Научная статья на тему '«...ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА, КОТОРУЮ МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ (БИОЭТИКА), ИМЕЕТ “КЕНТАВРОВЫЙ” ХАРАКТЕР»'

«...ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА, КОТОРУЮ МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ (БИОЭТИКА), ИМЕЕТ “КЕНТАВРОВЫЙ” ХАРАКТЕР» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««...ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА, КОТОРУЮ МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ (БИОЭТИКА), ИМЕЕТ “КЕНТАВРОВЫЙ” ХАРАКТЕР»»

следование фронестических технологий на основе проект-но-ориентированной этической парадигмы.

Итак, «что?» и «к чему?» определили. «Каким образом? Зачем?» - механизмами целенаправленной ориентации этико-прикладного знания на роль «непосредственной производительной силы» относительно той или иной профессиональной или надпрофессиональной практики. То есть, моральной «производительной силы», обеспечивающей разработку, усовершенствование и оценку инновационных технологий и научно-практических изобретений.

Г: Как преподаватель при изложении материала (например, историко-философского плана) я вынужден основываться на различных парадигмах. Но как эксперт чаще всего обращаюсь и мотивирую свое решение, в основном, парадигмой № 5.

«...Прикладная этика, которую мы разрабатываем (биоэтика), имеет "кентавровый" характер»

Пустовит Светлана Витальевна

к.б.н., доцент кафедры философии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика (Киев)

kvll@voliacable.com

А: Скорее всего, дальнейший путь развития прикладной этики будет связан с поиском ее новых образов, один из этих «образов» станет новой парадигмой, в рамках которой и будет происходить дальнейшая проработка отдельных теоретико-методологических конструктов прикладной этики. Черты этого образа уже проступают: это метаэтическая направленность (этика для многих сфер деятельности), содержательность (конкретные принципы), индивидуализация, встраивание в жизненный мир человека (этика, связанная с понятием габитуса), концептуальная гибридизация

и др. Не совсем согласна с трактовкой «расширение предметного поля прикладной этики и, прежде всего, благодаря освоению достижений зарубежных коллег» как специфической для инерционного пути. В таком случае и в инерционном, и в инновационном сценариях будет наблюдаться расширение предметного поля прикладной этики (исходя из нашего пояснения).

Б: В целом данная классификация верно отражает то, что есть на сегодняшний день. Концепция Васильевене несколько выпадает из системы (гибридная модель), так, наряду с указанием на механизмы прикладной этики, она включает конкретизированные моральные ценности; остальные парадигмы основаны на представлениях о прикладной этике как методе поиска решений или рефлексии этого опыта (преувеличение методологической и гносеологической функций прикладной этики в ущерб содержательным моментам). Как биоэтик я бы включила еще одну парадигму прикладной этики - парадигму глобальной биоэтики с конкретными принципами (справедливости, «не навреди», «делай благо» и др.). Биоэтику принято считать биомедицинской этикой или отождествлять с глобальной экологической этикой. Мы считаем, что ценность выживания и сохранения жизни (о том, что такое жизнь - отдельный разговор) есть фундаментальная ценность для любого вида человеческой деятельности. Дальнейшая конкретизация этой цели-ценности происходит через гуманистические ценности и следующий уровень - этические принципы.

В: Нет необходимости редактировать трактовку парадигм, так как они отражают именно «парадигмы», а не элементы системы. По-видимому, необходимо уточнить принцип классификации, и наряду с формальным подходом к прикладной этике, использовать содержательный (какие теории, какие принципы конкретизируются и выступают в качестве системообразующих). Например, в парадигме Ва-

сильевене ясно прослеживаются черты организационной этики, бизнес-этики.

Г: Моя парадигма ближе к гибридной модели Василье-вене. Прикладная этика, которую мы разрабатываем (биоэтика), имеет «кентавровый» характер, она имеет также указание на конкретные принципы и механизмы согласования с действительностью. При этом механизмы могут быть «неновыми» -метод конкретизации и генерализации морали. По-видимому, ноу-хау биоэтики (глобальной) в том, что она становится метаэтикой для различных видов деятельности человека, будучи по происхождению «прикладной».

Отличие от традиционных способов связи философской этики с практикой в том, что она использует различные методы и может заимствовать не только отрефлексированные моральные теории, но и другие виды человеческого опыта для обоснования тех или иных позиций (общечеловеческая мораль, религиозные практики и пр.).

«...От вопроса о перспективности той или иной парадигмы

мало что зависит»

Протанская Елена Сергеевна

д.ф.н., проф., зав. кафедрой педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета;

Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств

proels2007@yandex.ru

А: И да, и нет. Чтобы оставаться в поле философской, мировоззренческой области науки, этике необходимо отслеживать и оценивать общность возникающих в практике проблем, их этический потенциал. Возможно, предлагать инновационные варианты разрешения. С другой стороны, на основе определения тенденций, складывающихся в системе моральных отношений, этика, возможно, будет проецировать их в практику для решения её проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.