■ ■ ■ ВЛИЯНИЕ МЕДИАПОЛИТИКИ НА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Автор: ВОЛОХ В.А.
ВОЛОХ Владимир Александрович - доктор политических наук, профессор Государственного университета управления (ГУУ), председатель Общественного совета при Федеральной миграционной службе России, член Научного совета ФМС, действительный член Академии политической науки, действительный член Академии изучения проблем национальной безопасности.
Адрес: 109542, Россия, г. Москва, Рязанский проспект, 99. Тел.: +7 (965) 159-0783. Е-таН: [email protected]
Аннотация: в статье «Влияние медиаполитики на миграционные процессы» автор анализирует синтез понятий «миграция» и «коммуникация» выводит понятие «миграционная коммуникация». Отмечает разные степени устойчивости связей, общения, отношений, информационного обмена, виды и характер такой коммуникации.
Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, автор отмечает, что вопросы миграции сложны и многообразны, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на её решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом.
Автор приходит к выводу, что в формировании и реализации миграционной политики необходимо достижение коммуникативной и информационной идентичности. Общение - прежде всего, социально-психологический феномен. Миграция коммуникативная, сопровождается социальным общением, отражающимся в социально-психологической информации и требующим применения соответствующих методов изучения. Развитию контактов, связей, процессов, отношений и общения способствует обмен информацией. В результате образуются коммуникативно-информационные отношения. Рассматривая единство миграционной и информационной политики, автор анализирует понятия «власть», «информационная власть» и «духовная власть» применительно к «миграционной, демографической политике», обосновывающие единство миграционной и информационной политики.
Миграция, миграционная политика имеют коммуникативную природу и развиваются при обмене информацией, где медиакоммуникации, СМИ играют существенную роль, что ставит актуальную задачу обеспечения средствами политической коммуникации и информации этнической и информационной идентичности.
Ключевые слова: медиаполитика, миграционная политика, миграционные процессы, гражданское общество, миграция, информационный анализ, общественная организация, трудовая миграция, концепция, Федеральная миграционная служба России.
Если рассмотреть с позиций социально-информационного подхода, на основе социо-коммуникативного анализа с применением социо-синергетической парадигмы, в коммуникативной сущности миграции раскрывается содержание понятий «миграция», «мигранты», «коммуникация», «адаптация», «межэтническая адаптация» и др.
На основе синтеза понятий «миграция» и «коммуникация» выводится понятие «миграционная коммуникация». Отметим разные по степени устойчивости связей, общения, отношений, информационного обмена виды и характер такой коммуникации. Это внешняя миграционная коммуникация (перемещение на территорию другой страны) и внутренняя коммуникация мигрантов (перемещение внутри своей страны). При
КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу
трансформации первой во вторую образуется новая коммуникация - адаптационная. Политико-информационный критерий лежит в основе первого и этнический, языковой, информационный - в основе второго вида.
Среди населения страны создается «миграционное напряжение», переходящее в напряжение межэтнической коммуникации, вызывающей разные фобии. Усиление этого напряжения вызывает потребность в регулировании, в упреждении растущего недовольства и возможных взрывов в социуме. Для чего государству необходимо развитие специальной направленности миграционной политики. А для ее эффективности необходимо включение таких регулирующих государственных механизмов, которые были бы идентичными сущностным свойствам, внутренним механизмам, законам коммуникации в целом и миграционной коммуникации как ее специфического вида. Иными словами, в формировании и реализации миграционной политики необходимо достижение коммуникативной и информационной идентичности.
Выявляя коммуникативную сущность миграции, определяя причинно-следственные факторы, образования миграционных процессов и отношений выделим три аспекта понятия «миграция»:
- миграция - это связь и контакт одного человека с другим, одной этнической общности с другой;
- миграция - это процесс перемещения, передвижения, в результате которого складываются определенные отношения как внутри миграционной группы, так и между ней и принимающим этносом. Отношения, это результат развития связей;
- миграция всегда объективно развивается как общение.
Общение, прежде всего, социально-психологический феномен. Миграция коммуникативная сопровождается социальным общением, отражающимся в социально-психологической информации и требующим применения соответствующих методов изучения. Развитию контактов, связей, процессов, отношений и общения способствует обмен информацией. В результате образуются коммуникативно-информационные отношения.
Плодотворность применения социо-синергетической парадигмы к исследованию миграции объясняется тем обстоятельством, что базовые ее понятия (самоорганизация, диссипация, бифуркация и др.) способствуют пониманию коммуникативной природы образования миграционных потоков, формирования этно-миграционных общностей, и их взаимодействия.
Миграция - это взаимодействие, взаимоотношения между этносами, нациями, народами, часто обусловленные и сопровождаемые характером политической и социальной коммуникации.
В миграционных процессах существенную роль играют «ментальная память» и «ментальная информация». Единство процессов этногенеза, культурогенеза и социогенеза и выявление в них мотивационных детерминант, механизмов миграции показывает, что на практике необходимо достижение единства политики миграционной, социальной, культурной и информационной.
Рассматривая единство миграционной и информационной политики, проанализируем понятия «власть», «информационная власть» и «духовная власть» применительно к «миграционной, демографической политике», обосновывающие единство миграционной и информационной политики.
Государственная информационная власть - это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятель-
ность с помощью коммуникации и информации в интересах государства и гражданского общества.
Миграционная политика - система властных отношений, направленная на регулирование межэтнического, межнационального взаимодействия людей в результате перемещения, переселения того или иного этноса на иноэтническую территорию или территорию своего этноса.
Социальная миграция - перемещение этно-социальных групп внутри одной страны.
Органически связана с миграционной политикой демографическая политика. Миграционная и демографическая политика - часть и направление национальной политики, как системы организационно-политических, правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-просветительских мер, направленных на налаживание демократического диалога государства со всеми этносами, национальностями во имя самобытного развития всех народов страны, укрепления их сплоченности в едином государстве, в духе равноправного сотрудничества. Непродуманная национальная политика порождает слабую миграционную политику. Это особо проявляется при отсутствии ее единства с медиаполитикой федеральной и региональной.
Миграция, миграционная политика имеют коммуникативную природу и развиваются при обмене информацией, где медиакоммуникации, СМИ играют существенную роль, что ставит актуальную задачу обеспечения средствами политической коммуникации и информации этнической и информационной идентичности. Современная журналистика встроена в этнокультурные процессы, в процессы миграции и соответственно является важным инструментом реализации миграционной и информационной политики. На постсоветском пространстве сформировалось новое направление - этническая журналистика, как особый вид журналистской информации.
Миграционной становится освещающая проблемы миграции журналистика, а материалы СМИ об особенностях миграционных процессов, правомерно называть миграционной информацией.
Учитывая значимость роли СМИ в «этническом ренессансе» нельзя не учитывать и взрыва комплексов из сферы «этнического бессознательного», в результате чего появились наряду с «этническим ренессансом» и негативные явления: сепаратизм, национализм и шовинизм, различные фобии.
При эффективной миграционной и информационной политике необходимо обеспечение идентичности между динамически изменяющимся этническим пространством и информационным пространством.
Коммуникативно-информационные механизмы миграции - онтологические аспекты миграционной политики: сущностные связи; явления, обеспечивающие эти связи; факторы, вызывающие изменения в тех или иных явлениях; принципы развития явлений; зависимости, выражающие определенные тенденции; характер действия и взаимодействия политических, социальных сил и т. д.
К механизмам миграции информационно-коммуникативной природы относятся: социализация, адаптация, глобализация и антиглобализация, вестернизация и девестерни-зация. А также механизмы информационной и этнической толерантности, рефлексии и идентификации, саморефлексии и самоидентификации, достижения миграционной идентичности, психоаналитические механизмы - убеждение, подражание, трансферт и т.д.
На проявлении объективных механизмов коммуникации и сознательной, целенаправленной системы управления информационно-коммуникативными процессами, от-
ношениями и технологиями основано обеспечение единства в формировании эффективной миграционной и информационной политики [1].
Коммуникативно-информационный анализ предполагает выработку целенаправленных практических рекомендаций по предупреждению возможных конфликтов при усилении межэтнического напряжения. При организации миграционной и информационной политики главное - делать ставку на общие фундаментальные ценности коренного населения и всех диаспор. Для этого необходима психограмма национального состава определенного региона. Совокупность общезначимых ментальных ценностей (принципы социальной справедливости, коллективизм, взаимовыручка, доверительность и т.д.) является стержнем миграционной, и информационной политики.
С помощью информации необходимо на всех уровнях российской власти, в соответствии с законами развития экономических, политических, социальных, миграционных, информационно-коммуникативных процессов выстраивать адекватную систему политического управления.
Миграция населения - сложный и довольно противоречивый процесс. В самом общем виде это - процесс перемещения населения между различными регионами, населенными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания. Процесс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на общую ситуацию в государстве. Так, с помощью миграции могут решаться демографические проблемы, восполняться недостаток трудовых ресурсов в тех или иных отраслях производств или районах страны. Вместе с тем, нелегальная миграция часто тесно связана с криминалом и может оказать неблагоприятное воздействие на внутреннюю обстановку.
В связи с этим, должна быть выработана новая государственная политика, при которой будет обеспечена миграционная безопасность страны, а миграция способствовать социально-экономическому развитию России. Эффективная государственная миграционная политика должна быть составным, и очень важным, элементом стратегии развития общества. Миграция является одним из многих феноменов, которые составляют социальную среду политической системы и оказывают непосредственное влияние на процессы, проходящие в ее рамках.
Безусловно, в Российской Федерации сделано немало для того, чтобы выстроить эффективную государственную миграционную политику. Однако наряду с этим существует еще огромное количество различных проблем, одной из которых является совершенствование роли институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной миграционной политики.
Следует отметить, что в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, отмечается, что развитие институтов социального партнерства и гражданского общества является одним из принципов государственной миграционной политики [2].
Общественная наука выделяет два основных общественных явления, находящихся в постоянном взаимодействии, а иногда и в противостоянии: государство и гражданское общество.
Понятие государства достаточно подробно рассмотрено в современной научной литературе. Что касается понятия гражданского общества, то существует много определений этого понятия. Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем в
его работе «Философия права». Знаменитый ученый последовательно различал гражданское общество и государство. В основе этого различения лежит понимание государства и общества как различных феноменов, имеющих свою специфику.
Гегель предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством [3]. Как считал великий философ, гражданское общество есть множество граждан государства, взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих интересов, а государство по Гегелю - есть синтез семьи и гражданского общества. В результате гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством. Оценки гражданского общества со времен классика немецкой философии существенно изменились.
По мнению автора, наиболее полное определение гражданского общества в современной научной литературе предложено профессорами Г.Р. Латфуллиным и Н.В. Но-вичковым, которые пишут, что «... гражданским обществом можно считать совокупность личностей, их взаимодействие, а также их социально значимую деятельность, в том числе через различные организационные формы» [4]. Реализованные через различные организационные формы, направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально значимых задач они представляют собой институты гражданского общества.
В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильное государство. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.
Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом.
В этой связи важную роль в формировании и реализации миграционной политики играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации. Международная практика показывает, что если вопросы определения правового положения иностранных граждан относятся к компетенции государства, то вопросы интеграции, адаптации и оказание им правовой помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций. Одним из стратегических направлений миграционной политики страны на современном этапе, по нашему мнению, должно стать совершенствование создания и развития институтов гражданского общества, при этом целесообразно перенести акценты на политику закрепления востребованных мигрантов в стране.
Много лет на территории Российской Федерации успешно работают такие общественные, неправительственные и международные организации, как «Форум переселенческих организаций», Комитет помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», «Сеть «Миграция и право», «Международная правозащитная ассамблея», Российское общество Красного Креста (РОКК), «Партнерство по миграции» (ПАРМИ) и ряд других [5]. Они оказывают помощь беженцам, вынужденным переселенцам, трудовым и другим категориям мигрантов, в том числе методическую,
финансовую, юридическую, медицинскую, консультативную, осуществляют научно-исследовательскую деятельность в сфере миграции и многое другое. Доктор юридических наук, профессор М.Л. Тюркин в монографии «Миграционная система России» отмечет необходимость взаимодействия государства с неправительственными организациями, играющими важную роль в решении проблем беженцев, реально способными обеспечить социокультурную адаптацию и обустройство этих лиц на территории России [6].
Например «Сеть «Миграция и право», регулярно проводит семинары по проблемам вынужденной миграции. В сборнике «Система международного убежища и ее состояние в России» руководитель сети, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека С.А. Ганнушкина отмечает, что отсутствие четкости и единообразия в подходе к проблемам вынужденной миграции в различных субъектах Российской Федерации делает регулярные встречи представителей федеральных миграционных органов и практиков, работающих с мигрантами на местах, - чрезвычайно полезными для обеих сторон [7].
Заслуживает одобрение деятельность некоммерческого партнерства «Международный альянс «Трудовая миграция» (МАТМ), которое объединяет общественные и коммерческие организации из России и ряда государств СНГ, работающие в сфере трудовой миграции. Одна из главных задач - силами МАТМ содействовать формированию в России цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции.
Для развития и усовершенствования проводимой с российскими компаниями работы МАТМ совместно с Субрегиональным Бюро Международной Организации Труда создан в помещении альянса Ресурсный центр для работодателей, использующих труд иностранных граждан, что дало возможность расширить тематику и частоту проведения семинаров и организовать постоянно действующий консультационный пункт по вопросам практической реализации миграционного законодательства.
Так, в 2014 году, Ресурсный центр МАТМ совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей принял активное участие в подготовке ежегодного доклада Президенту РФ, содержащего оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в стране, в том числе с привлечением иностранной рабочей силы. В ходе совещания по этому вопросу проанализированы системные проблемы, связанные с массовыми нарушениями миграционного законодательства и массовыми ошибками правоприменительной практики, при этом особое внимание уделили:
- неэффективности системы квотирования;
- несогласованности деятельности федеральных служб, министерств и других органов власти;
- привлечению высококвалифицированных специалистов;
- ответственности работодателя за точность исполнения его иностранными работниками миграционного законодательства:
- увеличение издержек, связанных с введением нового порядка прохождения медицинского осмотра и др.
На заседании Общественного совета при ФМС России в июне 2014 года заслушан доклад председателя Совета МАТМ «О формах негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия». Члены Обществен-
ного совета при ФМС России одобрили работу, планомерно проводимую руководством МАТМ в течение последнего времени по следующим направлениям:
- формирование сообщества профессиональных операторов услуг в сфере трудовой миграции, текущая деятельность которых пользуется спросом со стороны работодателей;
- развитие системы консультирования, информирования и обучения работодателей практическому применению нормативных правовых документов, регулирующих привлечение и использование иностранных работников;
- развитие инфраструктуры, оказывающей содействие и обслуживающей интересы организаций малого и среднего бизнеса;
- формирование и развитие системы адаптационных центров для трудовых мигрантов в тесном взаимодействии с объединениями работодателей и операторами услуг по трудовой миграции;
- развитие частно-государственного партнерства объединений работодателей и операторов услуг по трудовой миграции с государственными структурами в целях актуализации текущей деятельности в соответствии с запросами работодателей;
- разработка и реализация комплекса мер по активизации деятельности частных агентств занятости (ЧАЗов) в регулировании процессов трудовой миграции и др.
Также на заседании Общественного совета при ФМС России была представлена презентация проекта профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» и обсуждение предложения о выделении в нём обобщенной трудовой функции «Организационно- документационное сопровождение (обеспечение) работы с иностранным персоналом». По итогам обсуждения отмечена актуальность и значимость представленного материала и принято решение создать рабочую группу из членов ОС, чтобы внести высказанные замечания и предложения в блок проекта, касающегося работы с иностранным персоналом.
Члены МАТМ в 2014 году приняли участие в работе международной конференции по теме «Совершенствование и развитие национального законодательства на основе международных трудовых прав» и выступили с докладом «Нормативно-правовое регулирование деятельности частных агентств занятости и развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на основе частно-государственного партнерства». В докладе, который сделал президент МАТМ Н.В. Курдюмов, была представлена информация о структуре и содержании модельного закона «О деятельности частных агентств занятости», принятом 28 октября 2010 г. на 35-м пленарном заседании МПА СНГ, о порядке и результатах его применения государствами-участниками СНГ при разработке аналогичных национальных нормативных правовых актов. Участники конференции были также проинформированы о работе над проектом федерального закона «Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов», которая проводилась 2008-2010 г.г. в рамках Совета Федерации РФ: по итогам конференции было предложено включить пункт о продолжении работы над указанным проектом федерального закона.
МАТМ систематически проводит для работодателей различные обучающие семинары. Так, например, только во втором квартале 2014 года были организованы и прошли с большим интересом и числом слушателей:
Вебинары: «Способы привлечения иностранного персонала. Квотная кампания. Как подать заявку правильно»; «Что такое «Миграционный аудит»? Можно ли его проводить
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
своими силами?»; «Плановая проверка ФМС. Как к ней подготовиться? Какие полномочия есть у «людей в малиновых жилетах»?»; «Иностранные студенты — выбор работодателя! Привилегии найма иностранных студентов»; «ФМС при проверке выявила нарушения. Что делать? Как спасти бизнес?».
Семинары: «Комплексные правовые методы исключения рисков при работе с иностранным персоналом. Судебная практика»; «Высококвалифицированный специалист: коллизии законодательства. Решение внештатных ситуаций»; «Нестандартные иностранцы в штате компании. Иностранные работники со статусом разрешение на временное проживание, вид на жительство, беженцы, участники Программы переселения соотечественников»; «ФМС при проверке выявила нарушения. Что делать? Как спасти бизнес?».
Деловые завтраки: «Особенности миграционного учета иностранных работников. Как сохранить персонал?»; «Проверки органами иммиграционного контроля. Последствия для работодателя. Снижение рисков»; «Обзор законодательства в сфере трудовой миграции. Перспективы использования труда иностранных работников в России. Особенности трудоустройства сотрудников представительств и филиалов иностранных компаний».
Члены МАТМ постоянно выступают в различных средствах массой информации, например в первом полугодии 2014 года приняли участие в:
- передаче на телеканале «Life-news» о вынужденных мигрантах из Украины по вопросам получение ими искомого статуса, трудоустройства и т.д.;
- обсуждение законопроекта «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» на радиостанциях «Голос России», Вести FM и др.;
- подготовке статьи в журнал «Служба занятости», интервью газете «Вечерняя Москва» об адаптации трудовых мигрантов, даны комментарии Порталу «Сейчас.ру» по вопросам: Как введение патентов для трудовых мигрантов отразится на рынке труда? Каковы положительные и отрицательные стороны введения патентов?
Как показывает опыт работы МАТМ с иностранными гражданами, въезжающими на территорию Российской Федерации с целью работы, практически все они нуждаются в разнообразных видах помощи, как со стороны государственных, так и, особенно со стороны негосударственных структур, способных оказать эту помощь своевременно, профессионально, с соблюдением всех норм миграционного законодательства.
Региональная общественная организация «Партнерство по миграции» (ПАРМИ) была создана в ходе выполнения решений Женевской конференции по беженцам (зарегистрирована в сентябре 1999 г., (№ регистрационного свидетельства 12461). «ПАРМИ» является головной организацией «Международного неправительственного партнерства по миграции (МНПМ), объединяющего общественные организации миграционного профиля из Армении, Грузии, Киргизии, России, Украины.
Основными уставными целями организации «Партнерство по миграции» являются:
- организация и осуществление научных исследований по проблемам миграции, включая законодательное регулирование миграционных процессов и деятельности неправительственных организаций в этой области;
- мониторинг за нарушением прав человека в области миграции, за соблюдением и соответствием законодательства нормам международного права;
- участие и проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по про-
блемам беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий мигрантов и деятельности неправительственных организаций миграционного профиля; обобщение, анализ и распространение отечественного и зарубежного опыта по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев и выработка механизма их возвращения на территории прежнего проживания;
- обмен информацией с другими организациями, включая неправительственные, проведение с ними совместных научных исследований;
- проведение тренингов для сотрудников общественных организаций; осуществление печатно-издательской деятельности; оказание прямой помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
- формирование благоприятного общественного мнения в отношении вынужденных мигрантов различных национальностей, способствуя тем самым улучшению межэтнических отношений.
«ПАРМИ» были организованы и проведены многие мероприятия, например:
совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН и Форумом переселенческих организаций провела круглый стол «Сотрудничество НПО и государства на приоритетных направлениях миграционной политики». Его материалы опубликованы отдельным сборником;
совместно с Carnegie Endowement for International Реасе (Фонд Карнеги) международная конференция по актуальным проблемам законодательства, регулирующего деятельность НПО в странах СНГ.
Как считает президент региональной общественной организации «Партнерство по миграции» Н.А. Воронина «Многие общественные организации осуществляют проекты по мониторингу нарушений прав человека. Показательно, что в результате этой деятельности, по отзывам самих мигрантов, случаи нарушений прав человека в России сокращаются» [8].
Одним из новых институтов гражданского общества в нашей стране является Общественный совет впервые начавший работать в 2007 г. при Федеральной миграционной службе [9]. В состав Совета в настоящее время входят видные ученые и общественные деятели, профессионально знающие проблемы миграции населения.
В соответствии с утвержденным положением Общественный совет
является совещательно-консультативным органом при Федеральной миграционной службе и создан с целью оказания содействия ФМС России в подготовке предложений по выработке и реализации мероприятий по совершенствованию государственной миграционной политики в Российской Федерации. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер.
Исходя из основных задач и функций, Общественный совет осуществляет свою работу в соответствии с планами, которые утверждаются на очередной год. В качестве приоритетных направлений, Общественный совет определил следующие вопросы:
- развитие взаимодействия ФМС России с общественными объединениями, научными и учебными учреждениями;
- рассмотрение инициатив общественных объединений, научных и учебных учреждений, связанных с решением наиболее сложных проблем миграции;
- подготовка предложений по формированию государственной миграционной политики Российской Федерации и совершенствованию действующего законодательства в сфере миграции;
- освещение проблем миграции в СМИ;
- участие негосударственного сектора в решении вопросов внешней трудовой миграции;
- проведение научных исследований и подготовка экспертных заключений по основным направлениям миграционной политики и др.
Необходимо особо отметить, что в соответствии с решением Общественного совета при ФМС России от 16 февраля 2007 года, поддержанным директором ФМС России К.О. Ромодановским, при всех территориальных органах ФМС России созданы и успешно действуют общественно-консультативные советы.
По мере развития института общественных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти, регламентация деятельности Совета при ФМС России претерпевала необходимые изменения.
В частности, по предложению Совета 2 декабря 2010 г. приказом ФМС России № 439 было утверждено новое «Положение об Общественном совете при Федеральной миграционной службе». С учетом расширения функций Совета в указанное Положение приказами ФМС России от 15 марта 2013 г. № 67, от 25 октября 2013 г. № 417 внесены необходимые изменения и дополнения.
Новые полномочия, возложенные на Общественный совет при ФМС России, оптимизировали участие гражданского общества в формировании и реализации миграционной политики Российской Федерации. Общественным советом обсуждаются планы деятельности ФМС России и стратегические вопросы развития миграционной политики страны. Так, например, в процессе подготовки проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, этот вопрос дважды рассматривался на расширенных заседаниях Общественного совета. Было подготовлено экспертное заключение Совета, которое послужило основой для проведения (дважды) общественных слушаний в Общественной палате Российской Федерации.
Работа членов Общественного совета при ФМС России проводится по 3-м основным направлениям:
а) подготовка и участие членов Совета в заседаниях Общественного совета при ФМС России, на которых рассматриваются наиболее важные и сложные проблемы миграции;
б) проведение и участие членов Совета в общественно-значимых мероприятиях по проблемам миграции населения, при этом особое внимание уделяется совершенствованию работы общественно-консультативных советов в субъектах Российской Федерации;
в) индивидуальная работа членов Совета по оказанию консультативной помощи ФМС России по вопросам правового статуса различных категорий мигрантов, их социальной поддержки, реабилитации и адаптации; участие в подготовке информационно-аналитических материалов по различным проблемам в сфере миграции, в том числе выступления в средствах массовой информации; проведение научных исследований, конференций, круглых столов, семинаров, в том числе международных, подготовка научных докладов и сообщений по проблемным вопросам в сфере миграции населения, вызвавшим повышенный общественный резонанс, и выработка предложений по их урегулированию и т.п.
Необходимо особо отметить, что все заседания Общественного совета при Федеральной миграционной службе проходят неформально в расширенном составе с активным участием большого числа представителей неправительственных,
общественных организаций и социально ответственного бизнеса. На эти заседания приглашаются и представители средств массовой информации, материалы Совета размещаются на сайте ФМС России.
Общественный совет при ФМС России постоянно оптимизирует свою работу, внедряет новые, прогрессивные формы, в числе которых, например, выездные заседания в субъектах РФ, совместные заседания с Научным советом ФМС России и другими общественными организациями.
Необходимо отметить возрастающую роль научных исследований при формировании государственной миграционной политики. Вместе с тем, автор согласен с мнением известного исследователя д. соц. н. Юдиной Т.Н., которая считает, что «.назрела необходимость перехода от поверхностного описания стадий миграционного процесса к углубленному и комплексному познанию их сущности, раскрытию закономерностей и механизмов, их моделированию, диагностики и прогнозированию и на этой базе -принятию адекватной миграционной политики» [10].
Вместе с тем необходимо отметить, что рассматривая проблемы демократии и государства, В.В. Путин считает необходимым отказаться от ведомственного подхода к формированию общественных советов - их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов - соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликтов интересов [11].
В завершении хотелось бы отметить мировой опыт, который показывает, что, отсутствие своевременного исследования проблем миграции, грамотного ее информационного сопровождения на основе диалога, дискурса грозит опасностью разрушения целостности страны.
Список литературы
1. Сулейманова Ш.С. Медиаполитика в современном российском обществе. Краткий курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2013. С. 96.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом России от 13 июня 2012 г.
3. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228
4. ЛатфуллинГ.Р., Новичков Н.В. Политическая организация. Учебное пособие. СПб., 2007. С 78.
5. ВолохВ.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. Монография. М., 2009. С.162
6. ТюркинМ.Л. Миграционная система России. Монография. М., 2005. С. 251
7. Ганнушкина С.А. Вступление. Система международного убежища и ее состояние в России. Актуальные проблемы мигрантов. Материалы 20-го и 21-го семинаров, проведенных в рамках программы «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» 20-22 октября 2005 года и 27-29 апреля 2006 года. М., 2006. С. 6
КОMMУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
8. Воронина Н.А. Деятельность общественных организации России по защите прав мигрантов в России. Права человек и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. Под ред. д.ю.н. В.Н. Лопатина - СПб., 2003. С.298
9. Приказ Федеральной миграционной службы от 10 апреля 2006 г. № 114 «Об Общественном совете при Федеральной миграционной службе (в ред. приказа ФМС России от 31 июля 2008 г. № 203). Электронный ресурс: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf
10. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С.201
11. Путин В.В. Демократия и качество государства. Электронный песурс: http://www.putin2012.ru/events/187
■ ■ ■ IMPACT OF MEDIA POLICY ON MIGRATION PROCESSES
Author: VOLOKH V.A.
VOLOKH Vladimir Alexandrovich, Doctor of Political Science, Professor of the State University of Management (SUoM), Chairman of the Public Council at the Federal Migration Service, Member of the Academic Board of the Federal Migration Service, Academician of the Academy of Political Science, Academician of the Academy of Studying Security Concerns, Member of Russian Political Science Association (RPSA).
Abstract: In the article the author analyses synthesis of "migration" and "communication" definitions and introduces a concept of "migration communication" definition. States different stability levels of communications, intercommunications, relations, types of content sharing and the pattern of communication interaction.
Considering the development of civil society institutions in the field of migration, the author states that migration issues are complex and varied, and these complex issues require coordination of all structures that deal with the issues, which should of course be carried out in cooperation between the state authorities and civil society.
The author comes to the conclusion that it is necessary to achieve the communicative and informational identity with aim of formation and implementation of migration policy. Communication is primarily a socio-psychological phenomenon. Communicative migration, accompanied by social intercourse, is reflected in the social and psychological information and requires appropriate research methods. Developing of contacts, relations, processes, relationships and communication facilitates the exchange of information. As the result new communicative and informative relationship develops.
Considering the unity of migration and information policy, the concept of "governance", "information power" and "clerical power" in relation to "Migration, Population Policy" is analyzed, demonstrating unity of migration and information policy.
Migration and migration policy have communicative nature and develop the exchange of information, where media communications, the mass media play a significant role, which raises the actual problem of providing ethnicity and informational identity by means of political communication and information.
Keywords: media policy, migration policy, migration processes, civil society, migration, information analysis, non-governmental organization, labor migration, conception, FMS of Russia.
References
1. Suleymanova Sh.S. Mediapolitika v sovremennom rossyiskom obshchestve. Kratky kurs lektsyi. Textbook for students of higher educational institutions. M., 2013. S. 96. [Suleymanova Sh. S. (2013). Media policy in the modern Russian society. A short course of lectures. Textbook for students of higher educational institutions. Moscow, pp 8.875 Page. 96].
2. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossyiskoy Federatsii na period do 2025 goda, utv. Prezi-dentom Rossii ot 13 iyunya 2012 g. [Concept of Government Migration Policy of the Russian Federation for the period until 2025, approved by the President of Russia on June 13, 2012].
3. Gegel G. Filosofiya prava. M., 1990. S. 228 [Hegel G. (1990) Philosophy of Law, Moscow, P. 228.]
4. Latfullin G.R., NovichkovN.V. Politicheskaya organizatsiya. Uchebnoe posobie.-SPb., 2007. S 78 [Latfullin G.R., Novichkov N.V. (2007). Political organization. Teaching aid. St. Peterburg, P.78].
5. Volokh V.A. Formirovanie i realizatsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere vynuzhdennoi migratsii i predostavleniya ubezhishcha. Monografiya. M., 2009. S.162 [Volokh V.A. (2009). Formation and implementation of government migration policy of the Russian Federation in the field of forced migration and providing asylum. Monograph. Moscow, P. 162].
6. Tyurkin M.L. Migratsionnaya sistema Rossii. Monografiya. M., 2005. S. 251 [Tyurkin M.L. (2005) Russian migration system. Monograph. Moscow, P.251].
7. Gannushkina S.A. Vstuplenie. Sistema mezhdunarodnogo ubezhishcha i ee sostoyanie v Rossii. Aktualnye problemy migrantov. Materialy 20-go i 21-go seminarov, provedennykh v ramkakh programmy «Migratsiya i Pravo» Pravozashchitnogo tsentra «Memorial» 20-22 oktyabrya 2005 goda i 27-29 aprelya 2006 goda. M. 2006. S. 6 [Gannushkina S.A. (2006) Introduction. The system of international asylum and its status in Russia. Actual problems of migrants. Proceedings of the 20-th and 21-th of seminar conducted in the framework of the "Migration Rights" Human Rights Center "Memorial", 20-22 October 2005 and 27-29 April 2006. P. 6].
8. Voronina N.A. Deyatel'nost' obshchestvennykh organizatsii Rossii po zashchite prav migrantov v Rossii. Prava chelovek i pravozashchitnaya deyatel'nost' gosudarstva. Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, 12 maya 2003 g. Pod red. d.yu.n. V.N. Lopatina. SPb., 2003. S.298 [Voronina N.A.(2003) Activities of public organizations of Russia that protect the rights of migrants in Russia. Human Rights and the human rights activities of the state. Collection of Materials of All-Russian scientific-practical conference, May 12, 2003. Ed. Doctor of Law Lopatin V.N. St. Peterburg, P.298.
9. Prikaz Federal'noi migratsionnoi sluzhby ot 10 aprelya 2006 g. № 114 «Ob Obshchestvennom sovete pri Fed-eral'noi migratsionnoi sluzhbe (v red. prikaza FMS Rossii ot 31 iyulya 2008 g. № 203) http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf [Order of the Federal Migration Service, April 10, 2006 № 114 "On the Public Council under the Federal Migration Service (in red. Order of the FMS of Russia July 31, 2008 № 203) http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf]
10. Yudina T.N. Sotsiologiya migratsii: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M., 2006. S.201 [Yudina T.N. (2006) Sociology of Migration: University textbook. P.201.]
11.Putin V.V. Demokratiya i kachestvo gosudarstva. [Online] Available: http://www.putin2012.ru/events/187 [PutinV.V. Democracy and the quality of the state. [Online] Available: http://www.putin2012.ru/events/187]