Библиографический список
1. Газданов Г Пилигримы. Гайто Газданов. Собр. соч.: в 5 т. Москва: Эллис Лак, 2009; Т. 3: 295 - 476.
2. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество. Владикавказ: Изд-во Северо-Осет ин-та гуманитарных исслед., 1995.
3. Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. Москва: Новый хронограф, 2009.
4. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество. Владикавказ: Изд-во Северо-Осет. ин-та гуманитарных исслед., 1995.
5. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20 - 30-х годов: монография. Санкт-Петербург: Петербургский писатель, 1998.
6. Бабичева Ю.В. Гайто Газданов и творческие искания серебряного века. Вологда, издательство ВГПУ «Русь», 2002.
7. Ходасевич Вл.Ф. Некрополь. Литература и власть. Письма Б.А. Садовскому. Москва: СС, 1996.
References
1. Gazdanov G. Piligrimy. Gajto Gazdanov. Sobr. soch.: v 5 t. Moskva: 'Ellis Lak, 2009; T. 3: 295 - 476.
2. Dienesh L. Gajto Gazdanov. Zhizn' i tvorchestvo. Vladikavkaz: Izd-vo Severo-Oset. in-ta gumanitarnyh issled., 1995.
3. Proskurina E.N. Edinstvo inoskazaniya: o narrativnojpo'etike romanov Gajto Gazdanova. Moskva: Novyj hronograf, 2009.
4. Dienesh L. Gajto Gazdanov. Zhizn' i tvorchestvo. Vladikavkaz: Izd-vo Severo-Oset. in-ta gumanitarnyh issled., 1995.
5. Kabaloti S.M. Po'etika prozy Gajto Gazdanova 20 - 30-h godov: monografiya. Sankt-Peterburg: Peterburgskij pisatel', 1998.
6. Babicheva Yu.V. Gajto Gazdanov i tvorcheskie iskaniya serebryanogo veka. Vologda, izdatel'stvo VGPU «Rus'», 2002.
7. Hodasevich Vl.F. Nekropol'. Literatura i vlast'. Pis'ma B.A. Sadovskomu. Moskva: SS, 1996.
Статья поступила в редакцию 14.10.19
УДК 070
Vitvinchuk V.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Lavrishcheva M.S., student, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF RUSSIAN PODCASTS (BASED ON MEDUZA). The article discusses a phenomenon of podcasting in Russian media space. The experience of creating and publishing podcasts in foreign (American) publications is described. Several classifications of the genre, which are offered by foreign and Russian researchers, are compared. The experience of studying this issue in Russia and abroad is considered. American scientists have identified trends in the development of the genre, while in Russia it has not received much of the theoretical development. The authors consider the process of formation of podcasting in Russia. For this purpose, analysis of podcasts of Meduza publication and statistics of the site is carried out. The conclusion is made about the catching development of the phenomenon in Russia, genre identity and cultural readiness of the listener to the most frank and living format.
Key words: podcasting, podcast, media space, media, information, radio, multimedia, journalist, radio, television, newspaper, bloggers, media corporations, content.
В.В. Витвинчук, канд. филол. наук, доц. каф. теории и практики журналистики, Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
М.С. Лаерищееа, студент, каф. теории и практики журналистики, Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОДКАСТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗДАНИЯ «MEDUZA»)
В статье рассматривается явление подкастинга в российском медиапространстве. Описывается опыт создания и публикации подкастов в зарубежных (американских) изданиях. Сравниваются несколько классификаций жанра, которые предлагаются зарубежной и российской исследовательницами. Рассматривается опыт исследования этой проблематики в России и за рубежом. Американским ученым выделены тенденции развития жанра, тогда как в нашей стране явление не получило должной теоретической разработки. Авторы рассматривают процесс становления подкастинга в России. Для этого проводится анализ подкастов издания Meduza и статистических данных сайта. Делается вывод о догоняющем развитии явления в России, жанровом своеобразии и культурной подготовленности слушателя к максимально откровенному и живому формату.
Ключевые слова: подкастинг, подкаст, медиапространство, СМИ, информация, радио, мультимедиа, журналист, радио, телевидение, газета, блогеры, медиа корпорации, контент.
В сегодняшнем медиапространстве мало быть просто слушателем, зрителем или читателем. Человек стремится выйти из оформленного теоретиками разряда «аудитория» и стать соучастником, понять, что он тоже часть события или явления, о котором говорит журналист Кроме того, традиционные медиа и инструменты - радио, телевидение, газета перестают удовлетворять читательский интерес. Все сложнее увидеть событие изнутри, составить свое мнение, представить, как все происходило. Поэтому распространяются подкасты - их делают крупные издания наряду с блогерами и гражданскими журналистами.
Этот жанр позволяет полностью раскрепоститься, рассказать историю, не ограничивая себя форматом радио. В России он ещё не используется так широко, как в зарубежных корпорациях. Поэтому российский подкаст находится в подвешенном состоянии - вне жанра. О зарубежных изданиях можно утверждать ровно противоположное. На платформе Radiotoria публикуются подкасты разного характера: развлекательные, просветительские, исторические и расследовательские. Такие корпорации продолжают набирать подписчиков и постоянных слушателей. Их слушают по всему миру - это удобно совмещать с другими делами и не нужно тратить время на чтение.
Многие американцы не представляют свою жизнь без подкаста, потому что это своего рода вовлечение в обсуждение, рассмотрение ситуации глубоко аналитически. При этом человек не напрягается, не вслушивается в шаблонные новости, ограниченные эфирным временем.
Тема подкастинга в широком смысле ещё не получила должной теоретической разработки в российских изданиях. За рубежом уже сформулировано определение подкаста - «цифровой аудиофайл, доступный в Интернете для загрузки на компьютер или мобильное устройство, как правило, доступный в виде серии,
новые партии которой могут быть получены подписчиками автоматически [1]». Как видим, в определении делается акцент на «многосерийность» подкастов. Действительно, жанровая проработка (особенно на американских порталах) включает не только общность темы или подбора героев, а сторителлинг - последовательно проработанную историю.
Р. Берри справедливо отмечает, что в современном производстве подка-стов прослеживается две тенденции:
1. Создание контента силами профессионалов радиовещания и (или) связанных с брендами
2. Запись подкастов простыми пользователями в отрыве от медиа-индустрии [2].
Российские авторы в основном пишут на узкоспециализированную проблематику. З.К. Саламова рассматривает явление «реальных преступлений» в аудио-подкастах. Исследовательница воспользовалась методологией Генри Дженкинса о «культуре соучастия» и использовала 17 аудио-материалов - подкастов выпуска МЛУ: «Намеренно отграничивая себя от профессионалов радио и знатоков криминологии, ведущие подкаста «МЛУ» четко идентифицируют себя как фанатов жанра «реальное преступление». Карен и Джорджия часто напоминают слушателям о насмотренности и начитанности в области развлекательных нарративов о реальных преступлениях. Ведущим нравятся истории, в которых события не поддаются рациональному объяснению и вызывают у них сильные эмоции [3]».
У ведущих появляется возможность для реализации творческого потенциала, откровенного диалога со слушателем и возрождения некогда популярных жанров. В интервью на портале «журналист» Виктория Некрасова - преподава-
Top Ten Episodes
since 2017-0MS
17,002 downlo*ds
Since 2017435-26
тель института журналистики и литературного творчества - опираясь на зарубежный опыт, подчёркивает: «Еще про популярность - компания Marvel весной 2018 года собирается выпустить на платформе Stitcher в пакете Premium подкаст «Росомаха: Долгая ночь», созданный в формате радиоспектакля. После обкатки на Stitcher подкаст будет запущен и на других аудио-площадках. Но случится это не раньше осени 2018 года. Сценарий 10-серийного проекта написал автор комиксов Бен Перси [4]».
Неверно будет считать, что явление подкастинг абсолютно вне жанра. Своеобразие его как раз в том, что типология у специалистов различается - одни выделяют несколько общих форм, другие рассматривают большой набор признаков. Виктория Некрасова выделяет жанры «документалистика, комедия, investigative journalism, ток-шоу, аналитические передачи [4]». Наиболее обширную классификацию предлагает Джулия Сапиро - руководитель Radlotoria: «¡nfocast (информационный), backcast (про прошлое), crlmecast (расследование преступлений), чамкаст (дружеский подкаст), хамблкаст (неординарные истории), риапкаст (что сейчас), фикшнкаст (про научную фантастику, например), хаукаст (лайфхаки), сиквелкаст (про истории), втф-каст (шозахрень) [4]».
«Пересадить»подобнуюя1ассификацию на россий-скуюдействительность проелемкттчио, еоскольку если примеры backcast, риапкаст, infocast на русском языке уже есть,то другое не пред назпачеоы дляутссийсктго олушоселя -нетформировооа кул ьтк»т есеып пенного потребления контента.
Л куследоиьнии Knight Foundation представлены результаты крупного социологического исследования аудитории индустрирподкастинга.Былоробран о 28964 интертпю ло олушстаоимиптдошеПв опт. К5%взньтлк1х ьревпочнтаеп получать информацию со смартфонов. На основе этих данных исследователи выделили TnnSupeBllstenor-человек, который слушаеиподааеты еалеа 1°ьауов в неделю. Характеризуют супер-слушателя так:
Херес для Путина. Что случилось с «Массандрой» после присоединения Крыма
Meduza в курс«, 05.05.2017, Норм подкаст. Нужно слушать
Meduza в курсе, 28.04,17. Зеленый оппозиционер, устойчивый премьер
Meduza в курс«. 19.05.17. Украина отключает рунат
Как живет российский двойник Ди Каприо спустя год после окончания pi
Ijf с его участием
Meduza в курсе. 26.05.17. Святой и еще святее
Meduza в курсе 12.05.17. Макрон на страже галактики
Китайские туристы захватывают Байкал
Since 201Í-05-3J
1S#771 I
downloads I
Чеченцы в Берлине: угрозы смертью за выбор «неверного пути-
13,427 downloads
since 2017-CS-04
Как врачи, Церковь и фонд Владимира Якунина борются с
дио.
Большее потребление контента(почасамипо просл ушанным шоу). Предпочтение подписке и смещенное во времени потребление. Опо(а нн мтбикььоо потрыбопни с,токчравило,виуби . Готовность продвигать контент другим и полагаться на сарафанное ра-
Пpepдoчлoнp-илecыoyoниoмy coиeaжaнию. 6. Лœ^pднoлoь киубллчеым oMH o готовность Hn^^'o^eoo-í^yo6« сньмесни yno[Hn вши^ья [5].
Рис.2.Статистическиеданныепо подкастам Meduza на 5.О6.2О17 [
Аыот мысуь о том, что псдыасо долженбыть другом, ое. внушать доуерое и рас-пксзывaьькcтсунюмосcимапьно откровенно (причем средства здесь играют не ыыауебсмвующтю рслт),окаиу|ваетсят1ючтвой.
Подкасты на медузе на момент 8.10.2019 публикуются в разных рубриках:
Н. Твктт тБдету. ЛБЫШийтексанедали публикуется в аудиоформате или в кидоинте^тю с а втором. Чаще это расследования или истории, которые часть aиЛУT0ЫУи не дочитывает
п,Медуза в курсе. В рубрике обсуждаются ключевые события недели. Работа также ведется в нескольких жанровых категориях. Появляются экстренные выпуски, если новость широко обсуждается и требует детальной проработки не-
3. Рубрики «Книжный базар», «История болезни», «Так и будет», «Перемотка», «Как жить», «Сперва роди», «Лаби!», «Розенталь и Гильденстерн» узконаправленные. В них со временем сформировался тематический ракурс. По натрексенносвк эти оедыасты отвечают актуальным общественным запросам, либо подразумевают просвещение через развлекательность, как «Книжный базар», где в описании отмечают книги, которые можно почитать и фильмы, на которые советуют обратить внимание.
4. Партнерские материалы. Их характер просветительский, общеобразовательный или культурологический. Эти подкасты могут быть вписаны в одну из рубрик. Материал «Мышь в депрессии и ухо кролика» был опубликован совместно с фармацевтической компанией «Новартис» в рубрике «История болезни».
По данным статистических сервисов портала на 5 июня через подкаст-при-ложения для iOS и Android или напрямую через RSS подкасты «Медузы» послушали 400 000 раз. Подкасты также живут на Soundcloud, YouTube (цифры в пределах статистической погрешности) и в виде mp3 в Telegram и Вконтакте. В среднем один подкаст «Медузы» слушают 15 000 раз [6].
С 2017 года слушать подкасты стали больше, увеличилось количество рубрик. Так, из 17 аудио-материалов с 30.08.2019 по 10.10.2019 средний хронометраж - 27 мин. Формат подкастов - интервью и текстовка журналиста.
Стоит отметить, что в подкастинге на портале намечается заимствование особенностей радио. Несмотря на стремление к «неформату» и откровенности,
Рис. 1. Материалы социологического исследования подкастинга Knight Foundation [5]
Такой способ потребления подкаст-контента нельзя отнести к российской действительности. Большинство традиционных СМИ - федеральное радио и телевидение - пользуются стандартным форматом и шаблонами. Следовательно, переход из развлекательного в просветительский, образовательный и расследовательский подкастинг длится дольше. Первыми запускать такие аудиомате-риалы в СМИ стала «Новая газета». Позже инициативу подхватила редакция «Медузы».
8 июня 2017 года на Meduza опубликовали материал о том, как в издании началось создание подкастов. По сути, саму задумку и первые пробы относят к осени 2016 - не все удавалось, какие-то жанры не приживались, опросы аудитории помогали выявить, что наиболее предпочтительно. В итоге сделали вывод: «Наша изначальная идея - сделать аудиовыпуски новостей для приложения -оказалась провальной. Подкасты - это голоса, которые живут в ваших ушах. Они должны быть друзьями слушателя, а для этого нужно установить контакт [6]». Но классическое радио тоже одной из своих целей считает установление контакта.
Рис. 3. Статистические данные, подготовленные по сайту Meduza [7]
1 2 3 4 э 6 7 & 9 10 11 12 13 14 1э 16 17 1& 19 20 21 22 23 24 2э 26 27 2& 29 30
Рис. 4. Статистические данные, подготовленные по сайту Meduza [7]
используется традиционное полуразвлекательное интервью, а в крупных материалах (30-36 минут) часто встречаются вещи «около темы». Так, в подкасте за 4.09.2019 «Глава, в которой взрослые смотрят «Историю игрушек», читают Гарри Поттера и радуются!» гость - кинокритик Антон Долин - сам возвращает слу-шателяк теме разговорз:«Если вернрться к той же историиигрушек,скоторой мы начали...[7]» В итоге с обозначенного в заголовке мультфильма и вселенной Д. Рорлинг, о таюке проблемной йематикивезрастнегоегоанийесия в кенотеа-трах происходит переход к рекомендациям детских книг для взрослых. В рубрике «Книжный базар» публикуются списки рекомендованных фильмов и книг.
РТГпа «меквт недели» ааомоориенти.овенанаспкцифиоескогтол^а-теля - члена журналистского сообщества, который разбирается в особенностях ОРИ.Скодк астезиМ.е9.2 019 жррнал иетоа аСексаидеа оДееевтеарсктзывтес о том, как проходила подготовка материала о бесланской трагедии: «Журналист сз«Ктмеомклрспой пpтвды»говoыйттоткaзaаcс[7Ыы. -итоолыдетз-авмяют фрагментами истории - рассказами журналистов-очевидцев, что добавляет ей рттлизеоижизоетт.Слтметелс - потеногатьдыТ скучастоикт п|лочрвствоет страшную обстановку теракта, произошедшего 15 лет назад.
Ещё один специализированный подкаст - Розенталь и Гиндельстерн. Эта ррбеика-ЕИРзвдcтачрcзиeитcдeдовaни я и перспективы. Простым языком студийные гости студии рассказывают слушателю о заимствованных словах, транс-фор ация русского языка и проч. Но вместе с определённой направленностью аудио-материала для филологов, выпускников журналистских факультетов и, конечне,тингврcжoвыитeтaаyрмкo ту «Туссзию кз ык на гране нервного срыва» Максима Кронгауза не является открытием (эту книгу советуют к прочтению ведущие Владимир ПахомовиАле ксандрСадиковв подкасте«Поговоритьорусском языке и остаться в живых: почему нас раздражают любые изменения в языке?» за 30.09.2019 [7]).
Поэтому справо°ливо глворитоод и нмсграции епециалвзр°ованногоконт тента с массовым. К сожалению, российские подкасты на интернет-порталах и ОМИ холдинмх ииемще л^ал^с^в^с^рлена^с^о^н^н^^!^.^^ вот на олатфорлах Вкин-такте, YouTube заимствование из-за рубежа происходит быстрее - публикуются действьодльно узкоспеиаалосив°паорыерещи,которр|е мооеслржот в тлощкд-
кой для обмена опыта между профессионалами в своей области или курсами в аудиальном формате.
Партнерский проект «Лаби!» отличается стилистикой сугубо развлекательной - житель Риги и радиоведущий Дубас Алекс беседует с журналистом Meduza о жизни в Латвии - бывшей союзной республики. К третьему подка-сту начинает казаться, что первоначальная тематика и цель материала утеряна - журналисты просто беседуют о специфике еды ресторанах, обсуждают казусные ситуации, произошедшие с ними в этой стране. Но слушатель при этом остаётся за бортом. Причём в каждом выпуске отмечается, кто партнер по этому проекту. Авторы пишут в описании: «Этот подкаст «Медуза» придумала вместе с Латвийским агентством инвестиций и развития. Проект финансируется из средств Европейского фонда регионального развития [7]». Так намечается тенденция обеднения и потеря тематической направленности российских пар-тнерскихподкаст-проектов.
Проникновение СМИ на площадки подкастинга в социальные сети и другие популярные площадки налицо. Meduza размещает свои аудио-материалы во «Вконтакте. Авторы пишут в конце описания: «Подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, Google Podcasts, CastBox, Также мы есть на «Букмейте», Ян-декс.Музыке и YouTube [7]». Но проникновение происходит тотально и повсеместно, что, по нашему мнению, не является грамотным подходом.
Статистические данные по количеству исследуемых аудиальных материалов показывают, что за сентябрь за один рабочий день на сайт выкладывалось не более 3 подкастов. Среднемесячное количество оценивается менее чем в единицу - 0,46. Возможно, это связано с ограниченностью времени журналистов общественно-расследовательскогоиздания или нехваткой специалистов.
Таким образом, подкастинг в российских масс-медиа сегодня носит догоняющий характер, наблюдается нечеткое понимание концептуальной разницы между радио и подкаст-индустрией, часто используются традиционные способы воздействия на аудиторию. Вместе с тем, начинает активно развиваться заимствованный и новый для России подход к пониманию слушателя, ответственности перед ним. Подкаст начал приобретать собственную жанровую канву, он модернизируется ирастетвместесослушателем-соучастником.
Библиографический список
1. Podcast. Available at: en.oxforddictionaries.com/definition/podcast
2. Berry R. Serial and Ten Years of Podcasting: has the medium grown up? Radio, Sound and Internet Proceedings of Net Station International Conference. Ed. by M. Oliveira, F. Ribeiro. Braga: CECS (Centro de Estudos de Comunica$ao e Sociedade), 2015.
3. Саламова З.К. Сторителлинг о «Реальных преступлениях» в аудио-подкастах: способы взаимодействия авторов и аудитории. Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017; 10-2 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii
4. РаспоповаС.Интервью «Подкасты-этоудобно». Издание«Журналист». Availableat: https://jrnlst.ru/podcasting
5. Интернет портал Medium. Исследование. Knight Foundation. Available at: https://medium.com/informed-and-engaged/understanding-public-medias-most-engaged-podcast-users-bb592cd7e03e
6. Подкасты! Илипочему«Медуза»заговорила.Мгстериал интернетизданияMeduza. Availableat:https://medium.com/@meduza/podcasts-3d505518d909
7. Страница подкастов интернет издания Meduza. Available at: https://meduza.io/podcasts
References
1. Podcast. Availableat:en.oxforddictionaries.com/definition/podcast
2. Berry R. Serial and Ten Years of Podcasting: has the medium grown up? Radio, Sound and Internet Proceedings of Net Station International Conference. Ed. by M. Oliveira, F. Ribeiro. Braga: CECS (Centro de Estudos de Comunica$ao e Sociedade), 2015.
3. SalamovaZ.K. Storitelling o «Real'nyh prestupleniyah» v audio-podkastah: sposoby vzaimodejstviya avtorov i auditorii. VestnikRGGU. Seriya «Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie». 2017; 10-2 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-o-realnyh-prestupleniyah-v-audio-podkastah-sposoby-vzaimodeystviya-avtorov-i-auditorii
4. Raspopova S. Interv'yu «Podkasty - 'eto udobno». Izdanie «Zhurnalist». Available at: https://jrnlst.ru/podcasting
5. Internet portal Medium. Issledovanie. Knight Foundation. Available at: https://medium.com/informed-and-engaged/understanding-public-medias-most-engaged-podcast-users-bb592cd7e03e
6. Podkasty! Ilipochemu «Meduza» zagovorila. Material internet izdaniya Meduza. Available at: https://medium.com/@meduza/podcasts-3d505518d909
7. Stranica podkastov internet izdaniya Meduza. Available at: https://meduza.io/podcasts
Статья поступила в редакцию 14.10.19