациональных отношений и религиозной ситуации, анализ

участия органов государственной власти, муниципальных образований и институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, миграционной и языковой политики Российской Федерации в регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Республика Адыгея и Волгоградская область)».

2. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе : экспертный доклад (по состоянию на первое полугодие 2015 г.) / под общ. ред. В.А. Тишкова. М. ; Ростов н/Д., 2015 ; Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе : экспертный доклад (по состоянию на второе полугодие 2015 г.) / под общ. ред. В.А. Тишкова, Г.С. Денисовой. М. ; Ростов н/Д., 2015.

3. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев [и др.]. М., 2014.

4. Касьянов В.В., Шаповалов С.Н. Иностранная трудовая миграция на территорию Краснодарского края: состояние и перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 2. С. 125-130.

5. Костенко Ю.В. Конфликты миграций в Южном федеральном округе как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Южного научного центра РАН. 2013. Т. 9, № 3. С. 76-81.

6. Общие коэффициенты миграционного прироста населения (на 10 000 чел. населения) [Электронный ресурс]. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfbe004886e79db01ef0f7eaa5adf2/Миграция.htm (дата обращения: 18.05.2016).

7. Общие коэффициенты ... ; Коэффициенты миграционного прироста (на 10 000 чел. населения) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-12.htm (дата обращения: 18.05.2016).

8. Общие коэффициенты .

9. Там же.

10. О миграционной ситуации в Краснодарском крае и основных результатах деятельности УФМС России по Краснодарскому краю [Электронный ресурс] : доклад. URL: https://23.fms.gov.ru/document/55785 (дата обращения: 21.03.2016).

11. Там же.

12. О миграционной ситуации ... ; Основные показатели деятельности УФМС России по Краснодарскому краю за 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.23.fms.gov.ru/document/43039 (дата обращения: 21.03.2016).

13. О миграционной ситуации ...

14. Там же.

15. Основные показатели ...

16. О миграционной ситуации ...

17. Общая характеристика миграционной ситуации в крае [Электронный ресурс]. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/krsdstat/resources/fd5910004c1fef9596acf7b4bce00d93/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80.htm (дата обращения: 18.05.2016).

18. Там же.

19. Там же.

20. О миграционной ситуации ...

21. Там же.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же.

25. Там же.

26. Там же.

27. В Сочи осуждены организаторы незаконной миграции граждан Турции [Электронный ресурс]. URL: http://www.yugop-olis.ru/news/v-sochi-osuzhdeny-organizatory-nezakonnoj-migracii-grazhdan-turcii-88125 (дата обращения: 18.05.2016).

28. Там же.

29. О миграционной ситуации ...

30. Там же.

31. Там же.

32. Там же.

33. Там же.

34. Там же.

35. Взаимодействие с Центром национальных культур [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufmskrn.ru/site2/news/67210/ (дата обращения: 21.03.2016).

36. Представители Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан и УФМС встретились в Краснодаре [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufmskrn.ru/site2/news/68546/ (дата обращения: 21.03.2016).

37. О миграционной ситуации ...

38. Там же.

39. Сводная таблица об оказании гуманитарной помощи гражданам, прибывающим в Краснодарский край из Украины, на 28 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/ (дата обращения: 18.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. О миграционной ситуации ...

41. Там же.

42. Основные показатели ...

43. О результатах и основных направлениях деятельности управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю на 2014 г. и плановый период 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] : доклад. URL: http://www.ufmskrn.ru/site2/about/resultati/index.php (дата обращения: 21.03.2016).

44. Там же.

45. Сводная таблица об оказании ...

46. Информация об оказании гуманитарной помощи гражданам Украины, прибывшим в Краснодарский край, на 6 июля 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/ (дата обращения: 18.05.2016).

47. Там же.

48. О миграционной ситуации ...

References and notes:

1. The study was carried out in the framework of Distributed Scientific Center of interethnic and interreligious issues relating to no. 16/27t "Monitoring of international relations and religious situation, the analysis of the participation of public authorities, municipalities and civil society institutions in the implementation of the state national policy, migration and language Russia's policy in the regions of the Southern federal District (Krasnodar Territory, the Republic of Adygea and the Volgograd region)".

2. Tishkov, VA (ed.) 2015, Inter-ethnic and confessional relations in the Southern Federal District: expert report (as of the first half of 2015), Moscow, Rostov-on-Don; Tishkov, VA & Denisova, GS (ed.) 2015, Ethnic and confessional relations in the Southern Federal District: expert report (as of the second half of 2015), Moscow, Rostov-on-Don.

3. Khagurov, TA, Pozdnyakova, ME, Rakachev, VN et al. 2014, Deviant behavior in modern Russia: alcohol, drugs, youth extremism (concept and research), Moscow.

4. Kasyanov, VV & Shapovalov, SN 2015, 'Foreign labor migration in the territory of Krasnodar Krai: situation and prospects', Historical and socio-educational thought, no. 2, p. 125-130.

5. Kostenko, YV 2013, 'Conflicts of migration in the Southern Federal District of the Russian Federation as a threat to national security', Bulletin of the Southern Scientific Center RAS, vol. 9, no. 3, p. 76-81.

6. Common factors of migration growth (by 10 000 people. Population) 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfbe004886e79db01ef0^7eaa5adf2/Ммграцмa.htm>.

7. Common factors of migration growth (by 10 000 people. Population) 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfbe004886e79db01ef017eaa5adf2/Ммграцмa.htm>; Net migration rates (by 10 000 people. Population) 2016, retrieved 18 May 2016, <http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-12.htm>.

8. Common factors of migration growth (by 10 000 people. Population) 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfbe004886e79db01ef0f7eaa5adf2/Ммграцмa.htm>.

9. Common factors of migration growth (by 10 000 people. Population) 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfbe004886e79db01ef0f7eaa5adf2/Ммграцмa.htm>.

10. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

11. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

12. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>; Key indicators for the Krasnodar Territory of activity FMS of Russia for 2015 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.23.fms.gov.ru/docu-ment/43039>.

13. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

14. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

15. Key indicators for the Krasnodar Territory of activity FMS of Russia for 2015 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.23.fms.gov.ru/document/43039>.

16. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

17. General characteristics of the migration situation in the province 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/re-

sources/fd5910004c1fef9596acf7b4bce00d93/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80.htm>.

18. General characteristics of the migration situation in the province 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/re-

sources/fd5910004c1fef9596acf7b4bce00d93/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1 %80.htm>.

19. General characteristics of the migration situation in the province 2016, retrieved 18 May 2016, <http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/re-

sources/fd5910004c1fef9596acf7b4bce00d93/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1 %80.htm>.

20. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

21. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

22. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

23. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

24. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

25. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

26. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

27. The organizers of the illegal migration of Turkish citizens convicted in Sochi 2016, retrieved 18 May 2016, <http://www.yugop-olis.ru/news/v-sochi-osuzhdeny-organizatory-nezakonnoj-migracii-grazhdan-turcii-88125>.

28. The organizers of the illegal migration of Turkish citizens convicted in Sochi 2016, retrieved 18 May 2016, <http://www.yugop-olis.ru/news/v-sochi-osuzhdeny-organizatory-nezakonnoj-migracii-grazhdan-turcii-88125>.

29. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

30. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

31. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

32. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

33. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

34. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

35. Cooperation with the Center of national cultures 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.ufmskrn.ru/site2/news/67210/>.

36. The representatives of the Ministry of Labor, Migration and Employment of the Republic of Tajikistan and the Federal Migration Service of the population met in Krasnodar 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.ufmskrn.ru/site2/news/68546/>.

37. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

38. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

39. Summary table for humanitarian assistance to citizens arriving in Krasnodar region of Ukraine, on December 28, 2015 2016, retrieved 18 May 2016, <http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/>.

40. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

41. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

42. Key indicators for the Krasnodar Territory of activity FMS of Russia for 2015 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.23.fms.gov.ru/document/43039>.

43. On the results and main directions of the Federal Migration Service for Krasnodar Krai management activities for 2014 and the planning period of 2015-2017 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.ufmskrn.ru/site2/about/resultati/index.php>.

44. On the results and main directions of the Federal Migration Service for Krasnodar Krai management activities for 2014 and the planning period of 2015-2017 2016, retrieved 21 March 2016, <http://www.ufmskrn.ru/site2/about/resultati/index.php>.

45. Summary table for humanitarian assistance to citizens arriving in Krasnodar region of Ukraine, on December 28, 2015 2016, retrieved 18 May 2016, <http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/>.

46. Information on humanitarian assistance to Ukrainian citizens, who arrived in the Krasnodar region, on July 6, 2015 2016, retrieved 18 May 2016, <http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/>.

47. Information on humanitarian assistance to Ukrainian citizens, who arrived in the Krasnodar region, on July 6, 2015 2016, retrieved 18 May 2016, <http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/>.

48. On the migration situation in the Krasnodar region and the main results of the Federal Migration Service of Russia for the Krasnodar Territory: report 2016, retrieved 21 March 2016, <https://23.fms.gov.ru/document/55785>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.