Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ'

ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
721
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рецензия / речевое воздействие / приемы / жанр / СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волосникова Екатерина Сергеевна

В исследовании рассматриваются основные методы и приемы речевого воздействия, используемые в жанре рецензии. Изучаются особенности их функционирования в качестве способов усиления эффекта убедительности текста и механизмов формирования общественного мнения об анализируемом произведении искусства, а также их необходимость для популяризации и актуализации выбранной темы. На примере материалов известных российских журналистов исследуется частота использования в рецензии приемов речевого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ»

http://visualstorytelling.ru/2016/07/29/vizual-ny-j-storitelling-osnovny-e-e-lementy/ (дата обращения: 08.11.2020).

4. Енбаева, А. П. Сторителлинг - тренд современной журналистики [Текст] / А. П. Енбаева, И. В. Топчий // Медиасреда. - 2018. - № 2. - C. 27-32.

5. Макки, Р. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только... [Текст] / Р. Макки. - М. : Альпина нон-фикшн, 2019. - 456 с.

6. Толстых, В. В. Визуальный сторителлинг в мультимедийной продукции СМИ [Электронный ресурс] / В. В. Толстых // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность : материалы V Международной научно-практической интернет конференции. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. -Тамбов, 2017.-URL: http ://www.tsutmb.ru/na-uka/internetkonferencii/2017/ zhurnalist-v-sovrmedia/3/tolstyh.pdf (дата обращения: 08.11.2020).

7. Симакова, С. И. Сторителлинг как прием журналистской работы [Текст] /

C. И. Симакова, А. П. Енбаева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. -№ 1 (31). - С. 110-117.

8. Скворцов, А. Сторителлинг [Электронный ресурс] / А. Скворцов // Меркатор. Искренние коммуникации. - 2007. - URL: https://mercator.ru/blog/storitelling_255/ (дата обращения: 08.11.2020).

9. Челнокова, Е. А. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций [Текст] / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина, Н. М. Григорян // Перспективы науки и образования. - 2017. - № 5 (29). - С. 7- 12.

10. Armstrong, D. Managing by Storying Around: A New Method of Leadership [Text] /

D. Armstrong. - New York : Crown Business, 1992. - 272 p.

Алексеева Галина Викторовна - магистрант первого года обучения факультета журналистики Челябинского государственного университета, alekseeva.galyuha@mail.ru

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, ava45@yandex.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10202

Е. С. Волосникова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ

В исследовании рассматриваются основные методы и приемы речевого воздействия, используемые в жанре рецензии. Изучаются особенности их функционирования в качестве способов усиления эффекта убедительности текста и механизмов формирования общественного мнения об анализируемом произведении искусства, а также их необходимость для популяризации и актуализации выбранной темы. На примере материалов известных российских журналистов исследуется частота использования в рецензии приемов речевого воздействия.

Ключевые слова: рецензия, речевое воздействие, приемы, жанр, СМИ.

Рецензия как журналистский жанр является, прежде всего, критическим отзывом о каком-либо произведении искусства. Причем этот отзыв подразумевает анализ материала

и его оценку с точки зрения значимости для культуры и качества его исполнения. Важную роль в жанре рецензии играет воздействующая функция, которая помогает эффективно донести мысли автора до аудитории и помочь им с принятием решения о том, стоит ли знакомиться с рассматриваемым произведением и какую оценку ему дать. Посредством воздействия удается актуализировать и популяризировать то или иное произведение искусства, рассматриваемое рецензентом. Он использует в рецензии различные приемы воздействия таким образом, чтобы авторская позиция не становилась единственной правильной, но при этом была убедительной и имела доказательную основу. По мнению А. А. Тертычного, воздействие является основным компонентом рецензии [28. С. 152]. Она может рассказать читателю о том, что заслуживает его внимания, а что - нет, и помочь лучше разобраться в вопросах той области, к которой относится анализируемое произведение.

Для усиления эффекта убедительности в медиатекстах, а в частности и в рецензиях, используются прежде всего приемы речевого воздействия. Само понятие, как указывает О. С. Иссерс, связано с определенной речевой установкой, речевым общением, которое взято в аспекте его целенаправленности, мотивационной обусловленности и планируемой эффективности [11. С. 20]. Важная цель этого феномена в том, чтобы вызвать реакцию у аудитории - изменение эмоционального настроя и коннотативных значений - и скорректировать концепцию мира, которая существует в сознании адресата. В средствах массовой информации субъект речевого воздействия, то есть журналист, регулирует деятельность объекта, то есть человека, на которого оказывается влияние и который в определенной мере является свободным в своем выборе и поступках. Это явление способствует введению новых знаний и трансформации уже имеющихся с помощью использования всевозможных языковых средств.

В процессе создания рецензии автор использует интерпретацию действительности в выборе слова, что представляет собой определенную установку адресанта, в ней заключены его идеологическая и этическая позиции, которые он предлагает своему адресату. Одним из главных способов воздействия является создание рецензентом идеологических ориентиров, которые отражаются в лексике и воздействуют на читателя, навязывая конкретную модель восприятия мира и собственные ценности [11. С. 108].

Среди речевых способов воздействия исследователь выделяет иронию, которая используется для возвеличивания или принижения чего-либо в тексте, что создает особую экспрессию посредством резкого контраста. Обратимся к следующему примеру, в котором довольно просто, но достаточно ярко отражен данный прием: «Чувство собственной значимости героев иллюстрируется очень доходчиво: газетный критик здесь, например, разъезжает на спорткаре и одним ударом по клавиатуре буквально убивает героев своих рецензий. Ну-ну, ну-ну» [16]. Эффективность речевого воздействия также увеличивается, если включать в материал паронимы, омонимы, которые обладают многозначностью: «"низменное" происхождение» [23]. Это может заключить текст СМИ в новую форму, привлекающую внимание аудитории и способствующую его запоминанию. Однако используется данный прием не так часто. Противопоставления прагматического характера, употребляемые в аргументационной части материалов, особенно полные эмоциональной окраски, тоже оказывают влияние на реципиента: «не невидимка, а жертва невидимки-абьюзера» [7]. Фразеологизмы часто используются в СМИ для создания эффектных заголовков, которые первыми воздействуют на адресата, но используются крайне редко, чтобы воздействующий эффект от них не проходил от пресыщения читателей таким приемом: «Не в бровь, а в глаз: "Андалузский пес" -сюрреалистический шедевр Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали» [30]. То есть важную роль в оказании воздействия играют лексические ресурсы, которые помогают тексту обрести выразительность и запоминаемость в глазах аудитории.

Вместе с тем в рецензиях, как и во многих аналитических жанрах, актуализируются грамматические значения. Так, вкачестве воздействующих способов могут использоваться, например, в одном предложении грамматические контрасты, среди которых употребление разных временных и глагольных форм, единственного и множественного числа: «Во-первых, Иллиес отказался от нарративной структуры и излагал факты как хроникер, но очевидно, что последнее, к чему он стремится, — это рассказать о прошлом "так, как это было на самом деле"» [15]. Присутствует и категория залога, которая может быть представлена в активной, пассивной, переходной или возвратной форме: «Альбомы Капуе уже давно не воспринимаются в привычном формате сборника песен с критериями "музыка, тексты, хитовость"...» [25]. Она выражает отношения между субъектом и объектом речевого воздействия. Категория вида как еще один воздействующий ресурс, который заключается в употреблении глаголов несовершенного вида вместо совершенного вида и наоборот. Изменение относительных прилагательных на качественные отмечается как действенный способ влияния на мнение аудитории, так как повышает эффективность восприятия оценочных суждений. Другие грамматические приемы - парцелляция («Возможно, Старый для Молодого -символический отец. Или материализовавшийся старый грешок. Или просто фантом» [6]), сочинительные конструкции, номинализация, - как и уже указанные выше, позволяют изменять модель мира аудитории, актуализировать важные для автора рецензии темы, смыслы, а также способствуют выражению экспрессии.

Воздействие рецензии на читателя, как уже было замечено ранее, начинается с заголовочного компонента, об этом в своем исследовании пишет И. В. Реброва [24. С. 67]. Заголовок как сильная позиция, на которую в первую очередь обращает внимание адресат материала, позволяет предварительно определить отношение автора к анализируемому произведению, глубину его рассмотрения и даже уровень владения языковыми средствами выразительности. Вместе с тем в статье утверждается, что важную роль при восприятии текста в сетевом издании играют цветовое и шрифтовое выделение заглавия. Это заставляет читателя заметить рецензию и невольно сконцентрироваться на ней. Максимальное воздействие достигается при соединении этих двух фактором: и форматирование, и суть заголовка должны зацепить читателя оригинальностью. Например, к рецензии на фильм «Мертвые не умирают» критик подобрал заголовок «Оживание хуже смерти» [21].

Среди стилистических приемов воздействия автор выделяет метафору, употребление которой в тексте может показать уровень его знаний и умение ее использовать («лирическому герою пришлось научиться плавать, чтобы не потонуть» [17]); инверсию, которая помогает правильно расставить акценты в предложении («дополнительную ценность ей придает эксклюзивный иллюстративный ряд» [26]); конструкции разговорного синтаксиса, задача которых облегчить восприятие текста рецензии и оказать влияние на восприятие материала читателем («история - это какая-никакая, но все-таки наука» [14]). Следовать жесткой структуре не обязательно, важнее - отразить в тексте авторское «я» и выразить речевое поведение рецензента [24].

Эмоционально-экспрессивно-оценочные языковые средства, как считает Л. Г. Викулова, способствуют более выраженному воздействию на эмоции и чувства читателей [3]. Также включение в аналитический материал различных речевых средств положительно сказывается на образе автора и, соответственно, на его работе, которая обретает большую значимость в читательских глазах [18]. Кроме того, для привлечения внимания в рецензии используются разнообразные стилистические приемы, которые усиливают выразительную составляющую журналистского материала и придают ему образность, о чем в своей работе пишет С. С. Силецкая [27].

Главными приемами, по мнению исследователя, являются выразительные средства языка: уместные эпитеты, сравнительные обороты и логичные повторы.

Все вышеперечисленное не должно мешать восприятию текста и прослеживанию первостепенной части рецензии, то есть самого критического анализа. Эпитеты являются самым используемым приемом воздействия и присутствуют во всех рецензиях, потому что они помогают сделать сухой текст более эмоциональным. Андрей Плахов в своей аналитической работе с первых же слов начинает использовать эпитеты, особенно ярко выделяется описание режиссера: «мастер изящных метафизических конструкций» [20]. Как пример логичных повторов можно привести несколько предложений из рецензии на роман «Искусство легких касаний»: «Читать этот текст Пелевина как увлекательную историю саму по себе довольно скучно. Читать ее как историю поисков духовной истины и ее мерцающей недостижимости, просто не получится. Читать ее как комментарий к окружающей действительности на этот раз не слишком интересно...» [1].

Кроме того, автор исследования обращает внимание на то, что использование доказательной базы является важным пунктом в процессе создания рецензии. Наличие в ней различных речевых приемов концентрирует внимание субъекта рецензии на важных аспектах анализа. Включение в материал специальных терминов (метапроцесс, медиаконвергенция, трансмедийный сторителлинг [13]) или книжной лексики (профанировать [22]) повышает его достоверность и точность и может усилить его экспрессивность. Но существует и обратный прием, который повышает эффективность влияния изложенных мыслей автора в рецензии на реципиента. По мнению автора, намеренное использование разговорных слов приближает рецензента к читателю и помогает привлечь внимание к важным для восприятия элементам текста. Например, самый известный на сегодняшний день автор коротких рецензий использовал такой прием в очередной критике, заменив «множество знаменитостей» на более простое выражение, сближающее объекта и субъекта на речевом уровне: «фильм-катастрофа с кучей звезд» [8].

О. С. Иссерс утверждает в своем исследовании, что использование простых, разговорных выражений в широких слоях общества является популярным способом трансляции своего видения мира и своей позиции и влияет на изменение в медиадискурсе, в том числе и в рецензиях. Представления о речевом идеале размываются, границы допустимых в публичной коммуникации тем расширяются, что является подтверждением взаимодействия СМИ и массовой речевой культуры. Однако впоследствии мы наблюдаем обратное воздействие: медиа посредством использования приближенных к жизни речевых конструкций налаживают связь с массовым потребителем и могут влиять на изменения в его видении концепции мира [10].

Воздействующая функция рецензии, по мнению М. М. Груздевой, наряду с аттрактивной может быть связана с рекламным подтекстом [4]. Так автор материала привлекает внимание к анализируемому произведению, тем самым продвигая его в медиапространстве и помогая аудитории сформировать мнение о нем. Ярче всего выделяются стилистические средства - помимо вышеперечисленных указываются оценочная лексика («потрясающая актерская работа Виктории Исаковой» [7]), реминисценции («своеобразная версия легенды о Фаусте и Мефистофеле» [5]) и цитаты («Или, как выразился сам Иллиес в другом месте, "то, что кажется вечным, - мимолетно, а то, что кажется мимолетным, - вечно"» [15]). Они играют важную роль в успешной реализации не только функции воздействия, но и других немаловажных функций рецензии.

Т. С. Василенко уверена, что наибольшую роль в передаче информации, в том числе посредством рецензии, и оказании влияния на аудиторию играют языковые средства. В этом случае функция воздействия способствует реализации прагматической и информационной функций. Автор отмечает, что высокая степень эмоциональной нагрузки

читателя может достигаться благодаря использованию вопросительных предложений, которые привлекают внимание аудитории и заставляют ее обратить внимание на какую-либо рассматриваемую в рецензии проблему [2].

Функция воздействия также может быть в тандеме и с другими важными функциональными компонентами. Так, М. Ю. Казак выявил эту закономерность при исследовании эстетических аспектов журналистики, под которыми подразумевает синкретическое полифункциональное явление, затрагивающее внутритекстовые и дискурсивные особенности материалов. Автор считает, что функция эстетики в медиатексте обычно тесно связана с установками повлиять, сообщить, побудить, развлечь, а также подчинена прагматическим механизмам убеждения и внушения, то есть помогает оказывать воздействие на аудиторию [12].

Кроме того, воздействующий фактор заложен в коммуникативную цель аналитического медиаматериала, которая состоит в том, чтобы донести мысли автора и доказать, что они правильные. Исходя из этого, идеи рецензента, переданные в его тексте, будут приняты в концептуальную картину мира читателя и повлияют на его восприятие анализируемого в журналистском материале произведения. Речевоздействующий потенциал, который включает в себя уже указанную ранее оценочную семантику лексических единиц («для адекватного отображения этих материй у него [режиссера] просто не хватает воображения» [22]), стилистическую дифференциацию речи, языковую игру, контекст и т. д., а также графические средства, среди которых шрифт, иллюстрации, фото и т. д., используется в медиатекстах для отражения авторских интенций. Их восприятие читателем должно быть легким, а сама аргументация - убедительной, но ненавязчивой, чтобы границы и направления мысли, установленные рецензентом, не были явно заметны для читателя. Автор должен апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, вкладывая их в семантику лексических единиц текста. К. А. Иванова в своем исследовании утверждает, что еще одной воздействующей лексической единицей является сленг, введение которого в текст облегчает его восприятие и заставляет проникнуться доверием к автору, который уже не возвышается над читателем, а становится наравне с ним: «раздолбайское обаяние» [19]. Такой прием помогает выразить экспрессию авторского высказывания [9].

Использование мультимедийных материалов в этом коммуникационном пространстве может оказать влияние на восприятие всего текста и выраженного в нем мнения автора. По мнению А. В. Федорова, снижение уровня сложности рецензии благодаря использованию сниженной лексики может оказать положительное воздействие на широкую аудиторию, которая в большинстве своем может не обладать медиакомпетентностью и не иметь представление о социокультурном контексте и проблематике конкретного материала [29. С. 48]. Благодаря этому повышается уровень эмоционального воздействия, которое помогает читателю почувствовать именно то, что рецензент заложил в свой материал.

Ознакомившись с 18 рецензиями, в которых разбирались кинематографические работы, литературные шедевры и музыкальные релизы, мы определили, что наиболее используемыми приемами речевого воздействия в этом журналистском жанре являются выразительные средства языка. Особенно выделяются эпитеты, их использовали порядка 300 раз в рассмотренных нами рецензиях. Далее следуют лексические единицы, среди которых многозначные слова и противопоставления. Их около 200 в анализируемых материалах. Грамматические значения используются примерно в таком же объеме.

Таким образом, среди главных приемов воздействия выделяются актуализация грамматических значений, фонетические ресурсы, а также различные языковые средства выразительности, которые помогают произвести впечатление на читателя и возвести медиатекст на уровень выше среди множества схожих материалов. В процессе

воздействия важно учитывать эмоциональное наполнение рецензии, чтобы грамотное сочетание приемов дало необходимый эффект, то есть повлияло на мнение аудитории, помогло донести авторскую позицию и актуализировало исследуемый продукт искусства.

Список литературы

1. Биргер, Е. Скорбь по свободе говорить что вздумается: рецензия на новый роман Пелевина «Искусство легких касаний» [Электронный ресурс] / Е. Биргер // Esquire. - URL: https://esquire.ru/letters/119822-skorb-po-svobode-govorit-chto-vzdumaetsya-recenziya-na-novyy-roman-pelevina-iskusstvo-legkih-kasaniy/#part1 (дата обращения: 22.03.2020).

2. Василенко, Т. С. Особенности языковой реализации информационных медиатекстов (на примере телевизионных новостных выпусков Би-Би-Си) [Текст] / Т. С. Василенко, Е. И. Шеваршиновая // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2019. - № 5. - С. 17-28.

3. Викулова, Л. Г. Оценочный вектор рецензии в музыкальном дискурсе [Текст] / Л. Г. Викулова, А. В. Щепилова, О. В. Вострикова, Н. Л. Шевченко, Н. Б. Касьянова // Язык и культура. - 2018. - № 42. - С. 39-59.

4. Груздева, М. М. Роль языковых средств в создании полифункциональности театральной рецензии [Текст] / М. М. Груздева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 4. - С. 55-60.

5. Долин, А. В. 30 лучших фильмов десятилетия: выбор Антона Долина [Электронный ресурс] / А. В. Долин // Meduza. - URL: https://meduza.io/slides/30-luchshih-filmov-desyatiletiya-vybor-antona-dolina (дата обращения: 24.03.2020).

6. Долин, А. В. «Маяк» Роберта Эггерса: идеальный хоррор с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном [Электронный ресурс] / А. В. Долин // Meduza. - URL: https:// meduza.io/feature/2020/01/19/mayak-roberta-eggersa-idealnyy-horror-s-uillemom-defo-i-robertom-pattinsonom (дата обращения: 24.03.2020).

7. Долин, А. В. Что смотреть в кино: «Вперед», «Человек-невидимка», «Прощание со Сталиным» Ультракороткие рецензии (140 символов!) на главные фильмы недели [Электронный ресурс] / А. В. Долин // Meduza. - URL: https://meduza.io/slides/chto-smotret-v-kino-vpered-chelovek-nevidimka-proschanie-so-stalinym (дата обращения: 24.03.2020).

8. Долин, А. В. Что смотреть дома: «Заражение», «Лихорадка», «Слепота» Ультракороткие рецензии (140 символов!) на лучшие фильмы об эпидемиях [Электронный ресурс] / А. В. Долин // Meduza. - URL: https://meduza.io/slides/chto-smotret-doma-zarazhenie-lihoradka-slepota (дата обращения: 24.03.2020).

9. Иванова, К. А. Лексические средства интенсификации оценочного значения в информационно-аналитических интернет-текстах [Текст] / К. А. Иванова // Коммуникативные исследования. - 2015. - № 1 (3). - С. 88-97.

10. Иссерс, О. С. Массовая речевая культура в аспекте медиатизации социальных коммуникаций [Текст] / О. С. Иссерс // Вестник Новосибирского ун-та. Сер. История. Филология. - 2019. - № 6. - С. 177-187.

11. Иссерс, О. С. Речевое воздействие [Текст] / О. С. Иссерс. - М. : Флинта ; Наука, 2009. - 225 с.

12. Казак, М. Ю. Об эстетике журналистского текста [Текст] / М. Ю. Казак, А. А. Крылова // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 18. - С. 134-139.

13. Кульчицкая, Д. Как герой «Улицы Сезам» стал Усамой бен Ладеном [Электронный ресурс] / Д. Кульчицкая // Горький. - URL: https://gorky.media/reviews/kak-geroj-ulitsy-sezam-stal-usamoj-ben-ladenom/ (дата обращения: 26.03.2020).

14. Мещеряков, А. «Война и мир» на японский лад [Электронный ресурс] / А. Мещеряков // Горький. - URL: https://gorky.media/reviews/vojna-i-mir-na-yaponskij-lad/ (дата обращения: 24.03.2020).

15. Митрошенков, К. Что на самом деле хотел сказать: о сиквеле «1913» Флориана Иллиеса [Электронный ресурс] / К. Митрошенков // Горький. - URL: https://gorky. media/reviews/chto-on-na-samom-dele-hotel-skazat-o-sikvele-1913-floriana-illiesa/ (дата обращения: 24.03.2020).

16. Москвитин, Е. «Бархатная бензопила» с Джейком Джилленхолом - новый фильм Netflix, высмеивающий современное искусство [Электронный ресурс] / Е. Москвитин // Esquire. - URL: https://esquire.ru/movies-and-shows/82172-barhatnaya-benzopila-s-dzheykom-dzhillenholom-novyy-film-netflix-vysmeivayushchiy-sovremennoe-iskusstvo/#part1 (дата обращения: 20.03.2020).

17. Никитин, А. Альбом Mac Miller «Circles» - идеальный посмертный релиз [Электронный ресурс] / А. Никитин // The Flow. - URL: https://the-flow.ru/music/mac-miller-circles-review (дата обращения: 20.03.2020).

18. Петрова, Н. Е. Типология коммуникативных ходов, реализующих тактику положительной презентации объекта рецензии [Электронный ресурс] / Н. Е. Петрова, А. Н. Морева // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - URL: https:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/41/42 (дата обращения: 20.03.2020).

19. Плахов, А. С. Лучезарный грешник [Электронный ресурс] / А. С. Плахов // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3930299 (дата обращения: 23.03.2020).

20. Плахов, А. С. Неприглядная «Правда»: фильм-откровение о жизни великой актрисы Катрин Денёв [Электронный ресурс] / А. С. Плахов // Искусство кино. - URL: https://kinoart.ru/reviews/nepriglyadnaya-pravda-film-otkrovenie-o-zhizni-velikoy-aktrisy-katrin-denev (дата обращения: 23.03.2020).

21. Плахов, А. С. Оживание хуже смерти [Электронный ресурс] / А. С. Плахов // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4026455 (дата обращения: 23.03.2020).

22. Плахов, А. С. Хороший человек на панели [Электронный ресурс] / А. С. Плахов // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3570132 (дата обращения: 23.03.2020).

23. Плахов, А. С. Человек, который смеется последним [Электронный ресурс] / А. С. Плахов // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4112097 (дата обращения: 23.03.2020).

24. Реброва, И. В. Речевое поведение российской интеллигенции и его отражение в жанре рецензии сетевых литературных журналов русского зарубежья [Текст] / И. В. Реброва // Филологический класс. - 2015. - № 2. - С. 66-74.

25. Редькин, Н. Kanye West записал «быстрый» альбом «ye» - мы публикуем на него «быструю» рецензию. Все честно! [Электронный ресурс] / Н. Редькин // The Flow. - URL: https://the-flow.ru/music/kanye-west-ye-review (дата обращения: 24.03.2020).

26. Сергеев, С. Бурная жизнь и бесславная кончина французского правомонархизма [Электронный ресурс] / С. Сергеев // Горький. - URL: https://gorky.media/reviews/ burnaya-zhizn-i-besslavnaya-konchina-frantsuzskogo-pravomonarhizma/ (дата обращения: 24.03.2020).

27. Силецкая, С. С. Особенности реализации функции воздействия в тексте литературной рецензии [Текст] / С. С. Силецкая // Царскосельские чтения. - 2017. -С.389-393.

28. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. - М., 2000. - 312 с.

29. Федоров, А. В. Блоговая медиакритика: медиаобразовательная функция [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая // Медиаобразование. - № 1. - С. 43-49.

30. Ямпольский, М. Б. Не в бровь, а в глаз: «Андалузский пес» - сюрреалистический шедевр Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали [Электронный ресурс] / М. Б. Ямпольский // Искусство кино. - URL: https://kinoart.ru/reviews/ne-v-brov-a-v-glaz-90-let-andaluzskomu-psu-luisa-bunyuelya-i-salvadora-dali (дата обращения: 23.03.2020).

Волосникова Екатерина Сергеевна - студент третьего курса факультета журналистики Челябинского государственного университета, ekatvol256@gmail.com.

Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10203 В. В. Дербина

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург (Россия)

РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ОБЫВАТЕЛЯ В МЕДИАТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР.»)

В статье исследуются особенности функционирования языковых и речевых средств в речевой репрезентации образа российского обывателя. На примере публикаций общественно-политического журнала «Русский репортёр» выявляются стилистико-речевые особенности каждого коммуникативного действия, определяется набор типичных речевых средств, необходимых для репрезентации в зависимости от интенциональных установок.

Ключевые слова: речевая репрезентация, обыватель, речевые средства, коммуникативные действия.

Концепт обывателя или типичного представителя действительности является неотъемлемой частью современной журналистики, он активно используется в речевом воздействии на читателя, что обусловлено сохраняющимся интересом медиасферы к социальной проблематике, непосредственному представителю российской действительности с его духовными ценностями и трудностями жизненного пути. Именно поэтому изучение речевой репрезентации такого образа представляет сегодня одно из наиболее актуальных направлений. Новизна работы состоит в рассмотрении специфики представления обывателя в медиа.

Цель исследования - выявить особенности речевой фиксации и определить основной набор речевых средств, используемых авторами при репрезентации обывателя в медиатексте. Эмпирическим материалом для изучения послужили тексты репортажей общественно-политического журнала «Русский репортёр», опубликованные в период с июля 2018 года по апрель 2019 года.

Изучение понятия «обыватель» в научном дискурсе в разные исторические периоды всегда порождало плюрализм научных дефиниций. Он существует и сейчас, однако с позиции современных социологов личность обывателя всё же следует рассматривать как продукт повторяемости и типизации, а смысловую семантику исторического корня слова трактовать как присутствие в бытии и принадлежность единству со включением своего индивидуального начала [6. С. 81]. Кроме того, необходимо учитывать существующее в медиаречи явление социальной оценочности, согласно которому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.