МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
А. А. Костикова
канд. филос. наук, доцент, заместитель декана по работе с иностранными учащимися, руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», зав. кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected] Anna A. Kostikova, PhD (Philosophy), Associate Professor, Deputy Dean for International Affairs, Head of Advertising and Public Relations Department, Chairman of the Department of Philosophy of Language and Communication at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Г. В. Сорина
д-р филос. наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, научный руководитель
ПРИКЛАДНОЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ШКОЛ ПО ПРИКЛАДНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ФИЛОСОФСКИМ ФАКУЛЬТЕТОМ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Статья посвящена рассмотрению инновационного опыта организации выездной школы отделения «Реклама и связи с общественностью» (РиСО) философского факультета Московского университета. В статье подчеркивается роль философских дисциплин, необходимых для развития профессиональных компетенций в различных областях, включая практические сферы деятельности. Анализируются возможности междисциплинарного перехода из одной предметной области в другую. Показан потенциал получения профессионального продукта через перенос концептуального аппарата, схем профессиональной деятельности из области рекламы и связей с общественностью в объектную область исследования, в случае выездной школы — это анализ художественных текстов. Подчеркивается регламентирующая роль Образовательных стандартов высшего образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ОС МГУ) в выстраивании СРС. Показываются особенности инновационных подходов к организации внеаудиторной работы студентов, новые
Как цитировать статью: Костикова А. А., Сорина Г. В., Сегал А. П., Шаронов Д. И., Крюкова Ю. Е., Прокудина Е. К., Набиуллина Е. А., Автандилян Е. А. Прикладное и фундаментальное в современном образовании: инновационный опыт организации студенческих школ по прикладным специальностям философским факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С.8-21.
формы кураторства старшекурсников над студентами младших курсов.
Ключевые слова: образовательная инновация, аудиторная работа, внеаудиторная работа, креативность, кураторство, целевая группа, оптические медиа, философия коммуникации, образовательные стандарты высшего образования.
Введение
Философские дисциплины сегодня — мощное основание для развития профессиональных компетенций в самых разных, в том числе и практических, сферах деятельности. Фундаментальное образование и философски фундированный подход к пониманию профессии, в том числе и прикладной,— залог высшего образования высокого уровня. Решение ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика РАН В. А. Садовничего открыть в 2000 году на философском факультете такое прикладное направление подготовки, как «Реклама и связи с общественностью», представляется в этом смысле абсолютно обоснованным. Уже в само решение В. А. Садовничего было заложено новое видение проблем связей с общественностью. Учебный план на протяжении этих лет корректировался, но всегда в основании понимания столь важной для общества специальности, как «пиарщик», лежал философский анализ проблем современного общества и социальной коммуникации. Выпускающей кафедрой с 2009 года для отделения «Реклама и связи с общественностью» (РиСО) стала кафедра философии языка и коммуникации. Существенной особенностью работы кафедры является, с одной стороны, поиск новых форм и методик включения студентов в научно-практическую деятельность по специальности, начиная с первого года обу-
научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] Galina V. Sorina Dr.Sc. (Philosophy), Professor of the Department of Philosophy of Language and Communication, Scientific Director of the Scientific and Educational Centre «Philosophical and Methodological Design and Decision-making» at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
А. П. Сегал
канд. филос. наук, ст. науч. сотр., заместитель заведующего кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
E-mail: [email protected]
Alexander P. Segal,
PhD (Philosophy), Senior Researcher, Deputy Head of the Department of Philosophy of Language and Communication at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Д. И. Шаронов
канд. филос. наук, доцент кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected]
Dmitry I. Sharonov,
PhD (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy of Language and Communication at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Ю. Е. Крюкова
тьютор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова E-mail: [email protected]
Yulia E. Kryukova,
Tutor of the Department of Philosophy of Language and Communication at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
чения. С другой стороны — исходная установка ректора Московского университета оборачивается для членов кафедры постоянным поиском философско-методологических оснований «связей с общественностью как отрасли, организующей современное социальное взаимодействие, в частности обусловленное определенной культурой, историей, экономикой» [2, с. 65].
Поиски инновационных подходов к организации внеаудиторной работы
Поиск инновационных форм организации образовательного процесса в целом касается не только непосредственно аудиторной работы, но и внеаудиторной работы. В современных условиях самостоятельная работа студентов оказывается необходимым элементом образовательного процесса. Более того, в соответствии с Образовательными стандартами высшего образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ОС МГУ) на философском факультете объем самостоятельной работы студента должен составлять не менее 50% от общей трудоемкости каждой учебной дисциплины.
Конечно, на факультете используется множество вполне устоявшихся форм организации внеаудиторной работы со студентами. Такие формы предполагают организацию научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, предметных олимпиад и профессиональных конкурсов. Цель — не только выявить талантливых студентов, способствовать их успешной учебе, карьерному старту и профессиональному росту, но и стимулировать всех обучающихся к овладению специальностью, поддерживать интерес к выбранной профессии. Такие состязания — это как минимум хороший тренинг, возможность применить или
закрепить полученные знания. А опубликованные статьи или тезисы, диплом или звание лауреата — первый вклад в личное портфолио.
В то же время философский факультет Московского университета активно использует такую нестандартную, инновационно проинтерпретированную форму организации работы, как выездные школы. Выездная школа создает условия не только для всестороннего обсуждения предложенной темы, но и объединяет в рамках нескольких дней работы в единую систему множество дисциплин, которые студенты изучают в течение ряда семестров. Она как бы открывает дополнительный простор для творческих инициатив самих студентов (более последовательное описание подобных инициатив ниже). Особенно это важно для прикладного направления образования «Реклама и связи с общественностью», поскольку позволяет по сути дела соединить в единое целое в одном временном и пространственном формате теорию и практику подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Кроме того, выездное мероприятие, проводимое выпускающей кафедрой, сплачивает коллектив, интенсифицирует содержательное общение студентов всех курсов между собой и с преподавателями программы. Более того, в рамках выездной школы становится возможным на практике реализовать своеобразную кураторскую деятельность студентов старших курсов по отношению к первокурсникам, на практике поработать в сфере социальной коммуникации. То, что в истории отечественной системы образования называлось «шефство над», например старшекурсников над младшими курсами, в рамках выездной школы РиСО обернулось к нам в качестве сотворчества преподавателей и студентов, открыло новые горизонты творчества для всех участников,
Е. К. Прокудина
канд. социол. наук, доцент кафедры философии языка и коммуникации, директор Центра креативных индустрий философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова E-mail: [email protected]
Elena. K. Prokudina,
PhD (Sociology), Associate Professor of the Department of Philosophy of Language and Communication, Director of the Centre of Creative Industries at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Е. А. Набиуллина
ст. препод. кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected]
Ekaterina A. Nabiulina,
Senior Lecturer of the Department of Philosophy of Language and Communication at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Е. А. Автандилян
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова E-mail: [email protected]
Evgenii A. Avtandilian,
PhD (Sociology), Associate Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
включенных в работу школы. При этом оказалось, что организационные формы образовательной инновации, сформировавшиеся в ходе работы выездной школы, вполне соответствуют тем признакам «природы инновации в образовании», которые сложились в международной практике и, в частности, представлены в статье А. К. Эллиса в одноименной статье «Природа инновации в образовании» [4]. С точки зрения Эллиса, необходимыми условиями инновации в образовании является не только сам факт предложения нового для системы образования, но и наличие определенных условий для успешного распространения предложенного. Так, в частности, с точки зрения А. К. Эллиса, необходимы инфраструктурные, системные условия поддержки предлагаемых нововведений и позиция преподавателей, для которых предлагаемая инновация фактически оказывается увеличением нагрузки. В случае инновации, основные идеи которой будут рассмотрены ниже, разработанной для выездной школы коллективом преподавателей и студентов программы РиСО философского факультета, такая инфраструктурная, системная поддержка нововведений обеспечивается Московским университетом и, вместе с тем, ответственной, заинтересованной позицией преподавателей кафедры философии языка и коммуникации.
Теоретические, практические и организационные проблемы, определяющие эффективность работы школы
В данной статье мы хотели бы рассмотреть не только теоретические и практические проблемы, которые возникают в связи с работой выездной школы, но и непосредственно организационные проблемы. Следует отметить, что современные студенты, как правило, не обладают навыками
самоорганизации и опытом непосредственной организации конкретных мероприятий, которые бы включали в себя все этапы такой работы: от составления списков участников, выработки концепции и подготовки необходимых документов до решения логистических задач распределения людей в автобусах, при расселении и при перемещениях для участия в различных мероприятиях программы, обеспечения предварительного и текущего оповещения участников. А ведь это профессиональные требования к специалисту по связям с общественностью. И только большая — более 100 студентов — выездная школа позволяет такие задачи поставить и добиться их успешного решения. Такой была выездная школа 15-16 декабря 2017 года для бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Основными организаторами мероприятия, помощниками кафедры, фактически кураторами первокурсников стали студенты третьего курса, изучающие основы предмета «Событийный менеджмент». Выездная школа как раз и стала для них событием, управлением которого они должны были заниматься (основная организационная работы была проделана Я. Голубицкой и А. Черепниной, конечно, вместе с преподавателями кафедры).
Традиционное начало: приветственное слово от имени декана, члена-корреспондента РАН, профессора В. В. Миронова, приветствие заместителя декана по учебной работе С. А. Бушева, приветствие заместителя декана по воспитательной работе И. А. Авдеевой, развернутая программа школы, представленная заведующей кафедрой А. А. Костиковой. Одна из важнейших задач школы — подготовиться к профессиональным студенческим конкурсам наступающего года. Все множество возможных профессиональных конкурсов в рекламе и связях с общественностью представил А. П. Сегал. Студенты узнали не только о таком, уже ставшем классическим конкурсе, как Всероссийский конкурс студенческих работ в области связей с общественностью, рекламы и медийных технологий «Хрустальный апельсин», но и о множестве других конкурсов, правилах оформления конкурсной документации, условиях, позволяющих стать успешными в соответствующих конкурсах. Их познакомили с победами студентов программы по результатам работы в конкурсах прошлых лет.
Например, студенты, специализирующиеся по кафедре философии языка и коммуникации, получили несколько дипломов 1-111 степеней и уже второй Гран-при конкурса «Хрустальный апельсин». А 6 декабря 2017 года, команда первого курса магистратуры программы РиСО, выпускники
соответствующего бакалавриата (в составе А. Молодцовой, П. Зайковой, М. Дамян, О. Левуниной), стала победителем «PR-баттла», организованного Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Студенческая команда философского факультета обошла на пути к финалу команды профессиональных агентств и получила звание «Коммуникационное агентство, сертифицированное АКМР». Такого результата в студенческой практике еще не было.
Традиционно к пониманию необходимости участвовать в профессиональных и научных состязаниях студенты приходят к 4-му курсу, когда уже надо думать о выпускной работе, а на все остальное не хватает времени. Выездная школа позволила заинтересовать в возможности участия в конкурсах студентов 2-го и 3-го курсов, привлечь их к участию в публичных научных и профессиональных мероприятиях. Именно этому и был посвящен мастер-класс А. П. Сегала, который имеет богатый опыт практической работы в прикладной коммуникативистике, знает предмет не понаслышке.
Первый мастер-класс
В первой части мастер-класса студентам была представлена систематизированная картина региональных и всероссийских конференций и конкурсов, в которых они могут принять участие в течение учебного года, включая и те конкурсы, которые инициирует факультет: «Пиар-практика специалиста» для команд вузов Москвы, которая проводится совместно с коммуникационным агентством «Брук коммуникейшн» и агентством «Граф», и международный конкурс «Ивентиада», которую проводит группа компаний ОРТА (Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью), АМР (Ассоциация менеджеров России) и философский факультет Московского университета. Вторая часть работы мастер-класса была посвящена анализу конкурсных работ прошлых лет: не только победителей, но и аутсайдеров. Студенты увидели варианты оптимальной структуры работ и их правильного оформления, удачные иллюстрации и инфографику. Наряду с этим А. П. Сегал обратил внимание на «фатальные» недостатки, которые могут сделать работу неконкурентоспособной. Так, одним из главных недостатков конкурсных работ остается непонимание масштаба предлагаемых проектов. Часто студенческие команды выносят на конкурс вопросы внутрифакуль-тетской жизни, которые они решали в ходе практики. В то же время
действительно стоит серьезный вопрос продвижения специальности РиСО, привлечения абитуриентов.
Именно поэтому в финале мастер-класса участникам был предложен своеобразный внутренний конкурс на лучший проект по продвижению образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» философского факультета МГУ. Срок реализации — учебный год. Команды были составлены кафедрой из 9-10 студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов бакалавриата и укреплены «играющими тренерами» — студентами 4-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры.
Для первого курса бакалавриата это было первым конкурсным испытанием, результат которого должен был появиться только на следующий день. И к нему надо было еще подготовиться — и тоже через конкурсы. Главный результат, как мы думаем, который представили первокурсники вместе с «играющими тренерами», заключался в следующем. Все команды в своих проектах на первое место вынесли то, что можно назвать онтологической проблематикой. Их основной посыл заключался в развитии следующей базовой идеи программы: насколько важно для студентов РиСО объединение фундаментального университетского образования, которое они получают на философском факультете Московского университета, и практических знаний в сфере рекламы и связей с общественностью. Именно такая установка и сделала особенно интересными деловые игры, в которых участвовали студенты.
Целевые группы школы
Инновационный подход к организации образовательного процесса в рамках выездной школы, в частности, проявился и в том, что внешне целевой группой выездной школы были первокурсники, но в реальном положении дел прошедший выезд открывал дополнительные профессиональные возможности для студентов третьего курса, стал обучающей программой для студентов второго курса и, наконец, позволил магистрантам проявить свои лидерские качества в организационном процессе.
Выездная школа позволила кафедре в нетрадиционной обстановке подвести итоги чтения курса для студентов первого курса по введению в специальность «Основные принципы профессиональной деятельности» (Е. К. Прокудина, А. А. Костикова) в форме деловой игры. Задания для нее готовили не только преподаватели, но и студенты-старшекурсники. Все члены кафедры работали с первокурсниками в качестве членов жюри.
В 2017 году традиционный ритуал посвящения начинающих пиарщиков в тайны профессии стал особенно увлекательным. Концепция инициации, предложенная третьекурсниками, удачно сочетала ряд вполне серьезных испытаний, связанных с выработкой навыков творческого решения коммуникационных задач, и динамичную игру с элементами маскарадного представления. Игры, творческие задания студенты построили на материалах художественных произведений.
Задания в целом были выстроены таким образом, что студенты могли прочитать художественную литературу сквозь призму своей будущей профессиональной деятельности. В этом смысле все задания оказались креативными, инновационными. Конечно, прежде чем выпустить эти игры на площадку выездной школы, кафедра проанализировала предложенный материал, провела разбор предстоящих полетов (А. А. Костикова, Д. И. Шаронов, Г. В. Сорина). Мы полагаем, что это очень важное профессиональное качество — уметь провести аналогии, выстроить ассоциации по классическим художественным произведениям на базе профессионального концептуального аппарата и соответствующей прагматики будущей специальности (Комментарий 1). Именно такой подход к текстам художественной литературы через призму чтения их в рамках рекламной и пиар-деятельности стал одной из инноваций, предложенной в рамках выездной школы.
Первая игра
Игра для первокурсников была построена по мотивам серии романов английской писательницы Джоан Роулинг. Знаменитый герой этих романов, Гарри Поттер, в студенческой игре преобразился в Гарри ГЯоттера (авторы идеи — студенты третьего курса А. Смирнов и М. Мукасей), которому, как и его литературному прототипу, приходилось решать множество задач. Работал над реализацией идеи этой и следующей игры весь третий курс. Задачи, которые решает Гарри ГЯоттер, в отличие от специальных задач волшебной школы Хогвартса, предполагали знание некоторых элементов (все-таки задачи решали первокурсники) профессиональной сферы деятельности специалиста в области связей с общественностью. Шесть команд первокурсников во главе с шестью групповодами-третьекурсниками должны были пройти по так называемым шести станциям, где им предстояло решить конкретные профессиональные задачи, вплетенные в канву знакомых сюжетных
линий из романов Джоан Роулинг. На станции «Лавка Олливандера» участникам предстояло разобраться в проблеме написания клиентских брифов и поиска инсайта в них. Станция «В кабинете Дамблдора» ориентировала первокурсников на работу в сфере политического РЯ. Все последующие станции были связаны с поиском ответов на конкретные профессиональные вопросы.
Перемещаясь по маршруту между «станциями», оформленными в стилистике знаменитого фэнтези, первокурсники демонстрировали чудеса креативного мышления, знания теоретического материала, активно учились работать в командах. Внешне цель заключалась в том, чтобы выявить «подлинного Гарри РЯоттера» — предводителя команды, набравшей максимальное количество баллов. Баллы присуждались строгим преподавательским жюри в соответствии с объективными критериями. Внутренне цель игры заключалась в практическом постижении специальности, правда в игровой форме.
Игра завершилась напутствием начинающим коммуникаторам и их торжественной клятвой верности профессии, построенной в шутливой форме, подготовленной студентами третьего курса для первокурсников. Клятва была выстроена по аналогии с вредными советами Григория Остера. Суть клятвы заключалась в том, что студенты обещали не следовать этим вредным советам, то есть посещать лекции, готовиться к практическим занятиям и так далее. Все это происходило в актовом зале, который в соответствии со стилем только что прошедшей игры освещался лишь фонариками смартфонов. По свидетельствам старшекурсников отделения «Реклама и связи с общественностью», традиционное участие в подобных ритуалах становится ярким запоминающимся событием в жизни первокурсников — и полезной практической площадкой организации событий (ивентов, в профессиональной лексике) для старшекурсников.
Вторая игра
Не менее интересной оказалась и вторая игра, тоже построенная по мотивам литературных произведений. Авторы идеи — также студенты 3-го курса, в данном случае — Кристина Храмцова и Александра Зимина. Эта игра была названа «Литературный баттл». Студенты 3-го курса не только подготовили задания для студентов теперь уже 2-го курса, но и справочную информацию по соответствующим художе-
ственным произведениям. Так, задание по пьесе М. Горького «На дне» заключалось в том, чтобы придумать социальную рекламу, в которой затрагивались бы проблемы, поднимаемые в пьесе. Второе задание было по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Задание было связано с разработкой предвыборной программы Негодяева, его предвыборной агитацией. Третье задание было основана на анализе повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Эта повесть в творческом прочтении студентов программы позволила сформулировать задание, связанное с продвижением российского рынка медицинских услуг. В соответствии с заданием необходимо было придумать название, логотип, слоган компании в сфере медицинских услуг, разработать РЯ-стратегию продвижения ее технологии.
Еще одно задание было связано с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед участниками игры ставилась задача с помощью технологии спичрайтинга подготовить оправдательную речь Р. Раскольникова. Наконец, последнее задание было ориентировано на знание романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь студентам предлагалось по главе романа, в которой рассказывается о бале, организованном Воландом, продумать концепцию мероприятия, то, как будет организована рекламная кампания, работа со СМИ при его подготовке, рассчитать бюджет грандиозного мероприятия, решить множество других организационных задач. Эти и другие задания стали серьезным испытанием для будущих специалистов и одновременно экзаменом на знание литературной классики.
В рамках программы выездной школы на второй день все студенты РиСО приняли участие в отборочном туре Всероссийской студенческой олимпиады по связям с общественностью. Вопросы включали как проверку теоретических знаний (подготовила Ю. Е. Крюкова), так и практическое задание (подготовила Е. А. Набиуллина). Как это ни парадоксально, но проблема остаточных знаний остро стоит не только для выпускников различных направлений подготовки, но и для студентов. Олимпиадные задания, предполагающие возвращение к пропедевтике специальности, требуют специального внимания при подготовке.
Практическое задание — специальная игра — было проведено и на английском языке, который является языком международного общения современного специалиста по коммуникации. К сожалению, не все абитуриенты им владеют одинаково, и многих надо дополнительно
стимулировать к изучению иностранных языков, предусмотренного университетским стандартом. Игра была посвящена лексике из отдельно взятых областей PR и организована таким образом, чтобы в ней смогли принять участие все ребята, независимо от уровня владения языком. Участникам были выданы карточки со специальной лексикой. Четыре студента представляли четыре области профессиональной деятельности: связи с государством, или GR (Government Relations); отношения с инвесторами, или IR (Investor Relations); финансовые, кредитные отношения, или CR (Credit Relations); управление персоналом, или HR (Human Resources). Студенты должны были выбрать, к какой области относится слово или словосочетание на карточке, которая досталась им. После того как участники были распределены по группам, каждый группе была предложена конкретная ситуация (кейс), касающаяся их непосредственной специализации. В ходе игры студенты продемонстрировали неплохие базовые знания языка, интуицию, а также умение логически мыслить. Всероссийская олимпиада будет проходить весной 2018 года на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева. Студенты МГУ — постоянные участники олимпиады. Наши студенты активно участвуют в такого рода мероприятиях. На их счету публикации в журналах, выступления на конференциях, дипломы и призы. Несмотря на столь приятные результаты, уже достигнутые, мы видим хороший резерв: нынешние студенты 2-го — 3-го курсов бакалавриата.
«Каннские львы» на выездной школе РиСО.
Вечерний мастер-класс
Знание оптических медиа — другое требование времени к специалистам в области рекламы и коммуникации. Лучшее из шедевров «Каннских львов» 2017 года было показано и обсуждено в ходе вечерней программы школы. Но вначале в рамках вечернего мастер-класса Е. К. Прокудина рассказала студентам философского факультета о Международном фестивале рекламы «Каннские львы». Студенты узнали, что существует не только известный Международный Каннский кинофестиваль, но и о том, что с 1954 года в «тени» Каннского кинофестиваля работает фестиваль рекламной креативности. Ежегодно в его рамках присуждается самая престижная международная премия в области производства рекламы. Из огромного числа заявленных роликов международное жюри выбирает
самые удачные, присуждая им «бронзовых», «серебряных» и «золотых» львов, а также гран-при. Работы призеров этой международной премии становятся эталонными для производителей рекламы во всем мире. Крупнейшие мировые режиссеры, такие как Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Мартин Скорсезе и ряд других, по тем или иным соображениям создавали уникальные рекламные ролики, будучи уже признанными мэтрами кино. Некоторые признанные мастера современной киноиндустрии, в свою очередь, начинали свою карьеру с создания рекламных роликов, например Ридли Скотт (режиссер фильма «Чужой»), Зак Снайдер (режиссер фильма «300 спартанцев») и многие другие. Тимур Бекмамбетов, наиболее успешный и признанный российский режиссер, также начинал свою карьеру с создания рекламы. Есть и другие примеры. Студентам было важно узнать на лучших примерах, что реклама может быть не только навязчивой, непрофессиональной, но и построенной по философски выверенным лекалам маркетинговой коммуникации. Более чем уместны здесь были пояснения А. А. Костиковой с отсылками к одному из спецкурсов факультета «Философия постмодерна». Важно заложить в профессиональный бэкграунд, что реклама нужна для распространения необходимой информации и что делать это можно увлеченно, креативно, с генетическим кодом таланта и творчества. В истории нашей страны в качестве примера яркой творческой рекламы можно вспомнить плакаты Родченко с текстами Маяковского. Представляется важным вспомнить и о том, что для Маяковского реклама — «это имя вещи» [Маяковский], которая напоминает о себе, используя талант своих создателей.
Заключение
На следующее утро состоялся показ проектов, к которому ребята готовились почти всю ночь. Восемь команд спорили: кто является целевой аудиторией продвижения образовательной программы, когда должен быть пик коммуникационной активности по ее продвижению, каким должен быть сайт, какие социальные сети надо задействовать, какие новые формы офлайн можно предложить будущим абитуриентам. Этим замечательным профессиональным самоанализом и одновременно планом совместной дальнейшей работы завершилась выездная школа направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, креативная и во многом действительно инновационная.
Комментарии
Такой подход к чтению литературы представлен в ряде курсов, читаемых на кафедре, в частности в рамках Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанной Г. В. Сориной [3]. За разработку МЭАТ Г. В. Сорина получила патент, авторское свидетельство результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [№ гос. регистрации АААА-П7-617060110019-6 от 01/06/2017].
Литература
1. Маяковский В. В. Агитация и реклама [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo. gl/yC7Qh4 (дата обращения: 07.01.2018).
2. Сорина Г. В., Костикова А. А. Теория и практика связей с общественностью: философ-ско-методологический подход // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 4. С. 64-75.
3. Сорина Г. В. «Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/g-v-sorina/metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnom-processe (дата обращения: 07.01.2018).
4. Эллис А. К. Природа инновации в образовании / краткий пер. с англ. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4 (41). С. 23-29.
APPLIED AND FUNDAMENTALS IN MODERN EDUCATION: INNOVATIONS IN OUTCLASSES ACTIVITIES FOR APPLIED SPECIALISATIONS
AT THE FACULTY OF PHILOSOPHY OF THE MOSCOW STATE UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV
The article is focused on the innovative practice of outdoors professional school of the Public Relations and Advertising Department of the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University. The author of the article emphasizes the role of philosophical disciplines necessary for the development of professional competencies in various fields, including practical fields of activity. The author also analyzes the possibilities of an interdisciplinary transition from one subject area to another. The author presents the advantage of reception of professional concepts of Advertising and Public Relations threw Literature, Art and Philosophy, precisely threw text analysis. The author emphasizes the regulating role of the educational standards of higher education of the Moscow State University named after M.V Lomonosov in building independent work of students. The author also shows the features of innovative approaches to the organization of extracurricular work of students, new forms of curriculum supervision for undergraduates over junior students.
Keywords: innovation in education, contact hours, outdoors professional activity, creativity, tutorials, target groups, optic media, philosophy of communication, standards of high school education.
References
• Jellis A. K. Priroda innovacii v obrazovanii / kratkij per. s angl. // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2017. T. 1. № 4 (41). S. 23-29.
• Majakovskij V. V. Agitacija i reklama [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://goo.gl/yC7Qh4 (data obrashhenija: 07.01.2018) [In Rus].
• Sorina G. V. «Metodologija jekspertnogo analiza teksta (MJeAT) v obrazovatel'nom processe» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.litres.ru/g-v-sorina/metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnom-processe (data obrashhenija: 07.01.2018) [In Rus].
• Sorina G. V., Kostikova A. A. Teorija i praktika svjazej s obshhestvennost'ju: filosofsko-metodologicheskij podhod // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija. 2016. № 4. S. 64-75 [In Rus].