114
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 070.431:004.738.5
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОЙ ВЕБ-ЖУРНАЛИСТИКИ
А. А. Градюшко
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методологии журналистики
Института журналистики БГУ, Минск, РБ
В статье рассматриваются важнейшие тенденции развития белорусской вебжурналистики. Раскрываются некоторые закономерности функционирования жанровой системы интернет-СМИ. Исследуется явление газетного медиатекста онлайн-формата. Рассматривается создание мультимедийного контента как особого вида творческой деятельности журналиста. Делается вывод, что наиболее применяемыми жанровыми формами интернет-СМИ стали жанры новостных сообщений и резко сократился объем качественных аналитических и художественно-публицистических выступлений.
Ключевые слова: жанры, конвергенция, интернет, заголовок, медиатекст, мультимедиа, визуальная журналистика, инфографика, социальные медиа.
Введение
Переход журналистики в интернет выводит ее на качественно иной уровень. Как мы полагаем, ведущие средства массовой информации Беларуси сегодня представлены в сети уже не столько в качестве веб-версий, сколько в виде изданий, сочетающих в себе интерактивные и мультимедийные сервисы. Под влиянием технологических факторов происходят жанровые трансформации, идет процесс конвергенции традиционных типов публикаций. Все эти тенденции, безусловно, актуализируют необходимость изучения новых жанрово-стилистических методов и приемов, которые на современном этапе используются в практике работы белорусских интернет-СМИ.
Под веб-журналистикой в настоящем исследовании мы будем понимать особый субъект средств массовой информации, который характеризуется оперативностью, интерактивностью, мультимедийностью, мобильностью, персонализированностью, гипертекстуальностью, имеет свои специфические особенности и новые типологические черты [1, 6]. Проблема модификации структуры традиционных жанров является одним из актуальных направлений научной мысли. Интернет-издания Беларуси в этом отношении остаются недостаточно изученными.
Цель исследования заключается в выявлении жанрово-стилистических особенностей новостной веб-журналистики Беларуси, определении закономерностей функционирования жанровой системы интернет-СМИ. Эмпирическую базу составили журналистские материалы, размещенные в интернете на сайтах белорусских информационных порталов, в онлайновых версиях традиционных газет, а также на сайтах интернет-изданий. Временные рамки исследования ограничены периодом с 2012 по 2014 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
В современной журналистике под жанрами подразумевают устойчивые типы публикаций, объединенных схожими содержательно-формальными признаками. Для Беларуси характерна классификация жанров, созданная профессором Б. В. Стрельцовым [2]. К информационным жанрам в 2002 г. он относил заметку, отчет, интервью, репортаж, зарисовку. Аналитические жанры включают в себя корреспонденцию, статью, обозрение, рецензию, комментарий, обзор печати. Группа художественно-публицистических жанров, согласно Б. В. Стрельцову, представлена очерком, эссе, фельетоном и памфлетом. Сегодня есть все основания утверждать, что с появлением веб-журналистики эта система жанров трансформировалась. В настоящее время учеными предложено несколько новых вариантов жанровой дифференциации.
ФІЛАЛАГІЧНЫЯ НАВУКІ
115
Представляет интерес, в частности, современная классификация жанров интернет-СМИ, созданная в 2014 г. профессором А. А. Тертычным, включающая в себя следующие группы:
- мономедийные текстовые жанры (вербальные - заметка, отчет, интервью и пр.; визуальные - фотогалерея, слайд-шоу, рисунок, видеоиллюстрация и пр.); аудиальные - подкаст, аудиоверсия текста, аудиоиллюстрация);
- мультимедийные текстовые жанры (вербально-визуальные - любой текст, сопровожденный фотографией, рисунком и пр.; аудио-визуальные - видеоколонка, аудиослайд, потоковое видео и пр.; вербально-визуально-аудиальные - любой текст, сопровожденный звуком, фотографией, рисунком, или законченный видеосюжет, в который включены фрагменты печатного текста и звуковой ряд);
- мономедийные гипертекстовые жанры (например, аудиоверсия газетного/журнального номера);
- мультимедийные гипертекстовые жанры (интерактивный видеомост, мультимедийная презентация, мультимедийная статья) [3].
Следует признать тот факт, что жанровая структура веб-журналистики эволюционировала под действием как технологических, так и творческих факторов. Сегодня в интернет-изданиях возникают «веб-жанры», которые приобретают новые очертания и функции благодаря гибридизации, коннотации и синтетизации [4, 3]. Оценивая состояние веб-журналистики в современном мире, специалисты также отмечают, что сегодня идет процесс диффузии информационных жанров, размытия границ между ними [5]. Как мы полагаем, белорусская вебжурналистика обогатилась новыми творческими методами и приемами, к которым можно отнести модификацию заголовков и текстов, визуализацию, эмоционализацию, активизацию аудитории, интеграцию с социальными сетями, поисковую оптимизацию, персонализацию и гаджетизацию.
Подробнее рассмотрим жанрово-стилистические особенности новостной вебжурналистики на примере крупнейших белорусских порталов. Портал Tut.by долгое время являлся агрегатором новостей, а в конце 2000-х гг. сделал ставку на уникальность контента. В отличие от Onliner.by, где в будние дни в четырех разделах «Технологии», «Авто», «Люди» и «Недвижимость» публикуется около 50-60 новостей, Tut.by ежедневно с понедельника по пятницу размещает в 15 рубриках около 200 материалов. Портал Tut.by формирует картину дня для своих пользователей, в то время как новости, публикуемые на Onliner.by, выполняют, наряду с информационной, развлекательную функцию. Отсюда проистекает упрощенная форма подачи материала, большое количество фотографий в тексте и отсутствие сложных для понимания тем.
Самыми распространенным информационным жанром на портале Onliner.by выступает заметка. Приведем в качестве примера материал «На МКАД женщина на Mercedes из-за неудачного опережения врезалась в столб» (15 января 2014 г.) Под заголовком есть фотография с места ДТП. Также имеется слово «Видео» и надпись «UPD!», которая сообщает об обновлении опубликованной ранее информации. Публикация дополняется видеороликом длительностью 37 секунд, а также включает в себя 9 фотографий. В соответствии с классификацией А. А. Тертычного, эта заметка относится к категории мультимедийных текстовых жанров. Как мы выяснили, если происходит важное событие, текст должен быть написан в течение часа. Журналисты стремятся дать больше разнообразных публикаций, не ставя цели при этом «вычерпать до дна» каждую отдельную тему; оперативность новости, а не аналитичность является здесь приоритетом [7, 191].
В целом наблюдения над материалом позволяют сделать вывод о том, что новые возможности веб-журналистики Беларуси стали толчком для развития такого жанра, как репортаж. В нем гораздо чаще, чем в печатных СМИ, используются фотографии. В этом контексте показателен, например, репортаж портала Onliner.by «От „Валеры “ до „Валеры “: сколько времени понадобится иностранному туристу, чтобы добраться из центра города в „Минск-Арену“» (15 апреля 2014 г.), включающий в себя текст и 34 фотографии. Более того, в интернете никто не ограничивает количество фото. Часто можно встретить репортажи, содержащие до 50-60 иллюстраций и даже больше. Кроме того, в самих заголовках часто используются слова «фоторепортаж», «фотофакт», «видеорепортаж», «+фото», «+видео». Перспективными тенденциями жанровой трансформации нам представляется использование панорамного и 3D фото.
Практика показывает, что жанр репортажа получил особое развитие в спортивной вебжурналистике, где он сокращенно называется онлайн, или текстовая онлайн-трансляция. По ходу матча журналист пишет небольшие сообщения с фотографиями или без них с указанием точного
116
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
времени происходящего, и к концу трансляции появляется развернутый репортаж в виде сообщений за определенное время. Такой жанр, в частности, получил распространение на белорусских веб-ресурсах Tribuna.com и Pressball.by. Социальные сети породили и такой жанр, как твиттер-репортаж.
В этом плане уместно подчеркнуть, что новостную журналистику интернет, без сомнения, улучшил, приучив читателей к удобному потреблению короткой фрагментированной информации. Это можно сказать, в частности, о таком жанре, как интервью. Значительное распространение оно получило на спортивном сайте Tribuna.com. В отличие от печатных СМИ, интервью в вебжурналистике характеризуется лаконичностью, краткими точными фразами, малыми размерами предложений. В качестве примера можно привести интервью «Не собираюсь за уши тянуть белорусов в „Динамо“. Юрий Чиж - о футбольном межсезонье» (24 марта 2014 г.). В этот материале объемом 2400 знаков даны лаконичные ответы на 10 вопросов журналиста. Некоторые ответы состоят всего из одного-двух предложений.
Портал Tut.by, напротив, время от времени обращается к аналитической журналистике, публикуя проблемные корреспонденции и статьи. В этом плане уместно отметить публикацию «Что не так с белорусскими наркозно-дыхательными аппаратами? Претензии, которые могут стоить жизни пациентам» (27 марта 2014 г), в которой идет речь о надежности медицинской техники отечественного производства. Как правило, на Tut.by проблемные материалы размещаются в рубрике «Общество». В ней освещается самый широкий круг тем социальной проблематики. Несколько лет назад, например, общественный резонанс вызывали корреспонденции «В Березинском заповеднике сотрудники издеваются над животными?» (29 мая 2012 г.) и «Государственные дети. Когда хотим, тогда и изымаем?» (2 ноября 2012 г).
Постепенное вытеснение аналитической журналистики из медиасферы интернета приводит к тому, что жанры корреспонденции и статьи, которые предполагают анализ большой группы фактов, их обработку и систематизацию, встречаются в белорусских интернет-СМИ все реже [8, 123]. Художественно-публицистические жанры, представленные очерком, эссе, фельетоном и памфлетом, также редко можно встретить в веб-журналистике Беларуси. Но и они несколько отличаются от газетных или журнальных аналогов. Не только по своему содержанию, адаптированному для чтения с экрана (короткая, предельно понятная публикация с использованием гиперссылок), но и по структуре. Значительное внимание, как и в новостной вебжурналистике, уделяется использованию различных визуально-аудиальных средств.
Жанровая и идейно-тематическая палитра белорусских интернет-СМИ в последние годы обогатилась таким типом аналитических публикаций, как авторский блог. Он нашел свое место не только в «Живом журнале», но и на сайтах газет. Для авторских блогов часто характерны неформальный тон, живой язык, возможность вовлечь читателя в разговор. В частности, специальный раздел «Колумнисты» имеется на сайте «Комсомольской правды» в Белоруссии» kp.by. Авторские колонки ведут шесть экспертов. Специальный сервис «БелТА. Блоги» реализует также Белорусское телеграфное агентство. Рубрика «Авторский блог» создана и на сайте «Советской Белоруссии». Однако в нашей стране колумнистика распространена не столь широко, как за рубежом.
Обобщая теоретический опыт и результаты научного осмысления, можно сказать, что под действием технологических факторов значительное развитие получили мультимедийные и синтетические жанры. В этом плане можно согласиться с российским экспертом М. М. Лукиной, которая выделила такие жанры, как слайд-шоу, подкаст, аудиоиллюстрация и аудиосюжет, видеоиллюстрация и видеосюжет, потоковое видео, мультискрипт, инфографика, информационная игра, мультимедийная статья и ряд других [9, 260-274]. Некоторые из этих жанров, впитавшие в себя потенциал новых технологий, также успешно используются в медиасфере белорусского интернета.
В частности, мы выявили, что наиболее успешно возможности такого способа визуализации, как инфографика, использует БелТА. Первая инфографика на сайте Belta.by была размещена 6 декабря 2007 г. За шесть лет в общей сложности выпущено более 900 инфографик. Например, в 2014 г. на сайте размещена инфографика на темы: «Топ-5 достопримечательностей Беларуси», «Минский метрополитен: сегодня и завтра», «Рейтинг цветочных предпочтений белорусов», «Берегите здоровье: основные рекомендации при ОРВИ».
В последнее время значительный интерес к инфографике проявляет также Tut.by. Чаще всего встречается статичная инфографика. Она представляет собой одиночные изображения без
ФІЛАЛАГІЧНЫЯ НАВУКІ
117
элементов анимации. Это, например, такие материалы, как «Воздушный флот Беларуси: на чем „Белавиа“ летает сегодня и что присматривает на завтра» (1 мая 2014 г.), «Как мы зависим от смартфонов?» (10 февраля 2014 г.), «Успехи и неудачи Азаренко в 2013 году в цифрах и суммах» (6 ноября 2013 г.). Также на TUT.by размещается динамическая инфографика с анимированными элементами. Примеры: «Где тут ефрейтор? TUT.by предлагает пройти тест на знание погон и званий белорусской армии» (23 февраля 2014 г.), «Кто сколько платит? Сравниваем стоимость проезда в Минске и городах мира» (4 января 2014 г.), «Калькулятор курильщика. За 50 лет экономии на сигаретах можно купить дом» (22 ноября 2013 г.).
Помимо инфографики, в белорусских интернет-СМИ можно встретить видеорепортаж, который, по мнению украинского профессора Б. В. Потятиника, в условиях мультимедийной журналистики может даже вытеснить «словесный» репортаж [10, 162]. Например, недавно свой канал на YouTubе создала «Советская Белоруссия». Время от времени туда добавляются материалы длительностью 2-3 минуты, снятые журналистами сайта sb.by. В частности, это сюжеты «Выставки „ ТИБО-2014 “ и „ СМИ в Беларуси “ открылись в Минске» (22 апреля 2014 г.), «Национальный аэропорт „Минск“ после реконструкции» (5 марта 2014 г.). Однако авторских сюжетов на канале немного, чаще всего редакция «Советской Белоруссии» выкладывает туда собственные дайджесты мировых новостей. Другие мультимедийные и синтетические жанры используются в белорусских интернет-СМИ редко.
Проведенная аналитическая интерпретация механизма массово-информационной деятельности показывает, что медиатексты веб-формата обладают и рядом стилистических особенностей. При их написании в первую очередь надо обращать внимание на заголовок. Потому как интернет - это пространство заголовков, и их роль чрезвычайно важна. Чтобы читатель прочитал новость, он должен заинтересоваться заголовком и «кликнуть» на него. В вебжурналистике заголовок должен быть максимально информативным для того, чтобы дать читателю представление о содержании текста. Образные газетные заголовки для интернета совершенно не подходят.
Для создания качественного заголовка как важнейшего элемента текста в новостной веб-журналистике, на наш взгляд, необходимо:
• выбрать ключевые слова новости;
• связать их интересным глаголом;
• указать название местности, где произошло то или иное событие.
Придумать хороший констатирующий заголовок, способный привлечь читателя, недостаточно, - не менее важно удержать его на сайте. Процесс написания текста для интернет -СМИ предполагает умение «сжимать» сам текст, структурировать информацию в соответствии с профессиональными стандартами новостной веб-журналистики, выделять самое важное, акцентируя внимание аудитории на наиболее значимых деталях [11, 54].
При написании текста для интернет-СМИ, как показывает исследование фактов, особое внимание необходимо уделять следующим творческим и стилистическим приемам:
• использование «перевернутой пирамиды», когда текст начинается с самого важного, и основная информация располагается на «первом экране»;
• постановка акцента на первое предложение в тексте;
• деление текста на тематические отрывки, смысловые абзацы (в каждом из них концентрируется только одна идея);
• использование глаголов, выражающих действие, а также существительных, сокращение количества прилагательных в тексте;
• упрощение синтаксиса с целью более легкого восприятия материала (малый размер предложений, отсутствие сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций);
• тщательная работа с лексикой, пояснение специальных терминов;
• выделение ключевых слов полужирным или курсивом;
• постановка акцентов с помощью элементов форматирования текста, изменения размера шрифта и др.;
• использование различных приемов визуализации;
• расстановка гиперссылок на другие публикации по схожей теме.
Первые два абзаца текста приобретают определяющую роль в эпоху мобильной телефонии, когда новости читают на экранах смартфонов. Показателен, в частности, пример сайта газеты «Комсомольская правда» в Белоруссии» kp.by, заголовки и тексты для которого создаются в
118
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
соответствии с указанными стандартами. Содержательно -модификационные аспекты массово-информационной деятельности веб-журналистики Беларуси ярко проявляются также на примере крупнейших информационных порталов Onliner.by и TUT.by. Полученные в ходе исследования данные указывают на трансформацию жанрово-стилистической палитры ряда онлайновых версий традиционных газет, а также сайтов интернет-изданий, размещающих контент только в сети.
Выводы
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выделены основные жанровостилистические особенности новостной веб-журналистики Беларуси. Показано, что появление интернет-СМИ привело к эволюции жанровой структуры традиционной журналистики под действием технологических факторов. Фактический материал свидетельствует, что основную часть содержания белорусских новостных веб-ресурсов составляют тексты информационных жанров. Наряду с классическими возникли новые мультимедийные и синтетические типы публикаций, которые в перспективе могут составить конкуренцию традиционным жанровым моделям.
Литература
1. Градюшко, А. А. Современная веб-журналистика Беларуси / А. А. Градюшко. - Минск : БГУ, 2013. - 179 с.
2. Стральцоў, Б. В. Метад і жанр: Асновы творчага майстэрства журналіста / Б. В. Стральцоў. -Мінск : БДУ, 2002. - 118 с.
3. Тертычный, А. А. Интернет-СМИ: специфика жанрообразования / А. А. Тертычный // Петербургские чтения : тезисы 53-й междунар. науч.-практ. конф. 23-25 апреля 2014 г. / отв. ред. В. В. Васильева. - СПб. : Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.» СПбГУ, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://jf.spbu.ru/conference/4279.html. - Дата доступа : 05.05.2014 г.
4. Пак, Е. М. Жанрообразование в сетевых СМИ: творческие и технологические факторы : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. М. Пак ; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2014. - 23 с.
5. Лащук, О. Р. Особенности требований к рерайтерским новостным материалам [Электронный ресурс] / О. Р. Лащук. - Режим доступа : http://mediascope.ru/node/1433. - Дата доступа : 05.05.2014 г.
6. Калмыков, А. А. Проблема жанрового различения веб-публикаций / А. А. Калмыков // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2. - М. : изд. дом «Журналист». - C. 43-49.
7. Пустовалов, А. В. Информационные порталы и газеты: структуризация пермского новостного интернет-рынка / А. В. Пустовалов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -Пермь : изд-во Перм. ун-та, 2014. - Вып. 1(25). - С. 189-197.
8. Белякова, Л. П. Аналитическая журналистика в системе информационного обеспечения инновационных проектов / Л. П. Белякова ; [науч. ред. О. Г. Слука] ; БГУ. - Минск : бГу, 2013. - 215 с.
9. Интернет-СМИ : теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 349 с.
10. Потятиник, Б. В. Інтернет-журналістика : навч. посіб. / Б. В. Потятиник. - Львів : ПАІС, 2010. - 244 с.
11. Чабаненко, М. В. Структура інформаційного образу подіі в інтернет-журналістиці / М. В. Чабаненко // Украінські медіа 2012: проблеми моделювання медійного контенту : матеріали міжнародноі науково-практично! конференціі [наук. ред. В. Різун ; упоряд. Т. Скотникова]. - К. : 1нститут журналгстики, 2012. -С. 52-57.
GENRE AND STYLISTIC FEATURES OF NEWS WEB JOURNALISM
A. A. Hradziushka
Belarusian State University, Institute of Journalism, Minsk, RB
The benefits of the study are the main tendencies of development of Online Journalism in Belarus. Some objective laws governing the function of genre system Internet mass media are presented. The article studies the notion of newspaper online mediatext. A special kind of creative activity of journalists in multimedia is studied in the article. The reseach results in news reports as the most popular genres whereas high quality analytical and art-journalistic genres are reduced.
Key words: genre, convergence, internet, headline, media text, multimedia, visual journalism, infographics, social media.
Поступила в редакцию 15.05.14 E-mail [email protected]