Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
2019 Vol. 24 No. 2 295-302
http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2019-24-2-295-302 УДК 070:316.77(292.471)
Рубрика «Истории» информационного портала Ме^2а:
традиции и инновации
В статье исследуется рубрика «Истории» интернет-портала Meduza как яркий образец процессов, происходящих в новых медиа, — конвергенции классических жанров, использования новых технических и коммуникативных инструментов. Цель исследования — выявить содержательные и жанровые черты, репрезентирующие специфические свойства и характеристики материалов рубрики «Истории» как инновационного жанра интернет-СМИ. Особое внимание уделено сторителлингу как базовой технологии создания текстов рассматриваемой рубрики. В работе были изучены не только публикации, размещенные в рубрике «Истории», но и интернет-ресурсы, которые освещали создание и процесс функционирования онлайн-издания. В результате исследования было установлено, что материалы рубрики «Истории» имеют как общие для большинства интернет-изданий черты, так и специфические, что дает основание определить данную рубрику как особый жанр интернет-СМИ. Результаты лингвистического исследования рубрики «Истории» имеют большое значение в изучении особенностей сетевой инфосферы и практике создания интернет-контента. Материалы исследования могут быть использованы непосредственно в работе журналистов онлайн-изданий, а также при разработке учебных курсов для студентов направления подготовки «Журналистика».
Ключевые слова: интернет-СМИ; новые медиа; текст; жанр; интернет-портал Meduza; сто-рителлинг
В настоящее время интернет — это развивающаяся быстрыми темпами площадка, где создается и публикуется информация. Происходит «смена мономедийной среды на мультимедийную» [5. С. 103], появляется новая область знаний, которую исследователи называют «лингвистикой интернета», в связи с чем особую значимость приобретает изучение текстов сетевых средств массовой информации (СМИ).
Изменяется не только способ передачи информации, но и ее форма: происходит конвергенция классических жанров, тексты приобретают специфические черты, обеспечивающие интерактивность и сокращение дистанции между адресатом и адресантом. В то же время они вступают в тесное взаимодействие с особенностями традиционной журналистики, приобретая новые свойства и характеристики. Примером этого явления может служить рубрика «Истории», представленная информационным порталом Meduza.
Н.Ю. Налитова, М.В. Петрушина
Московский политехнический университет Российская Федерация, 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38
Meduza как представитель новых интернет-медиа
Meduza — это русскоязычный информационный портал, начавший свою работу 20 октября 2014 г. и базирующийся в Латвии. Автор и владелец проекта — Галина Тимченко, бывший редактор Lenta.ru — одного из ведущих новостных интернет-СМИ.
На сайте https://meduza.io/ есть страница «О проекте», где сформулирована программа издания: «Мы выбираем для вас самые важные новости и готовим лучшие тексты о том, что происходит в России и мире. Мы выступаем за свободу распространения информации. Мы брезгливо относимся к интересам чиновников и крупного бизнеса, презираем пропаганду и джинсу, а журналистике мнений предпочитаем журналистику факта. Мы пишем только о том, что по-настоящему важно».
Meduza — не просто агрегатор новостей и текстов. В отличие от Google, Rambler, Yandex, Mail.ru, которые пользуются автоматическим ранжированием новостей, в этом издании новости отбираются редакторами вручную, а также публикуются собственные авторские материалы. Таким образом, данное СМИ является оригинальным web-изданием.
Проект Charmer, занимающийся визуальными коммуникациями и веб-проектами, работал над созданием айдентики (корпоративного стиля) портала Meduza. Александр Гладких, арт-директор и сооснователь проекта Charmer на конференции CodeFest 2016 г. рассказал, что Meduza в период становления ориентировалась на всемирно известные газеты Америки и Великобритании The New York Times и The Guardian, а также на американскую новостную интернет-медиа-компанию Buzzfeed. Создатели Meduza хотели соединить солидность и бескомпромиссность элитных газет с массовостью и новыми форматами американского портала. К числу последних можно отнести визуальную разметку официального сайта и мобильного приложения, а также особенности рубрикации.
Согласно классификации М.М. Лукиной [4. С. 274], Meduza, в отличие от многих новостных агрегаторов (например, «РИА Новости», «РБК»), имеет жанровую, а не тематическую модель рубрикации, которая в измененном виде повторяет некоторые из рубрик Buzzfeed. Александр Поливанов, заместитель главного редактора интернет-издания, в интервью, данном авторам настоящей статьи, комментирует ее так: «Существует два типа рубрикаций — по темам (Россия, мир, спорт, культура) или по жанрам (новости, видео, фотогалереи). Наш рубрикатор скорее второго типа, хотя мы выделяем не жанры, а "наджанры". Истории — это про почитать, разбор — про разобраться, шапито — про отдохнуть немного». Можно сделать вывод, что в основу рубрикации изучаемого портала положена определенная поведенческая модель, которая является основным признаком целевой аудитории каждой конкретной рубрики.
Жанровое своеобразие рубрики «Истории»
«Истории» — мультимедийный раздел. 95 % статей этой рубрики не заимствованы из других источников. В основном они имеют формат лонгрида, спецификой которого является большое количество текста, разбитого на части с помощью
различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и пр. Остальные 5 % материалов этой рубрики являются заимствованными из других источников (Meduza использует как российские, так и зарубежные источники: «Фонтанка.ру», «Новая газета», «РБК», Lenta.ru, Associated Press, The Daily Telegraph, Reuters, BBCnews и др.) и переработанных сотрудниками редакции Meduza.
«В ''Истории'' попадают все длинные тексты и фотогалереи, которые рассказывают какие-то истории», — комментирует Александр Поливанов. Подобная рубрика существует на американском портале Buzzfeed под названием Big stories. Тексты, представленные в ней, также в основном написаны сотрудниками Buzzfeed, некоторые из них имеют дополнительную рубрикацию (Politics — политика, World — мир и т.д.). Редактор отдела специальных корреспондентов Андрей Козенко в интервью авторам данной статьи поясняет: «Происхождение рубрики "Истории" никак не связано с Buzzfeed, хотя, конечно, про такую рубрику мы знали. Тут дело скорее в том, что на старте Meduza ориентировалась именно на лонгриды, именно они стали тем локомотивом, который потянул все издание. И появление рубрики "Истории" было естественным ходом вещей. Сейчас у нас много форматов, некоторые вообще не текстовые, но рубрика остается одной из главных».
Он же рассказывает о том, как создается эта рубрика: «Я ставлю в рубрику новые тексты, создаю тематические блоки на любую тему, по которой мы делаем несколько материалов. Я же удаляю старые истории, обычно недельной давности, чтобы рубрика была не на 125 экранов, а какого-то более гуманного размера».
Журналисты издания Meduza, отвечая на вопросы своих читателей, рассказали о том, сколько времени занимает создание текста для этой рубрики: «По-разному. Если это короткое интервью по горячей теме, взятое по телефону, материал можно сделать и за час-полтора. Если это большое расследование, работа может растянуться на несколько дней и даже недель (а иногда — в самых исключительных случаях — и месяцев). Однако сотрудников у нас мало, поэтому все спецкоры работают в двух режимах: "коротком" и "длинном". То есть они могут потратить несколько дней на разработку какой-то трудной темы, но параллельно должны сдавать "быстрые" тексты».
Чтобы определить жанровое своеобразие «Историй», необходимо проанализировать содержание этой рубрики. Здесь публикуются репортажи («Мы умнее своих родителей. В Москве прошел митинг против блокировки Telegram»), интервью («"Надя шила флаг на Болотной. А я сидела в Луганске". Интервью Марии Алехиной о новых клипах Pussy Riot, театре и психиатрических больницах»), выборки основных событий по конкретной теме («Убийство Бабченко оказалось спецоперацией украинских силовиков. Главное (и что это вообще было)»), рецензии на фильмы («Что смотреть в кино: "Хан Соло", "Черновик", "Секса не будет!!!". Ультракороткие рецензии (140 символов!) на главные фильмы недели»), рецензии на книги («Три книги в жанре нон-фикшн: последние русские аристократы, "звезды" времен Вольтера и греческие мифы в пересказе Стивена Фрая»), фотографии или картинки, которые содержат наглядную информацию о теме
(«Глава МИД России впервые за почти 10 лет приехал в КНДР. Фотография»), видеозаписи («Мы выглядели все грязнее, мы погружались в откровенную халтуру. Фрагмент фильма Джима Джармуша об Игги Попе и The Stooges»), аналитические статьи («Он сказал, что мне нужна нормальная баба. Кто такие сексологи — и почему те, кто так себя называют, могут навредить пациентам») и биографии известных людей («Биография хакера Льюиса — основателя "Шалтая-Болтая". Максимально коротко»). Андрей Козенко, объясняя, что объединяет все перечисленные материалы, в целом соглашается со своим коллегой Александром Поливановым, отметившим объем текстов, но замечает, что объем текста — не первостепенный критерий и «главное, чтоб это была история».
Чтобы объяснить позицию журналистов, надо обратиться к понятию «история». Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой (2010), оно имеет восемь значений. Выделим основные для данного исследования:
1. Процесс развития природы и общества. Это значение обобщает цель всех материалов, публикуемых в рубрике «Истории». Репортажи и интервью, фотографии и видео, книжные и музыкальные обзоры и аналитические тексты вместе представляют аудитории процесс развития общества («Самые влиятельные люди в мире по версии Forbes. В одной картинке»).
2. Последовательный ход развития, изменения чего-либо. Многие «Истории», дополняя друг друга, последовательно представляют ход развития какого-либо события («Освобождение Мосула. Как проходит наступление на крупнейший город ИГ и что происходит с его жителями»). Некоторые материалы имеют пометку «главное» и являются обзорами основных этапов события или явления и его итогов («ИГ вернуло себе Пальмиру. Главное»).
3. Совокупность фактов и событий чьей-л. жизни; описание таких фактов, событий. Данное значение реализуется в публикуемых на портале Meduza биографических очерках, цитатах и интервью, которые дают представление о ходе развития значимой (в конкретный момент) части жизни человека («Вспыльчивый нефтяник, еще один "друг Путина". The New York Times — о главном кандидате на пост госсекретаря США Рексе Тиллерсоне»).
4. События отдаленного прошлого. Meduza размещает не только материалы о событиях и явлениях настоящего времени. Некоторые из них неразрывно связаны с прошлым, поэтому появляются тексты, актуализирующие это значение слова «история» («Стыдные вопросы про Ивана Грозного. Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины?»).
5. Рассказ, повествование (разг.). К данному определению можно отнести форму большинства текстовых материалов рубрики.
6. Происшествие, приключение, случай (перен. разг.); скандал, неприятность. Происшествия, случаи, скандалы — это то, из чего зачастую строится повестка дня многих СМИ. Meduza не является исключением. Многие материалы различных форматов посвящены этим темам (После массового убийства в Сазерленд-Спрингс прошло четыре дня. ФБР до сих пор не может вскрыть айфон преступника. От помощи Apple следователи отказываются).
На основе анализа содержательных особенностей материалов, помещенных в рубрику «Истории» можно сделать вывод, что представленные значения слова
«история» актуальны для каждого из них. Их целевое и тематическое единство позволяет назвать «Истории» наджанром или макрожанром — «сверхсложным жанровым образованием, объединяющим множество неоднородных независимых жанров на основе тематического и целевого единства и имеющим сложную иерархическую структуру» [3. С. 146], что подтверждают журналисты портала Meduza: «Мы выделяем не жанры, а "наджанры"», — комментирует Александр Поливанов. Происходит стирание жанровых границ.
Сторителлинг базовая технология создания текстов рубрики «Истории»
Еще одно определение слова «история» связано скорее не с содержанием информации, а со структурой ее подачи: «История — это устное или письменное описание действительных или выдуманных событий, которые выстроены с помощью сюжета» [7. С. 38]. Именно наличие сюжета, драматургии в тексте исследователи отмечают как основную черту способа подачи информации, который называется сторителлинг.
Как отмечает профессор О.Р. Самарцев, сторителлинг — это «генеральный жанр или стиль "письма"», который западные исследователи называют features writing. В отличие от news writing (так называемой перевернутой пирамиды), который используется для изложения-констатации фактов, сторителлинг применяют для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй [6. С. 290]. Так, материал, опубликованный в рубрике «Истории» портала Meduza «Его никто не искал, а он продолжал убивать. "Маньячная группа" 15 лет ловила в Иркутской области серийных убийц — несмотря на противодействие начальства и безразличие жителей» начинается с конца истории — поимки преступника, а затем повествование развивается по схеме композиции «перекрестного рассказа», когда элементы одной большой истории пересекаются на уровне героев, места или времени действия [5. С. 639]. Текст разбит на одиннадцать глав и эпилог.
Как отмечают исследователи М.С. Миташева и В.С. Варакин, технология сто-рителлинга заключается в акте наррации — превращения истории в нарратив, интерпретации происходящего. Раскрытие темы в нарративной журналистике обеспечивает последовательная репрезентация материалов [5. С. 638].
В рубрике «Истории» это выражается в первую очередь в гипертекстуальности материалов. В отличие от печатных изданий, где текст полностью оказывается перед глазами читателя, в интернет-изданиях структура материалов гипертексту-альна. Большой смысловой объем «Историй» предполагает их гипертекстуальность. Она проявляется на внутритекстовом (гиперссылки помещаются в самом тексте) и внешнетекстовом (гиперссылки помещаются после текста) уровнях. Гипертекстуальность позволяет историям композиционно взаимодействовать между собой, воссоздавая и осмысливая социальную действительность.
Еще один способ последовательной репрезентации события, который используют авторы рубрики «Истории», — объединение нескольких новостных сюжетов в историю и ее представление аудитории с пометкой «Главное» («Сторонники
"Исламского государства" напали на полицейских в Грозном. Главное»). Журналистская интерпретация события выражается в подборке фактов, которая рисует перед аудиторией особую картину мира.
Стоит отметить, что использование технологии сторителлинга, как и формата лонгрида, свойственно не для всех материалов рубрики «Истории» (как уже было отмечено, здесь публикуются рецензии на книги и фильмы, цитаты, фотографии и другие материалы, не предполагающие использования этой технологии). Тем не менее применение сторителлинга как инструмента информационного моделирования социальной действительности [2. С. 92] детерминирует специфические инновационные черты материалов рубрики «Истории».
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать следующее: материалы рубрики «Истории» представляют целевое и тематическое единство. Базовым инструментом их создания выступает технология сторителлинга. Все это позволяет назвать «Истории» макрожанром.
Meduza — представитель нового типа интернет-СМИ, ставшего популярным в последние несколько лет. Причины популярности этого издания заключаются не только в специфике программных установок и выборе тематики контента, но и в формате самого издания: новый тип рубрикации предполагает широкий охват аудитории, использование технических средств оптимизирует ориентацию читателя в гиперпространстве и минимизирует затраты времени. При этом издание не открещивается от традиционной журналистики — в создании и поддержании своего имиджа, профессиональной миссии издание ориентируется на элитные газеты, а внутри макрожанра «Истории» существуют привычные и устоявшиеся жанры, такие как интервью, репортаж, рецензия и др. «Истории» представляют собой синтез традиций и инноваций, что позволяет удовлетворить запросы массовой аудитории и обеспечить эффективное восприятие текстов. Специфические черты «Историй» делают проект оригинальным и выделяют его из большого числа современных изданий.
© Налитова Н.Ю., Петрушина М.В., 2019
(£>) © .
I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Список литературы
[1] Бирюков В.А., Ливсон М.В. Аудитория средств массовой информации как ключевой фактор стратегии развития медиабизнеса в экономике внимания // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 1. С. 103—109.
[2] Варакин В.С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности. Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О.В. Третьякова. Архангельск, 2014. С. 92—99.
[3] Косицкая Ф.Л. Речевой жанр как единица контрастивного анализа // Вестник ТГПУ. 2006. № 4. С. 101—105.
[4] Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
[5] Миташева М.С., Варакин В.С. Сторителлинг как технологическая основа журналистики (опыт теоретической аргументации) // Концепт. 2017. Т. 2. С. 637—641.
[6] Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. 526 с.
[7] Sinclair J.B. A story about a message that was a story: message form and its implications to knowledge flow. Helsinki: Hanken School of Economics, Department of Management and Organization; Edita Prima. 2010. 142 p.
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 05 марта 2019 Дата принятия к печати: 30 марта 2019
Для цитирования:
Налитова Н.Ю., Петрушина М.В. Рубрика «Истории» информационного портала Meduza: традиции и инновации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 2. С. 295 — 302. http://dx.doi. org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-295-302
Сведения об авторах:
Налитова Наталья Юрьевна, бакалавр журналистики, магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций Института издательского дела и журналистики Московского политехнического университета. Контактная информация: e-mail: Nalitova_natalia@ mail.ru
Петрушина Мария Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и истории литературы Московского политехнического университета. Контактная информация: e-mail: [email protected]
Rubric "Stories" of information portal "Meduza": traditions and innovations
Natalia U. Nalitova, Maria V. Petrushina
Moscow Polytechnic University 38 Bolshaya Semenovskaya St., Moscow, 107023, Russian Federation
The article examines the "Stories" section of the "Meduza" Internet portal as a vivid example of the processes taking place in new media — the convergence of classical genres, the use of new technical and communication tools. The purpose of the study is to identify the content and genre features that represent the specific properties and characteristics of the materials of the heading "Stories" as an innovative genre of online media. Not only publications published in the "Stories" section were studied, but also Internet resources that covered the creation and functioning of the online publication. As a result of the study, it was found that the materials of the "Stories" heading have both common to most online publications and specific features, which gives grounds to define the "Stories" heading as a special genre of online media. The results of the linguistic study of the "Stories" section are of great
importance in studying the peculiarities of the network infosphere and the practice of creating Internet content. Research materials can be used directly in the work of journalists of online publications, as well as in the development of training courses for students of the journalism training area.
Keywords: Internet media; new media; text; genre; "Meduza" Internet portal; storytelling
References
[1] Birjukov V.A., Livson M.V Auditorija sredstv massovoj informacii kak kljuchevoj faktor strategii razvitija mediabiznesa v jekonomike vnimanija [The audience of the media as a key factor in the development strategy of the media business in the economy of attention]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela [Proceedings of higher educational institutions. Problems of printing and publishing]. 2015. No. 1. Pp. 103—109.
[2] Varakin VS. Storitelling kak instrument informatsionnogo modelirovaniya sotsial'noi deistvitel'nosti [Storytelling as a fool of information modelling of social reality]. Socialnaja missija zhurnalistiki: realii iprognozy: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social mission of journalism: realities and forecasts: materials of the interuniversity scientific-practical conference]. Arhangelsk, 2014. Pp. 92—99.
[3] Kosickaja F.L. Rechevoj zhanr kak edinica kontrastivnogo analiza [Speech genre as a unit of contrastive analysis]. Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU]. 2006. No. 4. Pp. 101—105.
[4] Lukina M.M. Internet-SMI: teorija i praktika [Internet media: theory and practice]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2010. 348 p.
[5] Mitasheva M.S., Varakin V.S. Storitelling kak tehnologicheskaja osnova zhurnalistiki (opyt teoreticheskoj argumentacii) [Storytelling as the technological basis ofjournalism (the experience of theoretical argumentation)]. Concept. 2017. No. 2. Pp. 637—641.
[6] Samarcev O.R. Tvorcheskaja dejatel'nost'zhurnalista: ocherki teorii ipraktiki [Reative activity of a journalist: essays of theory and practice]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 2010. 526 p.
[7] Sinclair J.B. A story about a message that was a story: message form and its implications to knowledge flow. Helsinki: Hanken School of Economics, Department of Management and Organization; Edita Prima. 2010, 142 p.
Article history:
Received: 05 March 2019 Revised: 30 March 2019 Accepted: 30 March 2019
For citation:
Nalitova N.U., Petrushina M.V. (2019). Rubric "Stories" of information portal "Meduza": traditions and innovations. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 24(2), 295—302. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-295-302
Bio notes:
Natalia U. Nalitova, BA, the master student, The Department of Journalism and Mass Communications, Higher School of Printing and Media Industry, Moscow Polytechnic University Contacts: e-mail: [email protected]
Maria V. Petrushina, Ph.D ofPhilological Sciences, Docent, Associate Professor at The Department of Russian Language and History of Literature, Higher School of Printing and Media Industry, Moscow Polytechnic University. Contacts: e-mail: [email protected]